Статья:

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Хлюпова А.А., Епифанова А.Д. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(19).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Хлюпова Анастасия Алексеевна
студент Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, РФ, г. Москва
Епифанова Анна Дмитриевна
студент Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, РФ, г. Москва
Колчин Сергей Павлович
научный руководитель, проф. Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, РФ, г. Москва

 

Малый бизнес является неотъемлемым звеном высокоразвитой экономики любой страны. Малый бизнес берет на себя ряд функций, которые позволяют экономике совершенствоваться. Во-первых, он предоставляет большое количество рабочих мест, в то время как крупные предприятия активно проводят машинизацию производства и, наоборот, только лишь сокращают штат сотрудников. Во-вторых, мгновенно реагирует на изменения внешней среды, в том числе спроса. Кроме того, внедрение инноваций обычно осуществляется в малом бизнесе. Это связано с тем, что маленькие предприятия не обладают большим объемом технического оборудования, и поэтому требуется меньше времени и средств на совершение изменений в производстве, нежели большим предприятиям.

Во множестве развитых стран, например, в Японии, США, Германии малые предприятия составляют большую долю от числа всех предприятий, и на них производится более половины всей выпускаемой в стране продукции. В России малый бизнес находится на стадии развития. Слабым местом является его неравномерное распределение по отраслям и территориям.

В настоящее время принимается большое количество законов, указов, способствующих поддержке малого предпринимательства, однако все равно остается ряд проблем, мешающих его развитию, в том числе трудности получения кредита и высокие ставки процента, недостатки производственных помещений, инфляция, несовершенства банковской системы и многие другие. Но главной проблемой является высокое налоговое бремя. Рассмотрим подробнее недостатки налогообложения субъектов малого бизнеса.

На сегодняшний день во всем мире наблюдается тенденция к упрощению системы уплаты налогов, в то время как в России налоговая система имеет очень сложную структуру. Пункт 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ гласит, что «акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить». Однако на практике это правило фактически не осуществляется. Структура налогов включает в себя различные отчисления, сборы и акцизы, которые, по сути, сложно отличить друг от друга. По этой причине бухгалтерия предприятия часто допускает ошибки при расчете налоговой суммы, в результате чего организации приходится платить пени за неуплату налогов в срок. Кроме того, в законах, устанавливающих ставки налогов, и доходы, из которых они отчисляются, обязательные к уплате элементы указаны неточно. Так, налоговая система кажется специально более усложненной, а вопрос ее социальной ориентации вызывает большие сомнения.

Помимо сложности нормативных документов, можно упомянуть и о нестабильности законодательной базы. Разумеется, тот факт, что правительство пытается улучшить ситуацию, внося поправки, изменения, новые положения является положительным моментом. Однако, инструкции, поясняющие законы публикуются несвоевременно, что создает сложности, как для предприятий, так и непосредственно для налоговых служб.

Многие начинающие небольшие фирмы разоряются в связи с тем, что не могут вовремя уплатить все налоги. Ставки налогов очень высоки, особенно ставка налога на прибыль. Поэтому после уплаты всех обязательных налогов начинающие предприятия не имеют необходимого количества денежных средств на поддержание и развитие своего дела, и оно терпит крах. В данном случае, государство преследует, в первую очередь, интересы максимального пополнения казны, не учитывая индивидуальные возможности малых предприятий. В итоге, у владельцев малого бизнеса нет иного выхода, кроме как искать легальные пути уклонения от налогов путем отнесения доходов к категориям, к которым применяются более низкие ставки. Например, в настоящее время отнести деньги к категории оплаты труда гораздо выгоднее, чем уплачивать налог на прибыль. В том случае, если бы уровень налоговых ставок был ниже, то у предприятий не было бы необходимости искать так называемые обходные пути. Как результат — увеличение потока налоговых поступлений благодаря снижению числа уклонявшихся от налогообложения. Другими словами, снижение некоторых ставок налога положительно сказалось бы как для малого бизнеса, так и для государства.

Еще одной проблемой развития малого бизнеса является сложность налоговой отчетности предпринимателей. На сегодняшний день уплата налогов требует от владельцев своего дела высоких профессиональных навыков по ведению бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Отсутствие необходимых знаний у начинающих предпринимателей, а также запутанность законодательства в отношении этих вопросов являют собой существенные финансовые проблемы. В данном случае владелец малого бизнеса терпит большие расходы: либо на оплату штрафных санкций, либо на найм квалифицированных специалистов по ведению бухгалтерского учета, стоимость которых, стоит заметить, с каждым годом значительно возрастает.

Описанные проблемы могут, в конечном счете, привести к снижению официально зарегистрированных предприятий, относящихся к сектору малого бизнеса. Разумеется, государство от этого не только не будет иметь никакой выгоды, но и потерпит большие убытки, поскольку уровень налоговых поступлений от малых и средних предприятий имеет значительный вес в государственной казне. Поэтому одной из важнейших задач государства является улучшение системы налогообложения с учетом существующих условий, которая будет создавать предпосылки для развития малого предпринимательства. Причем важно, чтобы совершенствование налогообложения было основано на оптимальном сочетании интересов государства и субъектов малого бизнеса. Только так внесенные изменения будут эффективными, смогут способствовать развитию и росту предпринимательства, а также усиливать его социальную значимость.

В соответствии с этим, необходимо выделить ключевые аспекты совершенствования налогообложения субъектов малого бизнеса:

  1. Формирование благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений деятельности нашего государства в налоговой сфере. Для того чтобы налоговое бремя было посильным для начинающих предпринимателей, необходима однозначность, стабильность, прозрачность системы налогообложения и ее элементов.
  2. Кроме того, необходимо установить жесткий оперативный контроль над соблюдением налогового законодательства, пресечением «теневых» экономических операций, стоящих на пути к созданию благополучного предпринимательского климата. Важно, чтобы в нашем государстве предприниматели стремились вести свой бизнес в рыночной экономике легальными, законными методами. Таким образом, следует увеличить ответственность юридических и физических лиц за попытки уклонения от налогов.
  3. Совершенствование налогового законодательства с целью устранения нормативно-правовых, административных и организационных барьеров также является одним из основных направлений преобразования налогообложения субъектов малого бизнеса. Если нормы и правила, регламентирующие деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков, будут выражены в более доступной и упрощенной форме, то восприниматься пользователями они будут значительно легче, а, значит, и соблюдать их станет намного проще.
  4. Также немаловажное значение для формирования эффективного налогового законодательства оказывают расширение базы налогообложения, пересмотр налоговых льгот в части уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, снижение налоговых ставок, обеспечение нейтральности налогов по отношению к некоторым категориям налогоплательщиков.

Отлаженная и последовательная работа в указанных направлениях позволит осуществить качественные и результативные преобразования предпринимательской среды и повысить эффективность функционирования предприятий малого бизнеса.

Подводя итог, следует выделить основные критерии, которым должна соответствовать система налоговых преобразований в отношении субъектов малого бизнеса:

  • прозрачность, подразумевающая отсутствие скрытых, неявных процессов и явлений;
  • непротиворечивость, означающая, что при решении существующих проблем исключается появление новых глубинных противоречий;
  • завершенность преобразований, что значит возвращение системы отношений между государством и налогоплательщиком из зоны распада в зону безопасности.

Таким образом, совершенно очевидно, что без дальнейших преобразований в системе налогообложения субъектов малого бизнеса не обойтись. Удобство, грамотность и простота уплаты налога являются ключевым моментом не только в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функции, но и в повышении мотивации к развитию малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом.

 

Список литературы:

  1. Налоговый кодекс РФ.