РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИИ: ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ИЛИ БЕСКОРЫСТНАЯ ЗАБОТА ОБ ОБЩЕСТВЕ
Секция: 11. Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИИ: ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ИЛИ БЕСКОРЫСТНАЯ ЗАБОТА ОБ ОБЩЕСТВЕ
Эффективное взаимодействие бизнеса с различными областями и структурами общества было и остается актуальной и значимой проблемой современного мирового сообщества. Успешный и перспективный бизнес это неотъемлемая часть устойчивого развития экономики страны, а значит и развития общества в целом. В настоящее время успешной может считать себя та организация, которая заботится не только о своем процветании, но и поддерживает общество, экологию и другие социальные сферы. Такая организация считается социально ответственной и может иметь больший успех среди своих конкурентов. «Корпоративная социальная ответственность (КСО) означает принятие бизнесом добровольных обязательств морально-этического и экономического характера, прежде всего по отношению к внешнему окружению и проявляется в различных формах — от благотворительности до многоцелевого социального инвестирования, участия в социальных и экологических программах, реализации государственной и корпоративной социальной политики» [1, с. 5]. Компании готовы вкладывать многомиллиардные суммы в развитие различных отраслей экономики и социального общества. Активность компаний, инвестирующих многомиллиардные суммы, нуждается в объективной оценке заинтересованных сторон, а это возможно только при условии, что компания не скрывает своей деятельности и открыта для всеобщей оценки. Для этого компания подготавливает и публикует корпоративные социальные отчеты. Главнейшей функцией таких отчетов является отражение деятельности компании, ее инструментов и механизмов в области постоянного улучшения, устойчивого развития, экологической стабильности, благотворительной деятельности и заботе о персонале. В большинстве стран такая инвестиционная деятельность компании является добровольной.
В России практика опубликования нефинансовых отчетов началась с 2000 года. Нефинансовый отчет — это общедоступное подтверждение того, что организация является ответственным конкурентом и эффективно управляет своей деятельностью. С 2000 года библиотеку нефинансовых отчетов пополнили 149 российских организаций (по состоянию на 4 декабря 2014 года), это отчеты в области устойчивого развития, социальные, экологические, интегрированные и отраслевые отчеты. Это говорит о том, что все больше и больше российских организаций заботится не только о рентабельности своей компании и качестве выпускаемой продукции, но и об окружающей среде и внутреннем потребителе. На примере социальных отчетов трех организаций разных отраслевых принадлежностей, рассмотренных в таблице 1 [2], можно сделать следующие выводы. Природоохранной деятельности и ресурсосбережению уделяют больше всего внимания, скорее всего это потому, что организации наносят большой урон экологии и ресурсам, поэтому они стараются компенсировать ущерб, сокращая расходы природных ресурсов, выполняя различные природоохранные мероприятия, инвестируя средства во всевозможные экологические программы. Также большое внимание уделяется охране труда и здоровью персонала. Такая забота о персонале естественна и даже обязательна, так как сотрудники организации это главная составляющая, забота о которой в первую очередь приносит компании успех и перспективу развития. Не без внимания остаются как благотворительность и меценатство так и развитие персонала. Опираясь на данные, приведенные в таблице, а также, учитывая информацию социальных отчетов других компаний, следует отметить, что российский бизнес активно участвует в предоставлении заинтересованным сторонам нефинансовых отчетов. Так или иначе, это проявление повышенного внимания и заботы об обществе, экологии и внутреннем потребителе, что немало важно для всего общества в целом.
Таблица 1.
Социальные инвестиции
Так что же способствует развитию корпоративной социальной ответственности в российском бизнесе: влияние государственных требований или бескорыстная забота об обществе? Каждая уважающая себя компания инвестирует немалые средства в благотворительность и охрану окружающей среды. Обязаны ли они это делать? Нет, не обязаны, никто не заставляет их тратить определенную сумму на развитие и поддержку тех или иных областей жизни. Но ввиду повышенной конкурентной среды, организации не могут не проявлять заботу об окружающей среде и обществе в целом. Имидж компании складывается из различных факторов, среди которых весомое значение имеют благотворительная помощь и забота об экологии. Не уделяя этому внимание, организация не может быть признана социально ответственной, а значит, ей нет места среди самых престижных и уважаемых компаний. Так что же получается, организация заботится об экологии и обществе ради репутации?! Даже если так оно и есть, никто от этого не страдает. Дети получают места в садике, семьи обретают собственное жилье, подрастающее поколение культурно и физически развивается, восстанавливается и охраняется природа — что в этом плохого? Взамен компания повышает свой статус и становится более конкурентоспособной и уважаемой.
Список литературы:
1. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Корпоративная социальная ответственность: мировой и отечественный опыт: учебное пособие. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2013. — 279 с.
2. Российский союз промышленников и предпринимателей — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rspp.ru/simplepage/157 (дата обращения 03.12.2014).