Статья:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И БОЛИВАРИАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЕНЕСУЭЛА: ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Мазенина Ю.О. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И БОЛИВАРИАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЕНЕСУЭЛА: ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(19).pdf (дата обращения: 19.04.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И БОЛИВАРИАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЕНЕСУЭЛА: ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Мазенина Юлия Олеговна
студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва
Третьякова Галина Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

 

 

Последние изменения в мировой политике привели к необходимости переосмыслить отношения с существующими партнерами, а также возобновить активный поиск новых возможностей для сотрудничества. Россия — не единственная страна, которая пострадала от новых геополитических условий, но ее экономике был нанесен значительный вред. Учитывая сложившуюся ситуацию, укрепление связей с дружественными государствами исключительно важно. Боливарианская Республика Венесуэла — давний стратегический партнер Российской Федерации. Официально отношения между СССР и Венесуэлой начались 14 марта 1945 года. После распада СССР в 1991 году Правительство Венесуэлы признало Россию преемницей Советского Союза. Новый виток развития отношений наступил в 1991 году, когда Уго Чавес выиграл выборы и стал Президентом Боливарианской Республики. С тех пор укрепление политических и экономических связей достигло беспрецедентного уровня.

Для того, чтобы оценить потенциал взаимовыгодного сотрудничества между странами, необходимо проанализировать их особенности. Следуя этой логике, необходимо оценить экономическое развитие России и Венесуэлы. Последняя принадлежит к числу стран, которые не оставили намерения построить социалистическое государство, что делает изучение этой страны еще более интересным. В прошлом, СССР стал первым государством, вставшим на путь коммунизма, но руководство союза не справилось с задачами экономического роста и развития. Тем не менее, этот провал теории всеобщего равенства не отпугнул другие страны. Возвращаясь к Венесуэле, в 2013 году номинальный ВВП составил 438,3 млрд. долларов [11], таким образом, это третья по величине экономика Южной и Центральной Америки / Карибского региона после Бразилии и Аргентины. Несмотря на снижающиеся темпы роста экономики в последнее время, аналитики Всемирного Банка ожидают улучшения.

 

Рисунок 1. Экономические перспективы Венесуэлы [9]

 

Статьи экспорта Венесуэлы следующие: минералы, алюминий, бокситы, нефть и нефтепродукты, сельскохозяйственная продукция. По итогам 2013 года общая стоимость экспорта составила 91,78 млрд. долларов.

Нефтяная промышленность является доминирующим сектором экономики, доля нефти и нефтепродуктов в экспорте доходит до 90 %. Страна богата природными ресурсами, что подтверждается запасом нефти в 297,6 млрд. баррелей. В 2013 году ежедневный объем добычи составлял порядка 1,645 млн. баррелей [8]. Соответственно, не вызывает сомнений, что руководство Венесуэлы внимательно следит за обстановкой на мировом рынке нефти. Кроме зависимости от мировых цен на энергоресурсы, страна характеризуется рядом других проблем. Согласно индексу экономической свободы, Боливарианская Республика значительно отстает от среднемировых показателей, занимая 175 позицию общемирового рейтинга стран. Более того, даже по сравнению со странами Южной и Центральной Америки/Карибского региона ее позиция довольно слабая — 28 из 29. Еще один тревожный знак — снижающаяся тенденция последних лет:

 

Рисунок 2. Индекс экономической свободы [5]

 

Разбор компонентов индекса поможет понять слабые стороны экономической и политической систем. Вопреки строгому детализированному регулированию большинства видов деятельности, претворение нормативно-правовых актов в жизнь не оперативно. Примером этому служат слабая защита прав на интеллектуальную собственность и масштабная коррупция. Развитие и создание стоимости тормозится из-за обилия бюрократических процедур, а политика национализации отпугивает инвесторов. Говоря о монетарной политике, нельзя не отметить ряд противоречий. Эта сфера находится под пристальным контролем, цены и курс национальной валюты устанавливаются государством, наряду с этим в стране двухзначный показатель инфляции, который достиг отметки 56,2 % в 2013 году [8], и широкая спекуляция на валютном курсе, причиной которой служит завышенный официальный курс. Следующий атрибут, без которого невозможно представить современную международную торговлю — развитая инфраструктура. Венесуэла занимает 83 место общемирового рейтинга по итогам среднего значения индекса развития логистики, при этом в 2014 году индекс составит 2,81 [6], что означает 76 место рейтинга.

Оценивая достижения Российской Федерации, следует подчеркнуть, что этой стране только 20 лет. В течение XX века управление экономической, политической и социальной сферой было основано на совершенно других принципах, было бы несправедливо отрицать всякое влияние этого фактора на последующее развитие. В настоящее время Российская Федерация классифицируется как страна с переходной экономикой. Энергетический сектор экономики превалирует над остальными. Согласно исследованию Международного Энергетического Агентства, Россия сможет сохранить свою долю мирового рынка энергоресурсов и останется вторым по величине производителем сырой нефти в мире [7]. Роль добывающей отрасли сложно переоценить, ведь экспорт минерального сырья и нефтепродуктов 84 % всего экспорта.

 

Рисунок 3. Структура российского экспорта, Январь-Август 2014 [4]

 

В 2013 году номинальный ВВП составил 2,097 триллиона долларов [10], несмотря на текущие негативные тенденции, прогноз Всемирного Банка относительно роста российской экономики оптимистичный:

 

Рисунок 4. Экономические перспективы Российской Федерации [9]

 

Сопоставив ведущую роль энергетического сектора в экономике России со снижающимися темпами роста, можно сделать вывод о том, что наряду с внутренними факторами, внешние оказывают значительное влияние на процессы, протекающие в стране. Однако, принимая во внимание большой объем внутреннего рынка, разнообразие природных ресурсов и значительный человеческий капитал, диверсификация экономики приведет к разрешению проблемы. Тем не менее, это осуществимо при условии, что бизнес среда привлекательна для предпринимателей, т. е. стабильна и благоприятна, на сегодняшний день это не совсем так, о чем свидетельствует показатель индекса экономической свободы. Сравнительно низкое значение индекса — 51,9 означает 140 место в общемировом рейтинге. Основные проблемы — финансовая свобода, коррупция и защита прав интеллектуальной собственности [5].

Структура экономик России и Венесуэлы подразумевает сырьевую зависимость. Хотя это обеспечивает временное благосостояние, но цена ему — подавление других секторов экономики. Совместное решение этой проблемы будет выгодно для обеих сторон. Развитие, основанное на добывающей промышленности, может иметь разное качество — экспорт сырой нефти несправедливо приравнивать к экспорту продуктов ее переработки. Последнее означает более высокий уровень прибыли, новые рабочие места и технологическое совершенствование. На первый взгляд может показаться, что согласно положениям экономической теории страны являются конкурентами и им свойственно желание расширить свое присутствие за счет друг друга. Однако сам объект торговли настолько специфичный, что привычные правила не действуют. Наиболее показательным в этом отношении стал кризис 70-х гг., когда страны ОПЕК успешно манипулировали ценой на энергоресурсы, таким образом, оказывая влияние на экономику всего мира. Кроме того, сферы интересов Венесуэлы и России включают разные географические регионы, так, основным торговым партнером Российской Федерации является Европа, а Боливарианская Республика экспортирует нефть, в основном, в США. Главы государств уже осознали потенциальный эффект от сотрудничества, поэтому на сегодняшний момент уже подписан ряд соглашений.

Еще одно свидетельство важности совместных проектов — это объединение крупнейших российских нефтяных компаний и создание Национального Нефтяного Консорциума (ННК). Первоначально доли всех участников были распределены равномерно, но после серии сделок поглощения баланс сместился в пользу Роснефти [1]. Тем не менее, консорциум успешно функционирует и принимает участие в разработке месторождений нефти в странах Южной Америки, в частности, в рамках проекта Хунин-6, расположенном в Венесуэле [3]. В 2010 году Petróleos de Venezuela S.A. и ННК организовали совместное предприятия Petromiranda, 40 % акций которого принадлежит российской стороне, а оставшиеся 60 % — PDVSA. проект включает геологоразведочные мероприятия, добычу и сбыт продукции. Ежедневный объем добычи прогнозируется на уровне 450 тысяч баррелей. Заслуживает внимание тот факт, что Хунин-6 — месторождение тяжелой нефти. Его разработка подразумевает использование более совершенных технологий, а именно, строительство апгрейдера. В свете истощения российских месторождений легкой нефти, опыт в Венесуэле очень важен, ведь нет иного пути, кроме как пересмотреть отношения к нефтедобывающей отрасли. Стоимость добычи на российских месторождениях обходится все дороже, для разработки месторождений нужны новые технологии, в этом смысле осуществление подобных работ на территории Венесуэлы, возможно, придаст импульс развития и на территории своей страны. При рассмотрении ситуации с позиции Венесуэлы, сложно не оценить возможность реализовать масштабный проект с надежным партнером.

Сотрудничество Роснефти и PDVSA не ограничивается единственным совместным предприятием, помимо Petromiranda были созданы еще 4 компании:

Petrovictoria, PetroMonagas, Boqueron и Petroperija. Доля венесуэльской компании не превышает 60 % во всех проектах, за исключением PetroMonagas, где участие российской стороны ограничивается 16,7 %. Совокупный объем запасов в рамках этих соглашений прогнозируется на уровне 20,5 млрд. тонн. Сотрудничество в рамках нефтегазовой отрасли распространяется и на другие сектора, в частности, финансовый. В качестве примера выступает соглашение ГазпромБанка профинансировать совместное предприятие Petrozamora S.A., созданное Corporación VenezolanadelPetróleo S.A. и ГазпромБанком Latin America Ventures B.V. Объем финансирования составил 1 млрд. долларов США [2]. Предоставляемые Правительством Венесуэлы налоговые каникулы еще один стимул для продолжения деятельности в этой стране.

Наконец, нельзя недооценивать политические последствия партнерства. Россия, в отличие от Венесуэлы, не является членом ОПЕК. Несмотря на сложившееся мнение о том, что у организации нет былого влияния, тем не менее, это скорее проистекает из раздора между членами. В случае, если они смогут договориться, стратегическое партнерство с одним из членов сыграет свою роль. Это приводит к выводу, что партнерство между Венесуэлой и Россией выгодно обеим сторонам, причем потенциал сотрудничества не исчерпывается нефтедобывающей отраслью, а его реализация будет иметь не только экономические, но и политические последствия.

 

Список литературы:
1.    Aгамалова A., Стравинская Г. Роснефть намерена купить долю Лукойла в проекте Хунин-6, Ведомости, 2013 — [Электронный ресурс] — URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/18504371/rosneft-namerena (дата обращения 5.12.2014).
2.    ГазпромБанк — [Электронный ресурс] — URL: http://www.gazprombank.ru/press/news/304938/ (дата обращения 6.12.2014).
3.    Национальный Нефтяной Консорциум — [Электронный ресурс] — URL: http://consorcio.ru/ (дата обращения 5.12.2014).
4.    Таможенная служба РФ — [Электронный ресурс] — URL: http://eng.customs.ru/ (дата обращения 2.12.2014).
5.    2014 Index of Economic Freedom — [Электронный ресурс] — URL: http://www.heritage.org/index/download (дата обращения 28.11.2014).
6.    Connecting to Compete 2014 — [Электронный ресурс] — URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/Trade/LPI2014.pdf (дата обращения 28.11.2014).
7.    IEA, Market Analysis and Forecast to 2019 — [Электронный ресурс] — URL: http://www.iea.org/ (дата обращения 2.12.2014).
8.    The CIA World Factbook — [Электронный ресурс] — URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ve.html (дата обращения 26.11.2014).
9.    The World Bank Database — [Электронный ресурс] — URL: http://databank.worldbank.org/data/home.aspx (дата обращения 26.11.2014).
10.    The World Bank Data: The Russian Federation — [Электронный ресурс] .—URL: http://data.worldbank.org/country/russian-federation (дата обращения 2.12.2014).
11.    The World Bank: Venezuela — [Электронный ресурс] — URL: http://data.worldbank.org/country/venezuela-rb (дата обращения 26.11.2014).