КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Секция: 11. Экономика
XVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Понятие «транспорт» происходит от латинского trans — «через» и portare — «нести», что означает, совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое. Таким образом, танспорт осуществляяет объединение всех отраслей национальной экономики, обеспечивая эффективную работу цепочки деньги — товар — деньги и способствуя экономическому развитию каждой страны.
Согласно Закону о транспорте Республики Молдова, «транспорт является одной из важнейших отраслей национальной экономики и частью социальной структуры Республики Молдова и призван обеспечивать потребности в грузовых и пассажирских перевозках» [3].
По договору перевозки, одна сторона (перевозчик) обязуется перед другой стороной (отправителем) перевезти груз в пункт назначения взамен условленной платы, в отношении которой обязуется другая сторона.
Таким образом, объем вариантов осуществления грузовых перевозок, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, выполнения вспомогательных работ (услуг) и других работ (услуг), связанных с транспортом, образуют транспортный рынок.
Кодекс автомобильного транспорта Республики Молдова «устанавливает правовые основы организации и осуществления автотранспортных перевозок грузов и пассажиров, а также сопутствующей автотранспортным перевозкам деятельности на территории Республики Молдова, с соблюдением условий безопасности и качества, принципов свободной конкуренции и мер по охране окружающей среды, прав и законных интересов физических и юридических лиц» [4].
Настоящий кодекс определяет права, обязанности и ответственность публичных органов, ответственных за организацию автотранспортных перевозок, а также физических и юридических лиц, осуществляющих такую деятельность.
Согласно настоящему кодексу, международная автотранспортная перевозка — «операция по автотранспортной перевозке, осуществляемая между населенным пунктом отправления и населенным пунктом назначения, расположенными на территории двух различных государств, с осуществлением или без осуществления транзита одного или более других государств» [4].
На современном этапе развития национальной экономики, Республика Молдова характеризуется сильной диверсификации торговых отношений. В этих условиях, существует непрерывная тенденция к увеличению числа экономических агентов, которые предоставляют услуги по перевозке грузов и экспедиторские услуги, в том числе и международные автотранспортные перевозки.
Провозглашение независимости Республике Молдова в 1991 году и преобразование внутренних экономических отношений в пределах странах бывшего Советского Союза, в внешнеэкономических связей, поднял ряд важных вопросов, связанных с созданием основ для проведения экономических операций, настройки законодательства к международным стандартам и наиболее сложным, применение глобальной практике в отсутствие знаний, опыта и т. д.
В результате экономических реформ, эффективное развитие транспортных компаний должно полагаться на использование наиболее эффективных технологий для перевозки грузов, на сокращение затрат, а самое главное — на улучшения качества выполненых услуг.
Важно отметить, что для проведения международных автотранспортных перевозок, экономические агенты, должны соблюдать прежде всего положений Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) и Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (Конвенция CMR).
Процедура МДП была разработана, чтобы уменьшить трудности, с которыми сталкиваются перевозчики и в то же время, чтобы обеспечить таможенным органам международную систему контроля, которое заменит традиционные национальные процедуры, обеспечивая в то же время эффективную защиту «рецептов» каждого государства, в котором товары являются транзитом.
Следует также отметить, что для выполнения международных автотранспортных перевозок в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, экономические агенты, работающие в этой области, должны получить лицензию [2].
В то же время, экономические агенты, обеспечивающие международные автотранспортные услуги характеризуется множеством особенностей, влияющих на их бухгалтерский учет, в том числе и основные: необходимость иметь конкретные документы для выполнения международных перевозок; правильная утилизация топливо и смазочных материалов; правильная утилизация запасных частей и шин; ремонт грузовиков; страхование и т. д.
Бухгалтерский учет регулируется нормативно-правовой системой, разработанной на уровне государственного руководства, с помощью которой, бухгалтерская отчетность организована более эффективной и доступной.
Утилизация топлива экономическами агентами Республики Молдова, оказывающих международные транспортные услуги производится по приказу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Молдова об утверждении Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте [10]. Эти правила разработаны для каждого грузовика в отдельности, с учетом всех их характеристик (марка, год выпуска, состояние, грузоподъемностью и т. д.), а также и времени года и погодных условий.
В течение использования транспортных средств, происходит истощение запчастей, шин и т. д. Для точного отражения к расходом соответствующей доли использованных шин, в течение каждого периода, были разработаны Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Молдова, нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств [11].
Также, очень важно подчеркнуть тот факт, что с точки зрения налогообложения международных транспортных услуг, применяется НДС к по нулевой ставке в соответствии со ст. 104 (а), раздела III Налогового кодекса Республики Молдова, соответственно и право на возмещение НДС в соответствии со ст. 101 (5) Налогового кодекса Республики Молдова [5].
На основе этой специфики, правильности расчета и представления сумм НДС этих предприятий является высоким риском, который будет подвергнут тщательной проверки со стороны налоговых органов.
Все затраты, понесенные для конкретной перевозки, в конечном счете формируют фактическую стоимость этих услуг. Таким образом, все элементы расходов сначала накапливается в состав счета 811 «Основная деятельность», а затем отражаются в состав счета 711 «Себестоимость продаж». От правильной отражении стоимости транспортных услуг зависит точнось вычисления фактической полученой прибыли и представления возможных запасов для его увеличения.
Согласно законодательству Республики Молдова существуют многочисленные законы, касающиеся непосредственно к правового регулирования бухгалтерского учета, ссылаясь на пункты, перечисленные выше. Таким образом, среди законодательных актов общего применения, являются следующие:
- Закон о бухгалтерском учете № 113-ХVI от 27.04.2007. Цель настоящего закона состоит в «установлении правовой базы, единых требований и механизма регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Молдова представления уникальный механизм учета и представления финансовой отчетности в Республике Молдова» [1].
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного приказом № 174 от 25.12.1997 Министерства финансов, разработан на основе Национальных стандартов бухгалтерского учета, которые учитывают требования подготовки финансовых и управленческих потребностей бухгалтерского учета.
- НСБУ 1 «Учетная политика», цель которого состоит в «установлении основ формирования учетной политики и раскрытия ее важнейших положений, используемых при составлении и представлении финансовых отчетов хозяйствующего субъекта» [6].
- НСБУ 2 «Товарно-материальные запасы», цель которого состоит в «установлении правил оценки товарно-материальных запасов (ТМЗ), определения их себестоимости и отражения в финансовых отчетах» [7].
- НСБУ 3 «Состав затрат и расходов предприятия», цель которого состоит
- в «определение состава затрат предприятий производственной, торговой деятельности и сферы услуг, расходов операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, а также чрезвычайных убытков» [8].
- НСБУ 5 «Представление финансовых отчетов», цель которого состоит в «установлении принципов подготовки и представления финансовых отчетов, позволяющих оценивать деятельность субъекта за предыдущий и текущий отчетные периоды и сравнивать его данные с данными финансовых отчетов других субъектов» [9].
Налоговый кодекс Республики Молдова, раздел II. Цель этого раздела является описание источники дохода, облагаемые налогом, источники дохода, не облагаемые налогом, особые правила, относящиеся к доходу, непризнание дохода при вынужденной утрате собственности, и представления других налоговых вопросов, связанные с признанием и оценки доходов и расходов в целей налогообложения [5].
Список литературы:
- Закон о бухгалтерском учете № 113-ХVI от 27.04.2007. В: Мониторул Офичиал Республики Молдова № 90-93/399 от 29.06.2007.
- Закон о лицензировании отдельных видов деятельности № 451 от 30.07.2001. В: Мониторул Офичиал Республики Молдова № 108 от 06.09.2001.
- Закон о транспорте № 1194-XIII от 21.05.1997. В: Мониторул Офичиал Республики Молдова № 67-68 от 16.10.1997.
- Кодекс автомобильного транспорта № 150 от 17.07.2014. В: Мониторул Офичиал Республики Молдова № 247-248 от 15.08.2014.
- Налоговый кодекс Республики Молдова. В: Monitorul Fiscal. № 1, 2014.
- Национальный стандарт бухгалтерского учета 1 «Учетная политика». В: Мониторул Офичиал Республики Молдова № 88-91 от 30.12.1997.
- Национальный стандарт бухгалтерского учета 2 «Товарно-материальные запасы». В: Мониторул Офичиал Республики Молдова № 88-91 от 30.12.1997.
- Национальный стандарт бухгалтерского учета 3 «Состав затрат и расходов предприятия». В: Мониторул Офичиал Республики Молдова № 88-91 от 30.12.1997.
- Национальный стандарт бухгалтерского учета 5 «Представление финансовых отчетов». В: Мониторул Офичиал Республики Молдова — Нормативные акты по реформе бухгалтерского учета, т. I, 1998 Moldpres, Кишинев.
- Приказ об утверждении Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте № 1172 от 09.12.2005. В: Мониторул Офичиал Республики Молдова № 59-62 от 14.04.2006.
- Приказ об утверждении норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств № 124 от 29.07.2005. В: Мониторул Офичиал Республики Молдова № 110-112 от 19.08.2005.