ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ПОЗИЦИЙ ВЕД И ХРИСТИАНСТВА
Секция: 3. Религиоведение
XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ПОЗИЦИЙ ВЕД И ХРИСТИАНСТВА
Семья — величайшее социальное достижение эволюции человеческого рода, как с точки зрения традиционной науки, так и с позиций практически всех мировых религий. Семья — важнейшая общественная ценность, ячейка (или «сота») социума: именно форма семьи на протяжении тысячелетий определяла и определяет общие тенденции эволюции макросоциальных систем.
Каждый индивид, наряду со своими социальным статусом, этнической принадлежностью, материальным положением в течение всей жизни характеризуется и своим брачно-семейным состоянием. Причём статус и функции члена семьи последовательно меняются на соответствующих стадиях его жизненного цикла. Так, для ребёнка семья — это среда, закладывающая предпосылки его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого члена социума семья — важнейший источник удовлетворения его социальных (согласно А. Маслоу) потребностей, несмотря на то, что именно эта малая группа предъявляет ему разнообразные и достаточно сложные требования.
Почти все религии так или иначе регламентируют семейно-брачные отношения, признавая их основополагающими как в повседневной жизни, так и в религиозных ритуалах. Недаром единоверцы называют себя «братьями и сестрами», «отцами (пастырями)» и «детьми».
Самые древние и объёмные Священные Писания Земли — Веды, содержащие информацию, как об устройстве Вселенной, так и обо всех сферах человеческой жизни. С точки зрения ведического знания, все люди — независимо от веры — подчиняются единым физическим законам. В духовной сфере также действуют единые метафизические законы, изложенные в Ведах [1].
В наиболее неизменном виде эволюцию ведического отношения к семье можно проследить на примере индуизма. Семье и регулированию отношений «муж-жена» в индуизме уделяется очень много внимания. Причём наиболее сильный акцент делается на ограничение и регулирование их сексуальных отношений, что необходимо для самоосознания и счастливой жизни каждого человека, каждой семьи и всего социума в целом.
Герой «Бхагават-Гиты» Арджуна говорил: «Если в роду главенствует безбожие, о, Кришна, женщины развращаются в нём. А распущенность женщин может привести к рождению на свет нежелательного потомства» (Гл. 1, текст 40).
В индуизме различают четыре духовных образа жизни, также называемые ашрамами:
- брахмачарья (обучение самоконтролю);
- грихастха (создание семьи и жизнь в ней);
- ванапрастха (постепенное отречение от мирской жизни);
- саньяси (полный уход от материальных благ).
Каждый их этих четырёх путей равноценен и является ступенькой на дороге к безусловной любви. «Можно принять любой из этих укладов жизни, который больше всего подходит для человека, потому что каждый из этих укладов означает развитие духовного знания», — утверждает индуистский святой Бхактиведанта Свами. — «Сексуальную потребность испытывают все люди. Но если у мужчины в семье верная жена, то это хранит его от материальных чувств, который несут в себе зло». Мужчина, у которого хорошая супруга, не создаёт беспокойства для общества, не растлевает молодых девушек. А без жены любой мужчина начинает гулять, если не обучен другим трём ашрамам (брахмачарьеи, ванапрастха или саньяси) и является источником беспокойства в обществе. Сексуальная жизнь порабощает человека материально и, поэтому, недопустима в трёх укладах жизни и дозволяется лишь в грихастха-ашраме (семейной жизни).
Священными писаниями и индуистскими святыми допускается либо монашеская жизнь, либо создание семьи и жизнь в ней, потому что «… подобно кораблю, пересекающему волны океана, так и, живя в семье, можно преодолеть трудности и несчастья, которые случаются с нами в океане материальной жизни. Как командиру гарнизона крепости не составит труда отбить нападение разбойников, так и человеку, живущему в гармонии с женой, нетрудно отразить все атаки плотских чувств. А представители других укладов беззащитны перед этими чувствами» («Шримад-Бхагаватам». П. 3, гл. 14, т. 18—20).
Человек, выбравший служение Богу путём принятия ответственности за себя и за женщину в семье, создаёт и поддерживает счастливую семью, рождает и воспитывает детей в семье, может достичь духовного развития на пути к Безусловной Любви и не поддаётся искушению страстями. Муж и жена, дополняя, и наделяя друг друга новыми качествами, вместе преодолевают испытания внешнего, эмоционального мира, оберегают и рационально тратят данную им сексуальную энергию для творческого импульса.
Более того, семья в индуизме стоит на первом месте, т. е. грихастха (семейная жизнь) является главным ашрамом (укладом жизни), т. к. кроме очищения души и чувств от эго, он поддерживает структуру материального общества и всего государства. Другие жизненные уклады зависят от семейного. Потому что семейные люди жертвуют деньги на их существование и служат им. А успех в жизни определяется тем, как молодые юноша и девушка проживут семейную жизнь, как в детстве они уважали родителей и почитали их в преклонном возрасте. Свами Шивананда, индуистский святой, говорил: «В юности успех зависти от того, как юноша, в отношениях со своей возлюбленной, сумеет превратить чувство страсти в заботу и ухаживания, цветы и подарки, дружбу и любовь. И как девушка хранит целомудрие до вступления в брак и верность мужу после свадьбы. И от того, как они несут ответственность друг за друга, растят и воспитывают детей».
Сексуальная энергия предназначена для того, чтобы передать энергию будущим детям. И в индуистском обществе и в других, ведущих начало от священных писаний, это было известно, и секс дозволялся только в браке, а до него сексуальные отношения были недопустимы.
В каждом счастливом семейном союзе, юноши и девушки, перенимая опыт родителей, учителей и святых, учились искусству взаимного общения. После этого создавали и сберегали крепкую, счастливую семью, хранили традиции в семье и обычаи своего процветающего рода [2].
Традиции и отношения в христианской семье также стояли и стоят на первом плане. Когда человек решает обратиться к вере в Бога, то он, почти во всех случаях, меняет свою прежнюю жизнь и выбирает, что делать дальше, стать монахом и жить в монастыре, или вести мирской образ жизни и создать христианскую семью. Часто можно видеть очень успешных деловых людей, (бизнесменов, предпринимателей), или людей, которым удалось создать счастливую семью, но они не хотят больше идти по мирскому пути и всерьёз задумываются о жизни в монастыре. Однако монашеский путь требует особого внутреннего расположения. Нужны врождённые способности к монашеству и призвание Божие. И призвание к монашеской жизни есть далеко не у всех. Быть хорошим мирянином — это гораздо лучше, чем быть плохим монахом. Мирской путь верующего — это достойный путь и он приемлем для большинства людей. Такой путь даёт множество возможностей реализовать себя творчески. Но какую бы возможность для реализации человек не выбрал, создание, семьи с христианскими традициями — это необходимое условие в православии. И не просто заключение гражданского брака, а брака церковного, с венчанием. И, далее, рождение и воспитание детей в православных традициях.
Иисус Христос прежде чем служить обществу, благословил Своим посещением супружескую пару и у них на венчании сотворил настоящее чудо (Ин. 2:1—11). Его ученики, апостолы, несли слово Божие, прежде всего, в дома семейных людей.
Познать радость бытия человек может только руководствуясь нравственными законами, а эти законы человек узнаёт в семье. Разрушение института семьи неизбежно ведёт к деградации и разрушению общества, в целом.
У всякого настоящего христианина существует нисходящая иерархическая цепочка духовных ценностей: Бог — семья — служение обществу (людям) — собственные интересы. Семья находится сразу же после Бога, т. е. имеет достаточно высокий статус. Семья и семейное счастье является гармоничной средой жизни любого человека. В христианской семье наиболее важная добродетель — это бескорыстная любовь. Все члены семьи, любя друг друга и руководствуясь заповедями, находят способы для предотвращения или разрешения ссоры в семье, изучают на деле, что такое доброта, порядочность, терпение и другие добродетели, которые позволяют найти душевный покой и обратиться к вере в Бога [3].
В современном обществе правит «золотой телец», и для современных атеистов-язычников нет ничего важнее, кроме своих личных интересов и материального благополучия. Поведением этих людей руководят их инстинкты, и они всё активнее пропагандируют безнравственную жизнь, которая противоречит всем божественным заповедям. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Матф. 6:24).
Список литературы:
- Веды и ведическое знание. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://naturalworld.ru/vedicheskoe-znanie.htm (дата обращения 08.09.2014).
- Традиции и особенности семей в индуизме. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://mirvsemye.ru/semya-v-induizme.php (дата обращения 11.09.2014).
- Традиции и отношения в христианской семье. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://mirvsemye.ru/semya-v-hristianstve.php (дата обращения 13.09.2014).