Статья:

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ПОЗИЦИЙ ВЕД И ХРИСТИАНСТВА

Конференция: XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 3. Религиоведение

Выходные данные
Кучерявенко Д.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ПОЗИЦИЙ ВЕД И ХРИСТИАНСТВА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(17).pdf (дата обращения: 07.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 69 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ПОЗИЦИЙ ВЕД И ХРИСТИАНСТВА

Кучерявенко Дарья Валерьевна
студент Юргинского технологического института (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета, РФ, г. Юрга
Кучерявенко Сергей Владимирович
научный руководитель, доцент Юргинского технологического института (филиал) Национального Исследовательского Томского политехнического университета, РФ, г. Юрга

 

Семья — величайшее социальное достижение эволюции человеческого рода, как с точки зрения традиционной науки, так и с позиций практически всех мировых религий. Семья — важнейшая общественная ценность, ячейка (или «сота») социума: именно форма семьи на протяжении тысячелетий определяла и определяет общие тенденции эволюции макросоциальных систем.

Каждый индивид, наряду со своими социальным статусом, этнической принадлежностью, материальным положением в течение всей жизни характеризуется и своим брачно-семейным состоянием. Причём статус и функции члена семьи последовательно меняются на соответствующих стадиях его жизненного цикла. Так, для ребёнка семья — это среда, закладывающая предпосылки его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого члена социума семья — важнейший источник удовлетворения его социальных (согласно А. Маслоу) потребностей, несмотря на то, что именно эта малая группа предъявляет ему разнообразные и достаточно сложные требования.

Почти все религии так или иначе регламентируют семейно-брачные отношения, признавая их основополагающими как в повседневной жизни, так и в религиозных ритуалах. Недаром единоверцы называют себя «братьями и сестрами», «отцами (пастырями)» и «детьми».

Самые древние и объёмные Священные Писания Земли — Веды, содержащие информацию, как об устройстве Вселенной, так и обо всех сферах человеческой жизни. С точки зрения ведического знания, все люди — независимо от веры — подчиняются единым физическим законам. В духовной сфере также действуют единые метафизические законы, изложенные в Ведах [1].

В наиболее неизменном виде эволюцию ведического отношения к семье можно проследить на примере индуизма. Семье и регулированию отношений «муж-жена» в индуизме уделяется очень много внимания. Причём наиболее сильный акцент делается на ограничение и регулирование их сексуальных отношений, что необходимо для самоосознания и счастливой жизни каждого человека, каждой семьи и всего социума в целом.

Герой «Бхагават-Гиты» Арджуна говорил: «Если в роду главенствует безбожие, о, Кришна, женщины развращаются в нём. А распущенность женщин может привести к рождению на свет нежелательного потомства» (Гл. 1, текст 40).

В индуизме различают четыре духовных образа жизни, также называемые ашрамами:

  • брахмачарья (обучение самоконтролю);
  • грихастха (создание семьи и жизнь в ней);
  • ванапрастха (постепенное отречение от мирской жизни);
  • саньяси (полный уход от материальных благ).

Каждый их этих четырёх путей равноценен и является ступенькой на дороге к безусловной любви. «Можно принять любой из этих укладов жизни, который больше всего подходит для человека, потому что каждый из этих укладов означает развитие духовного знания», — утверждает индуистский святой Бхактиведанта Свами. — «Сексуальную потребность испытывают все люди. Но если у мужчины в семье верная жена, то это хранит его от материальных чувств, который несут в себе зло». Мужчина, у которого хорошая супруга, не создаёт беспокойства для общества, не растлевает молодых девушек. А без жены любой мужчина начинает гулять, если не обучен другим трём ашрамам (брахмачарьеи, ванапрастха или саньяси) и является источником беспокойства в обществе. Сексуальная жизнь порабощает человека материально и, поэтому, недопустима в трёх укладах жизни и дозволяется лишь в грихастха-ашраме (семейной жизни).

Священными писаниями и индуистскими святыми допускается либо монашеская жизнь, либо создание семьи и жизнь в ней, потому что «… подобно кораблю, пересекающему волны океана, так и, живя в семье, можно преодолеть трудности и несчастья, которые случаются с нами в океане материальной жизни. Как командиру гарнизона крепости не составит труда отбить нападение разбойников, так и человеку, живущему в гармонии с женой, нетрудно отразить все атаки плотских чувств. А представители других укладов беззащитны перед этими чувствами» («Шримад-Бхагаватам». П. 3, гл. 14, т. 18—20).

Человек, выбравший служение Богу путём принятия ответственности за себя и за женщину в семье, создаёт и поддерживает счастливую семью, рождает и воспитывает детей в семье, может достичь духовного развития на пути к Безусловной Любви и не поддаётся искушению страстями. Муж и жена, дополняя, и наделяя друг друга новыми качествами, вместе преодолевают испытания внешнего, эмоционального мира, оберегают и рационально тратят данную им сексуальную энергию для творческого импульса.

Более того, семья в индуизме стоит на первом месте, т. е. грихастха (семейная жизнь) является главным ашрамом (укладом жизни), т. к. кроме очищения души и чувств от эго, он поддерживает структуру материального общества и всего государства. Другие жизненные уклады зависят от семейного. Потому что семейные люди жертвуют деньги на их существование и служат им. А успех в жизни определяется тем, как молодые юноша и девушка проживут семейную жизнь, как в детстве они уважали родителей и почитали их в преклонном возрасте. Свами Шивананда, индуистский святой, говорил: «В юности успех зависти от того, как юноша, в отношениях со своей возлюбленной, сумеет превратить чувство страсти в заботу и ухаживания, цветы и подарки, дружбу и любовь. И как девушка хранит целомудрие до вступления в брак и верность мужу после свадьбы. И от того, как они несут ответственность друг за друга, растят и воспитывают детей».

Сексуальная энергия предназначена для того, чтобы передать энергию будущим детям. И в индуистском обществе и в других, ведущих начало от священных писаний, это было известно, и секс дозволялся только в браке, а до него сексуальные отношения были недопустимы.

В каждом счастливом семейном союзе, юноши и девушки, перенимая опыт родителей, учителей и святых, учились искусству взаимного общения. После этого создавали и сберегали крепкую, счастливую семью, хранили традиции в семье и обычаи своего процветающего рода [2].

Традиции и отношения в христианской семье также стояли и стоят на первом плане. Когда человек решает обратиться к вере в Бога, то он, почти во всех случаях, меняет свою прежнюю жизнь и выбирает, что делать дальше, стать монахом и жить в монастыре, или вести мирской образ жизни и создать христианскую семью. Часто можно видеть очень успешных деловых людей, (бизнесменов, предпринимателей), или людей, которым удалось создать счастливую семью, но они не хотят больше идти по мирскому пути и всерьёз задумываются о жизни в монастыре. Однако монашеский путь требует особого внутреннего расположения. Нужны врождённые способности к монашеству и призвание Божие. И призвание к монашеской жизни есть далеко не у всех. Быть хорошим мирянином — это гораздо лучше, чем быть плохим монахом. Мирской путь верующего — это достойный путь и он приемлем для большинства людей. Такой путь даёт множество возможностей реализовать себя творчески. Но какую бы возможность для реализации человек не выбрал, создание, семьи с христианскими традициями — это необходимое условие в православии. И не просто заключение гражданского брака, а брака церковного, с венчанием. И, далее, рождение и воспитание детей в православных традициях.

Иисус Христос прежде чем служить обществу, благословил Своим посещением супружескую пару и у них на венчании сотворил настоящее чудо (Ин. 2:1—11). Его ученики, апостолы, несли слово Божие, прежде всего, в дома семейных людей.

Познать радость бытия человек может только руководствуясь нравственными законами, а эти законы человек узнаёт в семье. Разрушение института семьи неизбежно ведёт к деградации и разрушению общества, в целом.

У всякого настоящего христианина существует нисходящая иерархическая цепочка духовных ценностей: Бог — семья — служение обществу (людям) — собственные интересы. Семья находится сразу же после Бога, т. е. имеет достаточно высокий статус. Семья и семейное счастье является гармоничной средой жизни любого человека. В христианской семье наиболее важная добродетель — это бескорыстная любовь. Все члены семьи, любя друг друга и руководствуясь заповедями, находят способы для предотвращения или разрешения ссоры в семье, изучают на деле, что такое доброта, порядочность, терпение и другие добродетели, которые позволяют найти душевный покой и обратиться к вере в Бога [3].

В современном обществе правит «золотой телец», и для современных атеистов-язычников нет ничего важнее, кроме своих личных интересов и материального благополучия. Поведением этих людей руководят их инстинкты, и они всё активнее пропагандируют безнравственную жизнь, которая противоречит всем божественным заповедям. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Матф. 6:24).

 

Список литературы:

  1. Веды и ведическое знание. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://naturalworld.ru/vedicheskoe-znanie.htm (дата обращения 08.09.2014).
  2. Традиции и особенности семей в индуизме. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://mirvsemye.ru/semya-v-induizme.php (дата обращения 11.09.2014).
  3. Традиции и отношения в христианской семье. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://mirvsemye.ru/semya-v-hristianstve.php (дата обращения 13.09.2014).