РЫНОЧНАЯ ПОЗИЦИЯ ОАО «ИШИМСКОЕ ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ»
Секция: 11. Экономика
XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
РЫНОЧНАЯ ПОЗИЦИЯ ОАО «ИШИМСКОЕ ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ»
Общество создано путем преобразования Товарищества с ограниченной ответственностью в 1996 году. Постановлением главы администрации № 410 и является его правопреемником. К «обществу» переходят все права и обязанности ТОО ПАТ.
Полное фирменное наименование общества: Открытое акционерное общество «Ишимское пассажирское автотранспортное предприятие».
Сокращенное: ОАО «Ишимское ПАТП».
Место нахождения общества: Тюменская область г. Ишим, ул. Республики, 25а [16, с. 3].
ОАО «Ишимское ПАТП» имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
- автобусные перевозки: городские, пригородные, междугородные, международные;
- заказные автобусные и грузовые перевозки;
- коммерческие автобусные и таксомоторные перевозки;
- ремонт и техническое обслуживание транспорта;
- посредничество по рекламированию услуг, оказываемых населению коммерческими и другими предприятиями;
- строительно-монтажные работы;
- пуско-наладочные работы;
- оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей предприятий города и населения;
- эксплуатация подъемных сооружений;
- коммерческая деятельность;
- рекламная, представительская и консультационная деятельность;
- производство и реализация товаров народного потребления;
- оказания услуг населению;
- эксплуатация объектов газового хозяйства, газораспределительных устройств и пунктов [16, с. 4].
Основным видом деятельности общества является осуществление пассажирских автобусных перевозок на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах.
Продукцией автотранспортного предприятия является перемещение (перевозка) грузов и пассажиров. Она обычно измеряется натуральными величинами, отражающими объем и расстояние перевозок. Продукция пассажирского транспорта измеряется: пассажирокилометрами (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки), характеризующими величину пассажирооборота, и количеством перевезенных пассажиров. Транспортная продукция отличается от продукции других отраслей тем, что её нельзя накапливать, создавать в запас. Ведь она потребляется тогда же, когда и производится. На транспорте процесс производства и реализации продукции слиты воедино.
С 1998 по 2002 год предприятие практически не обновляло подвижной состав. Автобусы были на ходу только благодаря собственной базе и специалистам общества: жестянщикам, мотористам, слесарям и так далее, которые и вправду творили чудеса. Сейчас, благодаря областной программе «Сотрудничество», началось обновление парка автобусов. В этом году по областной программе «Сотрудничество» были приобретены десять новых автобусов марки «ЛИАЗ». Постоянно повышаются качественные и объёмные показатели, уровень собственных доходов возрос по сравнению с 2011 годом более чем на двадцать процентов. Это стало возможным за счёт совершенствования маршрутной сети.
Ежедневно автобусы предприятия выходят на девять городских маршрутов, на двадцать — пригородных. Выходят автобусы и на международные линии — в Казахстан (г. Петропавловск). В 2007 году открыты маршруты до городов Кургана, Тюмени, с 2005 года — до Тобольска.
В последнее время пассажиропоток снизился, так как часть людей перевозят частные предприниматели, но маршрутная сеть общества в городе не претерпела больших изменений. В этом году совместно с администрацией района планируется увеличить количество рейсов, так как после оптимизации маршрутной сети в 2008 году было сокращено количество рейсов с низким пассажиропотоком.
Сейчас на рынке транспортных услуг большая конкуренция. Ежедневно на городские маршруты выходит только 120 машин, из них 22 — ПАТП. Сейчас находится в разработке основной закон, который будет регулировать взаимоотношения перевозчиков и местных органов самоуправления. Если в крупных городах на каждую тысячу населения приходится около одной машины, то в Ишиме — более двух. Только в последние годы было в какой-то степени упорядочено движение автобусов частных предпринимателей, составлены графики и так далее.
Тем не менее этот рынок услуг не соответствует требованиям правил перевозки пассажиров, особенно в вопросах их безопасности. У частных предпринимателей производственной базы, нет квалифицированных кадров, нет должного контроля за техническим состоянием транспорта, медосмотров. В ОАО «Ишимское ПАТП» всё это есть. Чтобы как-то вписаться в рыночные условия, в 2007 году предприятие приобрело сначала пять автомобилей марки «Газель», затем в 2009 году — еще десять. Сейчас в организации 22 микроавтобуса. Кроме того, ПАТП оказывает и другие услуги — по ремонту машин, техническому обслуживанию подвижного состава. Открыта также и мойка для легковых и грузовых автомобилей. В общем предприятие старается выживать и при жесткой конкуренции.
В настоящее время ПАТП обладает одной из мощных производственных баз на юге Тюменской области. В цехах созданы нормальные условия для ремонта узлов и агрегатов. За всем этим стоит огромнейший труд коллектива [11, с. 2].
Основные преимущества конкурентов — малый средний возраст парка автомобилей, соответственно минимальные издержки на ремонт и техническое обслуживание, высокая мобильность — способность оказывать большое количество услуг в других регионах РФ.
Целью общества является извлечение прибыли [16, с. 3].
Как таковой службы маркетинга на предприятии нет.
На услуги перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении осуществляется государственное регулирование цен и тарифов органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Перевозчик или транспортное предприятие в условиях рынка, безусловно, заинтересованы расширять прибыльные виды оказываемых услуг и устанавливать свободные тарифы на перевозку. Однако такой механизм ценообразования на транспортные услуги особой социальной значимости сталкивается с низкой платежеспособностью основной массы заказчиков услуг.
Между тем, при постоянном росте цен на электроэнергию и горючее, себестоимость перевозок в транспортных предприятиях постоянно растет. Таким образом, для устойчивого экономического функционирования транспортных предприятий создаются объективные предпосылки повышения тарифов на транспортные услуги и удорожания цен на продукты потребления.
В настоящее время уровень тарифов на пассажирские перевозки не обеспечивает безубыточность этих перевозок. Для ликвидации убытка необходима государственная финансовая поддержка транспорта, прежде всего в осуществлении пригородных перевозок, имеющих большое социальное значение.
Все расчеты по ценообразованию соответствуют «Методике формирования тарифов на услуги перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, городским маршрутам и маршрутам населенных пунктов» (Приложение к Постановлению Администрации Тюменской области от 29 апреля 2003 г. № 150), действующей на территории Тюменской области.
Для разработки программно-аналитического комплекса использованы следующие документы:
- нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте руководящий документ Р3112194-0366-03;
- временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД3112199-1085-02;
- методика расчета нормативной численности рабочих по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава в автобусных парках государственной компании «Мосгортранс»;
- нормативы численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных объединений и предприятий центрального бюро нормативов по труду Госкомтруда СССР;
- постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 14 декабря 1972 года № 322/34.
На городских перевозках используется тариф за одну поездку пассажира, на пригородных, междугородных и международных перевозках используется тариф за один пассажирокилометр.
Проведем анализ технико-экономических показателей ОАО «Ишимское ПАТП» за двухлетний период. Анализ основных технико-экономических показателей проведем методом расчета темпа роста.
Таблица 1.
Основные технико-экономические показатели работы ОАО «Ишимское ПАТП» за 2011—2012 гг.
Показатели |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
Темп роста, % |
Среднесписочное количество автобусов |
ед |
108 |
107 |
99,00 |
Коэффициент использования парка |
коэфф. |
0,73 |
0,70 |
95,89 |
Отработано часов маршрутными автобусами |
т. час |
136,4 |
137,7 |
100,95 |
Общий пробег всех автомобилей |
т. км |
3185,2 |
3165 |
99,37 |
Режим работы |
час |
9,6 |
10,0 |
104,17 |
Среднесписочное количество автобусов в течение двух лет снизилось на 1,00 %. Отработанное количество часов увеличилось на 0,95 % и режим работы в часах также повысился на 4,17 %. Коэффициент использования парка сократился на 4,11 %. Общий пробег всех автомобилей уменьшился на 0,63 %.
Динамика показателей эффективности использования пассажирской техники представлена в таблице 2, где за базисный год взят 2011 год, а за отчетный 2012 год.
Таблица 2.
Показатели эффективности использования пассажирской техники ОАО «Ишимское ПАТП» за 2011—2012 гг.
Показатель |
2011 год |
2012 год
|
Отклонение |
Коэффициент технической готовности парка |
0,91 |
0,91 |
0,00 |
в т. ч. маршрутных |
0,91 |
0,91 |
0,00 |
Коэффициент использования парка |
0,73 |
0,70 |
-0,03 |
Коэффициент использования вместимости |
0,30 |
0,30 |
0,00 |
Коэффициент использования парка снизился на 0,03 по сравнению с 2011 годом, что свидетельствует о наличие целодневных простоев техники. Остальные показатели эффективности не изменились в течение рассматриваемого периода, что говорит о стабильности использования пассажирской техники.
Отказ от техники ведет: к неуверенности в выполнении производственной программы в целом; к снижению доходов Общества; к сохранению расходов; дополнительному расходу материальных затрат на технику; снижению отработанного баланса рабочего времени и среднемесячной заработной платы [18, с. 184].
Список литературы:
- Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / под ред. В.И. Стражева. — М.: Высшая школа, 2003. — 350 с.
- Артеменко В.Г. Финансовый анализ: учебное пособие / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. — М.: Издательство «ДИС», 2005. — 224 с.
- Бакаева А.С. Нормативная база бухгалтерского учета: сборник официальных материалов / А.С. Бакаева. — М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2008. — 186 с.
- Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Т.Б. Бердникова. — М.: ИНФРА — М, 2005. — 215 с.
- Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.А. Бернстайн. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 205 с.
- Бочаров В.В. Финансовый анализ. Краткий курс: учебник / В.В. Бочаров. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 240 с.
- Бухгалтерский баланс ОАО «Ишимское ПАТП». Форма № 1 2011—2012 гг.
- Горюнов А.Р. Методика финансового анализа / А.Р. Горюнов // Официальные материалы. — 2010. — № 1. — С. 9—13.
- Иванов Л.Н. Оценка финансово-хозяйственной устойчивости / Л.Н. Иванов // Бухгалтерский учет. — 2012. — № 5. — С. 5—8.
- Журнал Финансы.ru — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.finansy.ru.
- Коршукова И. В мае Ишимскому автотранспортному предприятию исполнятся 50 лет / И. Коршукова // Ишимская правда. — 2013. — 20 мая. — С. 2.
- Негашев Е.В. Анализ финансов предприятий в условиях рынка: учебное пособие / Е.В. Негашев. — М.: Высшая школа, 2004. — 115 с.
- Об акционерных обществах: федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 1. — С. 1.
- Об утверждении методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций: приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. № 16 // Вестник ФСФО РФ. — 2001. — № 2.
- Остапенко В.В. Финансы предприятий: учебник для вузов / В.В. Остапенко. — М.: Омега — Л, 2005. — 486 с.
- Устав ОАО «Ишимское пассажирское автотранспортное предприятие» от 27.04.2002 года.
- Шуляк П.Н. Финансы предприятий: учебник / П.Н. Шуляк. — 4-е изд. — М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2008. — 368 с.
- Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: по сост. на 15 фев. 2007 г. — М.: Проспект, 2007. — 656 с.