РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА НА ОСНОВЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЁРСТВА
Секция: 9. Регионоведение
XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА НА ОСНОВЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЁРСТВА
На экономику государства в целом, несомненно, оказывает влияние развитие каждого региона, входящего в его состав. Дальний Восток — крупнейший по территории и богатейший по наличию природных ресурсов экономический район страны, расположившись на границе России, он имеет возможность сотрудничать и вести торговые отношения со странами АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона), но, к тому же, политика России по отношению к Дальнему Востоку должна сдерживать обособление и отделение региона от центра государства. К тому же, имеющее долгосрочную тенденцию снижение численности населения региона делает его особенно уязвимым в геополитическом плане. Это главнейшие факторы, которыми и обусловлен особый интерес региональной экономики к развитию региона.
Регион богат различными минерально-сырьевыми ресурсами. Здесь выявлено более 75 видов полезных ископаемых и сосредоточено более 81 % всех запасов и почти 95 % всей добычи алмазов России, 95 % олова, 90 % борного сырья, 80 % сурьмы, 60 % ртути, 40 % плавикового шпата, 25 % вольфрама, большие запасы цинка, свинца, 35 % запасов и 50 % добычи золота и серебра. По показателям разведанных балансовых запасов золота ДФО занимает 2 место в стране, а по добыче — 1 место.
Безусловно, отраслью рыночной специализации региона можно считать цветную металлургию: только Якутия и Магаданская область дают около 65 % всего золота в стране. Добывают золото в бассейнах рек Зеи, Селенжи, Буреи, Аргуни, в горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. Колымо-Индигирский и Чукотский районы добычи золота открыты сравнительно недавно. Добыча и обогащение оловосодержащих руд в регионе ведётся на Чукотке и в Якутии (Верхнее-Аянский район). Алмазы добывают в Верхне-Вилюйском регионе Якутии в городе Мирном, здесь возведены 3 масштабнейших горно-обогатительных комбината: «Мир», «Удачная» и «Айхал» [1].
Анализируя данные табл. 1, можно сделать вывод о том, что удельный вес Дальневосточного федерального округа в общероссийской добыче в 2012 году составил по добыче золота 48,3 %, по добыче оловосодержащих руд — 63,6 % и по добыче алмазов — 98,4 %.
Таблица 1.
Добыча золота, алмазов и оловосодержащих руд в Российской Федерации и на Дальнем Востоке
|
Российская Федерация |
Дальний Восток |
Уд. вес ДФО в общероссийской добыче в 2012г., % |
||||
|
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Добыча золота, тонн |
211,1 |
211,4 |
226,2 |
106,3 |
107,9 |
109,2 |
48,3 |
Добыча оловосодержащих руд, тонн |
279,8 |
279,3 |
280,1 |
177,9 |
178,0 |
178,1 |
63,6 |
Добыча алмазов, тыс. карат |
34857,0 |
35139,0 |
34986,0 |
34156,0 |
34987,0 |
34736,0 |
98,4 |
Примечание. Таблица составлена автором на основе данных [2; 3].
Топливно-энергетический комплекс представлен в основном использованием бурого и каменного угля, который добывают открытым способом на Райчихинском, Бакинском, Раздольненском месторождениях. В южной части Республики Саха (Якутия) в Нерюнгри ведётся добыча коксующегося угля, который главным образом идёт на экспорт в государства Тихоокеанского побережья [1]. Добыча угля в 2012 году составила 10,5 % от общей добычи по стране, нефти — 4,1 %, а природного и попутного газа — 4,4 % (табл. 2).
Таблица 2.
Объёмы добычи топливно-энергетических ресурсов в Российской Федерации и на Дальнем Востоке
|
Российская Федерация |
Дальневосточный |
Уд. вес ДФО в общероссийской добыче в 2012г., % |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Добыча угля, тыс. тонн |
321701 |
334831 |
335543 |
31673 |
32213 |
35112 |
10,5 |
Добыча нефти, включая газовый конденсат, тыс. тонн |
505326 |
512388 |
518365 |
18283 |
20837 |
21087 |
4,1 |
Добыча природного и попутного газа, млн. м3 |
651323 |
670837 |
681211 |
26505 |
28086 |
29757 |
4,4 |
Примечание. Таблица составлена автором на основе данных [10; 14]
Пищевая промышленность главным образом проявляется добычей и переработкой рыбы и морепродуктов, основной промысел которых ведётся в Беринговом. Охотском и Японском морях. Приморский край даёт 50 % от общего улова рыбы в регионе, Камчатка и Сахалин — 40 %, а Хабаровский край и Магаданская область в сумме дают 10 % улова рыбы. В настоящее время промысловыми дальневосточными судами ведётся добыча рыбы к тому же и в Индийском океане и в южной части Тихого океана. Огромное значение имеет Дальний Восток и в китобойном промысле [1].
Общий объём запасов рыбы и морепродуктов на Дальнем Востоке, в связи с оценками экспертов, составляет около 26 млн. тонн. Добыча рыбы и морепродуктов в регионе достигает около 66 % от общих по России объёмов. Уникальнейшими являются ресурсы лососевых рыб (до 450 тыс. тонн в год) и красной икры (до 17 тыс. тонн в год) в стране [10].
Очаги развития лесной промышленности находятся в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области, центры лесопиления — в Имане, Лесозаводске, Благовещенске, Свободном, Хабаровске, Комсомольск-на-Амуре и Амурске [1]. Из данных таблицы 3 видно, что объёмы производства лесоматериалов, бумаги и целлюлозы незначительно увеличились, при этом удельный вес Дальнего Востока в общероссийском производстве бумаги и целлюлозы остался неизменным, что косвенно подтверждает — лесная промышленность Дальневосточного региона ориентирована на добычу сырья.
Таблица 3.
Производство лесоматериалов, бумаги, целлюлозы
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Производство лесоматериалов (тысяч м3) |
|||
Российская Федерация |
18609 |
21890 |
22636 |
21212 |
Дальневосточный |
1159 |
1390 |
1802 |
1916 |
Уд. вес ДФО в общероссийском производстве, % |
6,2 |
6,4 |
8,0 |
9,0 |
|
Производство бумаги (тысяч тонн) |
|||
Российская Федерация |
4513 |
4688 |
4784 |
4769 |
Дальневосточный |
8,5 |
9,7 |
9,5 |
8,8 |
Уд. вес ДФО в общероссийском производстве, % |
0,19 |
0,21 |
0,20 |
0,18 |
|
Производство целлюлозы (тысяч тонн) |
|||
Российская Федерация |
7229 |
7510 |
7661 |
7658 |
Дальневосточный |
1793 |
1821 |
1890 |
1865 |
Уд. вес ДФО в общероссийском производстве, % |
24,8 |
24,3 |
24,7 |
24,4 |
Примечание. Таблица составлена автором на основе данных [13]
Машиностроение и металлообработка широко распространены лишь в нескольких районах Дальнего Востока: в Приморском и Хабаровском краях и Амурской области, в других областях и в Якутии преобладают ремонтное дело и производство запасных частей для машин и техники, необходимой в местном хозяйстве. В целом, на Дальнем Востоке получили широкое развитие судостроение и судоремонт, в связи с развитой в регионе рыбной промышленностью, морским и речным транспортом. Также имеют тенденцию к развитию производство и ремонт техники для рыбной, горной и лесной промышленности, в частности во Владивостоке и Хабаровске [8].
Точками роста промышленного производства можно назвать Приморье и Хабаровский край (машиностроительные, авиа- и судостроительные предприятия), также в Приморье набирают обороты совместные предприятия ОАО «Соллерс», “Mazda” и “Mitsui”. Развитию промышленности мешает отдалённость от Центральной России, наиболее потребляющей товары, регион терпит немалые транспортные надбавки, которые отражены стоимостными показателями многих отраслей хозяйства [7].
Необходима модернизация Транссибирской магистрали и тех портов, к которым она имеет выход. Пропускная способность Байкало-Амурской магистрали на данный момент составляет около 12 млн. тонн грузов в год, но этого недостаточно. Планируется увеличение данного показателя до 100 млн. тонн. Железную дорогу Сахалина требуется связать с материком через мостовой переход или тоннель. В то же время, Транскорейская магистраль должна иметь выход к Транссибирской магистрали. Уже имеющуюся сеть магистралей нужно дополнить дорогой Большой Невер-Якутск, далее следующей в направлении Магадана, и далее — в направлении Камчатки и Чукотки. Якутии необходим выход к морю — через Аяно-Майский район в Хабаровском крае. В 2012 году в эксплуатацию ввели несколько крупных объектов: вторую очередь нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО-2), мощность которой 50 млн. тонн нефти в год. По итогам 2012 года экспорт нефти сорта ВСТО осуществлялся в основном в Японию — 31 %, Китай — 24 %, США — 22 %. В Приморье в 2013 г. через терминал Козьмино, который является конечным пунктом данного трубопровода, было экспортировано около 20 млн. тонн нефти. В ближайшее время ОАО «Роснефть» планирует создать в южной части региона Восточный нефтехимический комбинат (ВНКХ).
В 2012 году ОАО «Газпром» приняло важное решение о создании в Республике Саха (Якутия) газового центра и газопровода, который будет соединять Якутск, Хабаровск и Владивосток. На Дальнем Востоке имеется несколько газовых центров, расположенных на Сахалине, который имеет связь с газопроводом в Приморье (Сахалин-Хабаровск-Владивосток), и в Якутии. Все вышеперечисленные проекты способствуют диверсификации топливного баланса топливно-энергетического комплекса (перевод на газ ТЭЦ во Владивостоке) и газификации муниципального сектора, так как регион в данном направлении отстаёт от прочих регионов страны.
Как следствие, произошло расширение рынков сбыта углеводородного сырья, и образовались новые точки роста в нескольких регионах, через территорию которых проложен нефтепровод. Республика Саха (Якутия) получила возможность диверсификации экономики, которая длительный период функционировала лишь на добыче алмазов [11].
Из числа основных проектов государственно-частного партнёрства в регионе следует отметить:
- Портовую особую экономическую зону (ПОЭЗ), созданную Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1185 и территориально расположенную в Советской Гавани. Общий объём инвестиций данного проекта составил 30 млрд. рублей, несмотря на то, что федеральный бюджет вложил лишь 3 млрд. рублей. Потенциал организации порта в Советской Гавани значителен: вдоль Байкало-Амурской магистрали расположены залежи природных ресурсов, здесь находится транспортный узел Хабаровского края и альтернативный путь к Транссибирской магистрали. К сожалению, деятельность в данной зоне до сих пор не ведётся, и нет зарегистрированных компаний-резидентов, как сообщил министр экономического развития Хабаровского края Виктор Калашников [4].
- Реконструкцию участка железной дороги Оунэ-Высокогорная, утверждённую распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р, в связи с тем, что здесь запланировано строительство тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре-Советская Гавань. Данные работы обеспечат исключительные условия при перевозке грузов на Ванинско-Советско-Гаванский транспортный узел. Финансирование было проведено за счёт Инвестиционного РФ, причём общие инвестиции в проект составят около 60 млрд. рублей, из них более 17 млрд. рублей покроет Инвестиционный фонд РФ, а остальное — ОАО «РЖД».
На данный момент, по итогам реализации мероприятий, входящих в данный проект, пропускная способность нового Кузнецовского тоннеля составила 35 млн. тонн. При этом весь реконструированный участок Высокогорная-Оунэ по пропускной способности достиг уровня 100—110 млн. тонн, при прежних 60—80 млн. тонн в год [6].
- Распоряжением Правительства РФ от 17.01.2008 г. № 21 проект «Комплексное развитие Южной Якутии» включили в перечень инвестиционных проектов, разрабатываемых на средства Инвестфонда Российской Федерации. Инвестиционное соглашение затронет 1-ый этап реализации проекта, общая стоимость которого равна 10,4 млрд. рублей, из них 7,8 млрд. рублей — это ассигнования бюджета Инвестиционного фонда РФ и 2,5 млрд. рублей — денежные средства, принадлежащие частным инвесторам.
«ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» задачи, поставленные перед Обществом, выполнила» сообщил ее руководитель Михаил Брук на состоявшемся 20 декабря 2013 года совещании, проходившем в режиме видеоконференции между Москвой и Якутском.
Корпорация выполнила основные задачи, поставленные перед ней на 2013 год по продвижению проекта «Комплексное развитие Южной Якутии»: строительство Канкунской ГЭС, создание Якутского газоперерабатывающего комплекса, строительство Эльконского горно-металлургического комбината и др. После реализации данного инвестиционного проекта были достигнуты следующие результаты: произошёл рост доходов местного населения и соответственно повысился уровень жизни, произошёл приток экономически активного населения в Республику Саха (Якутия), начали развиваться производства по глубокой переработке добываемого сырья, произошла диверсификация российского экспорта и, как следствие, усиление позиций Российской Федерации в Юго-Восточной Азии [12].
В 2010 г. ВВП России сократился на 7,9 %, а объём промышленного производства в стране — на 9,3 %, аналогичные экономические показатели на Дальнем Востоке возросли соответственно на 1,5 % и 3,8 %. Это произошло, в основном, благодаря появлению и осуществлению в регионе нескольких крупных инвестиционных проектов, которые значительно изменили экономическую ситуацию на Дальнем Востоке в положительном направлении. К подобным проектам относится прокладка обеих очередей нефтепровода ВСТО (Восточная Сибирь-Тихий океан), строительство объектов для саммита АТЭС (Азиатско-Тихоокеанский экономический саммит), строительство трассы Чита-Хабаровск и прочие [7].
«Мы сделали расчеты до 2018 г., уже запланированы программы на сумму около 8 трлн. рублей, это реальные программы, которые будут реализовываться», — прокомментировал сложившуюся в округе ситуацию министр РФ по развитию Дальнего Востока — полномочный представитель президента РФ в ДФО Виктор Ишаев [4].
Для благоприятного положения дел в отношении инвестиционного климата на территории Дальневосточного федерального округа необходимо ускорить развитие социально-экономической инфраструктуры. Если удастся ликвидировать административные барьеры, налоговые льготы, максимально информировать зарубежных инвесторов, осуществится создание специальных органов, работающих с иностранными инвесторами, то эти факторы, несомненно, простимулируют деятельность зарубежных компаний в округе. Дальний Восток, несомненно, имеет заинтересованность в повышении собственных финансовых возможностей и, конечно же, в поступлении на свои предприятия современного и высокотехнологичного оборудования, зарубежных передовых технологий и новых знаний. Развитие экономики на данный момент имеет ориентацию на производства с высоким потенциалом, из чего следует, что реализация крупных как государственных, так и частных инвестиционных проектов обеспечат достижение этой цели.
Список литературы:
- Видяпин В.И. Региональная экономика / В.И. Видяпин, М.В. Степанова. — М.: ИНФРА — М, 2006. — 606 с.
- Вестник промышленности: добыча и реализация олова от 27.06. 2011 г. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.promu.ru/node/6596. Дата обращения: 24.09.2014 г.
- Информационное аналитическое агентство JNet.RU «Объёмы добычи золота и алмазов» от 19.06.2014 г. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.jewellernet.ru/news/r6/120730/. Дата обращения: 25.09.2014 г.
- Информационное агентство Восток-Медиа « ПОЭЗ в Советской Гавани не может функционировать в полную силу» от 04.10.2012 г. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostokmedia.com/n150696.html. Дата обращения: 01.10.2014 г.
- Информационное агентство Regnum «На Дальнем Востоке стоимость реализуемых проектов превысила 4 трлн. рублей» от 20.07. 2013 г. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1686047.html. Дата обращения: 03.09.2014 г.
- Министерство транспорта РФ «Реконструкция участка Оунэ-Высокогорная и строительство Кузнецовского тоннеля» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.roszeldor.ru/invest_project/in_pr_vysokogorn. Дата обращения: 02.10.2014 г.
- Обзор рейтинга фундаментальной эффективности предприятий по федеральным округам: Дальневосточный ФО: информ.-аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Интерфакс-ЭРА». — 2012 — . — М.: Интерфакс-ЭРА, 2012. — Ежегод.
- Перспективы развития машиностроения и строительства на Дальнем Востоке» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.protown.ru/ /hide/7736.html. Дата обращения: 09.09.2014 г.
- Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока «Капитал»: информ.-аналит. журн. / учредитель ООО «Компания«Капитал». — 2013,июнь. — Хабаровск.: Компания «Капитал»,2011. — Ежемес.
- Система ГАРАНТ. Распоряжение Правительства РФ от 29 марта 2013 г. № 466-р «Об утверждении государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70351168. Дата обращения: 20.09.2014 г.
- Транспортная стратегия XXI век. Экономический потенциал Дальнего Востока: информ.-аналит. журн. / учредитель издательский дом «Современные стратегии». — 2012. — М.: Современные стратегии, 2012. — Ежегод.
- Федеральный информационный портал Sakha News Корпорация развития Южной Якутии поставленные задачи выполнила» от 23.12.2013 г. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.1sn.ru/93721.html. Дата обращения: 02.10.2014 г.
- Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ — 2013 г. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_14s/Main.htm. Дата обращения: 24.09.2014 г.
- Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник — 2013 г. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm. Дата обращения: 14.09.2014 г.