Статья:

«ВСТУПЛЕНИЕ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ КАК ЗАЛОГ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ»

Конференция: XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Сенчакова А.Д. «ВСТУПЛЕНИЕ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ КАК ЗАЛОГ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ» // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(17).pdf (дата обращения: 28.01.2023)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

«ВСТУПЛЕНИЕ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ КАК ЗАЛОГ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ»

Сенчакова Алина Дмитриевна
студент Высшей школы экономики, РФ, г. Москва
Поповская Екатерина Владимировна
научный руководитель, ведущий научный сотрудник, НИУ ВШЭ, РФ, г. Москва

 

В условиях современной глобализации интеграция считается основным двигателем экономического развития стран. Евросоюз, принимая в свои ряды новые и новые страны, набирает экономическую и политическую мощь. Однако если раньше вступающие в ЕС страны были примерно на одном уровне экономического развития и с единым «европейским» менталитетом, то новые «волны расширения», впустившие страны Восточной Европы в евроинтеграцию, привели к определенным проблемам.

Сейчас перед Евросоюзом стоит ряд острых вопросов — кризис евро, разнородность стран-участниц, проблемы с культурной интеграцией... Вступающим странам также приходится идти на определенные жертвы в плане экономики, внутреннего производства и культурной самобытности. Так действительно ли продолжающий расти Евросоюз будет полезен мировому сообществу, и так ли выгодно вступление в его ряды, как считают многие?

1.1.             Европейский союз.

Европейский союз — это экономическое и политическое объединение 28 стран Европы. Союз юридически закреплён Маастрихтским договором, вступившим в силу 1 ноября 1993 года. В рамках объединения был создан общий рынок, гарантирующий свободное перемещение товаров, капитала и рабочей силы через границы государств-членов. Союз проводит общую внешнюю и внутреннюю политику, особенно в сфере экономики, законодательства, безопасности и региональной политики; является субъектом международного права, т. е. имеет полное право на участие в международных отношениях как единый орган, а также на подписание международных договоров. Восемнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту — евро.

Сегодня политическая и экономическая мощь интеграционной группировки настолько велика, что Союз безусловно можно причислять к ведущим мировым игрокам. Согласно данным статистической базы Группы Всемирного Банка Объединенная Европа лидирует в мире по показателям ВВП (16687.3 млрд. $), внешней торговли (экспорт — 7467.8 млрд. $, импорт — 7152.4 млрд. $) и по объему иностранных инвестиций (295.4 млрд. $).

Вышеприведенные данные являются ответом на вопрос, почему европейские страны так стремились (и стремятся) вступить в Евросоюз. Небольшому государству с ограниченным природным, ресурсным и военным потенциалом, подпираемому соседями, было бы сложно в одиночку добиться признания на международной арене. Поэтому долгое время вступление в Евросоюз было залогом экономического процветания и политического влияния. Стоит отметить, что путь к звездам лежал через тернии — страны, добивающиеся принятия в ЕС, должны соответствовать Копенгагенским критериям, что накладывает ограничения во многих сферах и оттягивает вступление.

Эти критерии включают в себя: соблюдение демократических принципов, принципа правового государства и уважение прав человека. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, приведенные в соответствие со стандартами ЕС законы и процедуры; страна должна стремиться к достижению политических и экономических целей союза.

1.2.             Интеграция Европейского союза.

Как бы ни тяжел и продолжителен был процесс вступления в Евросоюз, многие европейские страны готовы пойти на это в поисках всеобщего благоденствия. Однако нужно отметить, что перспективы ново-интегрированной страны не безоблачны. Любая интеграция несет с собой как плюсы, так и минусы, причем не только для страны интегрируемой, но и для всего органа. В случае ЕС очевидными плюсами являются:

·     Получение дополнительных территориальных, демографических и ресурсных преимуществ;

·     Расширение сферы влияния;

·     Внедрение «европейских ценностей» среди большего количества стран;

·     Проведение реальных, действенных реформ;

·     Обеспечение финансовой помощи странам-участникам, и ряд других.

Однако минусов тоже достаточно:

·     В связи с образованием общего рынка — снижение конкурентоспособности национальных производителей, запрет на политику отраслевого протекционизма;

·     Тесное взаимодействие стран-участниц, часто затормаживающее их развитие или принятие совместных решений;

·     «Усталость от интеграции», проблемы интеграции новых стран;

·     Экономические, социальные и культурные различия;

·     Зависимость экономик отдельных стран друг от друга и от положения Евросоюза в целом;

·     Введение единой валюты, усложняющее экономическое положение отстающих стран в зоне евро…

Сегодня перед Евросоюзом стоит ряд внутренних проблем — проблемы с финансированием, кризис в странах с недостаточным уровнем экономического развития, нестабильность евро, проблемы с культурной идентификацией, отрицательные темпы роста ВВП (-0,4 %) и высокий уровень безработицы (10,4 %!). Это невольно вызывает вопросы — действительно и до сих пор ли выгодно вступление в ЕС?

Расширение Европейского союза исторически делят на 5 этапов. Первое расширение произошло в 1973 году с присоединением Дании, Ирландии и Великобритании. Затем в 1981 — вступление Греции, 1986 — Испания и Португалия, в 1995 году четвертое расширение с участием Австрии, Финляндии и Швеции. Евросоюз в эту пор был стабилен, казался утопической идеей общего государства, воплощающейся в жизнь, а вступившие страны обладали практически схожим уровнем экономического развития, менталитетом и т. д. Эти страны, пожалуй, за исключением Греции, и на сегодняшний день успешно функционируют в рамках ЕС и являются хранителями ценностей Объединенной Европы.

Следующие две волны расширения считаются принципиально новым вариантом присоединения стран к Евросоюзу. Пятое расширение проходило в два этапа: в 2004 году присоединились Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Литва, Латвия, Эстония, Кипр и Мальта, затем в 2007 — Болгария и Румыния. Вступление Хорватии в 2013 году называют шестым расширением еврозоны. Согласно нашим подсчетам, в результате пятой и шестой волны ЕС увеличило свою площадь на 34 %, а население — на 29 %. Но не только демографические показатели были беспрецедентны — большое количество стран с разной культурой, менталитетом, языком и историей разом оказались в рамках одного государства. Всплывает еще ряд проблем касательно интеграции этих стран.

Во-первых, единовременное присоединение столь разнородных стран, которые ранее не развивались на основе западноевропейской социально-экономической модели, а некоторые и вовсе являются посткоммунистическими странами, неизбежно приведет к проблемам с интеграцией их экономик и населения в Евросоюз.

Во-вторых, присоединение новых стран происходило на наивысшем уровне интеграции стран ЕС — на этапе завершения формирования Экономического и Валютного Союза, что значительно усложняет эффективное и быстрое включение новых стран в совместную работу с ЕС.

В-третьих, это расширение было наибольшим по территориальным и людским показателям, но наименьшим по показателем ВВП, что безусловно отразится на общих экономических показателях Евросоюза, уменьшив ВВП на душу населения и темпы экономического роста. Также стоит помнить, что уровень экономического развития вступивших стран значительно ниже общеевропейского.

И в-четвертых, расширение огромное по масштабу и разнообразию повлечет за собой проблемы, связанные со слаженностью работы Европейского союза, и затруднит принятие решений.

1.3.             Изучение общественного мнения.

Поднятые выше проблемы заставляют некоторых сомневаться в необходимости и выгодности вступления, да и вообще скептично относиться к будущему Евросоюза. Согласно опросам общественного мнения, проведенным европейским статистическим агентством «Евробарометр», позиция жителей ЕС касательно будущего евроинтеграции с годами поменялась: наблюдается резкое сближение «оптимистичного» и «пессимистичного» отношения за последние 8 лет. Сейчас разница между мнениями достаточно мала: 51 % граждан Европы оптимистично смотрят в будущее и надеются на процветание ЕС, а 43 % относятся к будущему Еврозоны скептично.

Проблемы ЕС, кризис зоны евро и проблемы с культурной интеграцией жителей стран-членов вызывают трудности с национальной идентификацией граждан Евросоюза. На вопрос «Считаете ли Вы себя гражданином Евросоюза?» средний результат по странам таков: 40 % европейцев не относят себя к гражданам ЕС. На мой взгляд, это во многом иллюстрирует проблему интеграции разных национальностей в одно объединение и стремление к культурной самобытности внутри Евросоюза. К тому же, принимая во внимание, что 43 % европейцев пессимистично относятся к будущему ЕС, возможно, многие просто не хотят идентифицироваться себя с объединением, которое не кажется им особенно успешным.

1.4.             Анализ системы экономических показателей.

Зная, что сами европейцы без особенного энтузиазма относятся к объединению, интересно было бы рассмотреть объективные показатели и оценить, действительно ли выгодно входить в состав Евросоюза.

Мы рассмотрим систему показателей, которая достаточно полно описывает экономическую ситуацию в странах — показатель ВВП, ВВП на душу населения, темпы экономического роста, объем экспорта и импорта, объем иностранных инвестиций, показатель расходов на конечное потребление и уровень безработицы. Показатели (взятые из статистической базы Группы Всемирного Банка) комплексно иллюстрируют экономическое положение и рост экономики, положение внешней торговли страны, ситуацию на рынке инвестиций и человеческих ресурсов и объем потребления гражданами, что связано с их уровнем жизни.

Мы взяли временной период с 1999 по 2012, чтобы рассмотреть динамику развития показателя сначала для независимой страны и затем для страны-участницы ЕС, и двенадцать последних вступивших стран (Без Хорватии, так как ее случай менее иллюстративен за неимением достаточных статистических данных).

Статистические данные по показателю ВВП следующие:

 

Рисунок 1. Динамика показателя ВВП (в млрд. $) по странам ЕС за период 1999—2012 года

 

Рисунок 2. Динамика показателя ВВП на душу населения (в единицах $) по странам ЕС за период 1999—2012 года

 

Рис.3.3. Динамика показателя экономического роста (в %) по странам ЕС за период 1999—2012 года

 

Можно наблюдать, что с 2004 года — года вступления основного количества стран в ЕС, график, показывающий объем ВВП, стал более крутой, то есть ВВП стал расти более быстрыми темпами (рис. 1.). На рис. 3. видно, что процентные изменения ВВП долгое время оставались положительными, хотя и не стабильными (без растущего тренда). Наблюдается падение ВВП в 2008 году, достаточно стабильный период в посткризисные годы, затем небольшой толчок к росту в 2011 и, к сожалению, падение в последние годы. Темпы роста ВВП замедляются, а у некоторых стран даже стали отрицательными.

Нисходящий тренд — это отражение в статистике текущего кризиса еврозоны и проблемы с финансированием внешнего госдолга. Темпы роста ВВП сейчас замедляются, и на данный момент экономику Европейского союза нельзя назвать растущей.

То же можно сказать и про показатели ВВП на душу населения — исторически растущий тренд сейчас находится в зоне турбулентности с текущим значением примерно на уровне конца 2006 года (даже не предкризисного).

Теперь рассмотрим показатели внешней торговли — объем экспорта и импорта. Временной промежуток взят за 2005—2012 года из-за нехватки статистических данных.

 

Рисунок 4. Динамика объема экспорта товаров и услуг по странам ЕС за 2005—2012 года

 

Рисунок 5. Динамика объема импорта товаров и услуг по странам ЕС за 2005—2012 года

 

Казалось бы вступление в интеграционную группировку и открытие границ для товарных и капитальных потоков должно резко увеличить объемы внешней торговли стран-участниц. И вступление в ЕС действительно позитивно отразилось на статьях экспорта и импорта таких стран, как Польша, Чехия, Венгрия, Словакия и Румыния. Однако многие страны, из вступивших в ЕС в 2004 году, не смогли существенно увеличить объемы своей внешней торговли. Возможно, открытие национальных границ будет ярче проиллюстрировано на графике притока иностранных инвестиций, представленной ниже?

 

Рисунок 6. Чистый приток прямых иностранных инвестиций по странам ЕС за 1999—2012 года

 

Видно, что после 2004 года наметился более устойчивый рост иностранных инвестиций в страны — это связано с открытием границ и с интересом ЕС инвестировать в новоприбывшие страны, стимулируя рост их экономик. В кризисные годы, очевидно, инвестиционная активность упала и в некоторых странах остается очень низкой до сих пор. К сожалению, нельзя сделать однозначный вывод касательно влияния вступления в ЕС на инвестиционные потоки в страну, потому что на данный момент у большинства стран они остаются достаточно низкими, у Кипра падают (вероятно, за счет проблем с финансовыми вложениями в кипрские офшоры), у Эстонии растут, у Венгрии — остаются стабильными. Таким образом, общий тренд в данном показателе не наблюдается — тенденции зависят от внутристрановых факторов.

Следующий показатель — объем расходов на конечное потребление, который в определенной степени отражает уровень жизни граждан стран-членов.

 

Рисунок 7. Динамика расходов на конечно потребление по странам ЕС за 1999—2012 года

 

Показатель расходов на конечное потребление демонстрирует существенный рост в большинстве стран Восточной Европы, вступивших в Европейский союз. Видимо, именно в этой статье наконец нашло свое отражение открытие государственных границ — больше разных товаров стало доступно потребителям. Также легче стало перемещаться между странами — растущая отрасль туризма сыграла существенную роль в росте потребления товаров и услуг европейцами.

И последний рассматриваемый показатель — уровень безработицы по странам ЕС.

 

Рисунок 8. Динамика уровня безработицы (в %) по странам ЕС за 1999—2012 года

 

Показатель уровня безработицы демонстрирует положительные тенденции — в последние годы показатель падает. В 2012 году графики уровня безработицы более сконцентрированы (на уровне примерно 11 %) и в среднем ниже общего уровня безработицы 1999—2004 года. Иными словами, вступление в ЕС действительно оказалось влияние на уровень безработицы, понизив ее. Сегодняшнюю опасность на рынке труда представляют скорее нелегальные мигранты и экономические кризисы, интеграция же помогла многим безработным найти место.

В условиях современного мира ключ к власти — это объединение, получение новых сфер влияния и союзников. Политика просачивается во все сферы деятельности, и также в экономику. Рассмотрев экономические показатели стран, вступавших в ЕС с 2004 года, я могу сделать вывод, что Европейский союз сегодня — это скорее политическое, чем экономическое объединение. Конечно, интеграция с ЕС принесла позитивные изменения в некоторые сферы экономики вступивших стран. Например, понизило уровень безработицы, увеличило уровень потребления и уровень жизни жителей государств Восточной Европы, положительно отразилось на внешней торговле ряда стран. Однако экономику Евросоюза в целом сложно назвать процветающей, к тому же многие проблемы, возникшие перед объединением в последние годы и как раз связанные со слишком быстрыми темпами расширения, не позволяют сказать, что вступление в ЕС было бы исключительно выгодно для всех стран (уже вступивших и еще нет).

Можно сделать вывод, что не экономическое процветание и финансовая стабильность так манит страны входить в Евросоюз, а участие в объединении в политическом плане: возможность «проталкивать» своим интересы, совместное принятие решений, сотрудничество с более развитыми странами; и, как следствие, стремление к развитию и признанию страны как полноценного игрока на мировой арене. Таких целей Евросоюз определенно позволяет достичь. Говоря о проблеме, поставленной в работе — оценка экономической выгоды от вступления стран в ЕС, мы можем сделать следующий вывод: расширение последних лет существенно ослабило экономику Евросоюза, поэтому на сегодняшний день интеграция с Европейским союзом не может считаться панацеей для экономического процветания.

 

Список литературы:
1.    Борко Ю., Буторина О. От Европейского Союза — к Соединенным Штатам Европы? / Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под ред. Ю. Борко и О. Буториной. — М.: УРСС, 2001.
2.    Статистическая база Группы Всемирного Банка — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://data.worldbank.org/ (дата обращения: 06.09.2014).
3.    Статистическая база Европейской Комиссии Евростат — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home/ (дата обращения: 06.09.2014).
4.    Статистическая служба ЕС «Евробарометр» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/public_opinion/index_en.htm (дата обращения: 07.09.2014).