Статья:

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ПАЙДЕЙИ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 5. Философия

Выходные данные
Матвеева М.А. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ПАЙДЕЙИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(18).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 417 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ПАЙДЕЙИ

Матвеева Марина Александровна
студент Оренбургского государственного университета, РФ, г. Оренбург
Завьялова Галина Ивановна
научный руководитель, доц. Оренбургского государственного университета, РФ, г. Оренбург

 

Воспитание — это неотъемлемая составляющая социума, благодаря которой человечество сохраняет «тело» и «дух» своего рода. Поколения сменяют поколения, в том время как род остается самотождественным. Биологическое время конечно, однако, духовную и общественную форму своего существования человеку по силам продлить возможностями своей природы. Разум предоставляет необъятные просторы для развития лучшей формы человеческого существования с помощью воспитания, образования, Пайдейи.

Пайдейю (παιδεία) часто ошибочно понимают, как просто форму образования, практиковавшуюся в Древней Греции. Такая редукция только к обучению юношества определенным набором программ явилась результатом смен культурных парадигм, когда «культуру души» поглотила идея научного прогресса. Поэтому целью данной статьи не является искусственная передача предмета греческой Пайдейи. Цель — познакомить с воспитательным феноменом античности, который, являясь интеллектуальным импульсом, затерялся в современном мире.

Немецкий философ М. Хайдеггер обращает внимание на то, что сам термин не поддается переводу, и близкое по значению «образование» не раскрывает весь онтологический статус древнегреческой Пайдейи. Несокрытость и несокрытое, если выражаться терминами М. Хайдеггера, на каждом этапе своего развития подвержено изменению. Существо Пайдейи предполагает обращение всего человека из круга первых встречных вещей в другое направление, где сиянием являет себя сущее [13, с. 351]. В притче Платона о пещере, по мнению немецкого мыслителя, разворачивается существо Пайдейи. Алетейя (Αλήθεια), или несокрытость, окружает пленника пещеры, но в существе человека уже заложенно развертывание из устойчивого поведения. Таким образом Пайдейя есть переход к ней из апайдевсии (необразованности) [13, с. 350].

Образование не есть сугубо личный, индивидуальный процесс. Образование, согласно своей сущности, является задачей всего общества. Но какого общества? «Духовное лидерство переходит к городской культуре» [6, с. 110] только при наличии всецелого государства, то есть при Полисе. Только после оформления Полиса древнегреческое образование обрело свою классическую форму. Не стоит забывать, что древнегреческий разум — политический разум, с необычным превосходством слова над другими орудиями власти, с силой убеждения (peitho), законом (themis)и правосудием (dike), с полной публичностью общественной жизни, где ценности, знания, споры выносились на городскую площадь (agorá) [4, с. 68—89]. В «воспитание в этосе закона» образование имеет не только социальную цель, но, по своей сути, оно есть нечто общее, общечеловеческое, (то, что впервые дает смертному быть вообще человеком в сообществе). Государство, принимая индивида в свой политический космос дарует ему, наряду с частной жизнью, второе существование. Действительно софисты, в силу социальных, экономических и политических причин, стремились прорастить вождя, оратора. Протрагор, один из старших софистов, считал проблему морально-политического образования одной из основных в системе Пайдейи. В тоже время свое воспитательное искусство софисты считали не наукой, а τέχνη [9, с. 428]. «Техне» в понимании древних греков не инструментальная сторона дела, это не «техническое» в современном его понимании. М. Хайдеггер, исследовав древнегреческую культуру, указывал на то, что «техне» является одним из способов «про-из-ведения», одним из способов раскрытия потаенного [13, с. 225].

Но Сущность Пайдейи не только в ее «полисном» характере. Для грека Пайдейя включала в себя также эстетически формообразующую часть. Высшее произведение искусства — живой человек, политический человек, человек в котором сформирована индивидуальность в контексте общественности. Первоосновы греческой образованности следует искать в таких фундаментальных поэтах как Гомер и Гесиод.

В русском языке термин «образование» имеет общеславянский корень «образ», который является производным от «изобразить», «нарисовать». Также, термин «образование» принято рассматривать с чередованием «раз», «резать» [12, с. 106]. Не находим ли мы схожие мотивы с древнегреческой Пайдейеи? Образование не укоренялось без мысленного представления образа человека, при чем образ, не имея характерного утилитарного значения, всецело стремился к καλός, т. е. к прекрасному, как к совершенной форме Универсума.

Основоположниками классической традиции древнегреческого образования принято считать Платона и Исократа. Причем, как отмечает историк образования А.-И. Марру, «Исократ, а не Платон, был воспитателем Греции IV века, а вслед за ней и всего эллинистического, а позже римского мира» [8, с. 119]. Действительно политическая программа Платона являла утопические цели, требующие слишком многого, в то время как Исократ настаивал на практической пользе образования. Идеалом воспитания служил идеал мудрости (σοφία), а не практического целеполагания. Система образования у Платона строится на основополагающем понятии истины, достигаемой рациональным путем. Являясь основоположником Академии, Платон считал, что ученик должен сам обнаруживать затруднения, и последовательно углубляясь достигать истины. Академия не являлась коммерческой организацией, а была скорее неким братством, служившим скреплением дружеских уз (φιλία). Но для осуществления образовательного идеала требуется не только педагогическая деятельность Академии, но и переустройство государства. Действительно, как отмечают исследователи, образование есть одна из таких ценностей, которые современные государства стремятся реализовать для развития «идеального» политического общества [2, с. 58—66; 3, с. 94]. Воспитательные процессы должны включать общественную доступность, право государства избирать учителей, и контроль над процессом должен находиться в руках специальных должностных лиц [11, с. 201]. Расовый отбор, воспитание лучших, полная принадлежность своему «месту» в строго иерархичном государстве, где во главе стоят правители-философы [10, с. 262—270]. Идеальное государство также должно предоставлять параллельное равенство в образовании девочек и мальчиков, несовместное, с разными учителями, но с одного возраста, с шести лет [11, с. 91—92]. Причем заниматься «воспитанием души», то есть музыкой, и гимнастикой вправе не только мужчины, но и женщины [10, с. 303—304].

Исократ, являясь не философом, а оратором, образование сводил к любви и красоте слова. Риторика являлась лучшей из искусств. Но чуткая красота слога придавала глубоко этический окрас педагогической деятельности мудреца. В своей речи «Панегирик» мудрец благодарит отцов-воспитателей, ведь именно они позаботились о будущем своего рода, «воспитали в своих детях отвагу и доблесть и сделали их настоящими бойцами» [5, с. 44]. Его учение является реалистичным, и главным образом, направленным на практику.

Данная статья не претендует на исчерпывающую полноту в рассмотрении феномена древнегреческого образования. Обозначив контуры онтологического статуса Пайдейи читатель, который переживает за судьбу образования, явит сущее. «В каждой науке существуют два пути к возможному изучению предмета. Один из них можно назвать научным познанием, другой же — образованием (παιδεία). Это отличает и вполне образованного человека … такой человек имеет возможность сам судить практически обо всем, в то время как другие способны только относительно какой-либо одной области [1, с. 33].

 

Список литературы:

  1. Аристотель. О частях животных: Пер. с греч. / Аристотель; Вступ. статья и прим. В.П. Карпова. — М.: «Биомедгиз», 1937. — 219 с.
  2. Беляева О.М. Проект идеального государства и системы образования по Платону / О.М. Беляева // Право и образование, 2013. — № 2. — С. 58—66.
  3. Василики К. Being properly educated: reflections on the epistemological basis of plato`s and hegel`s political vision / К. Василики // Философия образования, 2013. — № 1 (46). — С. 94—105.
  4. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли: Пер. с фр. / Ж.-П. Вернан; Общ. ред. Ф.Х. Кессиди, А.П. Юшкевича, — М.: «Прогресс», 1988. — 221 с.
  5. Исократ. Панегирик. / Пер. Э. Юнца. // Ораторы Греции. М., 1985. — С. 39—64.
  6. Йегер В. Пайдейя: Воспитание антич. грека: (Эпоха велик. воспитателей и воспитат. систем) / Пер. с нем. А.И. Любжина. Т. 1, — М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 2001. — 593 с.
  7. Йегер В. Пайдейя: Воспитание антич. грека: (Эпоха велик. воспитателей и воспитат. систем) / Пер. с нем. М.Н. Ботвинника. Т. 2, — М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1997. — 334 с.
  8. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция) / А.-И. Марру; Пер. с фр. А. И. Любжина и др. — М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1998. — 421 с.
  9. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1: Перевод / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса и А.А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1990—1994. — С. 418-476.
  10. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 3: Перевод / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса и А.А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1990—1994. — С. 295—326.
  11. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 4: Перевод / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса и А.А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1990—1994. — С. 71—405.
  12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 томах / Макс Фасмер; пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева; под ред. и с предисл. Б.А. Ларина. Т. 3 — С. 833.
  13. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / Мартин Хайдеггер, пер. с нем. В.В. Бибихина. — М: «Республика», 1993. — 447 с.