Статья:

ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Деркач А.И., Канзычакова С.А., Тишкина А.О. ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(18).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Деркач Алёна Игоревна
студент федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», РФ, г. Томск
Канзычакова Светлана Александровна
студент федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», РФ, г. Томск
Тишкина Ангелина Олеговна
студент федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», РФ, г. Томск
Ардашкин Игорь Борисович
научный руководитель, д-р филос. наук проф. федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», РФ, г. Томск

 

В настоящее время проблема эффективного использования кадровых ресурсов предприятия приобретает большую актуальность. Как раз таки потому, что сплоченная команда профессионалов может стать серьезным конкурентным преимуществом современной организации. Кадры — это и есть предприятие, и от того какого качества они будут, зависит, какой будет эта организация. Кадры в организации нужно грамотно подбирать и рационально использовать. Персонал — это конечно ресурс, но это также и живые люди.

Сегодня же, на передний план выходят уже не технические возможности организации, которые с развитием современных технологий становятся доступными каждому предприятию, а именно персонал компаний, их человеческие ресурсы, которые обладают определенным уровнем знаний, навыков и компетенций. Профессиональная подготовка и развитие персонала предприятий в соответствии с сегодняшними и перспективными требованиями внешней и внутренней среды компаний обеспечивает его стабильную работу и, конечно же, повышает конкурентоспособность на рынке. В постклассической науке меняется характер познавательной деятельности. Мало того, что он носит открытый характер, он еще и реализуется с помощью информационных (компьютерных) технологий. Рост знания постоянно увеличивается. Знание трансформируется в информацию, оперировать которой традиционными средствами познания становится невозможно [1].

Управление персоналом — это сложный самостоятельный вид деятельности. Главной его целью является повышение производительности и активности персонала предприятия. То есть это система управленческих мероприятий, которые обеспечивают соответствие характеристик сотрудников организации ее целям и задачам.

Можно говорить о том, что еще совсем в недалеком прошлом определенная конкурентная борьба была в первую очередь сосредоточена именно в области постоянного технического прогресса. Сегодня сущность бизнеса определяют именно люди. Каждый сотрудник предприятия сегодня выполняет свою определенную функцию, то есть он объединяет все свои усилия с коллективными усилиями для достижения конечной цели, результата. Основной частью бизнеса сегодня стало именно управление кадрами.

Менеджмент предприятия испытывает удовлетворение в тот период, когда компания продолжает своё существование именно как целостный механизм. Но практически всегда различные стереотипы поведения, а также отношений членов компании отходят далеко от формального плана руководителей организации.

Хотелось бы отметить, что неформальные группы, появляющиеся на предприятии, могут при нужных условиях стать даже доминирующими. Руководителям всех звеньев нужно соизмерять определенные требования неформальных групп компании с требованиями руководящего аппарата. Такая необходимость толкает менеджеров организации на поиск различных нестандартных приемов для управления людьми. Они начинают применять различные приемы намного более эффективно для использования всех потенциальных выгод, а также снижения отрицательного влияния неформальных групп. Сегодня проблема взаимодействия формальных и неформальных групп является особенно важной для организаций. Все это обуславливает актуальность темы данной статьи.

Раскрывать заданную нами выше тему мы начнем с таких принципиально важных для нас понятий как лидер и руководитель, которые имеют непосредственное отношение к разделению в организации персонала на формальные и неформальные группы.

Хотелось бы отметить, что лидерство, а также руководство являются понятиями особенно тесно связанными друг с другом. Разобраться какое же из них является первичным, а какое второстепенным практически не реально.

В основном различение таких понятий, как «руководство», а также «лидерство» связано в первую очередь именно с существованием на каждом предприятии двух определенных типов отношений, а именно:

  • формальных;
  • неформальных.

Лидерство является процессом воздействия на людей, который порожден системой именно неформальных отношений. Что же касается руководства, то оно подразумевает именно наличие строго структурированных формальных или же официальных отношений. Роль руководителя задается определенной формальной структурой, а его функции четко определяются.

Лидерство же, наоборот, формируется именно спонтанно и стихийно, то есть на уровне полуосознанных определенных психологических предпочтений.

Хотелось бы отметить, что лидер, а также руководитель проходят совершенно разные пути выдвижения. Лидера признает, а также принимает ведомая им группа. В данном смысле лидер выдвигается именно «снизу», это происходит именно демократически.

Руководитель назначается «сверху», то есть он навязывается. Так как данное назначение может носить административный или же политический характер, то ведомые могут совершенно по-разному выражать свое к отношение нему [2].

Рассмотрим формальные группы. Их можно определить как группы, которые созданы именно по воле руководства. Можно сказать, что выделяют такие группы, как группы руководителей, рабочих, то есть целевые группы, а также комитеты.

  • Группа руководителей состоит из непосредственного руководителя, а также всех его подчиненных, которые находятся в зоне его контроля, например, президент, вице-президенты.
  • Рабочая или же целевая группа, то есть это сотрудники, которые работают над выполнением некоторого одного задания.
  • Комитет, то есть группа внутри компании, которой делегированы различные полномочия для выполнения некоторого задания или же комплекса заданий. Часто в компаниях комитеты называют советами или же комиссиями, а также целевыми группами. Выделяют специальные и постоянные комитеты.

Формальная группа обладает некоторыми особенностями:

  • она является рациональной, то есть в ее основе лежит принцип целесообразности, а также сознательного движения к установленной цели;
  • она является безличной, то есть она рассчитана на индивидов, определенные отношения между которыми устанавливаются именно по составленной какой-либо программе.

В любой формальной группе предусматриваются только служебные связи между сотрудниками. Данная группа подчиняется только функциональным целям.

К формальным группам можно отнести:

  • Вертикальная организация, то есть некоторая совокупность органов, структурных подразделений объединенная таким образом, что каждое из них находится между двумя прочими, то есть выше- или же нижестоящими. Руководство любым из органов, структурных подразделений сосредоточено именно в одном определенном лице.
  • Функциональная организация, именно в соответствии с которой руководство делится между лицами, которые специализируются на выполнении некоторых функций, работ.
  • Штабная организация, которая характеризуется наличием штаба советников и экспертов, а также помощников, не включенных в определенную систему вертикальной организации.

Таким образом, формальные группы могут формироваться для выполнения некоторой регулярной функции, как, бухгалтерия, а могут быть также созданы для решения некоторой целевой задачи, например, комиссия по разработке определенного проекта.

Рассмотрим неформальные организации. Именно они проводят так называемый социальный контроль за всеми своими членами. Как правило, устанавливаются некоторые нормы, которые все члены группы обязаны строго соблюдать. В неформальных группах можно наблюдать тенденцию к сопротивлению определенным переменам. Часто неформальная группа возглавляется каким-либо неформальным лидером. Он должен активно оказывать помощь группе в достижении ее ключевых целей, а также поддерживать ее определенное существование.

Во всех неформальных группах складывается четкое распределение ролей, различных позиций. Как правило, данные группы имеют выраженного лидера. Иногда неформальные группы оказывают на всех своих членов существенно влияние. Оно иногда является большим, чем влияние формальных структур.

Хотелось бы отметить, что неформальные группы являются спонтанной, самопроизвольно сложившейся системой социальных связей и норм, а также действий, которые являются продуктом достаточно длительного межличностного общения.

Именно в зависимости от определенного стиля поведения все неформальные группы делятся на некоторые виды [3]:

  • Просоциальные, которые являются социально-положительными группами. То есть это различные общественно-политические клубы, определенные фонды социальных инициатив, а также группы экологической защиты прочие. Как правило, данные группы имеют позитивную направленность.
  • Асоциальные, то есть это определенные группы, которые стоят в стороне от всех социальных проблем.
  • Антисоциальные, данные группы являются наиболее неблагополучной частью общества, которая вызывает у него тревогу.

Далее следует рассмотреть ключевые особенности всех неформальных групп.

  1. Проведение социального контроля.
  2. Сопротивление различным переменам.
  3. Существование неформальных лидеров.

Для высокоэффективной работы всего коллектива руководитель должен в первую очередь иметь реальное представление о сложившемся положении дел в коллективе.

То есть он всегда должен знать о существовании различных неформальных групп, а также их лидеров, уровне авторитетности данных лидеров и направлении их деятельности. Он должен иметь целостное представление о их определенном моральном облике.

Неформальная структура может быть полностью нейтральной по отношению к формальной структуре. Такой может быть, когда определенные интересы членов неформальной группы находятся вне какой-либо производственной сферы, например, группы рыболовов, спортсменов.

Постоянное взаимодействие формальных, а также неформальных групп в коллективе является естественным и распространенным явлением. То есть его можно наблюдать в абсолютно любом коллективе и в любой компании. Однако данное взаимодействие несет в себе, как плюсы, так и минусы [4].

Полностью идеальным состоянием коллектива является такое состояние, когда формальные, неформальные группы максимально совпадают друг с другом. Данное совпадение структур создает высокий уровень сплоченности во всем коллективе, а также дает существенный производственный эффект.

При некотором несовпадении данных структур, то есть когда руководитель определенного структурного подразделения не пользуется авторитетом в своей коллективе, а различные групповые нормы, правила существенно расходятся с коллективными, в коллективе может появиться определенная борьба между формальной, а также неформальной структурами. Данная борьба создает определенные препятствия высокоэффективной работе предприятия.

Различные неформальные отношения иногда могут регулироваться именно через определенную систему формальных связей. Это является возможным лишь при соблюдении некоторых ключевых правил. Рассмотрим данные правила.

  • При создании организационной структуры, а также при подборе руководителей всех первичных коллективов, нужно назначать на данные должности таких людей, которые пользуются авторитетом во всем коллективе.
  • В процессе распределения поручений и различных работ нужно в обязательном порядке учитывать сложившуюся некоторую неофициальную структуру коллектива.

При управлении коллективом особенно важным является умение вовремя применять положительное влияние различных авторитетных лиц, а также нейтрализовать их какое-либо отрицательное влияние.

Пристального внимания заслуживают взаимоотношения руководителя с лидерами неформальных групп. Иногда менеджеры предприятия считают, что со всеми лидерами в коллективе нужно бороться. Однако данная позиция основана на определенном заблуждении в том, что управлять коллективом означает подчинить себе его членов именно в явной форме, а также командовать ими.

В заключении хотелось бы отметить, что лидерство, а также руководство являются понятиями особенно тесно связанными друг с другом. Разобраться какое же из них является первичным, а какое второстепенным практически не реально. Лидерство является процессом воздействия на людей, который порожден системой именно неформальных отношений. Что же касается руководства, то оно подразумевает именно наличие строго структурированных формальных или же официальных отношений. Роль руководителя задается определенной формальной структурой, а его функции четко определяются.

Формальные группы можно определить как группы, которые созданы именно по воле руководства. Можно сказать, что выделяют такие группы, как группы руководителей и рабочие, то есть целевые группы, а также комитеты. В любой формальной группе предусматриваются только служебные связи между сотрудниками. Данная группа подчиняется только функциональным целям.

Неформальные организации проводят так называемый социальный контроль за всеми своими членами. Как правило, устанавливаются некоторые нормы, которые все члены группы обязаны строго соблюдать. Вообще в неформальных группах можно наблюдать тенденцию к сопротивлению определенным переменам. Как правило, неформальные группы имеют свои собственные так называемые неписаные правила, нормы поведения, данные люди достаточно хорошо знают, кто же входит в неформальную группу, а кто в нее не входит.

Руководитель всегда должен знать о существовании различных неформальных групп, а также их лидеров, уровне авторитетности данных лидеров и направлении их деятельности. Он должен иметь целостное представление о их определенном моральном облике. Постоянное взаимодействие формальных, а также неформальных групп в коллективе является естественным и распространенным явлением. То есть его можно наблюдать в абсолютно любом коллективе и в любой компании. Однако данное взаимодействие несет в себе, как плюсы, так и минусы.

При управлении коллективом особенно важным является умение вовремя применять положительное влияние различных авторитетных лиц, а также нейтрализовать их какое-либо отрицательное влияние. Пристального внимания заслуживают взаимоотношения руководителя с лидерами неформальных групп. Иногда менеджеры предприятия считают, что со всеми лидерами в коллективе нужно бороться. Однако данная позиция основана на определенном заблуждении в том, что управлять коллективом означает подчинить себе его членов именно в явной форме, а также командовать ими.

 

Список литературы:

  1. Ардашкин И.Б. Феноменология научной проблемы: от классической науки к постклассической. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/fenomenologiya-nauchnoi-problemy-ot-klassicheskoi-nauki-k-postklassicheskoi#ixzz3ICBUT4Ss.
  2. Взаимодействие формальных и неформальных групп. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://psylist.net/uprav/forgup.htm.
  3. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент — М.: Финансы и статистика , 2010. — 224 с.
  4. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия. — М.: Дело, 2009. — 272 с.