Статья:

УПРАВЛЕНИЕ ЖКХ ОРГАНАМИ МСУ В г. БЛАГОВЕЩЕНСК

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 9. Регионоведение

Выходные данные
Парамзина Е.О. УПРАВЛЕНИЕ ЖКХ ОРГАНАМИ МСУ В г. БЛАГОВЕЩЕНСК // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(18).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 198 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УПРАВЛЕНИЕ ЖКХ ОРГАНАМИ МСУ В г. БЛАГОВЕЩЕНСК

Парамзина Евгения Олеговна
студент, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск
Зинченко Максим Викторович
научный руководитель, канд. экон. наук, заведующий кафедрой Экономической теории и государственного управления, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск

 

Предпосылкой к данному исследованию послужило тревожное состояние жилищно-коммунального хозяйства, которое в настоящее время является одним из наиболее актуальных проблем, волнующих абсолютное большинство населения, в том числе и населения муниципальных образований.

ЖКХ представляет одну из крупнейших отраслей российской экономики. Доля основных фондовсоставляетболее 25—26 % от общего объёма основных фондов экономики. В пунктах 4—5 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены конкретные должностные обязанности органов МСУ в сфере ЖКХ.

Объектом исследования являются общественные отношения по поводу деятельности органов МСУ в процессе реализации полномочий в сфере ЖКХ на территории муниципальных образований.

В предмет исследования включены факты по заявленной проблематике, данные и показатели результатов работы местных органов в жилищно-коммунальной сфере.

Целью исследования являются: комплексный анализ данных, выявление проблем регулирования и реализации жилищно-коммунальных полномочий органов МСУ, выработка на этой основе путей совершенствования деятельности органов местной власти в данной сфере.

Коммунальное хозяйство — совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом; в городах входит в состав городского хозяйства. Коммунальное хозяйство включает:

  1. санитарно-технические предприятия:
  • водопровод;
  • канализация;
  • предприятия по уборке территорий населенных мест и санитарной очистки домовладений;
  • прачечные.
  1. транспортные предприятия:
  • городской общественный пассажирский транспорт;
  • водный транспорт.
  1. энергетические предприятия:
  • электрическая распределительная сеть;
  • газовая.
  • отопительная котельная.

Не смотря на рост объемов услуг, работ и продукции, произведенных в отрасли, многие предприятия убыточны. Однако фонды изношены в среднем на 40 %, а в отдельных регионах — на 60 %, что зачастую приводит к различным аварийным ситуациям. Уровень надежности инженерных коммуникаций в России в 2,5—3 раза ниже, чем в европейских странах.

Финансирование ЖКХ в связи со спецификой его функционирования осуществляется, прежде всего, из бюджетов субъектов Федерации.

Органы местного самоуправления — это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, осуществляющие функции публичной власти на территории муниципального образования, в Амурской области таким органом является — Администрации Благовещенска. Администрация Благовещенска подразделяется на отделы и управления, куда входит управление жилищно-коммунальным хозяйством.

Глава местного самоуправления непосредственно или через образуемые им органы осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом, издает постановления и распоряжения в пределах своих полномочий.

Козлов Александр Александрович является главой Администрации города Благовещенск, соответственно Александр Александрович осуществляет своё управление непосредственно через Отделы и Управления. Начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства является Вага Александр Николаевич, Александр Николаевич осуществляет свои полномочия в рамках нормативно-правовых актов и законов.

Представительным органом местного самоуправления, который утверждает бюджет, устанавливает налоги и сборы, утверждает программы развития, а также осуществляет контроль за деятельностью главы администрации — является Комитет по управлению имуществом муниципального образования.

Комитетом осуществляются следующие муниципальные услуги ифункции: заключение договоров аренды, приватизации жилых помещений, заключение договоров о местах установки и эксплуатации рекламных конструкций и т. д.

Основными задачами управления жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в соответствии с общим положением являются:

  • во-первых, реализация на территории города Благовещенска государственной политики всфере ЖКХ, направленной на развитие отрасли;
  • во-вторых, организация на территории города Благовещенска коммунальных услуг гражданам, имеющим право наих получение всоответствии сдействующим жилищным законодательством;
  • в-третьих, взаимодействие сорганизациями коммунального комплекса вцелях повышения эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры.

По состоянию на 01.01.2014 общая площадь жилищного фонда городского округа города Благовещенска составляет 4702,5 тыс. кв. м.

Таблица 1.

Процентное соотношение жилищного фонда на 01.01.2014 г.

Жилищный фонд

Площадь (тыс.кв.м.)

государственный

158,3

муниципальный

468,9

смешанный (акционерный)

4,1

частный

4071,2

Итого:

4702,5

Вывод: Из таблицы видно, что по наибольшей площади жилищного фонда с большим отрывом преобладает частный сектор.

Обеспеченность жильем населения составляет 22,2 кв. метра на одного жителя города.

Водоснабжение и водоотведение.

Источниками водоснабжения в городе Благовещенске являются 3 водозабора: «Амурский», «Северный» и «Каптажный». Централизованным водоснабжением в городе обеспечено 155845 человек (73,3 процента), в т. ч. из водоразборных колонок 20198 человек (9,5 процента).

В связи с высокими темпами строительства на территории муниципального образования возникла необходимость развития системы водоснабжения — строительства новых сетей и модернизации существующих.

Теплоснабжение.

Централизованное теплоснабжение жилищного фонда города осуществляют Благовещенская ТЭЦ ОАО «Амурэнерго» и 32 котельные предприятий и организаций различных форм собственности, из которых:

  • 24 котельных-муниципальные (находятся в аренде у ОАО «Амурские коммунальные системы»);
  • 8 котельных-ведомственные.

Благовещенская ТЭЦ вырабатывает 80 процентов тепловой энергии, потребляемой населением города. Установленная тепловая мощность Благовещенской ТЭЦ — 817 Гкал/час, располагаемая тепловая мощность — 777 Гкал/час.

Город испытывает нехватку тепловой мощности: дефицит мощности (с учетом выданных технических условий) составил на начало 2014 года 62 Гкал/час. При существующих условиях отсутствуют возможности для строительства объектов, которые будут отапливаться за счет централизованного отопления.

Электроснабжение.

Обеспечение города электроэнергией производится через систему ОАО «Дальневосточная генерирующая компания», а также на уровне города — филиал «Электросетьсервис», ОАО «Амурские коммунальные системы». Подача электричества в город осуществляется путем перетоков с мест его производства (Зейская ГЭС, Райчихинская ГРЭС), а также путем распределения электроэнергии, вырабатываемой на Благовещенской ТЭЦ.

Город не испытывает недостатка в объемах электроэнергии, а вот для обеспечения надежности системы электроснабжения необходимо усиление электрических сетей.

Благоустройство города.

В настоящее время 84,6 процента дорог и улиц имеют усовершенствованное покрытие. Подземными водостоками оборудовано всего 51 процент дорог и улиц, что в 2—3 раза снижает срок службы дорожного покрытия. Система ливневой канализации находится в неисправном состоянии и не обеспечивает отвод вод в периоды выпадения обильных осадков, что доставляет массу неудобств жителям города и негативно влияет на конструктивные элементы зданий. Площадь зеленых насаждений составляет 11783,0 га, что соответствует 36,7 процентам общей площади города.

Основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства:

  • плохое состояние асфальтового покрытия внутриквартальных проездов и тротуаров;
  • отсутствие требуемого объема финансирования на содержание зеленой зоны города не позволяет осуществить ее содержание в качественном состоянии.

Качество воды и поверхностных водных объектов.

По качеству воды р. Амур и р. Зея в районе города Благовещенска по-прежнему относятся к 4 классу разряд «а» и оцениваются как «грязные». На химический состав природных вод в целом, и на р. Амур и р. Зея, в частности, большое влияние оказывают природные особенности региона: наличие системы рукавов, многообразие озёр, заболоченность территории. Поэтому поверхностные воды характеризуются повышенным природным содержанием железа, марганца, меди.

Качество воздуха.

Наблюдения за воздухом проводятся на одной стационарной станции – ПНЗ-03. Станция относится к категории «авто» вблизи магистрали. В целом в 2014 году уровень загрязнения воздуха: очень высокий, определяется значением ИЗА (комплексный индекс загрязнения) — 13,95, обусловленного повышенным средним содержанием формальдегида и бенз(а)пирена.

Обращение с отходами производства и потребления.

Сбор твердых бытовых отходов (ТБО) на территории муниципального образования осуществляется в контейнеры (всего в городе 1558). Утилизация ТБО осуществляется на полигоне, где выполняются следующие виды работ: прием, складирование, уплотнение и изоляция ТБО. Все работы по складированию, уплотнению и изоляции ТБО выполняются механизировано.

Основными проблемами сложившейся ситуации в области обращения с отходами являются:

  • отсутствие экономической заинтересованности юридических и частных лиц в сборе и переработке отходов производства и потребления;
  • низкий уровень экологического сознания жителей города.

Изношенность жилищного фонда.

Таблица 2.

Изношенность жилищного фонда в процентах

Физический износ инженерных коммуникаций на 01.01.2014 г.

котельные

87,5

водопроводные сети

80,9

канализационные сети

77,5

тепловые сети

75

водопроводные насосные станции

32

канализационные станции перекачки

47

очистные сооружения водопровода

42

очистные сооружения канализации

59

трансформаторные подстанции

85

Вывод: Исходя из таблицы, можно сказать, что изношенность жилищного фонда достигает критических показателей, это наводит на то, в настоящее время незамедлительно требуется разработать проекты по реформированию и развитию жилищного фонда.

Все приведенные выше показатели, обосновывают необходимость ЖКХ Амурской области в реформировании. Органы МСУ должны, учитывая текущие данные, разрабатывать планы проектов по развитию ЖКХ в Амурской области и в последующем должны найти единое обобщенное оптимальное направление пути решения наболевших проблем в этой сфере.

Для преодоления сложившихся проблем необходимо активно и всесторонне привлекать инвестиции и оказывать сопровождение инвестиционных проектов в сфере ЖКХ. Данный процесс в России запущен и развивается. Улучшение инвестклимата в инфраструктурном секторе. Ей является создание Федеральной системы регистрации регуляторных контрактов. Замысел проекта заключается в защите интересов инвестора, когда оператор инфраструктурного объекта, инвесторы и органы власти размещают в единой информационной системе копии контрактов и инвестиционных программ с обосновывающими документами для гарантии соблюдения договоренностей в будущем.

Немаловажно и заниматься продвижением технологических инноваций в коммунальный сектор: популяризировать передовые решения, формировать базы добросовестных поставщиков. Стратегическая задача заключается в формировании реального рынка инновационных разработок в инфраструктурной сфере.

Еще одной любопытной российской разработкой является интернет-ресурс Мировая база цен и тарифов (www.worldtariff.pro), который открыт в декабре 2013 года. Это свод актуальных мировых цен на коммунальные услуги.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что в настоящее время в России следует разработать более прозрачную систему как для потребителя, так и для инвестора по обеспечению услуг ЖКХ. Ведь, если потребитель (инвестор) услуг ЖКХ будет знать на что именно будут направляться его личные денежные средства и будет видеть эффективность вложений, то потребитель (инвестор) непосредственно будет наиболее активен в сфере ЖКХ. Следовательно, нецеленаправленный отток денежных средств на личное усмотрение начальства будет уменьшаться, а, в связи с открытостью работы в сфере ЖКХ, руководство будет вынуждено делать систематический свод анализ, в котором должна отражаться эффективность работы.

 

Список литературы:

  1. Администрация города Благовещенска офиц. сайт. — [Электронный ресурс] — 2009. — Режим доступа: http://благовещенск.рф/index.php/rukovodstvo. - 14.05.2014.
  2. Боголюбов В.С. Совершенствование экономических отношений в жилищной сфере: пособие / В.С. Боголюбов, Н.В. Васильева. — СПб.: Питер, 2005. — 127 с.
  3. Постановление Правительства Амурской области — [Электронный ресурс] — // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: офиц. сайт. — 23 сентября 2011 г. — № 617.
  4. Сазонов С.П. Жилищно-коммунальное хозяйство: Проблемы и решения / С.П. Сазонов, Д.Ю. Завьялов // Финансы. — 2006. — № 6. — С. 19—21.