Статья:

ПЕРСПЕКТИВЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГОГО ПРЕДПРИИМАТЕЛЬСТВА

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Кулаков А.И. ПЕРСПЕКТИВЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГОГО ПРЕДПРИИМАТЕЛЬСТВА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(18).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 12 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРСПЕКТИВЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГОГО ПРЕДПРИИМАТЕЛЬСТВА

Кулаков Антон Иванович
студент 5 курса, кафедра Финансов и налогообложения, МЭСИ, РФ, г. Москва
Колчин Сергей Павлович
научный руководитель, д-р экон. наук, проф., кафедра Финансов и налогообложения, МЭСИ, РФ, г. Москва

 

Очевидно, что без поддержки государства субъекты малого предпринимательства не имеют возможности достичь высоких темпов роста. Владимир Владимирович Путин 2 октября 2014 года на инвестиционном форуме «Россия зовет!», говоря о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса, заявил: «Мы в долгу большом перед этим сектором российской экономики». Президент подчеркнул, что необходимые для поддержки малого и среднего предпринимательства инструменты существуют уже в настоящее время, однако остается существенной проблема с их полноценным государственным финансированием. Кроме того, Владимир Владимирович указал на необходимость увеличения фондов, необходимых для поддержки малого бизнеса.

Глава государства также добавил, что необходимо совершенствовать механизмы поддержки и различного льготирования. «Это касается не только федерального уровня, — считает президент. — На этом направлении более активно должны действовать и региональные российские власти, а также муниципальные власти» [4].

Говоря о льготировании малого бизнеса, следует акцентировать внимание на использовании таких инструментов как налоговые льготы и преференции. Налоговый кодекс РФ содержит пять специальных режимов налогообложения, основной задачей которых выступает именно поддержка малого и среднего предпринимательства. Необходимо отметить, что одним из преимуществ использования указанных систем налогообложения помимо пониженных ставок на получаемый доход является возможность освобождения от ряда налогов, которые предусмотрены общей системой налогообложения.

При этом в связи с осуществляемым реформированием системы имущественного налогообложения в России наиболее актуален вопрос об имущественном налогообложении организаций, применяющих специальные налоговые режимы.

Особо острые споры вызывает введение налога на недвижимость, который должен заменить в будущем налоги, которые являются составными элементами системы имущественного налогообложения в РФ. К таким налогам, в частности, относятся налоги на имущество организаций и физических лиц, транспортный и земельный налоги.

Необходимость введения налога на недвижимость обусловлена спецификой имущественного налогообложения. Так, с учетом положений ст. 38 НК РФ и ст. 130 ГК РФ можно говорить о существовании двух групп объектов налогообложения по имущественным налогам: движимое и недвижимое имущество. Однако существующей системой имущественного налогообложения в РФ во второй группе объектов налогообложения были выделены отдельные виды имущества.

Так, например, одним из видов недвижимого имущества в данной системе выступают земельные участки, являющиеся объектом налогообложения по земельному налогу. Кроме того, недвижимое имущество организаций и физических лиц облагается налогом на имущество организаций и физических лиц соответственно.

Также, нужно сказать о том, что налогообложение имущества физических лиц до вступления в силу главы 32 НК РФ (с 1 января 2015 года) регулируется отдельным законом (Закон РФ от 9 декабря 1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»), нарушая тем самым единство нормативной базы, регулирующей налоговую систему государства. Таким образом, система имущественного налогообложения с учетом принципа удобства налогообложения должна включать в себя не четыре налога, а два: налог на недвижимость и транспортный налог. В настоящее время ведется подготовка к объединению налога на имущество организаций и физических лиц, а также земельного налога. Введение данного налога является одной из важных стадий реформирования налоговой системы РФ, которое позволит уменьшить издержки на администрирование в системе имущественного налогообложения и повысить удобство взимания налогов.

Нет сомнений в том, что изменения также коснутся и субъектов малого предпринимательства. В настоящее время налогоплательщики, использующие в своей деятельности систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, освобождены от уплаты налога на имущество организаций согласно п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ соответственно. Кроме того, индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД или применяющие патентную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц согласно п. 4 ст. 346.26 и пп. 2 п. 10 ст. 346.43 НК РФ соответственно. При этом во всех случаях указанное освобождение относится только к имуществу, используемому при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно применение соответствующего специального налогового режима.

Однако стоит сказать о том, что налогоплательщики УСН с 1 января 2015 года и ЕНВД с 1 июля 2014 года в связи со вступлением в силу Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) обязаны уплачивать налог на имущество организаций с недвижимого имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость. Такое нововведение также показывает, что субъекты малого бизнеса становятся активными участниками процесса реформирования системы имущественного налогообложения в РФ.

Что касается земельного и транспортного налогов, то НК РФ не предусматривает освобождения от указанных налогов налогоплательщиков УСН, ЕНВД и налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения или уплачивающих ЕСХН.

Необходимо отдельно сказать о системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Так, при выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон № 225), организации, являющиеся инвесторами соглашения, которые применяют соответствующую систему налогообложения, могут быть освобождены от уплаты региональных и местных налогов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления в соответствии с п. 7 ст. 346.35 НК РФ. В том случае, если такого решения принято не было, то стоит обратить внимание на другое положение, указанное в данном пункте. В нем говорится о том, что инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности предусмотренной соглашением. Кроме того, инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения.

Федеральный закон № 225-ФЗ в п. 2 ст. 8 также предусматривает иные условия раздела произведенной продукции. Соответственно, при выполнении соглашений с учетом вышеуказанных условий, инвестор согласно п. 8 ст. 346.35 НК РФ может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Становится очевидным, что существующая система имущественного налогообложения в РФ позволяет субъектам малого предпринимательства в значительной мере снижать налоговую нагрузку за счет освобождения от соответствующих налогов. Изменения, внесенные Федеральным законом № 52-ФЗ не должны существенно изменить существующее положение дел. Связано это, прежде всего с тем, что в соответствии со ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества только в отношении крупных административно-деловых и торговых центров, офисных помещений и т. д. Налогоплательщики, уплачивающие УСН и ЕНВД, как правило, для ведения своей деятельности используют менее масштабные объекты недвижимости [6].

Кроме того, в Минэкономразвития и Минфине обсуждается вопрос о том, чтобы освободить налогоплательщиков УСН и ЕНВД от уплаты налога на имущество организаций, в том случае если площадь объекта такого имущества не превышает тысячи квадратных метров [5].

Также высказываются предложения о введении коэффициентов, которые учитывали бы фактически полезное использование того или иного объекта имущества, поскольку непосредственно для осуществления своей деятельности организации нередко используют лишь небольшую часть своей недвижимости, когда как большая часть занята складами и различными коммуникациями [5]. Однако такое решение проблемы может привести к возникновению фактов недобросовестного ведения предпринимательской деятельности, поскольку существует возможность делить большие помещения между формально независимыми собственниками.

Так или иначе, 1 января 2015 года начнется очередной этап реформирования системы имущественного налогообложения в России, и не исключено, что одной из задач изменений, вводимых Федеральным законом № 52, является подготовка необходимой нормативно-правовой базы в области налогообложения недвижимого имущества субъектов малого предпринимательства.

 

Список литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
  4. itar-tass.com — официальный сайт информационного агентства России «ТАСС».
  5. top.rbc.ru — сайт компании «РосБизнесКонсалтинг».
  6. www.glavbukh.ru — официальный сайт журнала «Главбух».