НАЛОГОВЫЕ БАРЬЕРЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Секция: 11. Экономика
XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
НАЛОГОВЫЕ БАРЬЕРЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В условиях противостояния между Россией и западными странами и ведущейся информационной войны актуальным является противодействие инструментам западного влияния внутри России. Главным из этих инструментов являются некоммерческие организации (далее НКО).
К основным проблемам, связанным с налогообложением НКО в настоящий момент относятся проблемы, затрагивающие 2 налога: налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость (далее НДС).
К проблемам, связанным с налогом на прибыль организаций относятся:
- Налогом на прибыль облагаются полученные НКО в рамках благотворительной деятельности работы и услуги (п. 8 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)).
- Гранты, предоставляемые иностранными и международными НКО не облагаются налогом, если эти грантодающие организации указаны в перечне, утвержденном Правительством РФ [5], и выделяются на цели, указанные абз. 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
- НК РФ не предусматривает налоговые льготы по налогу на прибыль для организаций, перечисляющих средства на благотворительные цели.
К проблемам, связанным с НДС относятся:
- Уплата НДС НКО и жертвователями в пользу НКО при безвозмездной передаче ими имущества, безвозмездном оказании услуг и выполнении работ (ст. 149 НК РФ).
- Непризнание реализацией, а, следовательно, и объектом обложения НДС, безвозмездной передачи КНО нематериальных активов, основных средств и иного имущества для осуществления ими только уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью (пп. 3 п. 3. Ст. 39 НК РФ и пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).
- Признание реализацией безвозмездной передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг, если они осуществляются не в рамках благотворительной деятельности (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ), а также не в рамках зарегистрированных проектов и программ безвозмездной помощи (пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Таким образом, актуальным является изменение налогового режима НКО в сторону снижения налогового бремени, а также установление налогового вычета из налоговой базы для жертвователей в пользу НКО [6, c. 216].
Необходимо установить причины актуальности обозначенных налоговых проблем для российских НКО.
Первой причиной является источник финансирования российских НКО.
20 июля 2012 года в России был принят Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». П. 3 ст. 32 указанного закона обязал НКО, получающие финансирование от иностранных источников, регистрироваться в качестве иностранных агентов и отчитываться о целях расходования полученных денежных средств и имущества.
В результате проведённой Генеральной прокуратурой РФ проверки признаки политической деятельности и подтвержденное документацией НКО иностранное финансирование в течение 2010—2013 гг. в объеме, превышающем 6 млрд. руб. выявлены у 215 некоммерческих организаций [1].
Несмотря на обязанность НКО, получающих средства из иностранных источников, регистрироваться в реестре иностранных агентов, в настоящий момент в нём зарегистрировано всего 15 организаций [2]. Данный факт говорит о том, что очень многие НКО не желают раскрывать источники своего финансирования. Кроме того, Государственный департамент США выразил недовольство как по отношению к проверкам российских НКО, так и по отношению к принятому закону «об иностранных агентах» [8]. Аналогичное недовольство выразил МИД Германии [7].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что многие российские НКО финансируются из иностранных источников и в этом финансировании напрямую заинтересованы правительства иностранных государств.
Второй причиной является цели и характер финансирования российских НКО.
Среди льготируемых направлений финансирования, указанных в абз. 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, отсутствует политическая деятельность. Это значит, что выделенные НКО гранты для этой цели будут облагаться налогом на прибыль организаций. Кроме того, как указано выше, передача товаров, выполнение работ и оказание услуг будут облагаться НДС, если это не зарегистрированные проекты безвозмездной помощи или не благотворительная деятельность.
Обозначенные проблемы говорят о том, что перечень необлагаемых налогами целей финансирования НКО и характер их поддержки сильно ограничен и не позволяет открытым способом, без налоговых последствий, финансировать различные политические силы.
Третьей причиной является сам объем средств, перечисляемый на счета российских НКО. На сайте Национального фонда поддержки демократии (структурного подразделения Конгресса США) представлена отчётность по выделенным грантам на развитие демократии в России [4]. Согласно представленной отчётности в 2013 году фонд выделил 85 грантов на общую сумму $ 7,9 млн. Получателями грантов обозначены российские НКО. Такой объём средств подразумевает серьезные издержки, связанные с налогообложением в государстве-получателе.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в Российской налоговой системе существуют барьеры, сильно ограничивающие финансирование НКО иностранными источниками. Как правило этими источниками являются правительства иностранных государств, а также их структурные подразделения. Целью выделяемого ими финансирования является желание влиять на политические процессы внутри России.
Так как прямое финансирование подлежит обложению НДС и налогом на прибыль организаций, то получается курьезная ситуация. Бюджет иностранных правительств, формируемый из налоговых поступлений в своих государствах, расходуется на оплату налогов в России при финансировании российских НКО.
В приведённых налоговых барьерах отсутствует уточнение страны происхождения источника финансирования НКО, что позволяет облагать налогами как прямые иностранные инвестиции, так и финансирование российских НКО из иностранных источников с помощью посредников на территории РФ.
Проведенное исследование показало, что НКО играют немаловажную роль в обеспечении интересов иностранных государств на территории России. В настоящий момент эти интересы противоречат государственным интересам России, поэтому необходимо выстраивать такую политику, в результате которой у НКО, финансируемых из иностранных источников, не будет возможности влиять на политическую ситуацию в России. Таким образом предоставление налоговых льгот и преференций НКО в настоящий момент нецелесообразно.
Список литературы:
- Генеральная прокуратура РФ URL: http://genproc.gov.ru/smi/ interview_and_appearences/appearences/83568/ (дата обращения 12.10.2014).
- Министерство юстиции РФ URL: http://unro.minjust.ru/NKOForeignAgent. (дата обращения 12.10.2014).
- Налоговый кодекс Российской Федерации.
- Национальный фонд поддержки демократии URL: http://www.ned.org/ where-we-work/eurasia/russia (дата обращения 12.10.2014).
- Постановление Правительства от 28 июня 2008 г. № 485.
- Проблемы налогообложения некоммерческих организаций в России. М.: ИЭПП, 2007.
- Российское информационное агентство URL: http://ria.ru/world/20130322/928607383.html (дата обращения 12.10.2014).
- Российское информационное агентство URL: http://ria.ru/world/20130325/928956188.html (дата обращения 12.10.2014).
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».