Статья:

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Мкртумян В.Б. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(18).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Мкртумян Вера Борисовна
студент Северо-Кавказского федерального университета, РФ, г. Пятигорск
Пирская Елена Владимировна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. Северо-Кавказского федерального университета, РФ, г. Пятигорск

 

В нынешних условиях рыночной экономики налоговая система и налоги занимают ключевую позицию. Без всякого сомнения, можно сказать, что без хорошо организованной и отлаженной, четко действующей налоговой системы, которая отвечает современным условиям развития общественного производства, эффективная деятельность государства просто невозможна.

Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, которые складываются в связи с установлением и взиманием налогов и сборов [1].

Основу налоговой системы составляют налоги. Это необходимое звено экономических отношений в обществе. Как известно, исторически налоги возникли в момент разделения общества на классы и с возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти ...» (К. Маркс).

В сущности, налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [2].

История развития общества доказывает, что еще ни одно государство не сумело обойтись без налогов, так как для осуществления своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые можно собрать лишь при помощи налогов. При развитии и изменении форм государственного устройства всегда преобразуется налоговая система. Для современного цивилизованного общества налоги являются основной формой доходов государства. В структуре всех доходов государственного бюджета налоги занимают первостепенную позицию и составляют, по различным оценкам, около 75—85 %.

Кроме этой сугубо финансовой функции налоговая система применяется для экономического влияния государства на общественное производство, его структуру и динамику, на состояние НТП. От правильно построенной системы налогообложения зави­сит эффективное функционирование всей экономики государства

Сообразно развитию государства стремительно развивалась и налоговая система. И уже к 70—80-м годам двадцатого столетия в западных странах была распространена и получила признание бюджетная концепция, которая исходила из того, что налоговые поступления — это продукт двух основополагающих факторов. Этими факторами являются:

  • налоговая ставка;
  • налоговая база.

Рост налоговой ноши может привести к возрастанию доходов государства только до некого предела, пока не начнется сокращение облагаемой налогом части национального производства. В момент, когда этот предел будет превзойден, возросшая налоговая ставка приведет к полнейшему сокращению доходов бюджета.

Уже ко второй половине 80-х и к началу 90-х годов двадцатого века в ведущих державах мира, таких, как США, Великобритания, Франция, Германия, Швеция, Япония и некоторых других были проведены налоговые реформы, которые были направлены на форсирование и накопление капитала, а также мотивацию деловой активности. Для этого ставка налога на прибыль корпораций была снижена. Для примера, в США ставку корпорационного налога уменьшили с 46 до 34 %; в Великобритании — с 45 до 35 %; во Франции — в 1986 году с 50 до 45 % , а к 1991 году — до 42 %; в Японии — в 1989 году с 42 до 40 %, а в 1990 году — до 37,5 %. Уже в начале 1994 года в Дании началось стремительное проведение налоговой реформы. Начало девяностых годов можно также считать периодом, в который стала формироваться и возрождаться налоговая система России.

Действующая в течение последних лет в стране налоговая система была создана практически с нуля. Отечественный опыт деятельности такой системы в условиях, когда предоставляется свобода и простор рыночным отношениям, очень мал.

Ныне на мировом рынке особыми преимуществами обладают страны, проводящие налоговую политику осмыслено и сдержано. Эти государства осуществляют наиболее благополучную продажу своих товаров и услуг на мировом рынке, они привлекают значительную часть международных инвестиций, происходит ускоренное формирование широкого класса состоятельных собственников, что и есть основа для благосостояния страны, ее политического и экономического постоянства.

Наша страна пока отстает от других стран по данному параметру. Проводимая в России налоговая реформа — это один из самых важных факторов, обеспечивающих экономический рост, развитие предпринимательской активности, также ликвидацию теневой экономики, привлечение в страну полномасштабных иностранных инвестиций. Сам термин «реформа» означает переустройство чего-либо, в различных сферах жизни общества, области знаний.

Проведение налоговых реформ — острая экономическая необходимость. Это можно объяснить с помощью следующих фактов:

  • налоговое законодательство все еще претерпевает серьезные изменения, и проводимая налоговая реформа должна быть основана на научных концепциях, должна быть четко установлена цель ее реформы.
  • нет «системности» проводимых реформ, что говорит о том, что отсутствует комплексность реформирования налоговой системы, ведь оно должно происходить, с параллельным проведением других реформ (административная, судебная и др.).
  • при разработке концепции налоговой системы и налогового законодательства в полном объеме не был обеспечен комплексный подход к сути проблемы налогообложения; не была учтена непростая взаимосвязь всех участников общественных отношений, которые складываются в процессе установления и взимания налогов.

При формировании налоговой системы РФ комплексный подход очень важен. Его отсутствие всегда приводит к усугублению экономических и социальных противоречий, происходит бегство капитала за рубеж и развивается теневая экономика.

Чтобы определить пути реформирования, для начала, необходимо провести анализ основных проблем налоговой системы нашей страны на нынешнем этапе её развития.

Во время реализации налогового законодательства возникает немало острейших проблем, которые касаются взаимоотношений, складывающихся между налогоплательщиками и государством, ответственности физических и юридических лиц за несоблюдение налоговых законов, прав и обязанностей налоговых органов.

Среди этих проблем можно выделить следующие:

  1. налоговая система неэкономична и неэффективна в вопросе решения задач по собираемости налоговых платежей и формированию бюджетов определенных территориальных образований;
  2. большое количество налоговых платежей, высокие ставки налогов, что в большей степени способствует уклонению от уплаты налогов;
  3. громоздкость и противоречивость в понимании законодательной базы, проявляющаяся в большом количестве законодательных актов, огромном количестве льгот по объектам и субъектам каждого вида налога;
  4. субъективно недооцениваются или переоцениваются роли и значения отдельных видов налогов, что способствует частым изменениям в налоговом законодательстве, налоговой базе, налоговых ставках, что делает налоговую систему нестабильной, снижается привлечение в экономику инвестиционных проектов, в частности, иностранных;
  5. несовершенна законодательная база и в отношении обложения налоговыми платежами природных ресурсов, из-за чего не только снижается благосостояние российских граждан, но и происходит утечка денежных средств в зарубежные банки и снижается инвестирование в российскую экономику.

С развитием рыночных отношений недостатки, которые присущи налоговой системе, приводят к расхождению изменений, которые происходят в обществе и государстве (что, в свою очередь, тормозит экономическое и социальное развитие государства и его территориальных образований, способствует появлению массовых недовольств налогоплательщиков), растет количество уклонений субъектов налога от уплаты или несвоевременность выплат, углубляется и расширяется сеть теневой экономики.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Россия нуждается в реформировании налоговой системы.

Для достижения этой цели необходимо законодательно и практически решить следующие проблемы:

  1. законодательно и организационно должна быть обеспечена полнота и эффективность сбора платежей со всех категорий субъектов налога;
  2. законодательно должны быть ликвидировано множество налоговых льгот как по отдельным видам налогов и сборов, так и по категориям налогоплательщиков;
  3. должны быть ликвидированы все условия, которые способствуют законно избежать снижения сумм, уплачиваемых налогов и сборов;
  4. законодательно и организационно должна быть упрощена налоговую систему путем уменьшения числа налогов и сборов,
  5. должны быть сокращены или ликвидированы всевозможные внебюджетные и бюджетные фонды, сокращены органы, ответственные за собираемость налоговых платежей.

В ходе реализации программы реформирования налоговой системы в первую очередь должна быть решена проблема выбора видов налогов: какие из существующих могут быть оставлены, какие следует исключить, какие ввести в новое законодательство. С этой целью следует законодательством четко и жестко предписать, что налоговые ставки и налоговая база не должны быть изменены в течение хотя бы одного срока работы Федерального Собрания РФ, не должно быть ухудшено положение субъектов налога, за исключением таможенных пошлин и коммунальных, платежей, которые могут пересматриваться не чаще, чем один раз в год [3].

С решением всех этих проблем:

  • будут выровнены условия налогообложения для всех субъектов налога;
  • налоговая база по взимаемым налогам будет соответствовать экономическому содержанию деятельности субъекта налога;
  • будет повышена собираемость налогов, в частности, из-за включения в налоговое законодательство механизма, повышающего ответственность должностных лиц за налоговый контроль;
  • будет снижено общее налоговое бремя путем более равномерного распределения налоговой нагрузки между категориями налогоплательщиков, с помощью снижения загруженности фонда оплаты труда, снижения налоговых ставок на НДС, акцизов и других видов налогов;
  • будет упрощена налоговая система за счет сокращенного общего числа видов налогов, типизация порядка уплаты налоговых платежей, замена ряда видов налогов единым налогом на доход субъекта налога;
  • будет обеспечена стабильная, предсказуемая и простая налоговая система.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что система налогообложения должна быть переориентирована на приоритет интересов развития экономики нашей страны, с дополнением мер по организационно-методическому совершенствованию функционирования самих налоговых органов. Это будет способствовать повышению эффективности налогового регулирования, созданию необходимых предпосылок для роста накоплений и притока инвестиций в производственный сектор.

В обществе должна быть создана атмосфера уважения к налогу, которая основана на понимании того, что существование налоговой системы и установленные государством правила взимания конкретных налогов — экономическая необходимость. Без всего этого экономический подъем России просто невозможен.

 

Список литературы:

  1. Википедия — [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Налоговая_система.
  2. Налоговый кодекс РФ п. 1 ст. 8 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://base.garant.ru/10900200/1/#block_20001.
  3. Романчук И.С., Руденко С.А. Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Налоги и налогообложение». Издательство Тюменский государственный университет, 2008. — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.distance.ru/files/gosatt/programms/gos_nin.pdf.