Статья:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Столыпина Я.М. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(18).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ

Столыпина Яна Михайловна
студент Владивостокского государственного университета экономки и сервиса, РФ, г. Владивосток
Лебединская Юлия Сергеевна
научный руководитель, старший преподаватель Владивостокского государственного университета экономки и сервиса, РФ, г. Владивосток

 

На конъюнктуру молочного рынка в нашей стране и перспективы ее дальнейшего развития в настоящее время влияет ряд факторов, как экономических, так и политических.

С одной стороны в последние годы молочное животноводство получило немало инструментов господдержки. Стали завозиться высокопродуктивные породы животных, наращивалась кормовая база, выделялись средства на строительство и реконструкцию ферм. С другой — ожидаемого перелома в отраслевой стагнации так и не произошло. Целевые показатели Госпрограммы ни разу не были достигнуты [4].

Так, по данным Минсельхоза России, за 8 месяцев текущего года объем производства сырого молока в хозяйствах всех категорий оказался на 0,7 % ниже, чем за аналогичный период прошлого года, и составил 21,4 млн. тонн. Хотя результат сельхозорганизаций в этом составе заметно лучше: за анализируемый период ими произведено 9,9 млн. тонн молока, что на 1,6 % выше уровня 2013 года [4].

По словам председателя Совета Молочного Союза России, депутата Госдумы от Воронежской области Аркадия Пономарева, выступавшего в сентябре 2014 года с докладом на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам и перспективам развития молочной отрасли России в условиях Таможенного Союза и ВТО, молока у нас с каждым годом все меньше. Мировой лидер в 90-х годах по производству молокоемких продуктов, таких как сыр, масло, сухое молоко, страна сегодня — системный импортер. Предприятий, выпускающих эту продукцию, в РФ недостаточно, их влияние на внутренний рынок невелико.

Подтверждением тому ситуация, складывающаяся в данной отрасли как в регионах в целом, так и на отдельно взятых производствах. Для примера рассмотрим деятельность ОАО «Молочный завод «Уссурийский». Он был основан 4 сентября 1950 г. Приморским трестом маслопром Министерства мясной и молочной промышленности СССР как государственное предприятие. В настоящее время это открытое акционерное общество с иностранным участием, созданное путем приобретения иностранными инвесторами акций ранее созданного ОАО «Молочный завод «Уссурийский». По основным показателям выпуска молокопродукции и переработке молока является одним из стабильных, динамично развивающихся предприятий, которое входит в шестерку лучших заводов края. Его продукция позиционируется в среднем ценовом сегменте. При этом для ОАО «Молочный завод «Уссурийский» характерна высокая доля рынка. Наиболее сильными конкурентами являются ООО «Спасское молоко» и ООО «Хорольский молочный завод».

ОАО «Молочный завод «Уссурийский» выпускает продукцию под торговой маркой «Родимая сторонка» и входит в холдинг ОАО «Синергия», молочные активы которого состоят из двух производственных предприятий: ОАО «Молочный завод «Уссурийский» и ОАО «ДАКГОМЗ». Последнее расположено в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края. Общая производительность обоих предприятий составляет 69 000 тонн продукции в год.

Завод, действующий в Уссурийске, выпускает более 100 наименований молочной продукции под ТМ «Родимая сторонка» и «Сельские мотивы». Основной ассортимент составляют традиционные молочные продукты (молоко, кефир, ряженка, варенец, йогурт, сметана, творог и пр.), а также сыр Адыгейский, мороженое, масло сливочное, горчица.

Наибольший спрос на молочную продукцию предприятия наблюдается в зимний период, когда уровень производства молока максимально падает. И наоборот, в летний период наблюдается снижение спроса на молочную продукцию на многих рынках, в то время как производство сырого молока возрастает до максимального уровня. В связи с эти ОАО «Молочный завод «Уссурийский» использует сухое молоко при производстве молочной продукции в зимний период.

Основными конкурентами ОАО «Молочный завод «Уссурийский» являются ОАО «Вимм-Билль-Данн» (г. Владивосток), ООО «Ханкайская долина» холдинга ООО «Зеленые листья — ДВ» (Спасский район), ООО «Спасское молоко» (г. Спасск), ОАО «Гормолокозавод «Артемовский» (г. Артем).

Анализ основных показателей деятельности ОАО «Молочный завод «Уссурийский» за 2011—2013 годы позволил сделать выводы о его довольно значительных для региона (Приморский край) размерах производства, причем имеющих тенденцию к увеличению. Однако соотношение темпов роста основных величин свидетельствует о том, что рост валовой прибыли ниже роста объема реализации. То есть «золотое правило» экономики предприятия не соблюдается, а значит, ресурсы завода используются неэффективно.

Среднегодовая численность работников в 2013 году сократилась по причине автоматизации производства на 11 штатных единиц (3,25 %) и составила 327 человек. При этом был отмечен рост показателей выработки, что свидетельствует о повышении эффективности использования персонала на предприятии. Хотя анализ соотношения производительности труда и его оплаты показывает, что средства на оплату труда используются неэффективно, поскольку темп роста производительности труда ниже, чем темп роста его оплаты.

За исследуемый период в ОАО Молочный завод «Уссурийский» повысилась обеспеченность основными фондами и снизилась эффективность их использования. Финансовые результаты деятельности ОАО «Молочный завод «Уссурийский» также ухудшились, демонстрируя его недостаточную платежеспособность. Однако банкротство заводу не угрожает.

Деятельность ОАО «Молочный завод «Уссурийский» связана со следующими факторами рисков: на индивидуальном уровне (в процессе деятельности конкретного работника); на микроуровне (в процессе деятельности общества); на макроуровне (влияние не зависящих от общества экономических и нормативно-правовых условий деятельности).

Совокупность внешних факторов, сложившихся в настоящее время, оказывает незначительное влияние на возможные направления развития предприятия в текущих условиях. Наиболее важными можно считать такие, как резкое падение жизненного уровня населения, высокие барьеры проникновения на региональные рынки, кризис неплатежей, значительная роль государства в политике ценообразования и отсутствие эффективного контроля за нелегальными производителями.

Среди способов повышения эффективности производства одним из основных был и остается научно-технический прогресс. Важнейшими его направлениями являются: широкое освоение прогрессивных технологий, автоматизация производства, расширение ассортимента продукции, использование новых видов сырья и материалов [1]. Но в масштабах страны идти по этому пути производители не спешат.

Как сдерживающий фактор можно расценивать низкое среднедушевое потребление молока в России. Его уровень с 1990 года упал на 40 % и составляет всего лишь 230 кг в год [4]. Он не только далек от медицинских рекомендаций, но и ничтожно мал в сравнении с европейскими показателями. То есть культура потребления молока в нашей стране сильно изменилась [2]. Таким образом, обнаруживается потенциал роста спроса и потребления при наличии адекватного предложения молочных продуктов на рынке [3]. Именно поэтому перспективы его развития можно оценить положительно. Важнейшими факторами роста объемов рынка являются: тенденция роста реальных доходов населения, потенциал емкости рынка, связанный с низким текущим уровнем потребления молочных продуктов по сравнению с уровнем потребления в странах Европы, интерес к здоровому образу жизни, приверженность населения России к молочным продуктам [2].

А вот как выглядит структура распределения молока в основных сегментах российского рынка: 30 % — молоко, используемое в животноводстве; 40 % — переработка молока и производство молочной продукции; 25 % — производство молочных полуфабрикатов, включая сухое молоко и масло; 5 % — производство мороженого и детского питания [2].

Спрос на молочную продукцию удовлетворяется российскими и иностранными производителями, причем доля импорта в отдельных сегментах рынка неуклонно растет. Следовательно, дополнительной возможностью расширения рынка для отечественных компаний является импортозамещение. Так, по данным Минсельхоза [4], в свете последних политических решений (ответные санкции России в отношении ряда государств), дефицит в нашей стране ощутим только по сырам. Освободившиеся с запретом европейской продукции 20 % рынка теперь смогут осваивать отечественные сыроделы. Вместе с тем, активность в этом направлении усилит потребность на внутреннем рынке в сыром молоке и станет ощутимым фактором его стоимости.

Эксперты прогнозируют постепенное снижение потребления традиционных молочных продуктов (сметана, ряженка, простокваша) в пользу обогащенных современных продуктов (биокефир, биомолоко, биойогурт). Перспективны также любые десертные молочные продукты, которые люди потребляют не для утоления голода, а для удовольствия [5].

Но сегодня ситуация осложняется тем, что рубль ушел в «свободное плавание», валютные издержки предприятий по закупке качественного племенного материала, недостающего в России оборудования на порядок возросли. В сложившейся политической обстановке цену на молоко-сырье поднимать производителям нельзя. Поэтому задача перед предприятиями стоит очень сложная: как при снижении рентабельности свершить производственный рывок. Выходом из нее специалисты-практики считают создание молочных кластеров [4]. Это одна из самых положительно зарекомендовавших себя в мировой практике моделей развития АПК.

 

Список литературы:

  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 318 с.
  2. Ермакова Е.Е. Современное состояние и перспективы развития молочной промышленности РФ / Е.Е. Ермакова, Ш.А. Атабаева // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С. 338—340.
  3. Лабинов В.В. Ситуация на мировом и российском рынках молочных продуктов / В.В. Лабинов // Молочная промышленность. — 2006. — № 11. — С. 4—6.
  4. Перспективы развития молочной отрасли России (пресс-релиз) // Агроинфо. — 25 сентября 2014 г.
  5. Перова Ю.В. Развитие рынка молочной продукции // Вестник СамГУ. — 2007. — № 5/1. — С. 109—114.