Статья:

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Тужик А.М., Шуленина Д.И. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(18).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 9 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Тужик Анна Михайловна
студент Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, РФ, г. Москва
Шуленина Дарья Ильинична
студент Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, РФ, г. Москва
Колчин Сергей Павлович
научный руководитель, проф., д-р экон. наук Московского государственного университета экономики, статистики информатики, РФ, г. Москва

 

Что касается нашей страны, то можно сказать, что выполнение законов и иных нормативно-правовых актов обеспечивается системой государственного контроля.

Все правоотношения могут быть приведены в действие лишь при наличии государственного налогового контроля.

Исходя из статьи второй Налогового Кодекса отношения, которые возникают в процессе осуществления налогового контроля, относятся к предмету регулирования законодательства о налогах и сборах. Из-за того, что сам Кодекс не хранит в себе конкретного понятия о налоговом контроле, то можно полагаться только на анализ известной нам информации. Исходя из данных Налогового кодекса, можно утверждать о том, что налоговый контроль представляет собой деятельность, которая осуществляется на постоянной основе, специализированных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов требований налогово-правовых норм, которые регулируют отношения. Данные взаимоотношения возникают в процессе взимания налогов и сборов в России.

Нельзя путать термины налоговый контроль и контроль по соблюдению налогового законодательства. Последний термин более глобальный и включает в себя деятельность всех государственных органов, которые осуществляют контроль всей существующей области налогообложения.

Контроль по соблюдению законодательства, которое регулирует весь процесс начисления финансов в специальные фонды публичных субъектов, которые, в свою очередь необходимы для исполнения своих прямых обязанностей все теми же фондами. Данная формулировка поясняет, что служит основной целью непосредственно налогового контроля. Данный контроль является часть финансового контроля, ведь все операции осуществляются от имени государства.

Правильность и полнота уплат налогоплательщиками и плательщиками сборов осуществляется благодаря этому же налоговому контролю.

Объектом налогового контроля служит деятельность налогоплательщиков, которую они осуществляют при выполнении своих налоговых функций. К объекту налогового контроля относят правильность и полноту вычета налогового платежа, своевременное его перечисление в фонды, исполнение других действий, которые связаны с выполнением налогоплательщиком своих налоговых долгов. Все свои проверки налоговые органы проводят в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации либо иными законодательными актами.

К проверкам, которые проводятся в соответствии с иными законодательными актами, относят достаточное количество проверок соблюдения законодательства: о применении контрольно-кассовой техники в денежных расчетах; производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и табачной продукции; кассовой дисциплине и т. д.

Статьей восемьдесят семь Налогового Кодекса Российской Федерации выявлено, что налоговые органы осуществляют камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Если во время проведения камеральных и выездных налоговых проверок кого-либо из налоговых органов появляется причина, по которой им нужна информация о деятельности налогоплательщика, а данное лицо их не предоставляет, то органы имеют право требовать нужные документы (встречная проверка).

Существует определенная классификация налоговых проверок: камеральные; встречные; выездные.

Камеральная налоговая проверка осуществляется по месту нахождения данного налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, которые представлены налогоплательщиком и служат основанием для исчисления и уплаты налогов, либо иных документов о деятельности налогоплательщика, которые есть у налогового органа.

Выездная налоговая проверка осуществляется на основании конечного решения руководителя налогового органа или же его заместителя. Форма решения об осуществлении данной выездной налоговой проверки исполняется и подтверждается Министерством по налогам и сборам России.

Выездные налоговые проверки на деле очень важны, но в последнее время налоговые органы всё свое внимание уделяют повышению эффективности проведения конкретно камеральных налоговых проверок. Выездные налоговые проверки очень трудоемки. На них уходит очень много времени, из-за этого охватываются всего лишь двадцать — двадцать пять процентов налогоплательщиков. Остальная часть при не столь пристальном внимании определенных органов, а именно камеральных проверок и вовсе бы оказались за пределами налогового контроля. Данные проверки — прекрасный способ, чтобы выбрать из всех налогоплательщиков конкретно тех, деятельность которых требует более углубленного анализа в процессе выездных проверок. Предусмотренные в статье восемьдесят восьмой Налогового Кодекса Российской Федерации правомочия, которые осуществляются налоговыми органами в процессе камеральных проверок, дают им право провести более детальный анализ тех сторон деятельности налогоплательщиков, которые покажут нужный результат (доначисления в бюджет налогов и взыскания штрафных санкций), естественно в рамках конкретной формы налогового контроля.

По данным арбитражной практики можно утверждать, что большинство дел о налоговых правонарушениях открывается по результатам камеральных проверок.

Встречная проверка, по сути, не приносит таковых доначислений в бюджет, но она требуется для получения налоговыми органами нужной информации о проверяемых налогоплательщиках.

По налоговому кодексу налоговые проверки подразделяются по признаку повторности на первичные и повторные.

Первичные проверки могут быть как камеральными, так и выездными. Определяющим критерием в данном разделении выступает то, что такая проверка за определенный налоговый период, по конкретному налогу у данного налогоплательщика не происходила.

Повторные проверки, в принципе, аналогично могут быть камеральными и выездными, но проведение повторной камеральной проверки маловероятно, ведь с учетом, установленного статьей восемьдесят восьмой Налогового Кодекса Российской Федерации, ограничения на срок камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога.

Статьей восемьдесят девятой Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться как по одному, так и по нескольким налогам. Так же нам известно, что по степени охвата проверкой уплачиваемых плательщиком налогов выделяют комплексные и тематические проверки.

Под комплексной проверкой принято подразумевать проверку, которая охватывает вопросы, связанные с точностью исчисления, полноты и уплаты всех налогов, которые выплачивает налогоплательщик в специализированные фонды. В процессе этой проверки реализуются все счета предприятия, которые принимают важную роль в формировании налоговых обязательств.

Тематическая проверка — это проверка, которая охватывает вопросы точности исчисления и полноты отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

Сейчас из-за больших нагрузок и острой нехватки квалифицированных кадров налоговыми органами чаще всего проводятся тематические проверки. Они включают проверку Налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и еще один-два налога, которые являются наиболее значимыми для данного налогоплательщика.

По статусу объектов проверки можно группировать на: проверки юридических лиц, юридических лиц по вопросам исчисления и уплаты налогов филиалами и обособленными подразделениями, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

По методу проведения проверки можно группировать на проверки, которые проводят сплошным или выборочным методом.

Сплошной проверкой проверяют все документы налогоплательщика за все налоговые периоды, которые в принципе охвачены проверкой. Выборочной проверкой охватывается раздел документации или раздел определенных налоговых периодов. В данный момент большая часть проверок проводится выборочным методом.

По отношению к плану проверки можно разделить на плановые и внеплановые. По истечению каждого квартала инспекция составляет план проведения выездных проверок, в который включаются те налогоплательщики, деятельность которых необходимо проверить в течение очередного квартала.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  3. Учет и контроль в государственных налоговых органах (Сахчинская Н.С., Абрамова Е.М.). Самара: Самар. гуманит. акад., 2008. — 175 с.
  4. Федеральный закон Российской Федерации.