ОСОБЕННОСТИ КИНОПРЕДПОЧТЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Секция: 4. Социология
XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ОСОБЕННОСТИ КИНОПРЕДПОЧТЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Одним из популярных и увлекательных феноменов как сто лет назад, так и сегодня является кино. Как и любое явление кино вызывает интерес у различных социальных групп. Первые киноисследования стали появляться в самом начале ХХ века, с момента возникновения кино, и носили скорее публицистический, чем социологический характер. В этот период сами производители выступали в роли исследователей, они акцентировали свое внимание на определении роли кино в обществе как такового: собирались данные о кинопредпочтениях зрителей для развития киноиндустрии, а также, кино использовали как средство пропаганды государственных интересов.
Актуальность данной темы обусловлена следующим: во-первых, социально-экономические и культурные трансформации нашего общества изменили кино, его формы взаимодействия с аудиторией, а также повлияли на формирование кинопредпочтений. Во-вторых, исследования показывают, что в процессе просмотра фильмов, зрители приобретают определенные ценностные ориентации, у них формируются социальные установки и интересы, конструируются жизненные планы и паттерны поведения. И, в-третьих, изучение процессов, связанных с созданием кино, важно потому, что в них отражается состояние самого общества, и при изменении кинопредпочтений можно говорить об изменении мировоззренческих структур тех или иных социальных групп.
Как показывают исследования, самой киноактивной возрастной группой является молодежь в возрасте 15—24 лет [2]. Но несмотря на то, что кинематограф является одним из способов проведения досуга среди учащейся молодежи, следует отметить, что, в настоящее время, кино не является самым популярным времяпрепровождением учащихся.: так, волгоградские исследователи выявили, что только 14 % опрошенных выбирают «поход в кино», наряду с «общение с друзьями»(65 %) и «пользование интернетом»(57 %) [1, с. 28—30].
Таким образом, можно сформулировать проблему данной работы: каковы особенности кинопредпочтений молодежных групп. Цель: выявить особенности кинопредпочтений молодежных групп на примере учащихся, а также, сравнить особенности кинопредпочтений и причины кинопосещаемости школьников и студентов. В исследовании был использован метод анкетирования. Были опрошены студенты ТГУ и учащиеся одной из гимназий г. Томска (тип выборки: гнездовая; выборочная совокупность: 175 человек). Основной фокус внимания был сосредоточен на следующих задачах: определение ожиданий зрителей от кинопросмотра, выявление предпочтений в выборе жанра фильма, а также, установление степени влияния тех или иных факторов на «киновыбор». В ходе исследования было сформулировано несколько переменных: значимость кино для респондентов; кино — и жанровые предпочтения; частота посещаемости; факторы, влияющие на «киновыбор»; ожидания респондентов от просмотра кино.
В результате анализа было установлено следующее: во-первых, кино как часть жизни социальных субъектов является местом проведения досуга, выражения чувств и эмоций для одних, и для других, кино — место приобретения информации или средство для получения прибыли.
Большинство опрошенных, как школьников, так и студентов, считают, что «кино — это мощная индустрия, одно из средств получения прибыли». На втором месте «кино как место выражения чувств и эмоций», причем студенты (в большей мере) делают акцент на это, нежели школьники (Табл. 1).
Таблица 1.
Согласие с различными высказываниями о кино (в %)
№ |
Высказывание |
Школьники |
Студенты |
1 |
Кино — это мощная индустрия |
82 |
88 |
2 |
Кино — это место выражения эмоций |
63 |
81 |
3 |
Кино способствует саморазвитию |
56 |
71 |
4 |
Кино — это примитивное зрелище |
41 |
27 |
Далее, респонденты высказываются в пользу того, что кино способствует саморазвитию, и опять, студенты чаще в 1,5 раза, чем школьники указывают на это. Кроме названного, треть опрошенных сравнивает кино с возможностью решать проблемы и предостерегать от ошибок. Из этого следует: студенты, как группа с более высоким уровнем образования и социальным опытом, в большей мере отмечают важность влияния кино на развитие личности.
Отдельно, респондентам был задан вопрос: «Какое место в жизни современного человека занимает кино». Интересным является то, что, по мнению почти каждого второго опрошенного, а молодежь — это самая киноактивная группа, кино не играет особой роли (Табл. 2).
Таблица 2.
№ |
Значимость кино |
Школьники |
Студенты |
1 |
Кино — важнейшее из искусств, необходимое человеку для саморазвития |
26 |
88 |
2 |
Кино — средство получения какой-либо информации |
23 |
81 |
3 |
Кино не играет особой роли |
45 |
32 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
4 |
Оценки значимости кино в жизни человека (в %)
Во-вторых, при видимых различиях школьников и студентов в представлениях о месте и важности кино в жизни человека, практически в равных долях распределились ожидания учащихся от просмотра фильмов. Так, с большим отрывом, актуальным является «развлечение и отдых», далее с небольшой разницей, располагаются: «отвлечение от грустных мыслей» и «получений новых знаний», и наконец, в меньшей степени, важным является возможность помощи кино в решении собственных проблем (Табл. 3).
Таблица 3.
Ожидания от просмотра фильмов (в %)
№ |
Ожидания |
Школьники |
Студенты |
1 |
Развлечение (отдых) |
78 |
58 |
2 |
Отвлечение от грустных мыслей |
11 |
16 |
3 |
Получение новых знаний |
10 |
15 |
4 |
Решение собственных проблем |
1 |
11 |
В-третьих, современный кинорынок предлагает зрителям большое количество разножанровых фильмов, что позволяет рассматривать особенности кинопредпочтений публики (Табл. 4).
Таблица 4.
Жанровые кинопредпочтения (в %)
№ |
Жанры кино |
Школьники |
Студенты |
1 |
Комедия |
74 |
62 |
2 |
Фантастика |
45 |
42 |
3 |
Мелодрама |
38 |
41 |
4 |
Триллер |
45 |
30 |
5 |
Историческое кино |
16 |
29 |
6 |
Детектив |
21 |
22 |
7 |
Боевик |
18 |
18 |
8 |
Документальный метод |
7 |
12 |
Как и предполагалось, самым предпочтительным жанром кино является комедия. Это объясняется, прежде всего, тем, что главной целью посещения кинотеатра является отдых и развлечение. Следующими по популярности идут такие жанры, как фантастика, мелодрама и триллер. Отличия кинопредпочтений школьников и студентов оказались минимальными, только по двум из представленных жанров (историческое и документальное кино) количество школьников, предпочитающих их, в 2 раза меньше, чем количество студентов, которые, в свою очередь, в меньшей мере предпочитают триллеры.
Хотелось бы отдельно отметить, что, наряду с жанровыми предпочтениями, большинство учащихся привлекает так сказать, вид кинопродукции, то есть, ее временная и пространственная локализация. Например, современное зарубежное кино предпочитает больше половины опрошенных, причем чаще школьники, нежели учащиеся вузов (68 % и 59 %, соответственно). А отечественный кинематограф как современный, так и советских времен в равных долях не является для участников опроса привлекательным (лишь 3—5 % респондентов высказываются в пользу данного вида кино). Возможно, это связано с его состоянием и развитием.
В-четвертых, в ходе исследования было выявлено, что, при просмотре фильма, половина опрошенных руководствуется собственным выбором, хотя рекомендации друзей и жанровые предпочтения оказывают влияние на кинопросмотр. Это говорит о том, что жанровые предпочтения имеют значение. Относительно различий в выборе школьников и студентов, можно сказать, что для школьников, создатели (режиссеры и продюсеры) кинокартин не играют особой роли. Также, несмотря на наличие в современном мире различных интернет-сайтов с рейтингами и блогами, телепрограмм, газет и журналов, где освещаются мнения и отзывы кинокритиков и искусствоведов относительно определенных кинокартин, молодежная группа не руководствуется этими рецензиями при выборе фильма (Табл. 5).
Таблица 5.
Факторы, влияющие на «киновыбор» (в %)
№ |
Факторы |
Школьники |
Студенты |
1 |
Рекомендации друзей |
56 |
38 |
2 |
Жанр фильма |
52 |
41 |
3 |
Участие актеров |
33 |
44 |
4 |
Положительные отзывы |
17 |
14 |
5 |
Создатели фильма |
6 |
18 |
Каждый зритель, так или иначе, объясняет причины посещения (или не посещения) кинотеатра. Так, если основным мотивом посещаемости является возможность расслабиться и отдохнуть, то основания, затрудняющие «поход в кино» боле разнообразны (Табл. 6).
Таблица 6.
Причины «непосещаемости» (в %)
№ |
Причины |
Школьники |
Студенты |
1 |
Нет свободного времени |
44 |
47 |
2 |
Предпочитаю смотреть по ТВ/интернет |
23 |
20 |
3 |
Не устраивает кинорепертуар |
8 |
27 |
4 |
Не позволяют финансы |
11 |
22 |
5 |
Нет вблизи кинотеатра |
5 |
7 |
Но, прежде чем перечислить эти причины, следует отметить, что в целом, менее одной трети указали, что достаточно часто посещают кинотеатр. Таблица показывает, что основным препятствием для посещения кинотеатра является отсутствие свободного времени. Также, каждый пятый предпочитает смотреть с помощью ТВ (интернет), 17 % указывает на отсутствие финансов, причем, среди студентов, данная проблема встречается в 2 раза чаще. Такая причина, как «слабый кинорепертуар» является важной для современной молодежи (правда стоит отметить, что и на это основание в 3 раза чаще указывает более взрослая молодежь — студенты).
Таким образом, данное исследование выявило противоречие, с одной стороны, абсолютное большинство (98 %) учащейся молодежи интересуется кино, имеет свои кинопредпочтения и ориентируется в киновыборе на себя. Но, с другой стороны, каждый второй респондент не видит особой роли кино и редко посещает кинотеатры, что говорит о наличии объективных причин, препятствующих походу в кино (время, деньги и т. д.).
В настоящее время, одной из проблем отечественного кинематографа является американизация российского кинопроката. В основном, американизация оценивается как явление отрицательное, интересное мнение по этой проблеме высказывает социолог Д. Дондурей. Он оценил это явление как положительное. «Начавшись лет двадцать назад, она (американизация) обеспечила россиянам свободный доступ к лучшему мировому кино, а также свободный доступ к другим представлениям о мире, которые советская цивилизация не могла дать людям. Голливуд превосходно с этой миссией справился» [3], и далее, по мнению автора, продукцию «фабрики грез» необходимо не просто допускать в отечественный кинопрокат, а использовать прибыль с проката зарубежных фильмов, для развития отечественного кинематографа.
Список литературы:
- Молодежь новой России: социокультурный портрет: областного исследования / Волгогр. обл. юнош. б-ка ; инновац.-метод. отд.; сост. М.П. Веденина, Е.А. Филимонова; отв. за вып. Е.Г. Наумова. — Волгоград, 2009. — 46 с. — С. 28—30.
- Российский зритель хочет больше разного кино, но с комфортом: — [Электронный ресурс] // Независимый исследовательский проект Movie Research. М., 2006-2014. URL: http://www.movieresearch.ru/news/109 (Дата обращения: 10.04.2014).
- Экспансия Голливуда в России: за и против: — [Электронный ресурс] // «Голос Америки»(включено в реестр иностранных агентов) — информационный интернет-ресурс. М., 1994 — 2014. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/russia-hollywood-2011-08-08-127282043/241563.html (Дата обращения: 03.04.2014).