Статья:

ОСОБЕННОСТИ КИНОПРЕДПОЧТЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Шпанова М.С. ОСОБЕННОСТИ КИНОПРЕДПОЧТЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(18).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ КИНОПРЕДПОЧТЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Шпанова Мария Сергеевна
студент Томского государственного университет, РФ, г. Томск
Иванова Вера Степановна
научный руководитель, доц. Томского государственного университета, РФ, г. Томск

 

Одним из популярных и увлекательных феноменов как сто лет назад, так и сегодня является кино. Как и любое явление кино вызывает интерес у различных социальных групп. Первые киноисследования стали появляться в самом начале ХХ века, с момента возникновения кино, и носили скорее публицистический, чем социологический характер. В этот период сами производители выступали в роли исследователей, они акцентировали свое внимание на определении роли кино в обществе как такового: собирались данные о кинопредпочтениях зрителей для развития киноиндустрии, а также, кино использовали как средство пропаганды государственных интересов.

Актуальность данной темы обусловлена следующим: во-первых, социально-экономические и культурные трансформации нашего общества изменили кино, его формы взаимодействия с аудиторией, а также повлияли на формирование кинопредпочтений. Во-вторых, исследования показывают, что в процессе просмотра фильмов, зрители приобретают определенные ценностные ориентации, у них формируются социальные установки и интересы, конструируются жизненные планы и паттерны поведения. И, в-третьих, изучение процессов, связанных с созданием кино, важно потому, что в них отражается состояние самого общества, и при изменении кинопредпочтений можно говорить об изменении мировоззренческих структур тех или иных социальных групп.

Как показывают исследования, самой киноактивной возрастной группой является молодежь в возрасте 15—24 лет [2]. Но несмотря на то, что кинематограф является одним из способов проведения досуга среди учащейся молодежи, следует отметить, что, в настоящее время, кино не является самым популярным времяпрепровождением учащихся.: так, волгоградские исследователи выявили, что только 14 % опрошенных выбирают «поход в кино», наряду с «общение с друзьями»(65 %) и «пользование интернетом»(57 %) [1, с. 28—30].

Таким образом, можно сформулировать проблему данной работы: каковы особенности кинопредпочтений молодежных групп. Цель: выявить особенности кинопредпочтений молодежных групп на примере учащихся, а также, сравнить особенности кинопредпочтений и причины кинопосещаемости школьников и студентов. В исследовании был использован метод анкетирования. Были опрошены студенты ТГУ и учащиеся одной из гимназий г. Томска (тип выборки: гнездовая; выборочная совокупность: 175 человек). Основной фокус внимания был сосредоточен на следующих задачах: определение ожиданий зрителей от кинопросмотра, выявление предпочтений в выборе жанра фильма, а также, установление степени влияния тех или иных факторов на «киновыбор». В ходе исследования было сформулировано несколько переменных: значимость кино для респондентов; кино — и жанровые предпочтения; частота посещаемости; факторы, влияющие на «киновыбор»; ожидания респондентов от просмотра кино.

В результате анализа было установлено следующее: во-первых, кино как часть жизни социальных субъектов является местом проведения досуга, выражения чувств и эмоций для одних, и для других, кино — место приобретения информации или средство для получения прибыли.

Большинство опрошенных, как школьников, так и студентов, считают, что «кино — это мощная индустрия, одно из средств получения прибыли». На втором месте «кино как место выражения чувств и эмоций», причем студенты (в большей мере) делают акцент на это, нежели школьники (Табл. 1).

Таблица 1.

Согласие с различными высказываниями о кино (в %)

Высказывание

Школьники

Студенты

1

Кино — это мощная индустрия

82

88

2

Кино — это место выражения эмоций

63

81

3

Кино способствует саморазвитию

56

71

4

Кино — это примитивное зрелище

41

27

 

Далее, респонденты высказываются в пользу того, что кино способствует саморазвитию, и опять, студенты чаще в 1,5 раза, чем школьники указывают на это. Кроме названного, треть опрошенных сравнивает кино с возможностью решать проблемы и предостерегать от ошибок. Из этого следует: студенты, как группа с более высоким уровнем образования и социальным опытом, в большей мере отмечают важность влияния кино на развитие личности.

Отдельно, респондентам был задан вопрос: «Какое место в жизни современного человека занимает кино». Интересным является то, что, по мнению почти каждого второго опрошенного, а молодежь — это самая киноактивная группа, кино не играет особой роли (Табл. 2).

Таблица 2.

Значимость кино

Школьники

Студенты

1

Кино — важнейшее из искусств, необходимое человеку для саморазвития

26

88

2

Кино — средство получения какой-либо информации

23

81

3

Кино не играет особой роли

45

32

4

Затрудняюсь ответить

2

4

Оценки значимости кино в жизни человека (в %)

 

Во-вторых, при видимых различиях школьников и студентов в представлениях о месте и важности кино в жизни человека, практически в равных долях распределились ожидания учащихся от просмотра фильмов. Так, с большим отрывом, актуальным является «развлечение и отдых», далее с небольшой разницей, располагаются: «отвлечение от грустных мыслей» и «получений новых знаний», и наконец, в меньшей степени, важным является возможность помощи кино в решении собственных проблем (Табл. 3).

Таблица 3.

Ожидания от просмотра фильмов (в %)

Ожидания

Школьники

Студенты

1

Развлечение (отдых)

78

58

2

Отвлечение от грустных мыслей

11

16

3

Получение новых знаний

10

15

4

Решение собственных проблем

1

11

 

В-третьих, современный кинорынок предлагает зрителям большое количество разножанровых фильмов, что позволяет рассматривать особенности кинопредпочтений публики (Табл. 4).

Таблица 4.

Жанровые кинопредпочтения (в %)

Жанры кино

Школьники

Студенты

1

Комедия

74

62

2

Фантастика

45

42

3

Мелодрама

38

41

4

Триллер

45

30

5

Историческое кино

16

29

6

Детектив

21

22

7

Боевик

18

18

8

Документальный метод

7

12

 

Как и предполагалось, самым предпочтительным жанром кино является комедия. Это объясняется, прежде всего, тем, что главной целью посещения кинотеатра является отдых и развлечение. Следующими по популярности идут такие жанры, как фантастика, мелодрама и триллер. Отличия кинопредпочтений школьников и студентов оказались минимальными, только по двум из представленных жанров (историческое и документальное кино) количество школьников, предпочитающих их, в 2 раза меньше, чем количество студентов, которые, в свою очередь, в меньшей мере предпочитают триллеры.

Хотелось бы отдельно отметить, что, наряду с жанровыми предпочтениями, большинство учащихся привлекает так сказать, вид кинопродукции, то есть, ее временная и пространственная локализация. Например, современное зарубежное кино предпочитает больше половины опрошенных, причем чаще школьники, нежели учащиеся вузов (68 % и 59 %, соответственно). А отечественный кинематограф как современный, так и советских времен в равных долях не является для участников опроса привлекательным (лишь 3—5 % респондентов высказываются в пользу данного вида кино). Возможно, это связано с его состоянием и развитием.

В-четвертых, в ходе исследования было выявлено, что, при просмотре фильма, половина опрошенных руководствуется собственным выбором, хотя рекомендации друзей и жанровые предпочтения оказывают влияние на кинопросмотр. Это говорит о том, что жанровые предпочтения имеют значение. Относительно различий в выборе школьников и студентов, можно сказать, что для школьников, создатели (режиссеры и продюсеры) кинокартин не играют особой роли. Также, несмотря на наличие в современном мире различных интернет-сайтов с рейтингами и блогами, телепрограмм, газет и журналов, где освещаются мнения и отзывы кинокритиков и искусствоведов относительно определенных кинокартин, молодежная группа не руководствуется этими рецензиями при выборе фильма (Табл. 5).

Таблица 5.

Факторы, влияющие на «киновыбор» (в %)

Факторы

Школьники

Студенты

1

Рекомендации друзей

56

38

2

Жанр фильма

52

41

3

Участие актеров

33

44

4

Положительные отзывы

17

14

5

Создатели фильма

6

18

Каждый зритель, так или иначе, объясняет причины посещения (или не посещения) кинотеатра. Так, если основным мотивом посещаемости является возможность расслабиться и отдохнуть, то основания, затрудняющие «поход в кино» боле разнообразны (Табл. 6).

Таблица 6.

Причины «непосещаемости» (в %)

Причины

Школьники

Студенты

1

Нет свободного времени

44

47

2

Предпочитаю смотреть по ТВ/интернет

23

20

3

Не устраивает кинорепертуар

8

27

4

Не позволяют финансы

11

22

5

Нет вблизи кинотеатра

5

7

 

Но, прежде чем перечислить эти причины, следует отметить, что в целом, менее одной трети указали, что достаточно часто посещают кинотеатр. Таблица показывает, что основным препятствием для посещения кинотеатра является отсутствие свободного времени. Также, каждый пятый предпочитает смотреть с помощью ТВ (интернет), 17 % указывает на отсутствие финансов, причем, среди студентов, данная проблема встречается в 2 раза чаще. Такая причина, как «слабый кинорепертуар» является важной для современной молодежи (правда стоит отметить, что и на это основание в 3 раза чаще указывает более взрослая молодежь — студенты).

Таким образом, данное исследование выявило противоречие, с одной стороны, абсолютное большинство (98 %) учащейся молодежи интересуется кино, имеет свои кинопредпочтения и ориентируется в киновыборе на себя. Но, с другой стороны, каждый второй респондент не видит особой роли кино и редко посещает кинотеатры, что говорит о наличии объективных причин, препятствующих походу в кино (время, деньги и т. д.).

В настоящее время, одной из проблем отечественного кинематографа является американизация российского кинопроката. В основном, американизация оценивается как явление отрицательное, интересное мнение по этой проблеме высказывает социолог Д. Дондурей. Он оценил это явление как положительное. «Начавшись лет двадцать назад, она (американизация) обеспечила россиянам свободный доступ к лучшему мировому кино, а также свободный доступ к другим представлениям о мире, которые советская цивилизация не могла дать людям. Голливуд превосходно с этой миссией справился» [3], и далее, по мнению автора, продукцию «фабрики грез» необходимо не просто допускать в отечественный кинопрокат, а использовать прибыль с проката зарубежных фильмов, для развития отечественного кинематографа.

 

Список литературы:

  1. Молодежь новой России: социокультурный портрет: областного исследования / Волгогр. обл. юнош. б-ка ; инновац.-метод. отд.; сост. М.П. Веденина, Е.А. Филимонова; отв. за вып. Е.Г. Наумова. — Волгоград, 2009. — 46 с. — С. 28—30.
  2. Российский зритель хочет больше разного кино, но с комфортом: — [Электронный ресурс] // Независимый исследовательский проект Movie Research. М., 2006-2014. URL: http://www.movieresearch.ru/news/109 (Дата обращения: 10.04.2014).
  3. Экспансия Голливуда в России: за и против: — [Электронный ресурс] // «Голос Америки»(включено в реестр иностранных агентов) — информационный интернет-ресурс. М., 1994 — 2014. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/russia-hollywood-2011-08-08-127282043/241563.html (Дата обращения: 03.04.2014).