ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Секция: 11. Экономика
XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Любое государство должно обеспечивать базовые социальные гарантии стабильного развития общества. Пенсионная система является одной из составляющих системы социальной защиты. Необходимость реформирования социальной сферы приобрела особое значение в период радикальной экономической перестройки в России. Решение о создании Пенсионного фонда Российской Федерации стало ключевым в переходе от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.
Пенсионный фонд Российской Федерации — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» [1].
Создание Пенсионного фонда решило две основные задачи:
1. Формирование средств для выплаты пенсий за счет страховых взносов работодателями за лиц застрахованных.
2. Выведение пенсионных средств из государственного бюджета и становление самостоятельного бюджетного процесса.
Несмотря на то, что средства Фонда имеют статус государственных средств, формируются они не за счет государственного бюджета, а за счет страховых взносов.
Пенсионный фонд выполняет ряд важных функций, среди которых:
1. Назначение и реализация социальных и пенсионных выплат.
2. Индивидуальный учет застрахованных, а также учет поступающих страховых средств.
3. Выдача сертификатов и выплата средств семейного капитала.
В настоящее время используется накопительная система пенсионного обеспечения. Размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Государство финансирует только базовую часть, это фиксированная сумма, индексируемая государством и составляющая с 2012 года 3170 рублей. Страховая же образуется из взносов, направляемых на страховую часть пенсии, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц и зависит от стажа работы. Что касается накопительной части, то она формируется из сумм обязательных страховых взносов на накопительную часть пенсии. Однако застрахованный имеет право отказаться от накопительной части пенсии в Пенсионном фонде России и направить эти средства в негосударственные пенсионные организации, тем самым получив дополнительный доход.
Согласно законодательству пенсии разделяют на 2 основные группы:
1. Трудовые пенсии.
· по старости;
· по инвалидности;
· по случаю потери кормильца.
2. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
· социальные;
· за выслугу лет.
Назначение и выплата трудовых пенсий осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Достигая пенсионного возраста и имея стаж не менее пяти лет, гражданин имеет право на получение трудовой пенсии по старости. Для мужчин пенсионным возрастом является 60 лет, для женщин — 55 лет. Возможно также и снижение пенсионного возраста в случаях, установленных законодательством. При наличии инвалидности 1, 2 или 3 группы, ограничивающей возможность трудовой деятельности, и страхового стажа гражданину назначается трудовая пенсия по инвалидности. Нетрудоспособные члены семьи, потерявшие кормильца также получают соответствующую пенсию [2].
Пенсии по государственному обеспечению являются компенсационными. Социальная пенсия предоставляется гражданам, которые не наработали достаточный стаж для получения трудовой пенсии, но не имеют гарантированный источник доходов. Пенсия за выслугу лет назначается военнослужащим, работникам авиации, флота, МВД и прокуратуры, гражданам, занимающимся педагогической деятельностью, горными и подземными работами, театральной деятельностью и спортом.
Для того, чтобы обеспечить социальную стабильность необходимо достичь устойчивой пенсионной системы. Однако в российской пенсионной системе имеются проблемы, среди которых особенно выделяют низкий уровень пенсионного обеспечения, несмотря на политику России по повышению размера пенсий до приемлемого уровня. Главной причиной многие эксперты считают большую долю теневой экономики, вследствие чего в бюджет не поступает достаточное количество обязательных взносов. Большое влияние также оказывает увеличивающаяся инфляция в стране.
Немаловажным является и увеличение с каждым годом числа пенсионеров. Низкий уровень рождаемости обуславливает разницу между трудоспособным населением и гражданами пенсионного возраста, что приводит к старению населения, увеличению нагрузки на пенсионную систему и в последствии — к дефициту Пенсионного фонда.
Еще одной проблемой является низкий уровень пенсионной грамотности населения. В условиях недостаточной информированности граждан не возможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.
Возможным решением проблемы низких пенсий многие эксперты считают повышение пенсионного возраста и соответственно увеличение объема пенсионных отчислений за счет более долгой трудовой активности. Однако население категорически против таких мер. Также следует учитывать и сокращающуюся среднюю продолжительность жизни и уровень медицинского обслуживания. Компромиссом в этом вопросе может стать увеличение минимального страхового стажа и существенное повышение пенсий для граждан, добровольно откладывающих свой уход на пенсию. Пожилые люди являются ценным и продуктивным ресурсом для экономики любой страны. Поэтому изменив свою политику на рынке труда, ориентированную исключительно на молодых людей, страна не только снизит нагрузку на бюджет, но и сможет полностью раскрыть их потенциал.
Каждый пятый пенсионер не достигает установленного пенсионного возраста, а является досрочным получателем. Соотношение пенсионеров и трудоспособных граждан влияет на дефицит Пенсионного фонда, однако не является его главной причиной. Основной проблемой является тот факт, что не все категории работников уплачивают взносы, а индивидуальные предприниматели, число которых постоянно растет, пользуются льготным правом формирования своих пенсионных прав, т. е исходя из минимального размера заработной платы. Таки образом, бремя по финансовому обеспечению пенсионной системы почти целиком перекладывается на наемных рабочих. Для ликвидации проблемы дефицита Пенсионного фонда РФ целесообразно распространить систему обязательного страхования и на государственных служащих, проходящих военную и правоохранительную службу в соответствующих силовых ведомствах, по аналогии с государственными гражданскими служащими, получающими пенсию на общих основаниях.
В настоящее время уровень информированности граждан касательно пенсионных вопросов очень низкий. Опрос, проведенный ФОМ наглядно это демонстрирует.
Рисунок 1. Результаты опроса граждан по пенсионным вопросам
На вопрос о том, знают ли граждане о продлении моратория на передачу накоплений в НПФ на 2015 год большинство опрошенных ответили отрицательно. Также сравнительно небольшое количество людей реализовало свое право на инвестирование пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные компании. Для преодоления проблемы слабой информированности необходимо проведение серьезной информационной работы с населением. Причем решать эту задачу необходимо не только на уровне государства, но и на уровне самих управляющих компаний.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как его главная цель — обеспечение достойного уровня жизненных благ, с помощью перераспределенных и накопленных средств во времени и в пространстве. Вне зависимости от места проживания, человек своим трудом и с помощью прошлых социальных отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Накопившееся множество изъянов и несовершенств в старой модели российской пенсионной системы может оказать негативное влияние на экономику страны и помешает ее развитию. Именно поэтому реформирование на данном этапе является необходимым.