Статья:

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ АУТСОРСИНГА ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕСЕРВИСНОЙ КОМПАНИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Муратов Р.Р. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ АУТСОРСИНГА ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕСЕРВИСНОЙ КОМПАНИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(18).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ АУТСОРСИНГА ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕСЕРВИСНОЙ КОМПАНИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ

Муратов Равиль Русланович
студент Национального Исследовательского Университета, Высшая Школа Экономики, РФ, г. Москва
Левина Тамара Владимировна
научный руководитель, старший преподаватель Национального Исследовательского Университета, Высшая Школа Экономики, РФ, г. Москва

 

В статье «Этапы разработки стратегии аутсорсинга транспортировки нефтесервисной компании» [3] автором была предложена последовательность действий при разработке стратегии аутсорсинга транспортировки для нефтесервисной компании. Данные этапы представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Этапы разработки стратегии аутсорсинга транспортировки нефтесервисной компании

 

Рассмотрим реализацию данных этапов на примере реальной нефтесервисной компании, которую условно назовем «Компания» в целях сохранения конфиденциальности. В соответствии с первым этапом необходимо формализовать логистическую миссию и стратегию, однако для начала необходимо сформулировать миссию и стратегию всей компании в целом. Миссию «Компании» можно выразить следующими словами: обеспечение мирового качества нефтесервисных услуг при поддержании доступности цен для клиентов. Корпоративной стратегией компании в подразделении бурения является стратегия концентрированного роста с целью увеличения доли компании на рынке бурения России. С учетом этого, логистической миссией «Компании», направленной на поддержку корпоративной, является логистическое обслуживания внутренних клиентов (т. е. подразделений данной диверсифицированной компании) с минимальными затратами при поддержании требуемого уровня логистического сервиса. Логистической стратегией компании является стратегия аутсорсинга операций транспортировки.

 

Рисунок 2. Стратегическая карта подразделения бурения компании

 

Перейдем к определению стратегических логистических KPI и установлению их целевых значений. Для этого необходимо построить стратегическую карту компании и показать те мероприятия, на которые непосредственно может влиять отдел логистики компании (рисунок 2).

Используя построенную стратегическую карту, можно определить минимально возможный набор стратегических KPI по каждой перспективе и цели и описать систему их расчета (таблица 1). Для расчета финансовых показателей может быть использован бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, а также внутренние отчеты отдела логистики о затратах. В рассматриваемой компании транспортные затраты включаются в операционные расходы, поэтому отследить их изменение можно с помощью определения их доли в операционных затратах. Для расчета других показателей в компании не существует специализированных документов, однако собрать такую информацию можно у сотрудников, ответственных за ту или иную функцию.

Таблица 1.

Предлагаемый набор стратегических KPI (LKPI) по перспективам и целям


 


Цель


KPI


Ед. изм.


Расчет


Финансы


Повышение прибыли


Рентабельность продаж (ROS)


%


Чистая прибыль / Выручка от продаж * 100 %


Повышение выручки


Выручка


Руб.


-


Снижение затрат


Общие затраты на 1 руб. выручки от продаж


Руб.


Общие затраты / Выручка от продаж


Снижение транспортных затрат


Доля транспортных затрат в составе операционных


%


Транспортные затраты / Операционные затраты * 100 %


Снижение затрат на перевозку общих грузов


Затраты на транспортировку 1 т общего груза


Руб.


Затраты на комплекс услуг логистического провайдера, приходящиеся на 1 т груза


Снижение затрат на перевозку негабаритных грузов


Затраты на транспортировку 1 т негабаритного груза


Руб.


Затраты на комплекс услуг логистического провайдера, приходящиеся на 1 т груза


Клиенты


Повышение уровня качества логистического обслуживания подразделения бурения


Процент «совершенных заказов» для общих грузов


%


% заказов, выполненных своевременно * % заказов, полностью соответствующих заявке * % заказов с точными документами * % заказов с сохранным грузом


Процент «совершенных заказов» для негабаритных грузов


%


% заказов, выполненных своевременно * % заказов с точными документами * % заказов с сохранным грузом


Процесс


Сокращение времени логистического цикла


Длительность цикла выполнения заявки на перевозку общего груза


Дн.


Полная длительность цикла выполнения заявки на перевозку грузов от подачи заявки до ее закрытия в информационной системе


Длительность цикла выполнения заявки на перевозку негабаритного груза


Повышение надежности доставки грузов


Процент общих грузов, доставленных в согласованное время


%


Объем общих грузов, доставленных в срок / Объем перевезенных общих грузов * 100 %


Процент негабаритных грузов, доставленных в согласованное время


%


Количество негабаритных грузов, доставленных в срок / Общее количество перевезенных негабаритных грузов * 100 %

 

Для оценки положения подразделения бурения компании необходимо с помощью процедуры бенчмаркинга установить стандарты показателей. Учитывая сложность использования большинства показателей в условиях ведения бизнеса в нашей стране, для установления стандартов LKPI будут использованы средние значения «Компании» на других рынках, а также имеющиеся лучшие показатели самой компании, из которых и будет выбран целевой показатель (таблица 2). Как видно, по состоянию на 2013 год практически все показатели подразделения бурения в России хуже целевых показателей LKPI будут использоваться для оценки эффективности деятельности логистики и ее вклада в повышение рентабельности компании.

Таблица 2.

Установление стандартов KPI на основе процедуры бенчмаркинга


KPI


Ед. изм.


Среднее по рынкам


Лучшее значение подразделения


Цель


Факт (2013)


Разрыв


Рентабельность продаж


%


16


20


20


20


0


Выручка


Млрд. руб.


66,2


44,4


66,2


44,4


-21,8


Общие затраты на 1 руб. выручки от продаж


Руб.


0,04


0,04


0,04


0,05


0,01


Доля транспортных затрат в операционных


%


65


72


65


80


15


Затраты на транспортировку 1 т общего груза


Тыс. руб.


25


30


25


35


10


Затраты на транспортировку 1 т негабаритного груза


Тыс. руб.


50


65


50


70


20


Процент «совершенных заказов» для общих грузов


%


95


90


95


85


-10


Процент «совершенных заказов» для крупногабаритных грузов


%


96


89


96


85


-11


Длительность цикла выполнения заявки на перевозку общего груза


Дн.


8


16


8


16


8


Длительность цикла выполнения заявки на перевозку крупногабаритного груза


Дн.


15


28


15


29


14


Процент общих грузов, доставленных в согласованное время


%


96


94


96


91


-5


Процент крупногабаритных грузов, доставленных в согласованное время


%


95


96


96


93


-3

 

В соответствии со следующим шагом данного этапа необходимо провести балансировку целей логистики, чтобы выделить те, которые наибольшим образом влияют на конечный результат. Для ранжирования целей был использован экспертный метод: главный специалист по транспортировке попарно оценивал значимость каждой из целей (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Дерево целей логистики компании

 

Перейдем к этапу формирования логистической сети компании. С учетом специфики деятельности компании можно говорить о двух этапах доставки грузов: перевозка грузов до филиальных складов в регионах и с них до месторождений. На первом этапе транспортные компании и 3PL-провайдеры осуществляют доставку необходимого стандартного по размеру, весу и объему оборудования и материалов в склады при производственных базах компании. Основными группами грузов по количеству заказов на перевозку на данном этапе являются долота и буровые насадки, наземное габаритное оборудование буровых установок, генераторы и батареи, фильтры, буровые растворы и прочее, которые являются стандартными и перевозятся на обычных евро- и финподдонах. Помимо стандартных грузов, на данном этапе осуществляется транспортировка буровых установок, которые являются нестандартным грузом по весу и размерам. Они транспортируются либо непосредственно до месторождений, либо до складов и затем до месторождений с использованием услуг специализированных локальных логистических посредников. В связи с этим, можно выделить два вида перевозимых грузов: стандартные и проектные. Если соотносить данные виды грузов с укрупненной классификацией грузов [2, с. 508], то к стандартным грузам относятся общие грузы, а к проектным — крупногабаритные и тяжеловесные, т. е., в данном случае, буровые установки.

Доставка стандартных грузов из филиальных складов до месторождений почти во всех случаях проходит в условиях труднопроходимой местности. Как следствие, это требует наличия у потенциальных транспортных посредников не только обычных грузовиков и тягачей с полуприцепами, но также бортовых грузовых автомобилей, тралов, трубовозов, грузовых автомобилей с гидроманипуляторами и т. д. Услуги доставки в труднодоступной местности предоставляет относительно небольшое количество специализированных посредников, работающих, как правило, в конкретном регионе. Затраты на их услуги составляют лишь 26 % от затрат подразделения бурения на транспортировку. Относительно небольшая доля расходов связана с тем, что благодаря длительным устоявшимся отношениям и большим объемам перевозок транспортные контрагенты предоставляют свои услуги по значительно сниженным тарифам. Также данные контрагенты заинтересованы в сохранении крупного клиента, поэтому стараются поддерживать высокий уровень обслуживания и гибко реагировать на требования компании по срокам доставки и оплаты. Следовательно, второй этап доставки стандартных грузов останется без изменений.

Определив основные виды перевозимых грузов и частоту перевозок, необходимо составить спецификацию на услуги по доставке данных грузов для определения типа и количества логистических посредников (таблицы 3 и 4).

Таблица 3.

Спецификация на транспортировку стандартных грузов компании


Пункт спецификации


Требования


Пункты отправления


Консолидационные склады компании в Москве и Санкт-Петербурге


Пункты назначения


Пыть-Ях, Сургут, Нижневартовск, Усинск, Новый Уренгой, Ноябрьск, Сорочинск, Бузулук, Нефтеюганск, Томск, Новосибирск, Красноярск


Длительность контракта


Долгосрочный контракт


Перевозимые грузы


Долота, буровые насадки, наземное габаритное оборудование буровых установок, генераторы и батареи, фильтры, буровые растворы и прочее


Объем перевозок


Порядка 1000 т в год


Периодичность отправок


Неравномерная, около 70 % всех грузоперевозок осуществляется во второй половине года


Особенности перевозки указанных грузов


Стандартные грузы по размерам, весу и объему. Не требуют особых условий перевозки


Схема доставки


Унимодальная


Вид транспорта


Автомобильный транспорт


Товароноситель


Евро- и финподдоны для механизации погрузки-разгрузки на складах


Транспортные средства


Стандартные еврофуры вместимостью 82 куб. м и грузоподъемностью 20 т


Перечень необходимых услуг


      таможенная очистка грузов

      разработка оптимального маршрута доставки

      забор грузов с консолидационных складов

      оформление всей транспортной документации

      страхование перевозимого груза

      страхование сбоев поставок

      транспортировка грузов до пункта назначения

      мониторинг движения груза в пути и контроль его местонахождения


Требования к уровню логистического сервиса


Высокие

 

Таблица 4.

Спецификация на транспортировку проектных грузов компании


Пункт спецификации


Требования


Пункты отправления


Большой порт Санкт-Петербург


Пункты назначения


Разрабатываемые компанией месторождения в Западной и Восточной Сибири, Поволжье


Длительность контракта


Долгосрочный контракт


Перевозимые грузы


Буровые установки


Объем перевозок


Порядка 10 буровых установок в год


Периодичность отправок


Отсутствует выраженная периодичность отправок — по мере необходимости


Особенности перевозки указанных грузов


Крупногабаритные грузы, требуют разрешений на перевозки


Схема доставки


Выбирается поставщиком услуги


Вид транспорта


Автомобильный транспорт


Товароноситель


Отсутствуют, выбирается поставщиком услуги


Транспортные средства


Отсутствуют, выбираются поставщиком услуги


Перечень необходимых услуг


·      таможенная очистка грузов

·      разработка оптимального маршрута доставки

·      подбор подходящего подвижного состава для транспортировки

·      оформление всей транспортной документации

·      получение разрешений на транспортировку негабаритных грузов

·      организация сопровождения груза спецтехникой при необходимости

·      страхование перевозимого груза

·      страхование сбоев поставок

·      забор груза с порта в Санкт-Петербурге

·      погрузка и фиксация оборудования на транспортном средстве

·      транспортировка грузов до пункта назначения

·      мониторинг движения груза в пути

·      разгрузка оборудования в конечном пункте


Требования к уровню логистического сервиса


Максимально высокие

 

С учетом разработанных спецификаций можно сделать выбор видов логистических посредников. Для первой спецификации с учетом требуемых услуг и рассмотренных во второй главе особенностей разных типов логистических посредников подойдут 3PL-провайдеры. С выбранными логистическими операторами будут заключаться долгосрочные контракты на оказание услуг транспортировки и иных сопровождающих перевозку услуг. Высокие объемы закупок услуг у небольшого количества 3PL-провайдеров могут привести к скидкам и/или снижению ставок тарифов на услуги. Также использование небольшого количества операторов облегчает планирование, организацию, контроль и регулирование процесса транспортировки. Кроме того, при взаимодействии с небольшим количеством логистических операторов появляется возможность эффективного использования электронного обмена данными на основе технологии EDI.

Для второй спецификации непосредственные исполнители перечисленных в ней услуг должны специализироваться на транспортировке негабаритных грузов. В связи с проектным характером перевозок буровых установок и, соответственно, большой дискретностью перевозок во времени и сложностью осуществления для их организации и выполнения необходимо выбрать единственного контрагента, который будет осуществлять доставку буровых установок сразу до месторождений. Выбранному партнеру будет передан на аутсорсинг весь комплекс требуемых операций по доставке буровых установок непосредственно до месторождений. Учитывая нацеленность логистической стратегии на построение долгосрочных отношений с контрагентами по транспортировке, в данном случае следует выбрать ведущего логистического провайдера, которому будет передана функция управления проектными перевозками буровых установок. Отдел логистики при этом отвечает за контроль и оценивание эффективности деятельности провайдера.

Следующей задачей является определение количества логистических провайдеров для каждого вида груза. Основным риском выбора нескольких логистических провайдеров является повышение общей стоимости услуг в связи с относительно небольшими объемами закупок услуг. Также повышается сложность установления эффективного информационного взаимодействия с операторами. Главным риском выбора единственного посредника является риск зависимости компании от одного оператора. Для того чтобы определить степень влияния каждого риска на деятельность компании, был проведен опрос логистов компании о важности учета какого риска. Итоговое распределение весов представлено на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Дерево оценки важности учета рисков

 

С учетом всего вышесказанного, для перевозки буровых установок решено пользоваться услугами единственного LLP-провайдера. Для перевозки стандартных грузов желательно также привлечь единственного оператора.

На последнем шаге данного этапа необходимо определить, как изменятся логистические каналы. Учитывая внесенные новой логистической стратегией изменения, заключающиеся, в первую очередь, в сквозной перевозке проектных грузов до месторождений силами единственного логистического посредника, несколько изменится структура каналов в сегменте бурения (рисунки 5 и 6).

 

Рисунок 5. Существующие логистические каналы подразделения бурения

 

Рисунок 6. Новые логистические каналы подразделения бурения

 

На рисунке 7 наглядно представлено изменение данного логистического канала, где видно, что после внесения изменений в структуру канала все проектные грузы будут напрямую доставляться до месторождений.

 

Рисунок 7. Изменение канала перевозки буровых установок

 

Перейдем к третьему этапу — определению степени взаимодействия с логистическими посредниками и критериев выбора провайдеров. Современные тенденции бизнеса требуют развития и поддержания с ограниченным числом логистических посредников в цепи поставок долгосрочных и партнерских отношений, поэтому основой политики в области управления перевозчиками будет являться стратегическое сотрудничество и долгосрочные партнерские отношения, основанные на взаимном доверии, создании ситуации win-win и разделении рисков и прибылей. Это будет способствовать сокращению затрат на услуги логистических посредников и взаимодействие с ними, а также повышению качества логистического обслуживания подразделения бурения.

Перейдем к определению критериев выбора и оценки перевозчиков. При выборе перевозчиков стандартных и проектных грузов могут быть использованы одинаковые критерии выбора, но при этом будут различаться веса критериев для двух типов грузов. Для определения основных критериев выбора логистических провайдеров, с которыми предполагается заключить долгосрочные контракты, были выделены следующие основные критерии:

      в качестве релейного критерия — критерий имеющихся мощностей;

      тарифы на услуги — должны быть небольшими в связи со стремлением компании к сокращению затрат на транспортировку;

      потенциальная надежность оказания услуг — выдерживание заявленных и/или договорных сроков доставки;

      время доставки грузов по основным направлениям перевозок;

      ответственность перевозчиков за срывы сроков перевозок;

      возможность внесения оперативных изменений в процессе организации или осуществления;

      срок отсрочки платежей — чем позже может заплатить компания за услуги, тем выше оборачиваемость финансовых средств.

Для оценки важности критериев был использован метод аналитической иерархии (рисунок 8).

 

Рисунок 8. Весовые коэффициенты критериев выбора логистических провайдеров

 

Теперь необходимо аналогичным образом определить критерии выбора имеющихся в базе данных логистических посредников. После проведения опроса выбранных менеджеров отдела логистики и составления матрицы попарного сравнения были определены следующие веса выбора логистических посредников из существующей базы (рисунок 9).

 

Рисунок 9. Весовые коэффициенты выбора перевозчиков из имеющейся базы данных

 

Список литературы:
1. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / Под общ. и науч. ред. проф. В.И. Сергеева. М.: ИНФРА — М, 2013. — 634 с.
2. Логистика: Учебник. Полный курс MBA / под ред. В.И. Сергеева, — М.: Эксмо, 2011. — 944 с.
3. Муратов Р.Р. Этапы разработки стратегии аутсорсинга транспортировки нефтесервисной компании. Сборник трудов XXV студенческой международной заочной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия», 2014. — 313 с. С. 99—108.
4. Anderson A.J., Coltman T., Devinney T. and Keating B. 2011. What drives the choice of a third-party logistics provider? Journal of SCM. Р. 97—115. 
5. Ankit V., Dey A.K. 2010. An analytical approach for selection of a logistics provider. Management Decision. Vol. 48 № 3, Р. 403—418.
6. Butner K. and Moore D., 2006. Building value in logistics outsourcing: the future of the logistics provider industry. IBM Institute for Business Value.
7. Power D. and Sharafali M. 2007. Adding value through outsourcing: Contribution of 3PL services to customer performance. Management Research News. Vol. 30 № 3, Р. 228—235.
8. Wallenburg C.M., Cahill D.M., Goldsby T.J. and Knemeyer A.M. 2010. Logistics outsourcing performance and loyalty behavior. International Journal of Physical Distribution & Logistics Management. Vol. 40 № 7, Р. 579—602.