Статья:

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗАЦИИ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 7. Маркетинг

Выходные данные
Рассказова А.В. ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗАЦИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(18).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗАЦИИ

Рассказова Александра Викторовна
магистрант программы «Маркетинг», Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Замураева Лариса Евгеньевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. кафедры менеджмента, маркетинга и логистики, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

 

Рассмотрим понятие фирменного стиля, которое зародилось относительно недавно, ему еще нет и сотни лет, но еще в древности отдельные элементы фирменного стиля использовались довольно часто.

Так кочевые народы накладывали знак собственности на скот, наиболее искусные ремесленники помечали свою продукцию индивидуальным клеймом, а покупатели, осведомленные о высокой профессиональной репутации этих ремесленников стремились приобрести товары с такими знаками.

Затем в средние века появились цеховые корпоративные торговые марки. По мере расширения географии рынков и централизации производства значение товарных знаков, а также других фирменных отличительных знаков постоянно росло.

Только потом, во второй половине ХХ столетия сложилось целое направление маркетинговых коммуникаций — формирование фирменного стиля.

В России же 60-х годов XX в. никаких объективных, «естественных» причин для возникновения разработок в области фирменного стиля не было, так как конкуренция практически отсутствовала. Но, тем не менее, фирменный стиль был. Началось всё с командного вмешательства Совета Министров СССР — постановления «О товарных знаках», которое вышло 15 мая 1962 года, оно и вызвало настоящий прорыв в прикладной графике.

Дизайнеры 60-х своей задачей видели, прежде всего, воспитание высокого эстетического вкуса у населения, облагораживание предметного мира, окружающего человека. Предполагалось, что благодаря повседневному общению с предметами массового потребления (промышленными товарами, продовольственными продуктами в хорошей упаковке, снабженными достойно оформленными инструкциями и ярлыками и т. д.), общество усовершенствует некую культуру, и тем самым ускорится его эстетическое и духовное развитие. Таким образом, отслеживаем, что получилась диспропорция между «идейной нагрузкой» оформления и оформляемым объектом. Стилистически область графического дизайна в России представляла собой своего рода заповедник традиционализма, последнюю в мире культуры версию того монументального квазиклассического стиля, который впоследствии иронически квалифицировался как «сталинский ампир», или «художественный стиль».

По сути, сам термин — фирменный стиль — чрезвычайно понравился и очень быстро «прижился», и это при полном отсутствии фирм как таковых. Его стали применять к явлениям, не имеющим прямого отношения к фирменной идентификации, например для обозначения графического оформления городской среды.

К середине 70-х годов на Западе ажиотаж вокруг фирменного стиля несколько улёгся, и это явление вошло в более спокойное «русло». Но в России же с большим опозданием началась визуально-коммуникативная модель графического дизайна, господствующего в Европе уже 10 лет. Он и послужил теоретической базой для создания графической части фирменного стиля. Исходя из концепции этой модели, дизайнер зачастую превращался в связующее звено, преобразующее информацию в визуальные сигналы. Любое графическое изображение должно было однозначно интерпретироваться, мгновенно считываться, быть простым в восприятии и лаконичным. Однако уже на рубеже 70—80-х годов в графическом дизайне стали происходить определённые трансформации, появились новые стилевые явления, которые можно назвать альтернативными и которые постепенно превратили визуально-коммуникативную модель в свою противоположность. В первой половине 80-х эти явления приобрели массовый характер и сформировали новый стиль, впоследствии получивший название — «концептуального стиля», «новой волны», «альтернативного стиля».

«Альтернативный стиль», как и «визуально-коммуникативный», пришёл к нам с Запада, его лидером считается англичанин — Невил Броуди, который и сегодня является одним из самых авторитетных в мире дизайнеров-графиков, живой легендой графического дизайна, хотя ему ещё нет и сорока. Мировую известность Броуди приобрел, работая дизайнером в журнале “The Face”, здесь он получил возможность проводить бесконечные эксперименты в области графического дизайна, здесь формировалась концепция «новой волны». Вот как характеризует работу Броуди того периода журнал по графике «КАК»: «Агрессивный дизайн, первичный по отношению к тексту, активная работа со шрифтом плюс изменения взгляда на рекламу, периодику и шоу-бизнес вообще совершили революцию в мировом графическом дизайне» [2, с. 185].

Фирменные знаки, выполненные в стиле «новой волны», меняют саму установку восприятия графической информации: если в «визуально-коммуникативном стиле» основным требованием было мгновенное считывание информации, то в пластически зрелищных знаках «новой волны» предполагалось медленное прочтение. Это сложные остро индивидуальные графические композиции, которые невозможно превратить в некоторый штамп. «Новая волна» ценит, прежде всего, неожиданность идеи, её непредсказуемость и парадоксальность, относительность всякого порядка.

Проанализировав литературу, приходим к выводу, что понятие «фирменный стиль» организации используется зачастую дизайнерами, людьми занимающимися рекламой. По мнению Ромата Е.В.: «наличие фирменного стиля гарантирует высокое качество товаров и услуг фирмы, и поэтому является частью рекламной компании» [3, с. 15].

Специалисты по связям с общественностью понимают фирменный стиль, как совокупность цветовых, графических, аудио и видео приемов, которые обеспечивают единство повседневного рабочего пространства, продуктов и рекламных мероприятий организации или проекта. В целом они способствуют их узнаванию, запоминанию и лучшему восприятию потребителями, партнерами, сотрудниками, а так же позволяют четко отличать свой корпоративный имидж от имиджа конкурентов [2, с. 25].

Рассмотрим фирменный стиль, как часть корпоративной культы, которая формирует у окружающих впечатление об организации — это облик и лицо, а так же способ существования самой фирмы, которая отличается совокупностью своеобразных приемов, характеристик общения и манер поведения [1, с. 3].

Теперь выделим самые главные функции фирменного стиля.

Основная это, конечно же, идентификация. Благодаря фирменному стилю потребитель без труда узнает нужный ему товар, фирму, либо услугу по внешним признакам. Фирменный стиль, как бы являясь лицом компании, полностью отражает индивидуальность компании, определяет ее статус, среди конкурентов. Дeтально проработанный фирменный стиль придает организационную идентичность и тем самым определяет внутригрупповое представление о компании, являясь источником стабильности и преемственности в организации.

Следующая функция — это доверие. Однажды убедившись в качестве продукции или услуги, потребитель распространит свое доверие и на остальную продукцию компании. И, безусловно, наличие фирменного стиля у организации уже внушает доверие.

Последняя функция фирменного стиля — повышение эффективности рекламы, так как все объекты содержащие элементы фирменного стиля, уже отличный рекламный ход.

Проанализируем основные задачи фирменного стиля в жизни организации. Со стороны сотрудников предприятия это в первую очередь формирование лояльности, повышение корпоративного духа, при этом у сотрудников возникает ощущение единства и приобщение их к общему делу. Потребителям фирменный стиль помогает сориентироваться в потоке рекламной информации, быстро и безошибочно находить нужную фирму, указывает обществу на стабильность и долговременность, работы компании. Для организации в целом это позитивное влияние на эстетический уровень, помещений фирмы и внешний вид товаров, а так же фирменный стиль подчеркивает статус компании, сокращает затраты на рекламу и РR, одновременно усиливая ее эффект и создавая сильный брэнд.

И так, мы рассмотрели фирменный стиль и его роль в жизни организации. На сегодняшний день разработкой фирменного стиля занимаются профессиональные рекламные агентства. Но следует помнить, что важно не только разработать, но и правильно донести фирменный стиль до общественности, а так же закрепить его в сознании целевой аудитории организации, иначе желаемый эффект не будет достигнут.

 

Список литературы:

  1. Данные малой энциклопедии дизайна — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — www.templates.motocms.ru.
  2. Дашков Л.П., Тютюкина Е.В. Как преуспеть в бизнесе. — М.: ИВЦ Маркетинг, 1993. С. 564.
  3. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR — М.: «МарТ», 2003. С. 123.
  4. Ромата Е.В. Реклама — М.: «Питер», 2002. С. 348.