Статья:

«ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦЕПОЧКА». «ТИПОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА ОБ ОБМЕНЕ ИНФОРМАЦИЕЙ ПО НАЛОГОВЫМ ДЕЛАМ»

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Баннюк М.В., Чесноков В.С. «ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦЕПОЧКА». «ТИПОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА ОБ ОБМЕНЕ ИНФОРМАЦИЕЙ ПО НАЛОГОВЫМ ДЕЛАМ» // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(18).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 16 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

«ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦЕПОЧКА». «ТИПОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА ОБ ОБМЕНЕ ИНФОРМАЦИЕЙ ПО НАЛОГОВЫМ ДЕЛАМ»

Баннюк Мария Викторовна
студент Московского государственного университета Экономики, Статистики и Информатики (МЭСИ), РФ, г. Москва
Чесноков Владимир Сергеевич
студент Московского государственного университета Экономики, Статистики и Информатики (МЭСИ), РФ, г. Москва
Колчин Сергей Павлович
научный руководитель, проф., д-р экон. наук Московского государственного университета Экономики, Статистики и Информатики (МЭСИ), РФ, г. Москва

 

Самым распространенным способом уклонения от налогов для компаний в Российской Федерации являются оффшоры. Особенно в последнее время это стало очень популярно среди крупных компаний, которые регистрируются в оффшорных зонах тем самым не платя налоги в РФ, что приводит к оттоку и уменьшению прихода средств в казну страны. Никто ведь не будет контролировать движение денежных средств от оффшора к бенефицианту, думают оффшорные компании. Однако нет, Правительство решило изменить этот факт, и разработало «Типовое соглашение между Правительством РФ и правительством иностранного государства об обмене информацией по налоговым делам». Такой документ необходим для повышения прозрачности финансовых потоков между российскими налоговыми резидентами и офшорными юрисдикциями. А также для повышения эффективности налогового администрирования в Российской Федерации.

Правительство РФ в августе 2014 года одобрило «Типовое соглашение между Правительством РФ и правительством иностранного государства об обмене информацией по налоговым делам».

В соответствие с ним информацией, подлежащей обмену, является информация, которая «может считаться существенной для налогового администрирования и соблюдения законодательства государств в отношении налогов, на которые распространяется данное соглашение, включая определение, начисление и взимание таких налогов».

Типовое соглашение об обмене информацией по налоговым делам было разработано Минфином по поручению правительства на основе модельного соглашения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Документ распространяется на все налоги, взимаемые в России и офшоре, который подпишет соглашение. Заключение таких договоров поможет повысить прозрачность «финансовых потоков между российскими налоговыми резидентами и офшорными юрисдикциями», говорится в справке к документу. Документ опубликован на сайте правительства. Такие соглашения правительство планирует заключать с офшорными юрисдикциями. В первую очередь это Британские Виргинские острова, острова Гернси и Джерси.

В рамках подписанного соглашения Россия и офшор смогут обменяться информацией не только о собственниках компаний, но и о всей их цепочке. В отношении трастов передать можно будет также сведения об учредителях, доверительных собственниках и бенефициарах, а в отношении фондов — об их учредителях, членах попечительского совета и бенефициарах.

Чтобы получить эту информацию, запрашивающая сторона должна подтвердить, что для направления запроса есть все основания. В частности, налоговики будут обязаны сообщать стороне цель запроса, информацию о лице, в отношении которого проводится проверка, и указывать период, за который запрашивается информация.

Также налоговикам придется объяснить, почему они считают, что требуемая информация находится именно в этом государстве, и подтвердить, что на территории своего государства они исчерпали все возможности для получения информации — «за исключением тех, которые повлекут возникновение несоизмеримых трудностей», сказано в тексте соглашения. Впрочем, что подразумевается под «несоизмеримыми трудностями», документ не поясняет.

Ответ на запрос нужно дать как можно быстрее, но не позднее 90 дней с момента получения запроса. Этот срок сокращается до 60 дней, если у запрашиваемой стороны уже есть нужная информация.

Но все же предоставление информации по налоговым делам — это право, а не обязанность запрашиваемой стороны. Так, соглашение разрешает не предоставлять сведения о собственниках, «если получение такой информации повлечет возникновение несоизмеримых трудностей».

Отклонить запрос можно будет и в случае, если запрашивается информация, которая содержит торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую, профессиональную или государственную тайну, а также торговый процесс. Сторона соглашения также не обязана раскрывать тайну взаимоотношений между клиентом и адвокатом. Наконец, запрос можно отклонить, если предоставление информации противоречит публичному порядку запрашиваемой стороны.

Однако от выполнения запроса нельзя отказаться, ссылаясь только на то, что налоговое требование, послужившее поводом для запроса, оспаривается.

Еще одна особенность типового соглашения — возможность налоговиков одного государства присутствовать при опросе или проверке документов на территории другого государства. Это положение было разработано в связи с тем, что офшоры обладают ограниченными ресурсами для сбора налоговой информации, говорится в справке к документу. Расходы, связанные с такими поездками, будут проводиться за счет средств бюджета страны, откуда приехали представители налогового органа.

Типовое соглашение описывает также процедуру обмена информацией по запросу, предусматривает возможность проведения налоговых проверок за границей и осуществления компетентными органами договаривающихся стран непосредственных контактов в рамках взаимосогласительных процедур.

Отдельно оговорены основания для отклонения запроса и гарантии конфиденциальности предоставляемой информацией.

Данное соглашение является новым типом соглашений для российской договорно-правовой практики. Оно принято в соответствие со взятыми Россией на себя международными обязательствами в рамках сотрудничества с ФАТФ и является типовым для данной организации, получившим широкое распространение среди стран-участниц ФАТФ под обобщенным названием TIEA (Tax Information Exchange Agreement).

Оформление законодательной базы для данного типа соглашений является одной из мер Правительства РФ по деофшоризации российской экономики.

 

Список литературы:

  1. Российская газета www.rg.ru.
  2. Компания «КонсультантПлюс», www.consultant.ru.
  3. Hill Consulting (профессионалы налогового планирования) www.hill.ru.