КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Секция: 2. Политология
XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Для того чтобы рассмотреть конституционно-правового статус республик в составе Российской Федерации необходимо обратиться, непосредственно, к первоисточнику, закрепляющему их положение — т. е. к Конституции Российской Федерации [7].
Согласно Статье 5, республика — один из шести видов субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) Российской Федерации.
Согласно статье 66 Конституции РФ, «статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. На данный момент в составе РФ из 85 субъектов — 22 республики: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, а также недавно присоединенная республика Крым.
Пункт 2 статьи 5 подчеркивает, что «республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство». В данном определении отдельно стоит обратить внимание на то, что республика признается именно государством, входящим в состав Российской Федерации в качестве субъекта. Соответственно, объем прав республик, входящих в РФ, не может соответствовать тому, которым наделено самостоятельное государство.
Вышеуказанное право самостоятельно принимать свою конституцию и иметь свое законодательство, предполагает, что и первое и второе должно соответствовать федеральной конституции и законодательству, верховенство которого также закреплено в КРФ. Важно также отметить, что по принятии основного закона республикой, он не нуждается в утверждении органами власти федерального значения.
В случае возникновения спорных вопросов, связанных с наличием противоречия той или иной республиканской конституции федеральной конституции следует обращаться в Конституционный суд.
Статьи 71 и 72 Конституции РФ разграничивают полномочия, находящиеся исключительно в рамках компетенции федерального центра, а также в совместном ведении центра и субъектов. Следующая, 73 статья, предполагает, что республики обладают всей полнотой власти в отношении предметов, не указанных в предыдущих статьях. Таким образом, можно говорить о том, что в рамках своей территории республики обладают законодательной, исполнительной и судебной властью (кроме полномочий, распределяемых 71 и 72 статьями КРФ).
Таким образом, к ведению исключительно Российской Федерации относится:
- принятие конституции РФ и федеральных законов (а также контроль за их исполнением);
- судоустройство и прокуратура;
- уголовное, уголовно-исполнительное, гражданское, процессуальное законодательство;
- установление федеральной политики;
- федеральный бюджет, налоги и сборы;
- международная политика;
- вопросы войны и мира и т. д.
К совместному ведению (республик и РФ):
- установление общих принципов функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления;
- административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
- вопросы природопользования и природоохраны;
- международные и внешнеэкномические связи республик и проч.
Соответственно, во власти республик остается все то, что не прописано в вышеуказанных статьях. Правда, в отличие от прочих субъектов РФ, республика имеет право принимать конституции, а также устанавливать государственные языки (помимо русского). Иной государственный язык употребляется в органах государственной власти, административных учреждениях, университетах, школах наравне с русским языком.
Кроме того, только республики могут устанавливать свое гражданство (таким образом, лица, постоянно проживающие на территории республики, имеют не только гражданство РФ, но и, одновременно, республиканское гражданство) [3]. Также республики вправе самостоятельно решать вопрос о своем наименовании [6].
Каждая республика имеет право устанавливать по своему желанию государственную символику — герб, гимн и флаг, кроме того только данный субъект федерации имеет право на придание определенному городу статуса столицы республики (столица Татарстана-Казань, Башкортостана-Уфа, Марий Эл-Йошкар-Ола и т. д.).
Разумеется, пределы полномочий республики определяются ее границей. Таким образом, республиканские органы государственной правомочны лишь на ограниченной территории — территории данного субъекта (кстати, стоит отметить, что территориальные границы республики не могут быть изменены без ее согласия [6] — как и статус республики, который не может быть изменен ни самой республикой без согласия РФ, ни РФ без согласия республики).
Пожалуй, также стоит отметить одно, ныне утраченное свойство республик, находящихся в составе РФ. Для этого необходимо обратиться к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, заключенному 31 марта 1992 года [2], который предполагал наличие суверенитета на республиканском уровне. Положения данного договора, предусматривавшие «суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий», по определению Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 года утратили законную силу [9].
Высшим должностным лицом, осуществляющим функции главы государства, в части республик (например, в Татарстане) является президент, в прочих функции президента исполняет либо Глава республики (Коми, Марий Эл), либо председатель правительства (Хакасия, Карелия). Что интересно — президент республики в составе Российской Федерации является также главой исполнительной власти, в отличие от президента РФ, который находится над тремя ветвями.
Необходимо отметить, что наименование «президент республики» должно быть упразднено до 1 января 2015 года (республикам необходимо внести в конституции соответствующие поправки) согласно закону от 28.12.2010 года [12], который изменял некоторые пункты статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [11], в частности п. 6 данной статьи гласит: «наименование указанной должности не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — Президента Российской Федерации» [11].
Глава республики:
- является гарантом национально-государственного статуса (в редакции Конституции республики Саха от 29.12.2004 глава республики еще является гарантом ее суверенитета, в дальнейшем данная формулировка была исключена) и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов, а также принятых ею международных и межреспубликанских обязательств;
- представляет республику в ее отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени данной республики;
- объявляет чрезвычайную ситуацию на территории республики или в отдельных ее регионах;
- обращается с посланиями к парламенту и народу участвует в работе парламента;
- информирует парламент о важных вопросах внутренней и международной политики;
- обладает правом законодательной инициативы в парламенте республики;
- подписывает и обнародует законы, одобренные на референдуме;
- принимает отставку Правительства с согласия парламента и проч. [10].
Что касается полномочий губернаторов, то в сравнении с полномочиями глав республик они существенно ниже. Например, полномочия губернатора [15] не распространяются введение чрезвычайно ситуации на той территории, которую он представляет.
Республики в составе Российской Федерации имеют право самостоятельно определять систему органов государственной власти республики. Республиканские государственные органы, помимо главы исполнительной власти (правительства) (он же зачастую глава республики), представлены законодательным органом — парламентом, судебные — не только рядом мировых и районных судов, но и Верховным Судом республики, который, однако, находится ниже Верховного Суда Российской Федерации. В ряде республик (Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Татарстан, Тыва и др.) имеется свой Конституционный суд, призванный решать вопросы «соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации» [13]. Что касается прочих субъектов федерации, то уставные (в данном случае) суды имеются в Санкт-Петербурге, Свердловской и Калининградской областях (до 1 марта 2014 года уставной суд существовал и в Челябинской области, однако, был упразднен).
Республиканские органы прокуратуры возглавляет прокурор республики, находящийся в подчинении Генерального прокурора Российской Федерации.
Каждая республика имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации [6]. Кроме того она может участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения федерации и республик. При президенте Российской Федерации имеются постоянные представительства республик (которые являются исполнительными органами) [10], непосредственно в целях оперативного взаимодействия между республиканским правительством с администрацией президента, а также «дипломатическими, торговыми представительствами и миссиями иностранных государств и компаний, международными и российскими организациями, расположенными в г. Москве и Московской области при решении вопросов социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» [10].
Наконец, стоит сказать о бюджете республик. Согласно Конституциям республик, где прописан данный вопрос, формирование и утверждение государственного бюджета Республики Саха (Якутия), установление республиканских налогов и сборов относится к республиканскому ведению [10]. Существуют также отдельные кодексы, регулирующие бюджетные правоотношения [1], законы республик о бюджетном процессе [4] и законы, которые обычно принимаются на один финансовый год [8] (иногда и на плановый период, например, «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [14]) и утверждают основные характеристики государственного бюджета республики (прогнозируемый общий объем доходов, общий объем расходов и дефицит государственного бюджета). Что касается иных субъектов федерации, то там вопросы бюджета регулируются в основном законом о бюджетном процессе [5] данного субъекта, а не бюджетным кодексом.
Итак, рассмотрев конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации, а также уделив внимание положению прочих субъектов РФ, можно прийти к выводу, что, несмотря на закрепление статьей 5 Конституции равноправия всех субъектов РФ [7], республики имеют несколько больший объем прав.
Список литературы:
- Бюджетный кодекс республики Татарстан. Закон РТ № 35-ЗРТ от 29.05.2004. — [Электронный ресурс]: tatarstan.ru URL: http://1997-2011.tatarstan.ru / ? DNSID = 9e6751a0d52f03c8e8f1e50cb1dbcd33 &node_id = 3720&id=41789 (дата обращения 3.12.2014).
- Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.) — [Электронный ресурс]: http://constitution.garant.ru/ URL: http://constitution.garant.ru/act/federative/170280/ (дата обращения 1.12.2014).
- Закон о гражданстве Российской Федерации. — [Электронный ресурс]: http://www.zambia.mid.ru/ URL: http://www.zambia.mid.ru/doc/Zakon _o_grajdansnve _28_11_1991.htm (дата обращения 1.12.2014).
- Закон республики Башкортостан. О бюджетном процессе в республике Башкортостан. — [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/ URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW140;n=91194 (дата обращения 3.12.2014).
- Закон Ставропольского края «О бюджетном процессе». — [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/ URL: http://docs.cntd.ru/ document / 461505062 (дата обращения 3.12.2014).
- Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Конституционно-правовой статус республики в составе федерации. — [Электронный ресурс]: http://uchebnik.biz/ URL: http://uchebnik.biz/book/92-konstitucionnoe-pravo-rossii/62--1-konstitucionno-pravovoj-status-respubliki-v-sostave-rossijskoj-federacii.html (дата обращения 1.12.2014).
- Конституция Российской Федерации. Раздел первый. Основные положения. Глава 1. Основы конституционного строя. — [Электронный ресурс]: http://www.constitution.ru/ URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm (дата обращения 1.12.2014).
- О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год. [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/ URL: http://docs.cntd.ru/document /460232687 (дата обращения 3.12.2014).
- Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 249-О «По ходатайству Президента Республики Башкортостан об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 года по ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года ...» — [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/ URL: http://base.garant.ru/12125477/#block_353#ixzz3Kn1B0LAj (дата обращения 1.12.2014).
- Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации. — [Электронный ресурс]: http://sakha.gov.ru/ URL: http://sakha.gov.ru/node/130315 (дата обращения 1.12.2014).
- Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) — [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/URL: http://base.garant.ru/12117177/3/#block_300#ixzz3KrrAWWyQ (дата обращения 1.12.2014).
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 406-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» — [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/ URL: http://base.garant.ru/55170232/#ixzz3KrpztviB (дата обращения 1.12.2014).
- Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ. Статья 27. п. 1 — [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/ URL: http://base.consultant.ru/ cons/ cgi/online.cgi?base=LAW&n=158706&req=doc (дата обращения 3.12.2014).
- Формирование бюджета Республики Дагестан на 2015 год обсудили на заседании в Правительстве РД — [Электронный ресурс]: http://www.riadagestan.ru/ URL: http://www.riadagestan.ru/news/the _government_of_the/formirovanie_byudzheta_respubliki_dagestan_na_2015_god_obsudili_na_zasedanii_v_pravitelstve_rd/ (дата обращения 3.12.2014).
- Устав (Основной закон) Ставропольского края — [Электронный ресурс]: http://www.dumask.ru/ URL: http://www.dumask.ru/official/ zakonodatelnye — osnovy-deyatelnosti-dumy/item/2785-news14085 (дата обращения 3.12.2014).