Статья:

КУЛЬТУРА РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Ахметшина Р.Р. КУЛЬТУРА РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(20). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(20).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 67 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КУЛЬТУРА РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Ахметшина Рамиля Рифкатовна
студент Челябинской государственной академии культуры и искусств, РФ, г. Челябинск
Зубанова Людмила Борисовна
научный руководитель, д-р культурологии, проф., канд. социол. наук НОУ ВПО «ЧГАКИ», РФ, г. Челябинск

 

В современном обществе много говорится о толерантности и гуманизме, ценности согласия и взаимодействия самых разнообразных социокультурных и социально-демографических групп. В мире, где военные конфликты, национальные столкновения, острые политические дискуссии становятся всё более интенсивными и острыми, особенно важна сфера семейного благополучия. А, как известно, одним из важнейших социальных институтов является «семья». Это обусловлено тем, что фундаментальные уровни социализации ребёнка проходят именно в ней, не зависимо от того, является ли семья благополучной или же нет.

Вступая в близкие, дружественные отношения с кем-либо, мы, сами того не подозревая, интересуемся родителями этого человека, нравами и традициями, принятыми в данной семье. Да и сам собеседник представляет своих родных как некий личный «герб». Все мы помним выражение: «Дети — отражение своих родителей».

Так в статье Ю.А. Васильчука [1] «Социальное развитие человека. Фактор семьи» также говорится о том, какое важное место занимает семья в формировании личности. Зачастую, глядя на мир через своеобразные «очки благополучия», мы порой забываем о том, что те люди, чья судьба сложилась иным образом, отличным от нашего, также являются полноправными членами общества. Речь идет о детях-сиротах и детях, лишенных попечения родителей по тем или иным причинам.

Проведя небольшой обзор информации, предоставляемой Интернет, я выявила тенденцию, что все сайты помощи детям, из вариантов действительной помощи, предлагают лишь волонтёрство и материальную поддержку. Призыв о том, чтобы население не было равнодушно к судьбе малышей, завершается лишь банковским счётом или адресами организаций, куда можно передать вещи, игрушки и прочее.

Но раз в год, собирая ненужные нам вещи и относя в центры поддержки, мы снимаем с себя всякую ответственность, освобождая себя от груза вины и жалости, чувствуя себя достойными членами общества. Сами того не подозревая мы лишь ухудшаем ситуацию. Ведь проблема кроется не в детях и не в детских домах, а в нас самих. Помогая материально, мы забываем о том, что корень всех бед кроется в первую очередь в сознании. Перейдя в период постиндустриального общества, центром нашего благополучия стало потребление. Воспитываясь двумя родителями и получая достаточное количество заботы и тепла, мы ориентируем себя на самореализацию.

Но как перейти к данному этапу детям-сиротам? Из-за недостатка родительской любви им сложно двигаться дальше. Им необходима поддержка социума, который, не владея достаточной информацией, отгораживается от выпускников детских домов стеной предрассудков. Уже не одним журналистом была поднята тема о том, что детские дома находятся, словно, на обочине реальной жизни и это лишь «отсрочка перед расстрелом». Но чтобы знать, как бороться с этим, необходимо знать своего врага в лицо. Знания о том, какие представления бытуют в обществе о детдомовцах, и являются ли эти представления образцом идентичности, позволят найти способ осуществить благоприятную социализацию выпускников детских домов, а также показать социуму на близком для него примере негативную сторону стереотипов.

Так восприятие выпускников детских домов разными группами населения можно встретить в исследование Т.Ю. Кузнецовой [2]. Проблема восприятия подобных детей современной молодежью — видится нам актуальной и злободневной социально-значимой задачей обеспечения культуры равных возможностей.

В качестве метода исследования я использовала опрос среди студентов первого и второго курса. Наиболее продуктивным в этом случае, на мой взгляд, является опосредованный контакт с аудиторией, то есть анкетирование [3], которое позволило мне выявить следующие закономерности.

Часто встречающаяся характеристика: одинокий, брошенный, избалованный, неблагополучный, грустный, бедный.

Проявление жалости: беззащитный, одинокий, непонятый, потерянный, бедный, нуждающийся, грустный, брошенный, бедный, беспризорный, молчаливый,

Негативное отношение: жадный, тупой, странный, упоротый, злой, неопрятный, опасный, вспыльчивый, избалованный.

Позитивное отношение: добрый, надеющийся, сильный, скромный, независимый, устремлённый, талантливый.

Были выявлены и следующие тенденции. Так, например, студенты, знакомые с детьми-сиротами, соглашаясь с мнением людей, имеющих отношение к детским домам, обосновывали это тем, что дети не видели примера родителей и также считали, что существуют исключения, то есть те, кто сумел прижиться в социуме.

О возможности карьерного роста сирот респонденты полагают, что государство предоставляет им множество возможностей, при этом добавляли, что они привыкли к ударам судьбы и способны добиться успеха. Таким образом, иллюстрируется перетекание отрицательного представления о детях из детских домов, в положительное свойство, которое может позволить расширить круг профессиональных возможностей.

Напротив, те же, кто не имел личного контакта с воспитанниками детских домов, склонялись к вариантам с отрицательными характеристиками, которые не способны принести какой-либо пользы ни обществу, ни самому выпускнику детского дома.

Ответы, носящие положительную окраску, по результатам дают те респонденты, кто общался с детьми из детских домов, оценивая их как понимающих, надёжных, но несчастных людей. В свою очередь, негативную сторону выбирают те, кто не общался, подчёркивая нетребовательность, жалкость, агрессивность, которая и в следующем вопросе набрала наибольшее количество баллов вместе с «излишней недоверчивостью».

В причинах возникновения проблем социализации респонденты сошлись во мнениях, и выделили отсутствие родительской поддержки и непрофессиональное отношение воспитателей. Большинство считает, что не маловажную роль играет удалённость от крупных городов, которая может являться, по мнению респондентов, критерием уровня профессионализма работников детских домов и в целом условия проживания в них.

Большая часть респондентов, знакомых с фильмами о детских домах, соглашаются с тем, что сиротам сложно адаптироваться в обществе, видят причину этого в отсутствии семьи, которая могла бы обеспечить не только эмоциональную поддержку ребёнка, но и его материальную обеспеченность играющую в жизни каждого человека не последнюю роль. Но в следующем вопросе опрашиваемые не отрицают возможности занять высокие должности в крупной компании, подтверждая это тем, что существует много подобных примеров, давая по результатам следующего вопроса положительный образ.

Таким образом, можно проследить возникающий конфликт идентичностей, ведь если социум представляет образ детей-сирот, как неопрятных и плохо одетых членов общества, происходит отчуждение последних и привязывание ярлыка «неблагополучный», а, следовательно, и отрицательные черты характера становятся неотъемлемой частью стереотипизированного образа. Этому способствует и оторванность данных учреждений, их закрытость от внешнего мира, жизнь которого просачивается через призму СМИ, фильмов и телепередач, которые по результатам опроса являются основными источниками информации формирующие взгляд на детей из детских домов у респондентов. Это не может не говорить о том, что имеется некоторая нехватка источников информации, способствующих формированию реального взгляда на детей-сирот.

Достаточно окунуться в просторы Интернета, как можно получить в достаточном количестве в материалы и мнения о том, что из воспитанников детских домов выходят склонные к апатии и попросту неадаптированные к жизни в нашем обществе люди. Всё это подтверждается сомнительной статистикой, которая только лишь укрепляет в головах мысль о недееспособности таких детей. Это рождает к ним недоверие, нежелание возлагать на них ответственность.

Исследование показало, что основная часть высказываний основана на личном опыте или опыте близких и знакомых людей, отсутствует аргументация с использование СМИ, статистических данных или каких-либо исследование, что может говорить как о низкой информированности в этой области, так и о том, что доводы основанные на личных наблюдениях ценится выше, а уровень доверия к официальным источникам в нашей стране крайне низок.

Было встречено малое количество примеров, иллюстрирующих личное участие респондентов в жизни детских домов, это показывает, насколько закрытый характер носят данные учреждения, и подавляющая часть помощи происходит через материально обеспечение.

Выше сказанное говорит о присутствие в обществе негативных стереотипов о детях из детских домов, характеризующие нежелание налаживать доверительные отношения с детьми-сиротами. Нельзя сказать однозначно, какие источники послужили формированию подобных представлений и какие факторы стали решающими, в отнесении посетителей себя к позитивных или негативным суждениям, но изученные форумы и исследования мнения через проведение анкетирование также говорят и о положительной тенденции, согласно которой позитивное отношение превалирует над негативным. Препятствием лишь остаются опасения людей перед неизвестностью данной темой, низкая информированность общества не позволяет создать объективный образ выпускника детского дома.

 

Список литературы:

  1. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор семьи / Общественные науки и современность. — 2008. — № 3. — С. 52—63.
  2. Кузнецова Т.Ю. Социальные стереотипы восприятия выпускников детских домов // Соци-ол. исслед. — 2003 — № 11.
  3. Социологический энциклопедический словарь / Редактор-координатор академик РАН Г.В. Осипов. — М.: Изд-во НОРМА — 2000 — С. 488.