Статья:

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СТЕРЕОТИПОВ О ДЕТЯХ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Вандышева К.С., Юдин С.В. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СТЕРЕОТИПОВ О ДЕТЯХ С СИНДРОМОМ ДАУНА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(20). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(20).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 20 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СТЕРЕОТИПОВ О ДЕТЯХ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Вандышева Ксения Сергеевна
cтудент ФБГОУ ВПО «ЧГАКИ», РФ, г. Челябинск
Юдин Сергей Владимирович
cтудент ФБГОУ ВПО «ЧГАКИ», РФ, г. Челябинск
Зубанова Людмила Борисовна
научный руководитель, д-р культур. наук, проф., заведующая кафедры культурологии и социологии ФБГОУ ВПО «ЧГАКИ», РФ, г. Челябинск

 

На сегодняшний день проблема отношения к инвалидности вообще и детской инвалидности в частности, весьма актуальна. С каждым годом всё чаще появляются на свет дети с таким диагнозом, как болезнь Дауна [1]. Избежать появления такой болезни, вероятно, невозможно, но координировать особенности включения подобных детей в социальные условия существования — в силах государства, общественности и каждого из нас, готового поддерживать как материально, так и психологически, оказавшихся в подобных условиях жизни.

У детей с болезнью Дауна замедленное развитие познавательных процессов, мелкой моторики, речи. Они заметно отстают от сверстников в физическом развитии, а потому, безусловно, на объективном уровне возникает восприятия их как людей, отличающихся от окружающих. Человек социален по своей природе, поэтому, каждый из нас хотя бы раз в жизни имел контакт с подобными людьми. Нередко, можно понаблюдать такую картину, что многие не имеют представления о том, как именно нужно общаться с такими людьми, отсюда возникают различные стереотипы поведения и складываются мифы о носителях данного диагноза — синдрома Дауна.

Сама по себе, стереотипность восприятия таких детей объяснима, но для оптимального развития общества, настроенного на толерантность и равные возможности для всех слоев населения, важно понять причины возникновения подобных болезней и проследить за тем, чтобы ребёнок смог адаптироваться к жизненным условиям в социуме, чтобы данный процесс проходил для него плавно и безболезненно. Необходимо знать и понимать в чём заключается различие тех детей, у которых имеются отклонения в развитии. Каждый человек на наш взгляд, должен толерантно относиться ко всем членам общества, вне зависимости от их личных особенностей, которые связаны с нарушением в психике, а также во многих других биологических процессах организма.

Дети с синдромом Дауна в состоянии нормально развиваться и ходить в муниципальную школу. Правда, для этого их необходимо должным образом подготовить. В этом могут помочь врачи-психологи и специальные центры для раннего развития детей с ограниченными возможностями, которых в нашей стране становится все больше. После такой специальной подготовки ребенок с синдромом Дауна может продолжать учебу в школе и даже в высшем учебном заведении.

Интерес к данной проблеме, на наш взгляд, достаточной мере велик, ведь современный мир это в первую очередь мир коммуникаций и взаимодействия, мир, в котором доминирует глобализация. Каждый гражданин той или иной страны должен быть проинформирован о данной болезни, чтобы иметь представления как именно нужно общаться с такими людьми. Кроме того, важно, чтобы информационная среда, связанная с представлениями людей о данной болезни, была адекватна проблеме, не наполнена негативными мифами, отличалась реалистичностью. Именно такой подход, на наш взгляд, поможет в создании социально адаптированной среды восприятия «особых детей».

Тем не менее, в сознании населения могут существовать и действовать ряд стереотипов, на формирование которых влияют несколько факторов:

  • образование: в школах и вузах очень мало освещается тема инвалидности и болезни-Дауна, в частности;
  • односторонняя подача данной темы в СМИ: детей инвалидов показывают по телевидению или для сбора средств на лечение, либо транслируются различные истории из реальной жизни о жестоком обращении как в детских домах, так и в семьях с детьми инвалидами, что способствует неблагоприятным ассоциациям с данной проблемой;
  • традиция восприятия людей с ограниченными возможностями как «изгоев общества»: начиная с Древней Руси, было понятие юродивые, это были люди с отклонениями физическими или психическими. Всячески их использовали как местных «дурачков», шутов для развлечения публики во время праздничных мероприятий и для увеселения знати. С принятия христианства, отношение к юродивым улучшилось, подать хлеб юродивому, чтобы он помолился за тебя, было нормально. Корни почитания идут прямиком из Византии, если в Византии почитание юродивых носит ограниченный характер, то в России оно приобретает весьма широкое распространение.
  • религия: основные конфессии по-разному регламентируют отношение к таким детям. Что касается недееспособных людей в мусульманском обществе, то им нужно оказывать внимание и все виды помощи и лечения. Они не должны быть объектами унижения, неприятия или дискриминации из-за состояния здоровья. Более того, общество в котором проповедуются традиционный ислам, обязуется обеспечивать их всем, что им нужно, и всем, что может им помочь. Что касается ограничений на их передвижение, то это допустимо лишь тогда, когда от этого зависит их лечение. Это значит, что изолировать их можно лишь в одном случае — чтобы обеспечить им надлежащее лечение.
  • низкий уровень социально-адаптационных учреждений: в частности, в Челябинской области недостаточно реабилитационных центров для инвалидов, они не финансируются государством. Даже если они существуют, то центры не приносят пользы семьям с инвалидами, в них нет условий для развития и поддержки этих семей. Мало специалистов, которые бы искренне были заинтересованы в помощи детям-инвалидам.
  • семья: в каждой семье по-разному складывается отношение к таким детям, родители преподносят своим детям информацию о людях с синдромом, будь то положительную или отрицательную, отсюда формируются стереотипы.
  • религиозность респондентов: верующие респонденты уважительнее и снисходительнее относятся к детям с ограниченными возможностями, потому что вера диктует и учит их этому.
  • личный опыт контакта играет большую роль в формировании отношения к этим детям. Если опыт был положительный, то и мнение о детях с синдромом тоже хорошее;
  • возраст: чем моложе респондент, тем меньше он задумывается над этой проблемой, тем меньше он уделяет этому внимание.
  • особенности индивидуально-психологического склада респондента: чем больше в респонденте проявляется сензитивность, тем теплее относится к таким детям. Если человек сочувствует этим детям, не проходит мимо их проблемы, то он начинает искать источники информации на данную тему. Тем самым становясь более осведомленным, он не подвержен ложным стереотипам.
  • стереотипность представлений — сегодня существует масса предрассудков, связанных с синдромом Дауна. Диагноз человека часто употребляется как унизительное ругательство. Из-за отсутствия достоверной информации тысячи семей вынуждены бороться за достойное будущее своих детей, испытывая непонимание и неприязнь окружающих. Складывается много мифов, которые мешают формированию правильного и достоверного мнения об этих детях.
  • наличие детей играет важную роль, ведь если у респондента есть дети, то отношение к другим детям, в независимости здоровы они или нет, будет хорошее.
  • пол респондента — женщины более добры к любым детям, потому что у них есть материнский инстинкт.
  • наличие ребенка с данным синдромом (или, в целом, ребенка с ограниченными возможностями) — респонденты у которых есть дети с отклонениями понимают и уважают родителей детей с болезнью Дауна, ведь у них есть много общего.

Проанализировав вышеописанные социальные факторы влияния на проблему в отношении к детям с синдромом Дауна, мы можем сделать следующий вывод: формирование зачастую негативного отношения к детям страдающих от тех или иных недугов, связаны прежде всего с недостаточной информацией, как со стороны СМИ, так и со стороны государства. Не толерантным отношением к «другим людям», которые имеют определенные отклонения от нормы. Это отчетливо прослеживается в современной России, что дает нам повод для более детального анализа и для выработки особой политики в отношении к инвалидности.

 

Список литературы:

  1. Большая психологическая энциклопедия — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://psychology.academic.ru/ (дата обращения 12.11.14).