Статья:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «НОВАЯ ШКОЛА ЮГРЫ»

Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Удачин Н.О. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «НОВАЯ ШКОЛА ЮГРЫ» // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(20). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(20).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «НОВАЯ ШКОЛА ЮГРЫ»

Удачин Никита Олегович
студент Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Москва

 

Интеграция частного и публичного капитала становиться все более значимым социально-экономическим явлением, создает предпосылки для оптимизации функций и совершенствования системы управления в экономической сфере.

Государственно-частное партнерство достаточно успешно развивается в регионах России в различных отраслях экономики.

Государственно-частное партнерство является возможностью осуществления стратегически важных для Югры инвестиционных проектов путем привлечения значительных финансовых ресурсов, как государственных, так и различных финансовых институтов.

В целях привлечения инвестиций в экономику автономного округа, развития общественной инфраструктуры и качества услуг, предоставляемых с использованием объектов общественной инфраструктуры, обеспечения эффективности использования имущества, находящего в собственности автономного округа и (или) муниципальных образований в регионе принят окружной закон закрепляющий принципы ГЧП и порядок заключения соглашений [1].

Принятый закон о ГЧП, послужил основой и необходимым условием [2] сотрудничества с Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» по реализации масштабного социального проекта, основанного на окружной целевой программе «Новая школа Югры на 2010—2013 годы» [3].

Предпосылкой проекта являлась острейшая проблема обеспечения детей Югры местами в детских общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях. На протяжении ряда лет автономный округ входит в тройку субъектов Российской Федерации, демонстрирующих положительные тенденции демографического развития. Ежегодно естественный прирост населения составляет в среднем до 14,0—15,0 тыс. человек. Программой запланировано строительство и реконструкция около 100 школ и детских садов [4] так как, несмотря на меры по оснащению образовательного процесса, реализованные за период 2007—2010 гг., более 30 % школьников автономного округа обучаются в условиях, не соответствующих современным требованиям.

Необходимым элементом указанной программы является привлечение внебюджетных источников финансирования. Формула финансирования программы предполагает 30 % участие автономного округа и 70 % внебюджетных средств. Общий объем необходимого финансирования программных мероприятий по строительству и реконструкции объектов Программы на 2010—2013 гг. составляет 26,2 млрд. рублей.

Оказание инвестиционных услуг осуществляется Внешэкономбанком. Целью взаимодействия является формирование инвестиционного проекта строительства (реконструкции) объектов общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на условиях использования механизмов государственно-частного партнерства.

Необходимо отметить, что указанный проект не только для Югры, но и во всей стране является первым и единственным проектом по массовому созданию на принципах государственно-частного партнерства объектов социальной сферы.

Разрабатываемый Центром ГЧП Внешэкономбанка механизм предусматривает использование схемы — BOLT. То есть, строительство объекта инвестором с возникновением у него права собственности, передача объекта в аренду муниципальному образованию с последующим выкупом.

Схема, используемая Внешэкономбанком базируется на применении регионального законодательства о государственно-частном партнерстве и предполагает создание на его основе муниципальной правовой базы.

Вместе с тем, развитие ГЧП в автономном округе, как и в иных регионах, сдерживается конкуренцией с федеральным законодательством о государственных закупках, о защите конкуренции, земельным и бюджетным законодательством. Указанные проблемы общеизвестны.

Создание условий для успешной реализации проектов на принципах ГЧП возможно только при комплексном изменении федерального законодательства и формировании правоприменительной практики.

Наряду с принятием федеральных законов, опубликованием официальных разъяснений к ним, нормы регионального закона о государственно-частном партнерстве (в большинстве случаев необходимо применять в совокупности с правовыми актами муниципальных образований о ГЧП) будут достаточными для реализации проектов.

Таким образом, успешная реализация мероприятий по строительству детских садов с учетом масштаба поставленных задач сегодня возможна при дифференцированном подходе к используемым механизмам.

В связи с чем, наряду с работой по реализации проекта, подготовленного Внешэкономбанком, в Югре разработан механизм привлечения инвестиций для строительства образовательных объектов на условиях оплаты в рассрочку, в том числе принята нормативная правовая база, позволяющая создать условия для привлечения инвестиций в создание объектов образования.

По такой схеме ГЧП в автономном округе:

  • с 17 инвесторами подписаны соглашения о сотрудничестве, предусматривающие инвестиции в 54 объекта общего и дошкольного образования автономного округа на 15 041 место, из них: 46 объектов — это детские сады общей мощностью 11 230 мест, 4 объекта — школа — детский сад на 725 учащихся и 660 воспитанников, 4 объекта — школы на 2426 учащихся;
  • 2 объекта на 380 мест введено в эксплуатацию, но еще не выкуплено (в настоящее время проводится аукцион на приобретение объектов).

Реализация данного проекта в рамках ГЧП имеет следующие положительные эффекты для развития территории Ханты-Мансийского Автономного округа (ХМАО):

1. социальный эффект: к 2015 году в округе полностью решится проблема очередности в дошкольные учебные заведения, все дошкольники, начиная с 3 лет, будут обеспечены местами в муниципальных учреждениях; также приобретенная оргтехника, интерактивные доски, учебно-лабораторное оборудование по естественным наукам, обновленные фонды школьных библиотек позволят существенно качественно повысить уровень и качество предоставляемого общего образования на территории ХМАО;

2. экономический эффект для развития бизнеса на территории ХМАО: серьезный вклад в рыночную стоимость и конкурентоспособность компании на рынке, улучшения в городах, занятие корпоративной ниши — лидера в развитии территорий в России, международное признание, признание в России федеральными и региональными властями, бизнес — сообществом и собственными сотрудниками, изменение имиджа компании в городах присутствия, создание платформы для репликации в других городах;

3. экономический эффект для развития территории ХМАО: развитие бизнеса в ХМАО и повышение его социальной активности приведет к повышению инвестиционной привлекательности региона, что в свою очередь будет способствовать притоку инвестиций в экономику региона и, как следствие, увеличению поступлений в региональный и местные бюджеты ХМАО.

 

Список литературы:

  1. Закон автономного округа от 18.10.2010 № 155 — зо «Об участии Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в государственно — частных партнерствах».
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.08.2010 № 1372–р.
  3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 08 июля 2010 года № 160-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»
  4. Чахкиев Г.Г. Об особенностях государственной региональной экономической политики на современной этапе // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 3. С. 062—066.
  5. Бутова Т.В., Венедюхина М.А., Бабенко А.С. Направления совершенствования механизма формирования стратегии развития города федерального значения // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2011. № 5—6. С. 133—136.