ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «НОВАЯ ШКОЛА ЮГРЫ»
Секция: 8. Менеджмент
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «НОВАЯ ШКОЛА ЮГРЫ»
Интеграция частного и публичного капитала становиться все более значимым социально-экономическим явлением, создает предпосылки для оптимизации функций и совершенствования системы управления в экономической сфере.
Государственно-частное партнерство достаточно успешно развивается в регионах России в различных отраслях экономики.
Государственно-частное партнерство является возможностью осуществления стратегически важных для Югры инвестиционных проектов путем привлечения значительных финансовых ресурсов, как государственных, так и различных финансовых институтов.
В целях привлечения инвестиций в экономику автономного округа, развития общественной инфраструктуры и качества услуг, предоставляемых с использованием объектов общественной инфраструктуры, обеспечения эффективности использования имущества, находящего в собственности автономного округа и (или) муниципальных образований в регионе принят окружной закон закрепляющий принципы ГЧП и порядок заключения соглашений [1].
Принятый закон о ГЧП, послужил основой и необходимым условием [2] сотрудничества с Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» по реализации масштабного социального проекта, основанного на окружной целевой программе «Новая школа Югры на 2010—2013 годы» [3].
Предпосылкой проекта являлась острейшая проблема обеспечения детей Югры местами в детских общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях. На протяжении ряда лет автономный округ входит в тройку субъектов Российской Федерации, демонстрирующих положительные тенденции демографического развития. Ежегодно естественный прирост населения составляет в среднем до 14,0—15,0 тыс. человек. Программой запланировано строительство и реконструкция около 100 школ и детских садов [4] так как, несмотря на меры по оснащению образовательного процесса, реализованные за период 2007—2010 гг., более 30 % школьников автономного округа обучаются в условиях, не соответствующих современным требованиям.
Необходимым элементом указанной программы является привлечение внебюджетных источников финансирования. Формула финансирования программы предполагает 30 % участие автономного округа и 70 % внебюджетных средств. Общий объем необходимого финансирования программных мероприятий по строительству и реконструкции объектов Программы на 2010—2013 гг. составляет 26,2 млрд. рублей.
Оказание инвестиционных услуг осуществляется Внешэкономбанком. Целью взаимодействия является формирование инвестиционного проекта строительства (реконструкции) объектов общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на условиях использования механизмов государственно-частного партнерства.
Необходимо отметить, что указанный проект не только для Югры, но и во всей стране является первым и единственным проектом по массовому созданию на принципах государственно-частного партнерства объектов социальной сферы.
Разрабатываемый Центром ГЧП Внешэкономбанка механизм предусматривает использование схемы — BOLT. То есть, строительство объекта инвестором с возникновением у него права собственности, передача объекта в аренду муниципальному образованию с последующим выкупом.
Схема, используемая Внешэкономбанком базируется на применении регионального законодательства о государственно-частном партнерстве и предполагает создание на его основе муниципальной правовой базы.
Вместе с тем, развитие ГЧП в автономном округе, как и в иных регионах, сдерживается конкуренцией с федеральным законодательством о государственных закупках, о защите конкуренции, земельным и бюджетным законодательством. Указанные проблемы общеизвестны.
Создание условий для успешной реализации проектов на принципах ГЧП возможно только при комплексном изменении федерального законодательства и формировании правоприменительной практики.
Наряду с принятием федеральных законов, опубликованием официальных разъяснений к ним, нормы регионального закона о государственно-частном партнерстве (в большинстве случаев необходимо применять в совокупности с правовыми актами муниципальных образований о ГЧП) будут достаточными для реализации проектов.
Таким образом, успешная реализация мероприятий по строительству детских садов с учетом масштаба поставленных задач сегодня возможна при дифференцированном подходе к используемым механизмам.
В связи с чем, наряду с работой по реализации проекта, подготовленного Внешэкономбанком, в Югре разработан механизм привлечения инвестиций для строительства образовательных объектов на условиях оплаты в рассрочку, в том числе принята нормативная правовая база, позволяющая создать условия для привлечения инвестиций в создание объектов образования.
По такой схеме ГЧП в автономном округе:
- с 17 инвесторами подписаны соглашения о сотрудничестве, предусматривающие инвестиции в 54 объекта общего и дошкольного образования автономного округа на 15 041 место, из них: 46 объектов — это детские сады общей мощностью 11 230 мест, 4 объекта — школа — детский сад на 725 учащихся и 660 воспитанников, 4 объекта — школы на 2426 учащихся;
- 2 объекта на 380 мест введено в эксплуатацию, но еще не выкуплено (в настоящее время проводится аукцион на приобретение объектов).
Реализация данного проекта в рамках ГЧП имеет следующие положительные эффекты для развития территории Ханты-Мансийского Автономного округа (ХМАО):
1. социальный эффект: к 2015 году в округе полностью решится проблема очередности в дошкольные учебные заведения, все дошкольники, начиная с 3 лет, будут обеспечены местами в муниципальных учреждениях; также приобретенная оргтехника, интерактивные доски, учебно-лабораторное оборудование по естественным наукам, обновленные фонды школьных библиотек позволят существенно качественно повысить уровень и качество предоставляемого общего образования на территории ХМАО;
2. экономический эффект для развития бизнеса на территории ХМАО: серьезный вклад в рыночную стоимость и конкурентоспособность компании на рынке, улучшения в городах, занятие корпоративной ниши — лидера в развитии территорий в России, международное признание, признание в России федеральными и региональными властями, бизнес — сообществом и собственными сотрудниками, изменение имиджа компании в городах присутствия, создание платформы для репликации в других городах;
3. экономический эффект для развития территории ХМАО: развитие бизнеса в ХМАО и повышение его социальной активности приведет к повышению инвестиционной привлекательности региона, что в свою очередь будет способствовать притоку инвестиций в экономику региона и, как следствие, увеличению поступлений в региональный и местные бюджеты ХМАО.
Список литературы:
- Закон автономного округа от 18.10.2010 № 155 — зо «Об участии Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в государственно — частных партнерствах».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.08.2010 № 1372–р.
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 08 июля 2010 года № 160-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»
- Чахкиев Г.Г. Об особенностях государственной региональной экономической политики на современной этапе // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 3. С. 062—066.
- Бутова Т.В., Венедюхина М.А., Бабенко А.С. Направления совершенствования механизма формирования стратегии развития города федерального значения // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2011. № 5—6. С. 133—136.