ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЦПИ – АРИАНТ»
Секция: 11. Экономика
XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЦПИ – АРИАНТ»
Стратегия развития предпринимательской деятельности является отправной точкой для разработки стратегии маркетинга, на основе которой вырабатывается стратегия сбыта, непосредственно определяющая, каким образом должна быть организована работа с клиентами в целях удовлетворения спроса.
Для обеспечения общей конкурентоспособности производственного предприятия в современной экономике управленческому аппарату организации необходимо оценивать финансовые возможности предприятия, исследовать рынок существующих и потенциальных конкурентов, а также обеспечить реализацию системы управления повышением эффективности производства и продаж продукции. Для эффективной и стабильной деятельности предприятия важную роль играют непрерывный учёт готовой продукции, контроль процесса реализации, система расчётных отношений.
Анализ продажи продукции позволяет качественно определить тенденции спада или роста продаж на предприятии. Кроме того, анализ продаж позволяет выявить перспективные и бесперспективные виды продукции. Проведение анализа позволяет сформировать более конкретные и целенаправленные управленческие решения по реализации собственной продукции.
С помощью методик комплексного анализа деятельности ООО «ЦПИ — Ариант» можно решить следующие управленческие задачи [2, с. 53].
- Обеспечение повышения обоснованности плановых решений по количеству, качеству и структуре выпускаемой продукции для удовлетворения спроса.
На обследуемом предприятии в качестве основных номенклатурных групп в 2012—2014 годах использовались: газированная вода — 26,0 % в общем объеме продаж; вина — от 17,9 % до 20,6 %; шампанские — от 31,5 % до 33,0 %; коньяк — от 10 % до 12,27 %; винные напитки — от 14,6 % до 26,13 %.
- Оценка и повышение эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Следует отметить, что по обследуемому предприятию общая рентабельность продаж в 2014 году составляет 35 %.
- Оценка финансовых результатов деятельности.
По обследуемому предприятию выручка в 2012 году составила 1 012 838 тыс. руб., в 2013 году увеличилась до 1 122 761 тыс. руб., в 2014 — составила 1 273 802 тыс. руб. Чистая прибыль при этом возросла с 6 219 тыс. руб. в 2012 году до 11 972 тыс. руб. в 2014 году.
- Выявление в результате анализа неиспользованных резервов.
По обследуемому предприятию на изменения выручки от продаж повлияли: количество реализованной продукции, цена и структура товаров (таблица 1).
Из приведенных расчетов можно сделать вывод, что изменение выручки произошло под влиянием трех факторов:
- в результате изменения количества проданной продукции объем продаж уменьшился на 58 643,27 тыс. руб.;
- в результате структурных сдвигов объем продаж возрос на 278 145,52 тыс. руб.;
- в результате изменения цен проданной продукции объем продаж снизился на 68 461,25 тыс. руб.
Таблица 1.
Определение степени влияния факторов на изменение выручки от продаж в ООО «ЦПИ — Ариант»
Наиме-нование проданной продукции |
Количество проданной продукции, шт. |
Цены на реализованную продукцию, тыс. руб. |
Выручка за 2013 год, тыс. руб. |
Расчетный показатель выручки за 2014 г. |
Выручка |
|||
За 2013 г. |
За 2014 г. |
За |
За 2014 г. |
По структуре 2013 и в ценах 2014 г. |
По структуре 2014 и в ценах 2013 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Изделие А |
908505 |
1275567 |
0,23 |
0,232 |
208956,15 |
210773,16 |
293380,41 |
295931,54 |
Изделие Б |
2973701 |
3511001 |
0,11 |
0,11 |
327107,11 |
327107,11 |
386210,11 |
386210,11 |
Изделие В |
6746771 |
7718408 |
0,07 |
0,062 |
472273,97 |
418299,8 |
540288,56 |
478541,3 |
Изделие Г |
1312108 |
1725695 |
0,04 |
0,034 |
52484,32 |
44611,67 |
69027,8 |
58673,63 |
Изделие Д |
69830 |
46233 |
0,06 |
0,063 |
4189,8 |
4399,29 |
2773,98 |
2912,68 |
Изделие Е |
2223649 |
1947724 |
0,02597 |
0,0265 |
57749,65 |
58926,7 |
50582,39 |
51614,69 |
Итого |
14234564 |
16224628 |
|
|
1122761 |
1064117,73 |
1342263,25 |
1273802 |
Предприятию необходимо провести дополнительные маркетинговые исследования для расширения рынков сбыта, мониторинг рынка поставщиков материалов и сырья для поиска возможности снижения стоимости сырья, снижения материалоемкости производства не в ущерб качеству продукции; пересмотреть планы продаж и проводимых акций стимулирования объема продаж; проработать процесс непосредственной отгрузки продукции на складе с целью рационального использования погрузочных механизмов.
Реализация данного мероприятия возможна, если ввести согласования деятельности отдела сбыта, отдела подготовки продукции к реализации и складов с соответствующим стимулированием и ответственностью.
ООО «ЦПИ — Ариант» необходимо ввести на постоянной основе маркетинговые исследования действующей и предполагаемой ценовой политики с учетом объема производства и реализации.
Система мероприятий изменения порядка планирования производства и сбыта в краткосрочном периоде наиболее полно отвечает требованиям производства [1, с. 23]. Бизнес-планирование производства и сбыта основан на учете спроса на продукцию и цены в соответствии с договорами поставки.
По обследуемому предприятию проект бизнес-плана имеет следующий вид (таблица 2).
Таблица 2.
Исходные данные для составления бизнес-плана на будущий отчетный период для ООО «ЦПИ — Ариант»
Показатель |
Изделие А |
Изделие Б |
Изделие В |
Изделие Г |
Изделие Д |
Изделие Е |
Итого |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Спрос на изделие, шт. |
1 300 000 |
3 550 000 |
7 750 000 |
1 900 000 |
45 000 |
2 000 000 |
14 649 600 |
Цена изделия |
0,235 |
0,13 |
0,065 |
0,035 |
0,064 |
0,025 |
Х |
Себестоимость единицы продукции, возможной |
0,156 |
0,076 |
0,043 |
0,029 |
0,037 |
0,017 |
Х |
Объем продаж исходя |
305 500 |
461 500 |
503 750 |
66 500 |
2 880 |
50 000 |
1 390 130 |
Себестоимость объема |
202 800 |
269 800 |
333 250 |
55 100 |
1 665 |
34 000 |
896 615 |
Прибыль от продаж |
102 700 |
191 700 |
170 500 |
11 400 |
1 215 |
16 000 |
493 515 |
Рентабельность |
33,62 |
41 ,54 |
33,85 |
17,14 |
42,19 |
32,00 |
35,50 |
Среди видов продукции, планируемых к продаже в следующем году, нет убыточных. Наиболее рентабельным является производство продукции «Д» — коньячных напитков (рентабельность — 42,19 %) и продукции «Б» — вина (рентабельность 41,54 %).
Наименьшую рентабельность имеет продукция «Г» — винные газированные напитки (рентабельность — 17,14 %), так как их производство начато недавно и реализуется маркетинговая компания невысокой цены по продажам данного вида.
Комплексная оценка использования всех ресурсов свидетельствует о преимуществе интенсивного использования — 67,227 %, экстенсивность использования ресурсов составляет 32,723 %.
Предприятию необходимо разработать программу усиления влияния действующих интенсивных факторов, что возможно в результате инновационных изменений технологического цикла, расширения рынков сбыта [3].
В качестве мероприятий повышения эффективности деятельности данному предприятию рекомендуется:
- ввести электронный документооборот и электронную цифровую подпись, ввести в действие CRM-систему, что позволит обеспечить ускорение обработки документов и эффективность оперативных решений;
- разработать типовые формы договоров с покупателями, увеличить объем карманных персональных компьютеров для менеджеров, что обеспечит унификацию договорных отношений в части оформления документов и ускорение оформления заказов от покупателей;
- настроить в системе 1С автоматическую установку аналитических счетов списания расходов на продажу и прочих списаний (с помощью улучшенной проработки взаимодействия отдельных подразделений, «человеческого фактора»).
- повысить эффективность продаж за счет увеличения эффективности использования основных производственных фондов и материальных затрат. Разработка системы стратегического управления затратами и системы менеджмента качества работы бухгалтерии возможна на основе программы управления нормируемых затрат, оптимизации коммерческих и управленческих расходов, организации управленческого учета с принципами бюджетирования.
Стратегическое управление является важным условием успешного функционирования предприятия в рыночных условиях. Под стратегическим управлением процесса продаж понимается система управления результатами продаж конкретного торгового представителя и менеджера, а также отделов в целом для их дальнейшего сравнения с разработанным планом продаж и со стратегией компании. Данные о продажах используются для разработки стратегии, направленной на создание и реализацию устойчивого преимущества продукции предприятия. А современный бухгалтерский учет выступает как информационная система, обслуживающая процесс принятия управленческих решений.
Правильно выбранная стратегия является первым важнейшим результатом, и в то же время эффективным механизмом стратегического управления, поскольку она направляет и мобилизует использование научно-технического, производственно-технологического, финансово-экономического, социального и организационного потенциалов компании в определенных направлениях, обещающих достижение успеха.
Список литературы:
- Анализ и прогнозирование чистой прибыли. Богатенкова Е.Н., Бухтиярова Т.И., Демьянов Д.Г. Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7 — 12. С. 23—24.
- Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / под ред. М.А. Вахрушиной. — М: Вузовский учебник, 2010. — 464 с.
- Коптелов. А. Методы совершенствования процесса продаж — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bpm.ucoz.ru (дата обращения 17.02.2014).