Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ТУРИНДУСТРИИ В ОРЕНБУРГСКОМ РЕГИОНЕ

Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Прытков Р.М., Лучко Н.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ТУРИНДУСТРИИ В ОРЕНБУРГСКОМ РЕГИОНЕ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(20). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(20).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 394 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ТУРИНДУСТРИИ В ОРЕНБУРГСКОМ РЕГИОНЕ

Прытков Ринад Михайлович
магистрант Оренбургского государственного университета, РФ, г. Оренбург
Лучко Наталья Викторовна
магистрант Оренбургского государственного университета, РФ, г. Оренбург
Холодилина Юлия Евгеньевна
научный руководитель, канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры управления персоналом, сервиса и туризма Оренбургского государственного университета, РФ, г. Оренбург

 

Оренбургский регион (область) в наших современных границах — это один из достаточно крупных регионов Российской Федерации. Тем не менее, географическое расположение Оренбургского региона на стыке двух частей света, а именно Европы и Азии, на границе природных зон — леса и степи, гор и равнин, прохождение через территорию региона транспортных магистралей, которые соединяют восточные регионы с западными, Урал с Поволжьем и Центральной Россией, расширяет масштабы туристской деятельности и определяет ее потенциал и привлекательность как туристской дестинации.

Социо-эколого-экономическое значение туризма означает не что иное, как получение выигрыша от его организации (не всегда в денежном выражении) в масштабах государства, региона, туристической фирмы. Туризм играет важную роль в решении экономических, экологических и социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости, повышение благосостояния населения страны, а также снижает негативное воздействие населения и туристов на природную среду [1]. В современных условиях развитие туризма является одним из основных направлений, которое влияет на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских фирм, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и другой продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и иные отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации [2].

Сфера туризма представляет собой сложный межотраслевой комплекс. В связи с этим нормативное правовое регулирование отношений в данной сфере включает в себя не только правовые акты законодательства о туристской деятельности, но и акты различных отраслей народного хозяйства.

Анализируя состояние нормативной базы в сфере туриндустрии, можно прийти к мнению о том, что, несмотря на указания свыше и принятые в последние годы различные программы, она не способствует реализации масштабных проектов в туриндустрии.

В условиях отсутствия лицензирования туристической деятельности министерство спорта и туризма, в ведении которого находится отдел по туризму, ничего не может сделать с недобросовестными предпринимателями, что вызывает законные сомнения в целесообразности реализации частно-государственных проектов с теми, кого они знают недавно.

Права туристов в Оренбургском регионе зачастую не гарантированы, так как более 100 турфирм, зарегистрированных в области, финансовое обеспечение имеют лишь небольшая их часть, а действующая редакция Кодекса об административных правонарушениях РФ (КОАП) не предполагает санкций за его отсутствие. Статья же УК «Незаконное предпринимательство» применима при доказанном ущербе не менее 160 тысяч рублей, что в силу неурегулированности законодательства представляет серьезную практическую проблему для правоохранительных органов, и пока прецедентов привлечения мошенников от туризма по данной статье нет.

Выход из данного положения видится в создании в Оренбургской области саморегулируемой организации туристических фирм, заинтересованных в предоставлении качественных услуг и обладающих необходимым финансовым обеспечением для урегулирования возникающих проблем. С учетом коммерческой направленности предприятий туриндустрии представляется целесообразным создание под эгидой Торгово-промышленной палаты Оренбургской области гильдии или сообщества субъектов туриндустрии для участия мелкого и среднего туристического бизнеса в масштабных, привлекательных инвестиционных проектах.

Гильдия в сфере туриндустрии будет более осведомленной и вполне быстро реагирующей на рыночные изменения, нежели чем официальные органы власти. Вместе с тем, в силу ее связи с органами власти и крупным бизнесом, а также благодаря полной информации о происходящих в сфере туриндустрии процессах, она способна обеспечить как гарантии рентабельности добросовестным предпринимателям, так и внутрикорпоративный контроль за качеством оказываемых туристических услуг, и таким образом явиться катализатором процессов приведения качества оказываемых в сфере туристических услуг к требованиям общемировых стандартов.

Проблемы в руководстве туриндустрией объективно порождаются тем, что сфера туризма в Оренбургской области в основном представлена мелкими и средними коммерческими предприятиями, для влияния на которые отсутствуют действенные экономические рычаги. По нашему мнению, более логично выглядела бы передача руководства туриндустрией Министерству физической культуры, спорта и туризма области, имеющему опыт в руководстве коммерческими предприятиями области.

Проблемой является и климато-географическое положение области: вследствие резко континентального климата Южного Урала туристский сезон, связанный с купанием и летним отдыхом, длится 2—3 месяца, из-за чего практически нереально оправдать капитальные вложения в круглогодичную туристскую инфраструктуру. Выход представляется в создании учреждений комплексного, оздоровительно-туристского назначения, например, в Соль-Илецке, Бузулукском бору и другие. Отсутствие туристской инфраструктуры затрудняет использование туристского потенциала заповедников и заказников, где в целях сохранения уникальных природных биогеоценозов должны существовать четкие границы и разделительные сооружения между туристическими маршрутами, местами отдыха и ареалами обитания диких животных и растений-эндемиков.

Существует и проблема квалификации туристического персонала. В настоящее время менеджеров туристической отрасли готовят только в Оренбургский государственный университет и Оренбургский государственный институт менеджмента, при этом выпускнику требуется минимум год практической работы в фирме, чтобы приступить к самостоятельной работе с клиентами. При поиске экскурсоводов проблемы связаны с необходимостью не просто озвучивать доступный в Интернете материал (что с появлением «планшетников» вызывает смех и неуважение к экскурсоводу), а глубоко разбираться в теме и владеть невербальными методиками влияния на аудиторию, формируя основу интереса к истории родного края, что особенно важно в среде школьников и молодежи.

В связи с короткостью туристического сезона в Оренбургской области выживают и развиваются в первую очередь те фирмы, которые диверсифицируют свой бизнес, осваивая смежные специальности и гибко перестраивая приоритеты в соответствии с меняющейся рыночной конъюнктурой. Применительно к фирме-туроператору ООО «Лидия Тур» это означает опору на развитие собственного автотранспорта, пассажирских перевозок, строительство туристической базы и постоянную работу над совершенствованием ассортимента предоставляемых туристических услуг.

Основная проблема развития туриндустрии — недостаточное финансирование мероприятий программы развития туризма в Оренбургской области. Это вызвано политикой Министерства финансов Оренбургской области. Их официальная позиция — соответствие расходных статей программ и проектов расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Мероприятия, финансирование которых осуществляется из федерального или муниципального бюджета или просто не предусмотренные функциональными обязанностями того или иного министерства (а все вновь появляющиеся задачи и функции невозможно предусмотреть в законе), лишаются финансирования, что фактически означает их свертывание. Процедура внесения поправок в законодательство достаточно долгая и в обязательном порядке включает в себя согласование не только с исполнителями, но и с Министерством финансов. Таким образом, круг замыкается, из-за этого остаются неосвоенными даже минимальные средства, заложенные в программах: так, пункт 2.5 раздела 2 «Развитие инфраструктуры и туристских предложений» Закона Оренбургской области от 28 августа 2007 г. № 536/84-IV-ОЗ «Об областной целевой программе «Развитие туризма в Оренбургской области на 2008—2010 годы» предусматривал расходы на «Субсидирование части процентной ставки по кредитам организациям и предпринимателям на реализацию проектов в сфере развития туризма». При этом в соответствии с п. 3 «Порядка возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию проектов в сфере туризма», «субсидии заемщикам предоставляются по кредитам, полученным на: … приобретение транспорта, земли под строительство туристских объектов, оборудования, инвентаря, других объектов движимого и недвижимого имущества для туристских целей…». Доказать эти траты Министерству финансов оказалось невозможным: к примеру, фирма-туроператор ООО «Лидия Тур» так и не смогла документально подтвердить, что приобрела автобусы для туристских целей, хотя это представляется очевидным. И таких примеров достаточно много.

Второй аспект недофинансирования — так называемые «бюджетные ножницы». Пункт 10 «Порядок разработки областных целевых программ» устанавливает, что «утвержденные в соответствии с настоящим Порядком областные целевые программы реализуются за счет средств областного бюджета (в объемах, установленных законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий год), а также привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников. Данное положение осложняет принятие новых программ, так как обязывает заказчиков представлять не позднее 1 мая текущего года в Министерство экономического развития и торговли Оренбургской области бюджетные заявки по финансированию программ в следующем году. Данные суммы должны быть «защищены», т. е. доказаны Министерству финансов, которые в соответствии со своей основной задачей в целях максимально возможного сокращения расходной части бюджета ищет возможности по их отклонению или сокращению [3; 4].

В сложившихся условиях финансовую поддержку из бюджета получают лица и организации, имеющие «прямой выход» на руководство министерства. Так, в 2012 году 300 миллионов рублей были выделены из областного бюджета на ремонт недавно построенной базы отдыха под Орском, которая и без того находится в отличном состоянии. При утверждении этих расходов мнения ведущих предприятий туриндустрии не были учтены, хотя на эту сумму можно было бы восстановить инфраструктуру трех лагерей отдыха зоны «Дубки», в чем остро нуждаются оренбургские школьники (проект восстановления одного лагеря составлен со сметой 110 миллионов рублей).

Приходится признать, что и в этом вопросе координационный совет по развитию туризма в Оренбургской области своих функций пока в полной мере не выполняет.

С учетом вышесказанного решение вопроса о финансировании такого масштабного проекта, как туристско-рекреационный комплекс, возможно только с привлечением возможностей региональной власти и предприятий туристской инфраструктуры, которые своим капиталом могли бы принять участие в реализации отдельных элементов проекта, возможно, в форме акционерного общества. Это потребует создания межведомственной рабочей группы и заключения специального соглашения между Правительством Оренбургской области и администрацией г. Оренбурга о сотрудничестве и разграничении полномочий по созданию туристско-рекреационного комплекса.

Для перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов Администрация города Оренбурга должна утвердить проект планировки туристско-рекреационного комплекса «Европа-Азия» и границы земельного участка под предполагаемое строительство, после чего подать ходатайство и соответствующую документацию в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

В целях финансирования указанного проекта должны быть внесены изменения в закон Оренбургской области «Об областном бюджете» и в бюджет г. Оренбурга. Это представляет значительную трудность в связи с заключением Министерства финансов Оренбургской области: областной бюджет на 2013 и период 2014 и 2015 годов составлен с предельным дефицитом и дополнительных поступлений в его доходную часть не предвидится. Поэтому для реализации указанного проекта будет предложено свернуть какие-либо другие программы или мероприятия.

До настоящего времени на федеральном уровне не разработан механизм частно-государственного партнерства, поэтому привлечение частного капитала к строительству также выглядит проблематичным. Вместе с тем, существует надежда на то, что Правительство Российской Федерации, выполняя поручение Президента России В.В. Путина, разработает указанный механизм, вслед за чем подобный механизм будет разработан в регионах РФ.

Также необходимо отметить негативный фактор, влияющий на развитие туриндустрии в Оренбургской области, да и всех регионов России — это экономический кризис, связанный с ростом валюты, препятствующий как въезду, так и выезду граждан, а значит, происходит и снижение выручки турфирм и даже их банкротство (ликвидация).

Несмотря на то, что туристский потенциал и привлекательность Оренбургской области определяется уникальным сочетанием природных факторов, в туристском отношении является еще малодоступным для всестороннего использования. Потенциал развития туризма в общей социо-эколого-экономической структуре области используется не более чем на 20 %. Таким образом, схожие по территории, плотности населения и климатическим условиям районы соседних регионов принимают в несколько раз больше туристов, что свидетельствует о потенциальных возможностях региона и задает ориентиры развития туризма и рекреации.

 

Список литературы:

  1. Прытков Р.М. Эколого-туристский потенциал Оренбургской области / Р.М. Прытков // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки. Электронный сборник статей по материалам ХIХ студенческой международной заочной научно-практической конференции. — Москва: Изд. «МЦНО». — 2014. —№ 12 (19). — С. 322—331 / — [Электронный ресурс] — Режим доступа. – URL: http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(19).pdf.
  2. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)». — [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://правительство рф/special/gov/results/16241/ (дата обращения: 09.01.2015).
  3. Областная целевая программа «Развитие туризма в Оренбургской области на 2011—2016 годы»: Постановление Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2011 г. № 640-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс Регион».
  4. Областная целевая программа «Организация отдыха и оздоровления детей Оренбургской области на 2011—2014 годы»: Постановление Правительства Оренбургской области от 29.08.2011 № 792-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс Регион».