ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ТУРИНДУСТРИИ В ОРЕНБУРГСКОМ РЕГИОНЕ
Секция: 11. Экономика
XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ТУРИНДУСТРИИ В ОРЕНБУРГСКОМ РЕГИОНЕ
Оренбургский регион (область) в наших современных границах — это один из достаточно крупных регионов Российской Федерации. Тем не менее, географическое расположение Оренбургского региона на стыке двух частей света, а именно Европы и Азии, на границе природных зон — леса и степи, гор и равнин, прохождение через территорию региона транспортных магистралей, которые соединяют восточные регионы с западными, Урал с Поволжьем и Центральной Россией, расширяет масштабы туристской деятельности и определяет ее потенциал и привлекательность как туристской дестинации.
Социо-эколого-экономическое значение туризма означает не что иное, как получение выигрыша от его организации (не всегда в денежном выражении) в масштабах государства, региона, туристической фирмы. Туризм играет важную роль в решении экономических, экологических и социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости, повышение благосостояния населения страны, а также снижает негативное воздействие населения и туристов на природную среду [1]. В современных условиях развитие туризма является одним из основных направлений, которое влияет на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских фирм, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и другой продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и иные отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации [2].
Сфера туризма представляет собой сложный межотраслевой комплекс. В связи с этим нормативное правовое регулирование отношений в данной сфере включает в себя не только правовые акты законодательства о туристской деятельности, но и акты различных отраслей народного хозяйства.
Анализируя состояние нормативной базы в сфере туриндустрии, можно прийти к мнению о том, что, несмотря на указания свыше и принятые в последние годы различные программы, она не способствует реализации масштабных проектов в туриндустрии.
В условиях отсутствия лицензирования туристической деятельности министерство спорта и туризма, в ведении которого находится отдел по туризму, ничего не может сделать с недобросовестными предпринимателями, что вызывает законные сомнения в целесообразности реализации частно-государственных проектов с теми, кого они знают недавно.
Права туристов в Оренбургском регионе зачастую не гарантированы, так как более 100 турфирм, зарегистрированных в области, финансовое обеспечение имеют лишь небольшая их часть, а действующая редакция Кодекса об административных правонарушениях РФ (КОАП) не предполагает санкций за его отсутствие. Статья же УК «Незаконное предпринимательство» применима при доказанном ущербе не менее 160 тысяч рублей, что в силу неурегулированности законодательства представляет серьезную практическую проблему для правоохранительных органов, и пока прецедентов привлечения мошенников от туризма по данной статье нет.
Выход из данного положения видится в создании в Оренбургской области саморегулируемой организации туристических фирм, заинтересованных в предоставлении качественных услуг и обладающих необходимым финансовым обеспечением для урегулирования возникающих проблем. С учетом коммерческой направленности предприятий туриндустрии представляется целесообразным создание под эгидой Торгово-промышленной палаты Оренбургской области гильдии или сообщества субъектов туриндустрии для участия мелкого и среднего туристического бизнеса в масштабных, привлекательных инвестиционных проектах.
Гильдия в сфере туриндустрии будет более осведомленной и вполне быстро реагирующей на рыночные изменения, нежели чем официальные органы власти. Вместе с тем, в силу ее связи с органами власти и крупным бизнесом, а также благодаря полной информации о происходящих в сфере туриндустрии процессах, она способна обеспечить как гарантии рентабельности добросовестным предпринимателям, так и внутрикорпоративный контроль за качеством оказываемых туристических услуг, и таким образом явиться катализатором процессов приведения качества оказываемых в сфере туристических услуг к требованиям общемировых стандартов.
Проблемы в руководстве туриндустрией объективно порождаются тем, что сфера туризма в Оренбургской области в основном представлена мелкими и средними коммерческими предприятиями, для влияния на которые отсутствуют действенные экономические рычаги. По нашему мнению, более логично выглядела бы передача руководства туриндустрией Министерству физической культуры, спорта и туризма области, имеющему опыт в руководстве коммерческими предприятиями области.
Проблемой является и климато-географическое положение области: вследствие резко континентального климата Южного Урала туристский сезон, связанный с купанием и летним отдыхом, длится 2—3 месяца, из-за чего практически нереально оправдать капитальные вложения в круглогодичную туристскую инфраструктуру. Выход представляется в создании учреждений комплексного, оздоровительно-туристского назначения, например, в Соль-Илецке, Бузулукском бору и другие. Отсутствие туристской инфраструктуры затрудняет использование туристского потенциала заповедников и заказников, где в целях сохранения уникальных природных биогеоценозов должны существовать четкие границы и разделительные сооружения между туристическими маршрутами, местами отдыха и ареалами обитания диких животных и растений-эндемиков.
Существует и проблема квалификации туристического персонала. В настоящее время менеджеров туристической отрасли готовят только в Оренбургский государственный университет и Оренбургский государственный институт менеджмента, при этом выпускнику требуется минимум год практической работы в фирме, чтобы приступить к самостоятельной работе с клиентами. При поиске экскурсоводов проблемы связаны с необходимостью не просто озвучивать доступный в Интернете материал (что с появлением «планшетников» вызывает смех и неуважение к экскурсоводу), а глубоко разбираться в теме и владеть невербальными методиками влияния на аудиторию, формируя основу интереса к истории родного края, что особенно важно в среде школьников и молодежи.
В связи с короткостью туристического сезона в Оренбургской области выживают и развиваются в первую очередь те фирмы, которые диверсифицируют свой бизнес, осваивая смежные специальности и гибко перестраивая приоритеты в соответствии с меняющейся рыночной конъюнктурой. Применительно к фирме-туроператору ООО «Лидия Тур» это означает опору на развитие собственного автотранспорта, пассажирских перевозок, строительство туристической базы и постоянную работу над совершенствованием ассортимента предоставляемых туристических услуг.
Основная проблема развития туриндустрии — недостаточное финансирование мероприятий программы развития туризма в Оренбургской области. Это вызвано политикой Министерства финансов Оренбургской области. Их официальная позиция — соответствие расходных статей программ и проектов расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Мероприятия, финансирование которых осуществляется из федерального или муниципального бюджета или просто не предусмотренные функциональными обязанностями того или иного министерства (а все вновь появляющиеся задачи и функции невозможно предусмотреть в законе), лишаются финансирования, что фактически означает их свертывание. Процедура внесения поправок в законодательство достаточно долгая и в обязательном порядке включает в себя согласование не только с исполнителями, но и с Министерством финансов. Таким образом, круг замыкается, из-за этого остаются неосвоенными даже минимальные средства, заложенные в программах: так, пункт 2.5 раздела 2 «Развитие инфраструктуры и туристских предложений» Закона Оренбургской области от 28 августа 2007 г. № 536/84-IV-ОЗ «Об областной целевой программе «Развитие туризма в Оренбургской области на 2008—2010 годы» предусматривал расходы на «Субсидирование части процентной ставки по кредитам организациям и предпринимателям на реализацию проектов в сфере развития туризма». При этом в соответствии с п. 3 «Порядка возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию проектов в сфере туризма», «субсидии заемщикам предоставляются по кредитам, полученным на: … приобретение транспорта, земли под строительство туристских объектов, оборудования, инвентаря, других объектов движимого и недвижимого имущества для туристских целей…». Доказать эти траты Министерству финансов оказалось невозможным: к примеру, фирма-туроператор ООО «Лидия Тур» так и не смогла документально подтвердить, что приобрела автобусы для туристских целей, хотя это представляется очевидным. И таких примеров достаточно много.
Второй аспект недофинансирования — так называемые «бюджетные ножницы». Пункт 10 «Порядок разработки областных целевых программ» устанавливает, что «утвержденные в соответствии с настоящим Порядком областные целевые программы реализуются за счет средств областного бюджета (в объемах, установленных законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий год), а также привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников. Данное положение осложняет принятие новых программ, так как обязывает заказчиков представлять не позднее 1 мая текущего года в Министерство экономического развития и торговли Оренбургской области бюджетные заявки по финансированию программ в следующем году. Данные суммы должны быть «защищены», т. е. доказаны Министерству финансов, которые в соответствии со своей основной задачей в целях максимально возможного сокращения расходной части бюджета ищет возможности по их отклонению или сокращению [3; 4].
В сложившихся условиях финансовую поддержку из бюджета получают лица и организации, имеющие «прямой выход» на руководство министерства. Так, в 2012 году 300 миллионов рублей были выделены из областного бюджета на ремонт недавно построенной базы отдыха под Орском, которая и без того находится в отличном состоянии. При утверждении этих расходов мнения ведущих предприятий туриндустрии не были учтены, хотя на эту сумму можно было бы восстановить инфраструктуру трех лагерей отдыха зоны «Дубки», в чем остро нуждаются оренбургские школьники (проект восстановления одного лагеря составлен со сметой 110 миллионов рублей).
Приходится признать, что и в этом вопросе координационный совет по развитию туризма в Оренбургской области своих функций пока в полной мере не выполняет.
С учетом вышесказанного решение вопроса о финансировании такого масштабного проекта, как туристско-рекреационный комплекс, возможно только с привлечением возможностей региональной власти и предприятий туристской инфраструктуры, которые своим капиталом могли бы принять участие в реализации отдельных элементов проекта, возможно, в форме акционерного общества. Это потребует создания межведомственной рабочей группы и заключения специального соглашения между Правительством Оренбургской области и администрацией г. Оренбурга о сотрудничестве и разграничении полномочий по созданию туристско-рекреационного комплекса.
Для перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов Администрация города Оренбурга должна утвердить проект планировки туристско-рекреационного комплекса «Европа-Азия» и границы земельного участка под предполагаемое строительство, после чего подать ходатайство и соответствующую документацию в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
В целях финансирования указанного проекта должны быть внесены изменения в закон Оренбургской области «Об областном бюджете» и в бюджет г. Оренбурга. Это представляет значительную трудность в связи с заключением Министерства финансов Оренбургской области: областной бюджет на 2013 и период 2014 и 2015 годов составлен с предельным дефицитом и дополнительных поступлений в его доходную часть не предвидится. Поэтому для реализации указанного проекта будет предложено свернуть какие-либо другие программы или мероприятия.
До настоящего времени на федеральном уровне не разработан механизм частно-государственного партнерства, поэтому привлечение частного капитала к строительству также выглядит проблематичным. Вместе с тем, существует надежда на то, что Правительство Российской Федерации, выполняя поручение Президента России В.В. Путина, разработает указанный механизм, вслед за чем подобный механизм будет разработан в регионах РФ.
Также необходимо отметить негативный фактор, влияющий на развитие туриндустрии в Оренбургской области, да и всех регионов России — это экономический кризис, связанный с ростом валюты, препятствующий как въезду, так и выезду граждан, а значит, происходит и снижение выручки турфирм и даже их банкротство (ликвидация).
Несмотря на то, что туристский потенциал и привлекательность Оренбургской области определяется уникальным сочетанием природных факторов, в туристском отношении является еще малодоступным для всестороннего использования. Потенциал развития туризма в общей социо-эколого-экономической структуре области используется не более чем на 20 %. Таким образом, схожие по территории, плотности населения и климатическим условиям районы соседних регионов принимают в несколько раз больше туристов, что свидетельствует о потенциальных возможностях региона и задает ориентиры развития туризма и рекреации.
Список литературы:
- Прытков Р.М. Эколого-туристский потенциал Оренбургской области / Р.М. Прытков // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки. Электронный сборник статей по материалам ХIХ студенческой международной заочной научно-практической конференции. — Москва: Изд. «МЦНО». — 2014. —№ 12 (19). — С. 322—331 / — [Электронный ресурс] — Режим доступа. – URL: http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(19).pdf.
- Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)». — [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://правительство рф/special/gov/results/16241/ (дата обращения: 09.01.2015).
- Областная целевая программа «Развитие туризма в Оренбургской области на 2011—2016 годы»: Постановление Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2011 г. № 640-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс Регион».
- Областная целевая программа «Организация отдыха и оздоровления детей Оренбургской области на 2011—2014 годы»: Постановление Правительства Оренбургской области от 29.08.2011 № 792-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс Регион».