МОНЕТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПРИЛОЖЕНИЯ “INSTAGRAM”
Секция: 7. Маркетинг
XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
МОНЕТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПРИЛОЖЕНИЯ “INSTAGRAM”
В современном мире всё большее внимание и значение уделяется информации, как силе, воздействующей на общество в целом и каждую личность в частности. Информация, способы ее передачи, степень воздействия и важности для определенных категорий граждан — всё это необходимо знать и уметь использовать в динамично-развивающимся мире. В нашу жизнь очень прочно вошел Интернет, многие люди плохо представляют себе жизнь без него. Интернет позволяет не только найти необходимую полезную информацию, но и предоставляет широкие возможности для общения с людьми, с которыми зачастую не удается пообщаться в реальной жизни.
Сейчас российский рынок информации, информационных средств, технологий, услуг и продуктов — один из наиболее важнейших и динамичных секторов всего российского рынка. В настоящее время российским информационным рынком предоставляется всё программно-техническое обеспечение процессов информатизации и глобализации общества, развитие телекоммуникаций и в целом всего научно-технического прогресса. На российском информационном рынке новейшие достижения, технологии и средства возникают практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках. Данный показатель, несомненно, отражает тот факт, что в России развитие информационной индустрии идет ускоренными темпами, хотя, с другой стороны, не снята с повестки дня проблема информационной бедности (есть целые слои населения, которые лишены доступа к информационно-коммуникационным технологиям).
Социальные сети появились в первую очередь в связи с желанием людей общаться друг с другом. Это потребность, которая есть у каждого человека, вне зависимости от его социального положения или личностных характеристик. Чаще всего люди общаются с кругом лиц, с которыми вынужденно пересекаются по долгу жизни (по работе или учебе) или по личному желанию, с людьми, имеющими похожие интересы. Те, кто имеют общие интересы, увлечения или схожее мировоззрение, могут объединяться в некое сообщество, где и возникают социальные связи. Популярность подобных сообществ позволяет говорить о таком процессе, как монетизация социальных сетей, так как каждая социальная сеть — это бизнес, который, соответственно, должен приносить прибыль.
Целью данного исследования является изучение степени влияния информации на общество посредством какой-либо социальной сети, ее роли на рынке информационных услуг и продуктов и возможности использования в качестве инструмента продвижения брендов. Предметом изучения было взято приложение Instagram (Инстаграм).
Рисунок 1. Логотип приложения Instagram
Инстаграм — бесплатное популярное приложение, своего рода социальная сеть фотолюбителей со всего мира, предоставляемое на рынке информационных услуг и продуктов в искусстве «айфонографии». Оно дает возможность быстро обработать фотографии, сделанные на мобильные устройства, не требует особых знаний и умений, так как прост и удобен в использовании и позволяет моментально опубликовать снимки в различных социальных сетях. Обработка фотографий происходит с помощью цифровых фильтров, предоставляющих широкие границы для фантазии пользователей.
Приложение начали разрабатывать в 2010 году. Автор идеи проекта — Кевин Систром, студент Стэнфорда. Примечательно, что его первоначальной задумкой было создать приложение, которое должно было связать мобильные устройства с фотографиями, используя при этом элементы игры MafiaWars и социальный геосервис Foursquare. В концепции так же лежал аспект необходимой реализации быстрой обработки фотографий для последующей публикации ее в Интернете.
Созданное HTML5-приложение 6 октября 2010 года было впервые представлено в магазине приложений AppStore. В первые сутки продаж Инстаграм был скачан и установлен 25 тысячами людей, а в течение недели эта цифра возросла до 200 тысяч пользователей. Уникальной особенностью приложения можно считать размер обрабатываемой фотографии: Инстаграм делает их с равным соотношением сторон, то есть в виде квадрата. Таким образом, фотографии приобретают такой популярный в последнее время ретро-стиль фотокамер Polaroid и Кодак (Instamatic). Данная возможность отличает приложение Инстаграм от других мобильных приложений, которые предоставляют соотношение 4:3.
Следующей ступенью в развитии приложения была реализация в 2011 году возможности добавления хэштегов и последующий выпуск второй версии. Хэштеги существенно упростили поиск среди пользователей по размещенным фотографиям, и приложение стало пользоваться еще большим успехом. А уже в 2013 году добавилась возможность записи небольших видеороликов, продолжительностью до 15 секунд. Данная функция быстро стала новым трендом в интернет-сфере.
После изучения истории становления идеи и развития ее проекта, была проанализирована статистика популярности приложения Инстаграм.
Данные статистики показывают:
1. Через несколько месяцев после выпуска первой версии в 2010 году в приложении было зарегистрировано миллион людей. Через год пользователей стало 10 млн., затем уже 30 млн. (апрель 2012 г.)
2. Количество фотографий, загруженных в сервис, в 2011 году превышало 150 млн.
3. В день презентации версии приложения для платформы Android, который состоялся в 2012 году, более 1 млн. людей скачали себе Инстаграм в течение 12 часов.
4. В конце февраля 2013 года были подведены промежуточные итоги и руководство компании сделало официальное заявление, предоставив показатель популярности приложения, который выражался в 100 млн. активных пользователей Инстаграма каждый месяц.
Становление и стремительное развитие идеи по созданию данного приложения в популярное приложение, являющееся так же и проектом стоимостью в миллионы долларов — всё это произошло за довольно короткий срок в два с половиной года. Но популярность Инстаграма с каждым днем всё растет и можно предположить, что и разработчики не остановятся на достигнутых результатах, а обязательно введут что-то новое в функционал данного приложения, повысив его эффективность и увеличив число постоянных пользователей.
При изучении политики позиционирования Инстаграм был проведен анализ приложения в целом, статистики популярности, ее пользователей и отзывов в сети Интернет. По результатам сделан вывод, что основная концепция политики позиционирования — это создание имиджа положительного сообщества креативных людей. В правилах пользования приложением предусмотрены важные аспекты, среди которых можно выделить такие как: запрет на публикацию фотографий, смысл которых пропагандирует нанесение какого-либо вреда себе или окружающим; сохранение за пользователями приложения всех авторских прав на размещенный ими контент.
Важная особенность приложения — это то, что пользователи в первую очередь привлечены создавать что-то, а общение отходит на второй план. Его можно использовать для улучшения сделанных снимков, для поиска интересного контента и, конечно же, для того, чтобы делиться с окружающим миром важными моментами своей жизни. Главная информация посредством Инстаграма передается визуально (языковые различия в данном случае не очень важны) и благодаря этому, приложение быстро преодолело языковой барьер, став популярным во многих странах.
“Instagram” может быть окном в те места, которые в обычной жизни будут вам недоступны» — отмечает Джессика Золлман, IT-евангелист и community-менеджер в Инстаграм [1].
Инстаграм стали использовать многие бренды, как канал привлечения клиентов. Но так же данная социальная сеть может быть и эффективным инструментом повышения конверсии, что тоже используется SMM специалистами в процессе привлечения трафика или внимания к бренду или продукту посредством социальных платформ. Западные интернет-маркетологи первыми стали использовать эту возможность. На продвигаемых сайтах, взамен обычных фотографий, они начали использовать фотографии с Инстаграма, благодаря чему повысился процент конверсии. Однако в рунете данное направление только начинают осваивать.
В качестве инструмента продвижения можно выделить следующие особенности приложения Инстаграм:
1. Инстаграм хэштеги. Хэштеги сейчас используются не только для улучшения поиска, но и как инструмент увеличения конверсии: они решают проблему дополнительных переходов по сайту. Например, юзер захотел заказать выступление какой-либо команды, но, чтобы, принять окончательное решение, ему мало прочитать информацию, а нужно еще увидеть и фотографии. В данном случае Инстаграм позволяет ввести хэштег, который выдаст все необходимые фотографии, это гораздо проще, чем переходить по страницам сайта. У пользователя будет возможность одновременно читать информацию с компьютера с полным описанием и видеть с телефона фотографии команды.
2. Инстаграм отзывы. Конверсия повышается, когда посетитель ищет отзывы о бренде или компании перед покупкой какого-либо товара и находит положительные комментарии не только о самой фирме, но и о товаре. В этом случае пользователя необходимо снабдить положительными обзорами и отзывами и о товарах, производимых фирмой. С этой целью многие интернет-магазины по продаже одежды публикуют на страницах сайта фотографии, которые являются отзывами уже купивших товар. В данном случае это эффективнее, чем наличие большого развернутого отзыва. Фотографию с Инстаграма просмотрят гораздо большее количество посетителей, даже несмотря на ее меньшее качество по сравнению с обычными стандартными снимками. Фотографии с Инстаграма бросаются в глаза и поэтому посетители спешат просмотреть их, таким образом, бренд решает проблему в недостаточной информативности потребителей, а SMM специалист (social media marketing) решает задачу по повышению конверсии.
3. Инстаграм фотоконкурсы. Сейчас многие сайты и интернет-магазины, борясь с конкуренцией за топовые позиции в поисковиках, пришли к следующему решению: выгодней использовать информационно-новостные запросы, чем коммерческие. Если внизу информационной страницы поместить информацию о конкурсе в Инстаграме, то количество посетителей, которые не покинут страницу сразу, а заинтересуются конкурсом и узнают информацию о бренде, значительно повысится [2]. На странице с новостями баннеры с анонсом конкурса в Инстаграме будут иметь намного большее значение Click Trough Rate (CTR–кликабельность), чем любой другой баннер.
Важно понимать следующий аспект использования Инстаграм в сфере бренд-менеджмента: для того, чтобы получить максимальный Return on Investment (ROI — отношение величины прибыли или убытков к сумме инвестиций [3]) от вложенных денег в приложение и потраченного времени необходимо уметь различать для какой ниши и какого сайта подойдет та или иная стратегия, так как каждый случай специфичен и не может быть единой линии продвижения.
Все рассмотренные методы продвижения бренда и улучшения процента конверсии при правильно используемом подходе увеличат присутствие бренда в социальных сетях, поднимут количество посетителей и улучшат взаимодействие с брендом.
На сегодняшний день данное приложение сложно оценивать с позиции бизнес-ориентированной социальной сети, для этой ступени своего развития Инстаграм еще не достаточно развит: в нем нет специальных страниц брендов и панели их администрирования, так же нет даже и подтвержденных аккаунтов, что можно считать немалым упущением, требующим исправления. Но как показывает практика, приложение показало себя очень перспективным инструментом для продвижения бренда.
Намеченная в 2012 году тенденция к усилению визуализации информации позволяет сделать вывод, что Инстаграм дает шанс получить высокий уровень доверия к бренду, который будет взаимодействовать с потребителями посредством данного приложения, общаться с пользователями, дружить и рассказывать о своем продукте.
Список литературы:
1. Все о программе Инстаграм (Instagram) по-русски — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://instagrama.ru/ (дата обращения 22.12.2014).
2. 52 совета по продвижению бренда в Instagram — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.likeni.ru/analytics/52-soveta-po-prodvizheniyu-brenda-v-Instagram/ (дата обращения 24.12.2014).
3. Можно ли посчитать ROI сообщества компании в соцсети? — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://seopult.tv/articles/smm/13/ (дата обращения 27.12.2014).