Статья:

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СФЕРЫ ФИТНЕС-УСЛУГ

Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Токарь А.С. К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СФЕРЫ ФИТНЕС-УСЛУГ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(20). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(20).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 25 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СФЕРЫ ФИТНЕС-УСЛУГ

Токарь Анна Сергеевна
студент Санкт-Петербургского государственного экономического университета, РФ, г. Санкт-Петербург
Токарь Елена Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., заведующая кафедры физической культуры Амурского государственного университета, РФ, г.Благовещенск

 

В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» стоит главная задача, которая заключается в увеличении доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (на первом этапе — с 15,8 % в 2008 году до 30 % в 2015 году и на втором этапе — до 40 % в 2020 году). Чтобы решить эту задачу были предприняты действия различных физкультурно-спортивных организаций: не только государственных и общественных, но и коммерческих, которые отличаются организационно-правовыми характеристиками, формами собственности, разнообразным перечнем и содержанием предоставляемых населению физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг [1].

Среди населения нашей страны наиболее востребованными являются фитнес-услуги. В настоящее время в России за последний десяток лет количество фитнес-клубов и фитнес-центров составляет примерно четыре с половиной тысячи; количество занимающихся в них насчитывает три с половиной миллиона человек. При этом известно, что в целом физической культурой и спортом в России занимается 14 % населения, из которых более 4 % вовлечены в занятия фитнесом [2]. Это тот коэффициент, который можно оценивать положительно: увеличивается число людей, которые занимаются физическими упражнениями в рамках различных фитнес-программ. Содержание этих программ очень велико. Наиболее распространенными являются: аэробика, степ-аэробика, пилатеc, аквааэробика, йога, cайкл, латина и другие, которые охватили не только Россию, но и весь мир. Они затрагивают различные категории потребителей, которые можно разделить по полу и возрасту, уровню физической подготовленности, экономических возможностей. Главной организационной составляющей сферы являются фитнес-клубы различного уровня, масштаба, класса и с различной ценовой политикой, которая обязательно должна соответствовать уровню оказываемых услуг.

Вместе с тем, необходимо отметить, что фитнес-услуги сегодня имеют недостаточный уровень качества.

Вопрос актуальности этой проблемы высок, потому что решив ее не только за тронется позиция повышения конкурентоспособности клубов, но и повысится заинтересованность государства в представлении качественных фитнес-услуг населению страны. Дело в том, что фитнесом активно занимаются люди молодого возраста — 18—35 лет, а также зрелого возраста — 40—60 лет. Трудовой потенциал этих людей представляет собой основные производительные силы общества и зависит от состояния здоровья, которое, в свою очередь, является, в том числе конечным продуктом сферы фитнес-услуг. Необходимо привлекать людей к регулярным занятиям физическими упражнениями, предоставляя фитнес-услуги высокого качества. На наш взгляд, именно предоставление качественных фитнес-услуг будет способствовать достижению данной цели.

Успешность в получении высоких показателей по количеству занимающихся физической культурой и спортом в определенной степени зависит от уровня управленческой деятельности в физкультурно-спортивных организациях. Важно подчеркнуть, что быстрое развитие фитнес-индустрии во всем мире, процессы эффективного управления сферой фитнес-услуг в России имеют достаточно много недостатков, как на уровне управления всей сферой, так и на уровне управления отдельными клубами. Многообразие проблем управления определяется разнообразием факторов, влияющих на эти процессы, это такие как экономические, организационные, социальные педагогические, психологические, правовые и другие [2].

В связи с этим, необходимо выявить эффективные факторы управления сферой фитнес-услуг, учет которых в практической деятельности позволит улучшить их качество.

Настоящее исследование проводилось в 2014 году в Благовещенске, на базе фитнес-клубов «Колизей», «Планета фитнес». Выбор данных клубов объясняется тем, что они являются наиболее известными и крупными в Амурской области.

Исследование включало три этапа:

На первом этапе осуществлялся — анализ литературных источников и официальных документов; проводилась разработка программы исследования, определялась постановка проблемы, ее актуальность, уточнялась цель, задачи, объекта и предмета, оставлялась методика проведения исследования. На данном этапе осуществлялось проведение социологических опросов директоров фитнес-центров. Осуществлялось изучение деятельности спортивных организаций по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению, развития фитнес-индустрии. Мы изучили материалы газет и журналов, для того чтобы выявить организационно-пропагандистские факторы, места средств массовой информации в пропаганде фитнес-услуг и их позиционирования. Была определена общая картина развития фитнеса в Амурской области, проведена оценка обеспеченности населения спортивными сооружениями.

После анализа состояния материально-спортивной базы области было проведено два социологических опроса. Первое анкетирование позволило в дальнейшем определить мотивацию посетителей фитнес-клубов к физкультурно-оздоровительным занятиям, оценить спрос населения на фитнес-услуги. Анке­тирование проводилось по всем возрастным категориям. Второй анкетный опрос проводился среди специалистов, оказывающих физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги.

На втором этапе, выявляли факторы, которые оказывали влияние на развитие индустрии фитнес-услуг. Были определены очень важные проблемы на пути развития фитнес-индустрии. На этом этапе происходил дальнейший анализ литературы, оценка и осмысление полученных результатов, их систематизация, обобщение и обработка.

На третьем этапе мы проводили анкетирование посетителей фитнес-центров города Благовещенска, для того чтобы изучить спрос населения на конкретные виды фитнес-услуг, эффективные формы организации занятий, Также анкетировали управленческий персонал фитнес-клубов Благовещенска: директоров, управляющих, менеджеров фитнес-клубов, для того чтобы изучить предложения клубов по предоставляемым фитнес-услугам населению города. Проводили анализ документов и на их основе изучалась модель качества фитнес-услуг. Разрабатывали проект комплексной программы развития фитнес-услуг в регионе.

Ниже мы представили результаты опроса клиентов фитнес-клубов по критерию мотивации к физкультурно-оздоровительным занятиям (рис. 1). Всего в опросе участвовало 348 человек. На первый вопрос, который был направлен на включение анкетируемых в работу: «Почему Вы решили заниматься фитнесом: укажите мотивы, которые повлияли на Ваш выбор», участники опроса отвечали самостоятельно. Почти все ответы (96,8 %) совпадали с дополнительными, представленными в анкете. Самостоятельно были выделены следующие мотивы: недостаточная двигательная активность в течение дня и влияние личности инструктора, его способность увлечь, заинтересовать занимающихся (3,2 %).

На первом месте по уровню значимости оказался вопрос, на который 74,2 % посетителей дали положительные ответы: «Желание улучшить фигуру». 51,6 % хотят в результате систематических занятий уменьшить массу тела. 45,1 % клиентов привело на занятия желание снять нервное напряжение после работы, учебы, улучшить нервно-психическое состояние и самочувствие. 32,2 % участника опроса выразили согласие с мнением, что занятия фитнесом влияют на развитие физических качеств, это такие как выносливость, сила, гибкость, ловкость. Важным стимулом, привлекшим к тренировкам 21,5 % посетителей, следует считать возможность снизить заболеваемость. Хотят увеличить физическую и умственную работоспособность желают 12,9 % занимающихся; воспитать морально-волевые качества — 3,2 %, пообщаться — 1,1 %. Формулировка «Занятия носят только развлекательный характер, отвлекают от интеллектуальных перегрузок» у посетителей фитнес-клубов не нашла ответа, значит не является значимым мотивом.

Таким образом, проанализировав полученные ответы, мы пришли к следующему заключению. Наиболее важные мотивы, которые побуждают клиентов фитнес-клубов к занятиям физическими упражнениями являются следующие:

1)  косметические (коррекция массы тела, исправление недостатков фигуры; улучшение нервно-психической устойчивости и самочувствия);

2)  медицинские аспекты и гигиенические навыки (снижение заболеваемости, правильный режим питания и т. д.); улучшение физической и умственной работоспособности.

 

Рисунок. 1. Мотивы, побуждающие к занятиям фитнесом: 1 — улучшение (коррекция) фигуры; 2 — снижение массы тела; 3 — снятие нервного напряжения после работы, учебы, улучшение нервно-психического состояния и самочувствия; 4 — развитие физических качеств; 5 — снижение заболеваемости; 6 — повышение физической и умственной работоспособности; 7 — воспитание морально-волевых качеств; 8 — стремление к общению

 

Считаем, что повышению эффективности сферы фитнес-услуг может также способствовать введение новых форм организации фитнеса, например фитнес-туров.

Фитнес-тур (от «фитнес», англ. fitness от to fit — быть в хорошей форме), основной целью которого является физическое и ментальное оздоровление туриста с помощью специальных методик, включающих физические упражнения аэробики, аква-аэробики, силовых занятий, танцев, пилатеса, йоги и др., а также диету.

В нашей стране организацией фитнес-туров занимаются как профессиональные спортивные клубы, так и туристские фирмы. Чаще всего для организации таких поездок они объединяются, разрабатывают программу тура, учитывая все детали и тонкости. Туристская фирма берет на себя обязанности по организации трансферов, проживания, питания, экскурсий в выбранной стране. Фитнес-клуб несет ответственность за организацию и проведение тренировочного процесса на отдыхе. Инструктор ежедневно проводит две-три полноценных тренировки со своей группой, следит за нагрузками, дает рекомендации по правильному образу жизни и питанию. Он должны владеть не только современными фитнес-методиками, но и знаниями по психологии общения и организации досуга. В результате такого сотрудничества разрабатывается качественный и востребуемый туристский фитнес-продукт.

Существуют различные направления фитнес-туров. Особо популярным среди российских туристов является аквафитнес-тур. Так как это прекрасная возможность совместить отдых и оздоровительные тренировки в море, бассейне и на пляже. Участники тура под руководством опытных тренеров-преподавателей ежедневно занимаются различными направлениями аквафитнеса (аквааэробикой, гидрошейпингом, гидропрофилактикой). Характерным является использование разнообразных физических упражнений, выполняемых в аэробном режиме, под музыку, в условиях глубокого и неглубокого бассейнов, в море. Разнообразие занятий достигается путем использования специального аквафитнес-оборудования, применения разнообразных программ и методических приемов.

Программа аквафитнес-тура включает в себя ежедневные двух-разовые тренировки с высококвалифицированными тренерами-преподавателями. Первая тренировка (до завтрака) с 7.30 (30 мин) — разминка на пляже (аэробика, шейпинг, стретчинг), далее — 45-минутное занятие аквааэробикой в море с использованием специального поддерживающего оборудования (плавательные палки и пояса). Вторая тренировка с 15.00 — один час занятий аквааэробикой в подогреваемом бассейне (также с использованием специального оборудования). Следует отметить, что обычная программа аквафитнес-тура рассчитана на здорового человека 18—55 лет, не имеющего противопоказаний для занятий. Именно поэтому в группе могут заниматься люди разного возраста и уровня подготовленности. Кроме того, для каждого участника разрабатываются рекомендации по питанию. В программу тура включены лекции по рациональному питанию в условиях аквафитнес-тура и после возвращения домой. Все это делает данное направление фитнес-тура наиболее привлекательным.

Особо хочется сказать о йога-турах. Это очень популярный вид фитнес-туризма, так как йога является мощным мостом к улучшению самочувствия, гибкости тела, духовному спокойствию и улучшению качества жизни. Это процесс, способствующий достижению баланса, объединению тела, чувств и мыслей. Йогой можно заниматься где угодно: под открытым небом или в специально оборудованных помещениях, на берегу океана или высоко в горах, на рассвете солнца или на закате. Если говорить о специализированных йога-турах, то традиционно пунктами назначения для них становятся Индия, Непал и Тибет. Особый вид программ в этих странах — обучающие программы для изучения практики и теории йоги. Ежедневная семичасовая программа занятий (пять часов практики и два часа теории) погружает практикующего в полноценный мир йоги и включает в себя асаны, пранаяму, бандхи, наули, крийю, мудры, джапу и медитацию. Лекционный материал укомплектован философией йоги, объяснениями очистительных практик, теоретическим материалом по пранаяме и мудрам. Занятия обычно проходят в лёгкой творческой атмосфере под личным руководством мастера. Во время практики перевод осуществляется личными учениками мастера — инструкторами йоги в Индии и России, что гарантирует точный перевод и, главное, донесение верного смысла.

Большой популярностью пользуются танцевальные туры. Многие хотят научиться танцевать или усовершенствовать свои навыки в танце. Тур обычно организуется в ту страну, с культурой которой связан танец. Например, уроки фламенко, как правило, проходят в Испании, а латины — на Кубе. При этом танцевальные туры пользуются спросом не только у завсегдатаев спортивных клубов, которые занимаются танцами из года в год, но и у новичков.

Комплексный SPA-фитнес-тур включает в себя ежедневные тренировки на свежем воздухе, курс талассотерапии, лекции по питанию.

Поскольку подготовка и физическая активность у всех участников фитнес-тура разная, перед занятиями обязательно проводится антропометрическое и функциональное тестирование, которое показывает готовность организма к нагрузкам. После этого каждому индивидуально рассчитывается интенсивность тренировок. Во время поездки инструктор следит за состоянием здоровья каждого участника группы и при необходимости может внести коррективы в предлагаемую нагрузку, изменить вариант выполнения упражнений. Поездка такого рода требует специальной психологической подготовки. Люди, отправляющиеся в подобный тур, заранее должны настроиться на определенный тренировочный процесс. Ведь они едут не только отдыхать, но и работать над собой. При этом каждый преследует свои цели: кто-то хочет похудеть, кто-то добиться улучшения состояния здоровья или физической формы, а для кого-то это начало новой жизни, неотделимой от спорта. Как правило, при условии соблюдения режима тренировок и рекомендаций по питанию и питьевому режиму достигаются ощутимые результаты: снижение веса, улучшение самочувствия, лифтинг кожи и тела, заметные уже после первой недели отдыха.

Таким образом, все, что связано со спортом, здоровьем, физическим развитием и поддержанием физической формы, вызывает огромный интерес у людей. Поэтому, на наш взгляд, развитие международного фитнес-туризма в регионе будет способствовать совершенствованию физкультурно-оздоровительных услуг.

 

Список литературы:
1.    Антонова Н.И. Правовое обеспечение менеджмента коммерческих физкультурно-спортивных организаций [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04: [Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта] / Антонова Наталия Ивановна. — Санкт-Петербург, 2013. — 24 с.
2.    Смирнов С.И. Организационно-педагогические факторы управления сферой фитнес-услуг [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04: [Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта] / Смирнов Станислав Игоревич. — Санкт-Петербург, 2013. — 20 с.
3.    Велединский В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис: учебник / В.Г. Велединский. — М.: КНОРУС, 2014. — 216 с.
4.    Бритвина В.В. Спортивно-оздоровительный туризм и методика проведения занятий в фитнес-туре / В.В. Бритвина // Международный туризм и спорт: Материалы I Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. — М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2013. — С. 37—39.