АДАПТАЦИЯ ФРОНТОВИКОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ К МИРНОЙ ЖИЗНИ
Секция: 1. История
XXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
АДАПТАЦИЯ ФРОНТОВИКОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ К МИРНОЙ ЖИЗНИ
Почти семьдесят лет отделяют нас от победного 1945 года, когда завершилась самая масштабная и кровопролитная война в мировой истории. Однако внимание общества к событиям Великой Отечественной войны, ее итогам и последствиям не ослабевает, ибо она оставила в судьбах людей слишком глубокий след.
Для того чтобы разобраться как проходила адаптация демобилизованных фронтовиков, какую помощь им оказывало государство, мы посмотрели: принятые в тот период нормативные акты, материалы газеты «Красноярский рабочий» и поговорили с несколькими фронтовиками. К сожалению, их осталось очень мало.
Мы выяснили, что речь, скорее всего, идет об адаптации двух разных категории фронтовиков: инвалидов Великой Отечественной Войны, комиссованных из армии и фронтовиков, вернувшихся после демобилизации.
Что касается инвалидов, то мы выяснили, что государство выплачивало пенсии фронтовикам, полностью утратившим трудоспособность. Так постановление Совета Народных Комиссариатов СССР от 5 июня 1941 г. «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям» регулировало порядок назначения и размер пенсии. В соответствии с данным постановлением, семьям умерших военных назначались пенсии или пособия, размер которых зависел от должности, звания. Так же им были положены дополнительные денежные выплаты за ордена погибшего.
Лицам командного состава была положена пенсия по инвалидности. Она в зависимости от группы инвалидности составляла от 30 % до 60 % оклада содержания лицам, ставшими инвалидами вследствие болезней, не связанных с пребыванием на фронте или несчастных случаев, не связанных с исполнением обязанностей военной службы. В случае, если инвалидность была получена вследствие ранений, контузий и увечий, полученных в боях при защите СССР или при исполнении других обязанностей военной службы, а также вследствие заболеваний на фронте, то она составляла от 40 % до 75 %.
Рядовым сверхсрочной службы и их семьям пенсия выплачивалась исходя из суммы штатного оклада, содержания по последней должности и стоимости установленного продовольственного пайка.
Понятно, что пенсия младшего командного состава и рядовых не обеспечивала необходимого материального достатка семьи. Поэтому государство предпринимало меры по трудоустройству людей сохранивших частичную трудоспособность.
Но уровень пенсий был низким, и проблема жизнеобеспечения бывших фронтовиков не могла быть решена только за счет выплаты пенсий. Поэтому фронтовикам за счёт средств общественных организаций, колхозов, должны были выдаваться продукты питания и промтовары, топливо, предоставляться крупный рогатый скот, фураж для личного подсобного хозяйства. К сожалению, местные органы власти в условиях войны далеко не всегда могли выполнять хорошие предписания правительства. Беседы с фронтовиками говорят о том, что некоторые инвалиды воины вынуждены были заниматься попрошайничеством, спекуляцией, пополнять криминальные структуры.
Уже в июле 1941 г. Нарком социального обеспечения РСФСР совместно с санитарным управлением Красной Армии утвердили инструкцию «О порядке трудового устройства и обучения инвалидов войны». В ноябре того же года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял специальное Постановление «О мероприятиях по трудовому устройству и обучению инвалидов Отечественной войны». А в мае 1942 г. было принято Постановление Совета Народных Комиссаров Советского Союза «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны», которое требовало создать постоянные комиссии по трудовому устройству инвалидов для обеспечения систематического характера работы по трудоустройству в краях, областях и городах в составе: заместителя председателя соответствующего исполкома (председатель комиссии), секретаря соответствующего комитета ВКП(б), секретаря комитета ВЛКСМ, председателя соответствующей профсоюзной организации и заведующего отделом социального обеспечения (секретарь комиссии). Руководители предприятий, учреждений и организаций должны были в кратчайшие сроки, без задержек, предоставлять инвалидам Отечественной войны соответствующую работу, обеспечивая при этом индивидуальный подход к инвалидам Отечественной войны при определении их на работу, и ежемесячно они должны были отчитываться перед вышестоящими органами о результатах проделанной работы.
Можно было бы сказать «спасибо» правительству страны за принимаемые решения, но выполнять их было крайне сложно, так как значительная часть европейской территории страны была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Работу можно было предоставить только на Урале, в Сибири и других, удаленных от фронта территориях.
Поэтому, как мы выяснили из газеты «Красноярский рабочий», возникали проблемы с трудоустройством на территории Красноярского края, не только его жителей, но и инвалидов войны из других регионов страны. Более того, несмотря на уверенность в правоте своего дела, никто не знал исхода войны. Но после Московской битвы началось постепенное освобождение европейской части страны от фашистов. Освобожденные районы также испытывали огромный дефицит рабочей силы.
Дефицит рабочей силы был характерен и для сельского хозяйства нашего Красноярского края. За годы войны трудоспособное население села сократилось наполовину, причем сокращение произошло на 90 % за счет мужского населения, численность которого уменьшилась в 3,5 раза. Если до войны почти в каждом колхозном дворе был трудоспособный мужчина, то к концу войны их было только по одному на 5 дворов, поэтому любая мужская помощь высоко ценилась.
Новая ситуация потребовала корректировки государственной политики 20 января 1943 г. было принято постановление СНК СССР «О мерах по трудовому устройству инвалидов Отечественной войны». Теперь задача ставилась не только обеспечить инвалидов работой, но и добиться их обязательного привлечения к общественно-полезному труду. Так в случае, если инвалиды Отечественной войны 3-й группы, уклонялись от работы в течение 2-х месяцев после направления их на работу, то с них могли сниматься пенсии. Они утрачивали право на льготное обеспечение продовольственными и промышленными товарами и могли получать их только по нормам, установленным для иждивенцев. Народным комиссариатом социального обеспечения союзных республик было поручено, в трехмесячный срок, обеспечить предоставление работы неработающим инвалидам Отечественной войны 3-й группы на предприятиях и в учреждениях по месту жительства, с учетом соответствующих заключений врачебно-трудовых экспертных комиссий. Инвалидам независимо от размера их заработной платы, а работающим в колхозах — независимо от размера дохода сохранить выплату пенсий, в связи с тем, что работоспособность инвалидов зависела от состояния их здоровья. Руководителям предприятий и учреждений было разрешено при наличии заключений врачебно-трудовых экспертных комиссий предоставлять инвалидам Отечественной войны очередные отпуска. Их не должны были привлекать к обязательным сверхурочным работам.
С окончанием войны требовалась решительная перестройка всей жизни страны, и, следовательно, «врастания» вернувшихся с фронта в мирную жизнь. С лета 1945 года повсеместно в Сибири начали работу краевые, областные, районные комиссии по организации приема и трудоустройства демобилизованных воинов. Трудоспособным фронтовикам, как правило, оказывалась единовременная помощь для первоначального обустройства жизни. Представители профсоюзных и партийных органов, структур военного управления, организаций и предприятий особое внимание уделяли инвалидам Отечественной войны и их семьям. Заботу о них проявляли также военные отделы при обкомах, райкомах ВКП(б). Условия жизни инвалидов в немалой степени зависели от оказания им материально-бытовой помощи. Особенно большое значение это имело для инвалидов I и II групп. Преимущественно в городской местности активно велась работа по сбору различных вещей и одежды, ремонту квартир, подвозке дров и угля, созданию касс взаимопомощи, отдельных столов снабжения, специальных домов и интернатов, лечению, включая предоставление путевок на союзные и местные курорты и в санатории.
В соответствии с принятым законом о демобилизации от 23 июня 1945 г. из армии началось увольнение 13 старших возрастов. К сентябрю прошла демобилизация первой очереди численностью в три миллиона человек, а к концу 1948 г. демобилизация в основном завершилась. В Красноярск вернулось более 80 тысяч фронтовиков. Судя по опубликованным статистическим данным, после окончания Великой Отечественной войны в край вернулось всего более 275,7 тысяч военнослужащих.
Многие из них сразу же приступили к работе по восстановлению и развитию экономики и других отраслей деятельности в мирное время. Все отрасли деятельности получили дальнейшее развитие в связи с тем, что вернулись не просто работники, но и опытные квалифицированные рабочие кадры, которых не хватало в военное время. Правда, как мы выяснили, для части мобилизованных возникла проблема социальной адаптации бывших фронтовиков с психологией, сформированной в экстремальной боевой обстановке. Особенно тяжело приспосабливаться к мирной жизни пришлось инвалидам войны, людям, в большинстве своем, с ограниченными возможностями и тем, кто до войны не имел гражданской профессии. Им нужно было не просто вернуться к мирной жизни, а, по сути дела, начать ее впервые, как это делали раньше выпускники школ. Они, прошедшие суровую школу войны и имевшие боевые заслуги, ощущали болезненный удар по самолюбию, когда начинали учиться мирной жизни с теми, кто был значительно младше по возрасту и не имел их жизненного опыта.
Разрыв между «жизнью, достойной героев» и экономической разрухой, нищетой и бытовой неустроенностью оказался слишком очевиден. У нетрудоспособных фронтовиков, потерявших здоровье на войне, проблемы с «врастанием» в мирную жизнь оказались гораздо более сложными. Точные цифры инвалидов неизвестны до сих пор. По воспоминаниям С. Кара-Мурзы: «В последний год войны в городе было совсем мало мужчин, а здоровых почти не было. Израненные и контуженные жили очень трудно. Многие не выдерживали и начинали пить — еще горе семье. Многие из дальних родственников или знакомых, которые бывали у нас дома, страдали от ран и контузий. Смотреть было тяжело, а иногда и страшно. Детей у нас было несколько — я, сестра, двоюродные. Мы сожмемся в кучу и трясемся, когда у кого-нибудь из взрослых начинает двигаться осколок или пуля, и он кричит…» — пишет Кара-Мурза.
В публикациях газеты мы обнаружили множество жалоб фронтовиков о направлении их на работы, совершенно не соответствующие специальности, о несправедливо заниженной заработной плате. Очень острой для многих была жилищная проблема. Фронтовики возвращались в тесные бараки и коммуналки, нередко — в землянки. Известны случаи, когда фронтовик возвращался в собственную квартиру, в которой «на законных основаниях» проживал другой человек. В апреле 1947 года газета «Красноярский рабочий» сообщила читателям историю фронтовика М.Ф. Бовина. «Когда он вернулся с фронта, то не нашел в своей квартире семьи, его квартиру занимал некто Корытов. Ни жилищное управление Сталинского района, ни горсовет, куда обращался т. Бовин, не помогли ему занять свою собственную квартиру, и он был вынужден искать жилье в частном доме на окраине города, расходуя на это большие средства».
Социальное обеспечение инвалидов войны и фронтовиков развивалось в различных направлениях. Важным компонентом социального обеспечения различных групп бывших военнослужащих являлось медицинское обслуживание. Возросла сеть больниц и поликлиник, появились специализированные госпитали, дома и интернаты для инвалидов войны, увеличилась численность врачей различных специальностей и медперсонала. Получили распространение массовые профилактические обследования работающих инвалидов войны. Но, несмотря на это, продолжали сохраняться серьезные организационные недостатки в деятельности лечебных учреждений и домов инвалидов, ощущалась острая, нехватка многих лекарств, санитарно-гигиенических средств, постельных принадлежностей и т. д. Отдельные виды лечения, например, протезирование, были труднодоступны многим инвалидам, проживавшим в отдаленных сельских районах.
Изучив материалы по данной теме, можно сделать вывод, что государство, не смотря на все трудности послевоенного времени, старалось помогать инвалидам войны, мобилизованным фронтовикам. Но возможности государства были крайне ограниченными. Поэтому благополучие страны и каждого ее жителя зависело от работы самих фронтовиков и тех, кто работал в тылу. Люди были готовы терпеть нехватку продовольствия, отсутствия бытовых удобств ради возвращения к мирной жизни. К сожалению, это был сложный процесс, который требовал не меньшей воли и усилий чем защита страны от врагов.
Список литературы:
- Газета Красноярский рабочий — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.krasrab.com/archive/2001/04/12/09/view_article (дата обращения 04.12.2014).
- Инструкция НКСО РСФСР и Санитарного управления РККА от 16 июля 1941 г. «О порядке трудового устройства и обучения инвалидов войны».
- Послевоенный Красноярск: Очерки повседневной жизни — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://region.krasu.ru/node/2137 (дата обращения 23.11.2014).
- Постановление Совета Народных Комиссариатов СССР от 5 июня 1941 г. «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям».
- Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 6 ноября 1941 г. «О мероприятиях по трудовому устройству и обучению инвалидов Отечественной войны».
- Постановление Совета Народных Комиссаров Советского Союза от 6 мая 1942 г. «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны».
- Постановление СНК СССР от 20 января 1943 г. «О мерах по трудовому устройству инвалидов Отечественной войны».