Статья:

КРАТКИЙ ОБЗОР ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ЧЕЧНЯ:1990—2000 гг.

Конференция: XXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 2. Политология

Выходные данные
Гомелаури А.С. КРАТКИЙ ОБЗОР ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ЧЕЧНЯ:1990—2000 гг. // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(21). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(21).pdf (дата обращения: 20.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КРАТКИЙ ОБЗОР ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ЧЕЧНЯ:1990—2000 гг.

Гомелаури Ангелина Сергеевна
студент 3 курса, департамент прикладной политологии НИУ Высшая школа экономики, РФ, г. Санкт Петербург
Горный Михаил Бениаминович
научный руководитель, канд. физ. мат. наук, доц. НИУ Высшая школа экономики, РФ, г. Санкт-Петербург

 

В начале 1990-х годов, еще до распада Советского Союза, Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая республика стала стремиться к большей независимости. Конечно, стоит отметить, что стремление к суверенитету чеченских народов существовало на протяжении всего существования Чечни под властью России. Не одно восстание произошло со времени присоединения Кавказа к Российскому государству. Однако, именно в 90-е годы ХХ века данные планы по отделению были как никогда близки к воплощению.

Весной 1990-го года начинает проявлять себя новая политическая сила — национал-радикалы, объединившиеся в Вайнахскую демократическую партию. Ее программа декларировала стремление к возрождению национальных институтов общественного самоуправления, отделения атеизма от государства, утверждение приоритета представителей коренных наций при выборе кадров и т. д.

Появляются многочисленные приверженцы идеи независимости Чечни: общество «Кавказ», Народный фронт, партия «Нийсо». Летом того же года проходит волна митингов, однако, первое серьезное выступление против коммунистической власти происходит уже в ноябре. Против лидеров ВДП, организовавших серию митингов антисоветской направленности возбуждают ряд уголовных дел, но, несмотря на противодействие легитимных властей, ВДП побеждает на ноябрьском Чеченском национальном съезде. На нем же ставится задача — «провозглашение суверенитета Чеченской республики», над реализацией которой предстояло работать Исполнительному комитету под руководством Д. Дудаева. Через два дня после съезда (27 ноября 1990) Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР был вынужден принять Декларацию о суверенитете Чечено-ингушской республики, которая как провозглашала суверенитет ЧИР, так и заявляла «о решимости создать демократическое правовое государство» [2]. Начинается борьба республики за выход из состава РСФСР.

Через год, в июне 1991, проводится Общенациональный Конгресс чеченского народа, принимающий решение об отстранении от дел Верховного Совета Чечено-ингушской Республики. На конгрессе также провозглашается независимая Чеченская республика. Во главе временно становится Исполком ОКЧН под руководством Д. Дудаева.

Возможно, дальнейшие события можно было бы предотвратить, т. к. несмотря на попытку отставки, Верховный Совет продолжает функционировать — политический взрыв происходит после августовского путча. Массовое недовольство действующей властью и стремительно растущий на этой почве авторитет Д. Дудаева делают свое дело — получивший народную поддержку Исполком требует отставки Верховного Совета ЧИР. Главе Совета Д. Загаеву выдвигаются обвинения в поддержке «гкчепистов». Наконец, в первых числах сентября 3-я сессия ОКЧН низлагает Совет и передает всю власть Исполкому. Таким образом, контроль над частью республикой переходит в руки радикальной оппозиции.

В середине сентября Верховный Совет ЧИР, проведя заседание под руководством Р. Хасбулатова (на тот момент являвшегося и. о. председателя Верховного Совета РСФСР), официально заявил о самороспуске. Взамен был сформирован Временный Высший Совет ЧИР (по договоренности между Р. Хасбулатовым и главами Исполкома данный орган должен был действовать до выборов 17 ноября). Хотя он был распущен гораздо раньше — 5 октября (за проведение подрывной и провокационной деятельности). Вся власть сосредоточилась в руках Исполкома. Но ненадолго — 7 октября ВВС вновь приступает к своим обязанностям.

В обществе происходит раскол — многие становятся на сторону ВВС, что приводит к накаливанию и без того напряженной обстановки. Пиком борьбы становятся выборы 27 октября, на которых, с результатом 90,1 %, побеждает Д. Дудаев. На выборах была отмечена высокая явка (около 70 %), существенных нарушений выявлено не было.

Первым же указом новый президент заявляет о независимости республики («Об объявлении суверенитета Чеченской Республики»). Необходимо отметить, что к этому времени Чечено-ингушская АССР уже распалась: 15 сентября 1991 года Ингушская Республика была провозглашена в составе РСФСР чрезвычайным съездом депутатов Ингушетии.

4 июня 1992 года Верховным Советом РФ будет принят закон «Об образовании Республики Ингушетия в составе Российской Федерации» [7], соответственно, в Конституцию РСФСР будет (10 декабря 1992 года) внесена поправка об образовании новой республики. Территориальные споры об определении границы между двумя республиками ведутся до сих пор.

Кроме того, в 1991 году был принят не менее важный документ — Декларация о нейтралитете. В нем ЧР объявила «пять принципов мирного сосуществования в международных отношениях» [3], а также призвала иностранные государства признать суверенитет и независимость новой республики.

12 марта 1992 года парламентом Чеченской республики принимается новая Конституция, которая фактически отменяла действующую до того момента Конституцию Чечено-ингушской АССР 1978 года. В данной Конституции ЧР декларируется как «суверенное и независимое демократическое правовое государство» [8].

31 марта 1992 года власти ЧР откажутся подписать Федеративный договор, предусматривавший наличие больших полномочий республик [4], с РФ. С марта 1992 по январь 1993 будут вестись переговоры между сторонами, в результате которых 14 января 1993 будет подписан Протокол о признании необходимости проведения работы по урегулированию российско-чеченских отношений [9]. Данный протокол, однако, не будет одобрен Д. Дудаевым.

В 1993 году, спустя полтора года после принятия Конституции, Д. Дудаев напишет статью «К вопросу о государственно-политическом устройстве Чеченской республики» [5], в которой определит путь Чеченской Республики, а также постарается определить форму ее правления и государственного устройства. Настоящее положение Чечни он определит, как коллегиальный госкапитализм, указывая на то, что республика ушла от догорбачевского авторитарного госкапитализма и должна стремиться к коллегиальному приваткапитализму. Под последним подразумевается государственная система США, характеризующаяся по мнению Д. Дудаева «изначально заложенной внутри ее и присущей только ей одной возможности к саморегуляции, настроенной на уровень высшей общественной эффективности и экономической целесообразности» где в роли хозяина выступает финансовая олигархия. То положение, в котором находилась Чечня в 1993 году, отличает переходность состояния: неопределенность «хозяина» — это уже не конкретная личность, но еще и не могущественная финансовая олигархия. При этом, государственные органы абсолютно не важны как таковые именно потому, что все решения принимаются «хозяином» независимо от их воли. Несмотря на то, что ЧР в принятой Конституции декларируется в качестве демократического государства, Д. Дудаев не представляет общество в роли «хозяина» — правление многих лишено рациональности. Таким образом, власть народа фактически иллюзорна — она может быть официально прописана в документах, но всегда на вершине стоит «хозяин» по чьему приказу принимаются те или иные решения.

Именно в руках «хозяина» сосредоточены все нити, связывающие различные сферы жизни общества — политическую, экономическую и прочие, где «хозяин» может великодушно поделиться властью, зная, что они не столь значимы (такое разделение не позволит никому свергнуть могущественного «хозяина» с его пьедестала). Народу отводится роль «производителя», обязанного нести «благосостояние своему народу», поэтому нужно позаботиться о создании достойных условий для обеспечения его работы.

Возможно ли, что желание сосредоточить в своих руках большую власть, стать «хозяином», заставило Д. Дудаева стремиться к созданию президентской диктатуры?

События 1993 года лишь подтверждают его желание не дать обществу действовать через демократические институты принятия решений:

  • в начале 1993 Д. Дудаев поручает А. Акбулатову подготовить ряд поправок к действующей Конституции Чеченской Республики, обеспечивающий сосредоточение власти в руках президента;
  • 15 апреля — 4 июня 1993 г. проходят массовые митинги, основным требованием является отставка президента и правительства;
  • как следствие, Д. Дудаев принимает ответные меры: 17 апреля объявляет о роспуске Парламента, Конституционного суда, Грозненского городского собрания, проводит ряд несогласованных с Парламентом реформ;
  • 4 июня 1993 г. происходит санкционированный Д. Дудаевы вооруженный разгон Парламента, Грозненского городского собрания, Конституционного суда;
  • в середине июня вносятся поправки в Конституцию, что ведет к установлению диктатуры президента [13].

В результате обретения новых полномочий президентом, формируется правительство, также им возглавляемое. Вице-президентом Чеченской республики становится З. Яндарбиев, глава упоминаемой ранее Вайнахской демократической партии. Парламент восстанавливается в ином составе в августе 1993 года, однако, он оказывается полностью зависим от Д. Дудаева, согласно поправке к Конституции, дающей президенту право на роспуск парламента.

Съезд народов Чечни противился усилению власти президента — 3—4 июля на нем было выражено недоверие Д. Дудаеву и его администрации, и, до проведения выборов, управление передано в руки Временного Совета. 30 июля ВСЧР принимает Декрет о власти, отстраняющий Д. Дудаева от занимаемой им должности.

Власти РФ поддержали решение Временного Совета, под эгидой которого начала сплачиваться оппозиция, 23 ноября 1994 сформировавшая Правительство национального возрождения, противопоставившее себя дудаевской коалиции. Легитимность данного органа была признана указом президента РФ.

В августе-сентябре 1994 года начались первые военные столкновения. И, уже 30 ноября 1994 года, президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным был подписан указ о вводе войск в ЧР, носивший название «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики» [10]. Данным указом создавалась группа руководства действиями по разоружению и ликвидации вооруженных формирований, основной целью которой являлось «обеспечение прекращения вооруженных столкновений, разоружение и ликвидация вооруженных формирований на территории Чеченской Республики». Однако, официально войска не вводились до подписания следующего указа от 11 декабря того же года «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта» и принятия Правительством РФ постановления об использовании Вооруженных Сил для проведения операции на территории ЧР.

Так началась Первая чеченская война, продлившаяся вплоть до подписания Хасавюртовских соглашений 31 августа 1996 года [12], ставших результатом ряда военных операций, проведенных сторонниками Д. Дудаева и позволивших им установить контроль над стратегически важными городами Чеченской республики, включая Грозный, Гудермес и Аргун (города республиканского значения). Согласно данным соглашениям, военные действия были прекращены, российские войска покинули территорию ЧР, а вопрос о статусе республики был отложен до 31 декабря 2001 года.

Работа над мирным урегулированием конфликта началась еще в 1995 году, согласно договоренности, между премьер-министром РФ В. Черномырдиным и военным командиром ЧР Ш. Басаевым. Однако, Д. Дудаев не был удовлетворен результатами переговоров — подписанием 30 июля в Грозном Соглашения по мирному урегулированию ситуации в ЧР (по ряду военных вопросов), «которое предусматривало прекращение боевых действий, освобождение насильственно удерживаемых лиц, разоружение и поэтапный вывод войск из республики». На следующем этапе переговоров в августе-сентябре 1995 года была создана Специальная наблюдательная комиссия, целью работы которой являлся контроль за соблюдением Соглашения. Вскоре переговоры были сорваны: произошло покушение на генерала А. Романова, командующего Объединенной группировкой российских войск в ЧР и входившего в вышеназванную комиссию. Военные столкновения продолжились.

В ноябре 1995 года произошли серьезные изменения в руководстве оппозиции: главой Чеченской республики стал Д. Завгаев, избранный оппозиционным Верховным советом ЧР.

В декабре 1995 Д. Завгаевым и В. Черномырдиным было подписано соглашение «Об основных положениях о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Чеченской Республикой».

6—17 декабря в ЧР состоялись общенародные выборы Главы ЧР, в ходе которых Д. Завгаев получил 96,4 % голосов избирателей. Несмотря на попытки оспорить законность выборов Д. Дудаевым, Д. Завгаев формирует свое правительство, создает двухпалатное (Палата Представителей, Законодательная палата) Народное собрание. Это вновь обостряет конфликт. Как и гибель 21 апреля 1996 Джоахара Дудаева, (на его место приходит Зелимхан Яндарбиев (глава Вайнахской демократической партии)).

Сторонам удается достигнуть соглашения 27 мая — на встрече между Б.Н. Ельциным и З. Яндарбиевым в Москве, по результатам которой была создана Договоренность о прекращении огня, боевых действий и мерах по урегулированию вооруженного конфликта на территории ЧР.

Во главе комиссий по переговорам стояли А. Масхадов и В. Михайлов, им удалось договориться о прекращении огня, ликвидации блокпостов, выводе к концу августа российских войск, и назначении выборов.

Однако, так называемые назрановские договоренности, не были реализованы — военные действия после недолгого перерыва продолжились вплоть до подписания Хасавюртовских оглашений.

27 января 1997 года в Чеченской республике состоялись президентские и парламентские выборы, которые принесли победу А. Масхадову (59,1 %). По результатам двух туров в парламент проходит 43 депутата (большинство (около 20) от «Партии национальной независимости», 7 от радикального союза политических сил «Исламский порядок»), во главе становится Р. Алихаджиев (бывший полевой командир)

Кабинет министров, сформированный президентом (являющимся одновременно и председателем Кабмина), состоял преимущественно из радикальных последователей Д. Дудаева, так, например, первым заместителем председателя был назначен Ш. Басаев. В прочие важные государственные органы, как-то Высший президентский совет, Совет безопасности, Администрацию президента также входили лица, воевавшие на стороне Д. Дудаева (Д. Умаров, В. Арсанов и т. д.).

В республике формируется новая система судопроизводства: светские суды практически отменены, на их место приходит суд шариата. Главным судебным органом фактически становится Верховный Шариатский суд Чеченской республики Ичкерия. Восстановлен Конституционны суд (был отменен по приказу Д. Дудаева в 1993 году).

Что касается местных органов самоуправления, то практически на всей территории ЧР главами администраций населенных пунктов являлись полевые командиры, чьи посты были, по сути, узаконены выборами местных органов власти 1997 года.

Созданный порядок продержался, несмотря на разногласия А. Масхадова, выступавшего за проведение умеренного курса, и Ш. Басаева, настаивавшего на радикализме, около двух лет. Хрупкий мир рухнул после ввода в августе 1999 года Ш. Басаевым, к этому моменту окончательно примкнувшим к оппозиции А. Масхадова, войск на территорию республики Дагестан. Это послужило началом Второй чеченской войны.

23 сентября президентом России был подписан Указ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» [11]. На территории ЧР вводится режим контртеррористической операции.

5 октября указом президента А. Масхадова на территории ЧР введено военное положение.

Основным событием стало взятие 6 февраля 2000 года федеральными войсками города Грозный. 29 февраля была уничтожена крупная группировка боевиков на территории Шатойского района. Многим террористам удалось скрыться в горах.

Только в апреле 2009 Национальный антитеррористический комитет РФ объявил об окончании режима КТО на территории Чеченской Республики — «с 00:00 часов 16 апреля 2009 г. отменен приказ, объявляющий территорию республики зоной проведения контртеррористических операций».

Конечно, это не значит, что боевые столкновения на территории ЧР прекратились — военные операции против боевиков проводятся до сих пор.

Чеченская республика Ичкерия фактически была ликвидирована в 2000 году, когда федеральные войска заняли территорию республики. Однако, официально о прекращении ее существования заявил Доку Умаров — самопровозглашенный президент ЧРИ лишь 10 октября 2007 года, переименовав ее в вилайят Нохчийчо (Ичкерия) в составе Имарата Кавказа*. Некоторые аналитики считают, что это в первую очередь связано с «афганизацией» Кавказа — если раньше движение за независимость носило, прежде всего, националистический характер, то теперь борьба имеет явный религиозный уклон исламистского толка. Кроме того, стоит отметить, что расширение территории действия — вся территория мусульманской части Северного Кавказа была поделена на вилайяты — сосредотачивало в руках главы (на тот момент Доку Умарова) большую власть. Необходимо отметить, что независимая Чеченская Республика Ичкерия не была признана ни одним государством, несмотря на то, что ее посольства располагались во многих странах, включая территорию Афганистана, контролируемую движением Талибан, Турции, Эстонии и т. д.

12 июня 2000 года указом Президента Российской Федерации главой администрации Чеченской Республики был назначен Ахмат Кадыров. Спустя три года — 5 октября 2003 года именно он был избран президентом ЧР, получив 80,84 % голосов.

В 2003 году на референдуме была принята Конституция Чеченской Республики, статья 1 которой гласит: «Чеченская Республика (Нохчийн Республика) — демократическое социальное правовое государство с республиканской формой правления. Суверенитет Чеченской Республики выражается в обладании всей полнотой власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики и является неотъемлемым качественным состоянием Чеченской Республики. Территория Чеченской Республики является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации».

Стоит отметить, что под понятием «суверенитет» подразумевается «компетенция» [6], так как использование общепринятого значения противоречит самой сути федерализма.

Таким образом, можно говорить о том, что Чеченская Республика признала власть Российской Федерации, но все же, судить о том, насколько долго продержится существующий порядок достаточно сложно потому, что его обеспечивает в первую очередь взаимодействие двух влиятельных людей — президентов РФ и ЧР. Нельзя не учитывать роль Рамзана Кадырова — действующего президента ЧР, благодаря его жесткому правлению на территории республики, решаются многие серьезные проблемы. За время его президентства Чечня окрепла.

Рамзан Кадыров пришел к власти довольно давно. После гибели его отца в 2004 году, президентом был избран Алу Алханов (82,25 %), однако, многие говорили о сложившемся двоевластии [1] — на политической арене уже появился могущественный Р. Кадыров. В феврале 2007 года В.В. Путин принял отставку А. Алханова по собственному желанию [1], назначив Рамзана Кадырова исполняющим обязанности президента Чечни. Также кандидатура Р. Кадырова была предложена В.В. Путиным парламенту Чечни — 5 апреля 2007 года тот вступил в должность, которую и занимает по настоящий момент.

Итак, проанализировав более чем двадцатилетний отрывок истории Чечни, можно прийти к выводу, что данная республика по-прежнему является достаточно нестабильным регионом. Международное сообщество признает, что политика, проводимая на данный момент в республике, имеет двойственный характер. Де-юре, республика имеет одинаковые конституционно закрепленные права и обязанности с другими субъектами федерации, однако, нельзя не обратить внимание на тот факт, что де-факто Чечня обладает большей свободой, характеризующейся невмешательством центра в дела региона.

*(террористическая организация, деятельность которой запрещена в России, прим. ред)

Список литературы:

  1. Ахмад Кадыров объявлен избранным президентом Чечни. — [Электронный ресурс]: http://lenta.ru/ URL: http://lenta.ru/vybory/2003/10/07/kadyrov.
  2. Декларация о государственном суверенитете Чечено-ингушской республики. — [Электронный ресурс]: http://chechenlaw.ru/ URL: http://chechenlaw.ru/?p=55.
  3. Декларация о нейтралитете Чеченской республики — [Электронный ресурс]: http://chechenlaw.ru/ URL: http://chechenlaw.ru/?p=439.
  4. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.) — [Электронный ресурс]: http://constitution.garant.ru/ URL: http://constitution.garant.ru/act/federative/170280/.
  5. Дудаев Д. К вопросу о государственно-политическом устройстве Чеченской республики — [Электронный ресурс]: http://chechenlaw.ru/ URL: http://chechenlaw.ru/?p=472.
  6. Заключение Венецианской комиссии о конституции Чечни. — [Электронный ресурс]: http://chechenlaw.ru/ URL: http://chechenlaw.ru/?p=605.
  7. Закон РФ от 4.06.92 № 2927-1 Об образовании Ингушской республики в составе Российской Федерации — [Электронный ресурс]: http://www.lawrussia.ru/ URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_555/doc555a852x257.htm.
  8. Конституция Чеченской республики 12.03.1992 — [Электронный ресурс]: http://www.zakonprost.ru/ URL: http://www.zakonprost.ru/content/ regional/77/ 308714
  9. Протокол о результатах встречи делегаций Российской Федерации и Чеченской Республики в г. Грозном. — [Электронный ресурс]: http://chechenlaw.ru/ URL: http://chechenlaw.ru/?p=118.
  10. Указ президента Российской Федерации. «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики». — [Электронный ресурс]: http://chechenlaw.ru/ URL: http://chechenlaw.ru/?p=163.
  11. Указ Президента РФ от 23.09.1999 № 1255с «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» — [Электронный ресурс]: http://pravo.levonevsky.org/ URL: http://pravo.levonevsky.org/bazaru09/ukaz/sbor09/text09140.htm.
  12. Хасавюртовские соглашения. — [Электронный ресурс]: http://chechenlaw.ru/ URL: http://chechenlaw.ru/?p=181.
  13. Черкасов А.В., Орлов О.П. Хроника вооруженного конфликта. — [Электронный ресурс]: http://www.memo.ru/ URL: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/chechen/itogi/xp90.htm.