Статья:

ЗНАЧНИЕ ТИМБИЛДИНГА В ФОРМИРОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОАО «ГАЗПРОМ»

Конференция: XXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Глаголева И.В. ЗНАЧНИЕ ТИМБИЛДИНГА В ФОРМИРОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОАО «ГАЗПРОМ» // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(21). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(21).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗНАЧНИЕ ТИМБИЛДИНГА В ФОРМИРОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОАО «ГАЗПРОМ»

Глаголева Ирина Валерьевна
студент Воронежского государственного университета, РФ, г. Воронеж
Щукин Олег Семенович
научный руководитель, д-р экон. наук, проф., Воронежского государственного университета, г. Воронеж

 

Стремительное развитие современной экономики требует от предприятий постоянного совершенствования, иначе они не смогут существовать в сложившихся условиях жесткой конкуренции. Необходимыми качествами предприятия становятся гибкость, адаптивность к быстро меняющимся условиям рынка, повышение производительности труда и умение творчески развиваться. По сравнению с жестким административным управлением, командный метод работы является более эффективным. Переход к этому методу — сложный процесс, он требует формирование сильной корпоративной культуры, перестройки мышления, поведения, способов принятия решений. Данная проблема имеет большое значение для практикующих менеджеров, так как способствует повышению эффективности работников в коллективе.

Значение тимбилдинга в теории и практике менеджмента нельзя недооценивать. Для того чтобы сделать процесс эффективным, необходимо создать корпоративную культуру, научиться распределять роли и задачи между сотрудниками. Для достижения этой цели можно и нужно использовать самые разнообразные методы. Вопрос, как сплотить команду, волнует сегодня многие компании. Правильно подобранный персонал с течением времени будет работать эффективно, однако в современном обществе стоит острая потребность в рациональном использовании времени, и тренинги по тимбилдингу помогают ускорить этот процесс. Этим и объясняется актуальность данного исследования.

Предметом исследования выступает тимбилдинг, с помощью которого происходит формирование корпоративной культуры.

Объектом исследования в данной работе является корпоративная культура ОАО «Газпром».

Сегодня тимбилдинг рассматривается как одна из наиболее прогрессивных технологий в сфере корпоративного менеджмента. Существуют разные подходы к определению тимбилдинга:

Тимбилдинг (или командообразование, от англ. teambuilding — построение команды) является системой специально организованных мероприятий, направленных на создание команды и совершенствование навыков работы в коллективе [1].

В игровых условиях члены команды становятся более открытыми, беспрепятственно делятся информацией, раскрывают свои способности, получают позитивные эмоции. В конечном результате при успешной организации тимбилдинга на предприятии улучшаются коммуникации, повышается результативность командной работы, совершенствуются навыки работы в коллективе.

Одной из самых главных задач тимбилдинга является развитие и трансляция корпоративной культуры. Чтобы работники больше знали об организации и не сомневались в верности выбора места работы, необходимо познакомить их с особенностями бизнеса, с людьми, с которыми ему предстоит взаимодействовать. Такую возможность им предоставляет тимбилдинг, который является одним из инструментов успешного и относительного быстрого формирования корпоративной культуры.

Тимбилдинг позволяет сформировать высокий уровень корпоративной культуры, являющийся важным стратегическим фактором, заставляющим работать все структурные зве­нья компании на достижение постав­ленных целей в рамках заявленной миссии. Результатом успешного тимбилдинга является позитивная корпоративная культура, в рамках которой сотрудники высокомотивированы, ответственны, стремятся к саморазвитию.

Тимбилдинг помогает компаниям внедрять корпоративную культуру, адаптирует новых сотрудников к сложившимся условиям среды предприятия, создает благоприятный климат в компании. Он является инструментом формирования и транслирования корпоративной культуры не только на стадиях развития небольшого предприятия, но и в крупных компаниях, с устоявшейся миссией и ценностями, которые открывают филиалы, дочерние предприятия, расширяют штат сотрудников, которых нужно в максимально короткие сроки включить в работу.

Одной из таких организаций является ОАО «Газпром», которая является одной из самых крупных энергетических компаний в мире. Главными направлениями деятельности этой компании являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии [2].

Тысячные коллективы гигантских предприятий, и отдельные продуктовые дочерние предприятия, работающие в агрессивной высоко конкурентной среде, нуждаются в грамотной координации действий, для того чтобы взаимодействие друг с другом было более эффективным. Компания нуждается в выстраивании связей как горизонтальных, так и вертикальных среди персонала, в формировании сплоченных эффективно работающих команд. В такой гигантской компании корпоративная культура является необходимым инструментом функционирования и выживания в конкурентной борьбе. Корпоративные коммуникации являются одним из ключевых механизмов взаимодействия компании с заинтересованными сторонами, обеспечивающим прозрачность и открытость деятельности. Развитие системы внутрикорпоративных коммуникаций — важный компонент продвижения корпоративной культуры, поддержания диалога между сотрудниками компании и менеджментом.

Для «Газпрома» корпоративная культура является одним из ключевых факторов достижения стратегических целей компании. Успешность внедрения амбициозной стратегии развития компании до 2025 года предполагает создание команды международного класса. В соответствии с этой целью в Компании принята концепция дальнейшего развития корпоративной культуры, базирующейся на ценностях и миссии «Газпром» и ориентирующей сотрудников на достижение высоких результатов [2].

В 2012 г. были сформированы планы трансформации корпоративной культуры. Планы были созданы с учетом особенностей каждого предприятия. В число ключевых направлений деятельности данных планов вошли развитие системы управления по целям, создание внутреннего экономического соревнования, «управление через присутствие» — регулярное общение руководителя с сотрудниками на их рабочих местах, каскадная коммуникация ценностей и личное участие членов Правления в их трансляции, стимулирование инициативы снизу, развитие системы обратной связи.

Тимбилдинг — это один из самых доступных и простых инструментов для создания и развития площадок корпоративной коммуникации. Также тренинги по тимбилдингу очень часто используются профессиональными коучами. Они помогают улучшить продуктивность деятельности, а это главное, для чего применяется коучинг, развивать персонал, обучать его «без отрыва от работы», причем этот процесс доставляет позитивные эмоции, помогает улучшить отношения в коллективе. Соответственно улучшается гибкость и адаптивность к изменениям конкурентной среды.

Газпром является компанией, которая активно внедряет инструменты тимбилдинга для работы с командами профессионалов и, по тому, как компания стремительно развивается, можно сказать, что ее деятельность является успешной. Компания внедряет и совершенствует систему оценки и отбора высокопотенциальных сотрудников, а также карьерного планирования, позволяющую максимально обеспечить «Газпром» квалифицированными кадрами на перспективу.

В компании постоянно проводятся проверки системы работы с кадрами на предмет соответствия стратегическим целям и анализ ее эффективности. Газпром заботится о своих работниках, поэтому старается сделать их работу более интересной, творческой и менее рутинной. Для этого в компании недавно был внедрен комитет по талантам. Это тоже своеобразная система тимбилдинговых мероприятий, направленных на выявление инициативности, активности, нестандартности мышления работников.

Комитеты по талантам были созданы для того, чтобы повысить честность в принятии кадровых решений, увеличить вовлеченность и ответственность руководителей в процессе работы с кадрами, расширить возможности для функциональных и дивизионных кадровых переходов. Комитеты по талантам — это встречи управленческих команд, на которых решаются проблемы с кадровыми резервами, выясняется существующая на данный момент ситуация с кадровыми резервами на ключевые позиции, разрабатывается план действий по изменению к лучшему их кадровой защищенности, утверждаются списки высокопотенциальных сотрудников [2].

В Газпроме часто проводятся разнообразные корпоративные фестивали, концерты, спортивные состязания и Спартакиады, фотоконкурсы и литературные конкурсы. При участии профсоюзной организации Газпрома было создано Творческое объединение литераторов газовой промышленности и выпускается ежегодный сборник «Литературный факел». Такие мероприятия способствуют самореализации и развитию потенциала работников предприятия. Таким образом, «Газпром» становится не только местом работы, но и площадкой для воплощения творческих возможностей человека [2].

Коллективы «Газпрома» вместе отмечают корпоративные праздники, такие как день основания компании, а на празднование Нового года тратятся колоссальные средства. Например, В 2013 году Газпром провел грандиозный корпоратив в культурном центре «Галактика», который был построен компанией к Олимпиаде. В «Галактике» Газпром отметил Новый год, открытие самого олимпийского объекта «Галактика» и подвел итоги стопроцентной реализации олимпийской программы, которую должен был выполнить Газпром. А для того, чтобы устроить корпоративный фестиваль, руководство Газпрома сняло практически целый город Витебск на несколько дней [2].

Но инициатива проведения тимбилдингов исходит не только от высшего руководства, которое тратит на это баснословные деньги. В небольших группах специалистов в отдаленных от центрального управления дочерних предприятиях тоже проходят тренинги по командообразованию, но в меньших масштабах, однако они приносят возможно даже больший результат, чем крупные мероприятия.

В такой крупной компании тимбилдинг позволяет решить множество задач, которые не решаются административными методами. Это неформальный элемент, то самое звено, которое позволяет достоверной информации на предприятии циркулировать более свободно, укрепляет доверие в коллективе, в тоже время служит мотивацией работников, усиливает их лояльность компании и т. д. В условиях современного рынка тимбилдинг — не только веяние моды, но и хороший инструмент для создания и постоянного поддержания в надлежащем состоянии корпоративной культуры.

В руках профессионалов тимбилдинг является современным и качественным инструментом для постепенного внедрения корпоративной культуры. Он помогает руководителям решать проблемы в коллективе сотрудников на любом предприятии, повысить лояльность к компании, снизить текучесть кадров, а для работников — это возможность лучше узнать своих коллег, получить эмоциональное и эстетическое удовольствие, раскрыть свой потенциал и продемонстрировать свои умения и таланты.

 

Список литературы:

  1. Геллерт М. Все о командообразовании. Teamarbeit, teamentwicklung, teamberatung: руководство для тренеров / М. Геллерт, К. Новак. — пер. с нем. — М.: Вершина, 2006. — 352 с.
  2. Официальный сайт ОАО «Газпром». — ОАО «Газпром». — 2014. (http://www.gazprom.ru).