Статья:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ИЗ БЮДЖЕТА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Конференция: XXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Золоторева А.Х., Мизенко В.В. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ИЗ БЮДЖЕТА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(21). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(21).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ИЗ БЮДЖЕТА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Золоторева Анастасия Хасановна
студент института экономики, ФГАОУ ВПО Белгородского национального исследовательского государственного университета, (НИУ БелГУ), РФ, г. Белгород
Мизенко Вероника Владимировна
студент института экономики, ФГАОУ ВПО Белгородского национального исследовательского государственного университета, (НИУ БелГУ), РФ, г. Белгород
Соловьева Наталья Евгеньевна
научный руководитель, канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры «Налоги и налогообложения», института экономики, ФГАОУ ВПО Белгородского национального исследовательского государственного университета, (НИУ БелГУ), РФ, г. Белгород

 

Налог на добавленную стоимость это один из видов косвенных налогов, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ или услуг и вносится в бюджет по мере реализации. В результате применения НДС конечный потребитель товара, работ или услуг уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, т. к. налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и услуг, необходимых для производства товара, работы или услуги на различных стадиях [1].

Важную фискальную роль в российской налоговой системе занимают косвенные налоги, которые являются регулирующими налогами в доходной части федерального бюджета. Ведущее место в системе косвенного налогообложения отводится — налогу на добавленную стоимость, так как его удельный вес в доходной части консолидированного федерального бюджета составляет так в 2012 году 1886 млрд. рублей, а в 2013 году 1868 млрд. рублей [3]. Отметим, что НДС — это всеобщий налог на потребление, который обязаны уплачивать все организации и индивидуальные предприниматели, производящие товар и реализующие его. Особое внимание уделяется тому, что в результате возмещения налога на добавленную стоимость консолидированный бюджет Российской федерации теряет миллионы рублей, что актуализирует данную тему.

Налог на добавленную стоимость является одним из сложных налогов в российской налоговой системе. С каждым годом в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации вносятся многочисленные изменения и дополнения по улучшению администрирования данного налога [2, с. 18].

Налог на добавленную стоимость в налоговой системе существует сравнительно давно, он заменил ранее действующий налог с оборота. Основная сущность данного налога заключается в том, что методика взимания предполагает исчисление как самого налога, который подлежит уплате в федеральный бюджет, так и возмещение его из федерального бюджета. Под возмещением понимается возврат денежных средств из бюджета.

В теории налогоплательщику достаточно просто осуществить возврат налога из федерального бюджета, но на практике данная процедура не так уж проста и «прозрачна». Одной из функций налоговых органов заключается, в том, чтобы максимально пополнить бюджет страны. Как показывает практика, возмещение налога слишком сложная процедура, как для налогоплательщиков, так и для государства.

Для возмещения НДС рассмотрим теоритические аспекты данной проблематики и предложим возможные методы, способы или приемы решения проблем, с которыми наиболее часто приходится сталкиваться организациям и индивидуальным предпринимателям в практической деятельности.

Чтобы разобраться с поставленной задачей, для начала следует выделить порядок возврата НДС. Порядок возмещения налога на добавленную стоимость осуществляется на основании Налогового кодекса Российской Федерации как зачет (возврата суммы данного налога), который заявлен к возмещению в официальном документе (налоговой декларации), до завершения проводимой налоговой проверки. Он так же распространяется и на предприятия, реализующие продукцию на внутреннем рынке, и на экспортеров. Представим процедуру возмещения НДС в 2014 году в виде таблицы 1.

Таблица 1.

Процедура возмещения НДС в 2014 году

Этап

Сущность

1

Подача налоговой декларации

Налогоплательщик заполняет и подает налоговую декларацию по НДС за налоговый период.

2

Проводится камеральная налоговая проверка

По данным, указанным в налоговой декларации, налоговые органы проводят камеральную налоговую проверку, которая устанавливает обоснованность заявленных налогоплательщиком требований

3

Составляется акт налоговой проверки

В случае выявления налоговыми органами нарушений в области налогового законодательства по окончанию проведения камеральной налоговой проверки составляется акт. Налогоплательщик имеет право на его обжалование.

4

Возражения налогоплательщика

При обнаружении налоговыми органами факта нарушения законодательства о налогах и сборах налогоплательщиком и отражения их в акте налоговой проверки организация или ИП имеет право подачи в контролирующий орган своих возражений, которые будут рассмотрены.

5

Вынесение решения

Если налоговыми органами не обнаружено каких-либо нарушений, то в течении семи дней должны вынести решение о возмещении налога из бюджета на банковский счет налогоплательщика.

6

Арбитражный суд

Если налогоплательщик обжаловал решение об отказе, о возмещении НДС в вышестоящий налоговый орган (УФНС, а затем ФНС), что в результате осталось без изменения, то он может обратиться в Арбитражный суд с исковым заявлением. Затем по исполнительному листу приходит возврат НДС

 

По данным таблицы видно, что для того чтобы налогоплательщику государство произвело возврат уплаченного НДС из федерального бюджета, следует пройти все указанные этапы и только после окончания всех этапов, при одобрении, он имеет право на возмещение НДС.

Основной проблемой возмещения НДС является сложное построение налогового законодательства. Эта проблема охватывает не только возврат налога из федерального бюджета, она так же затрагивает всю налоговую систему и налоговую политику. Ведь не каждый плательщик НДС имеет достаточно знаний для того, чтобы самостоятельно, без профессиональной помощи специалиста вступить в налоговые правоотношения. И тогда налогоплательщику приходится обращаться за помощью к специалистам, например, в консалтинговую компанию, где они уже профессионально могут проанализировать предоставленный пакет документов, исправить неясности и неточности в них для подачи в налоговый орган, в целях проведения проверки.

Важной проблемой на сегодняшний день является незаконное возмещение НДС. А именно, речь пойдет о возмещении НДС при экспорте товаров с использованием «фирм однодневок». Следует отметить, что эта проблема существует в странах, где существует налог на добавленную стоимость и уплата его производится по принципу страны назначения, то есть бюджет страны производства товаров возмещает экспортеру налог, который был уплачен своим поставщиком, а импортер уплачивает НДС в бюджет своей страны. В системе поставщиков применяются «фирмы-однодневки». Например, эффект от использования фирмы-однодневки, который заключается в том, чтобы имитации приобретения товаров, работ, услуг однодневки (обычно нематериальных: консультационных, маркетинговых и т. п.), субъект налога, тем самым уменьшает налогооблагаемую прибыль, а также получает право на налоговый вычет по НДС. На самом деле никаких услуг не оказывается, а денежные суммы, переведённые в фирму-однодневку, обналичиваются и возвращаются организатору махинации. В момент проведения проверки выявляются все признаки, указывающие на наличие финансовой схемы. Начальным этапом решения этой проблемы является немедленное снижение количества «фирм-однодневок» путем ужесточения мер регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей.

Еще одной немаловажной проблемой является искусственное завышение стоимости товара. Практика показывает, что в себестоимость продукции организации включают стоимость переработки сырья, хранения, комиссии и другие производственные и внепроизводственные затраты, тем самым искусственно завышая себестоимость продукции. Происходит снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а при экспорте товара налогоплательщиком указывается завышенная сумма НДС к возмещению.

Для решения данной проблемы предлагаем ужесточить контрольные меры со стороны государства, как налоговых органов, так и налогоплательщиков.

Таким образом, выделим основные пути решения возврата НДС из федерального бюджета. Необходимо выработать современную методику в отношении взимания НДС, где будут учитываться интересы добросовестных налогоплательщиков и государства. Данная методика в будущем должна обеспечить фактическое поступление в бюджет сумм НДС. Особый акцент следует сделать на законодательную базу, а именно разработку мер совершенствования главы 21 действующего НК РФ. Одним из решений так же является сокращение численности недобросовестных налогоплательщиков.

 

Список литературы:

  1. Баженов А.А. Федеральные налоги и сборы: учебное пособие в схемах / А.А. Баженов; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО Владим. гос. ун-т — Владимир: Транзит-Икс, 2013. — 82 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. — М.: Издательство «Омега-Л», 2014. — 793 с.
  3. Официальный сайт Федеральная налоговая служба РФ — [Электронный ресурс] / ФНС России [сайт] 2015. — Режим доступа: http://www.nalog.ru. (Дата обращения 02.02.2015).