Статья:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Конференция: XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Данилова А.В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(23).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 58 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Данилова Анастасия Владимировна
студент 2 курса, кафедра финансов, учета и аудита СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк
Быкасова Лариса Валентиновна
научный руководитель, канд. культурологии, доц., СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк

 

Получение высшего образования, как за рубежом, так и в России, — важный и серьезный шаг в жизни каждого человека. Высшее образование, безусловно, играет большую роль в формировании личности. При получении высшего образования, человек поглощает огромное количество информации, приобретает новые навыки, расширяет границы мировоззрения. Будущее каждой страны во многом зависит от уровня образования её граждан. Институт высшего образование является отправной точкой и инициатором процесса модернизации современного общества.

Получение высшего образования, обучение в университете — процесс, долгий и не легкий, дающий возможность осуществить одну из важных целей в жизни каждого человека — трудоустройство по специальности с перспективой карьерного роста.

Получая качественное высшее образование, человек открывает перед собой новые возможности и перспективы, независимо от того, получено оно в России или за рубежом, хотя есть отличия обучения «здесь» и «там».

Целью данной работы является выявление общих черт и отличий систем образования в России и за рубежом. Объектами нашего исследования являются системы высшего образования некоторых зарубежных стран с различными системами высшего образования (США, Японии) и России.

В последнее время ситуация в мире существенно изменилась: в высшем образовании происходит интеграция и глобализация. В связи с этим в систему высшего образования в России приходят новые методы, приемы и принципы обучения. Обратимся к зарубежному опыту получения высшего образования.

Все высшие учебные заведения в системе образования Америки можно разделить на колледжи и университеты.

Колледжи — отдельные факультеты университетов США, которые готовят профессионалов в узкой области знаний, а также высшие учебные заведения с 2-летней и 4-летней программой обучения. Таким образом, в США университеты — это обширные объединения колледжей, школ, и научно-исследовательских центров.

Местные, технические колледжи и колледжи начального обучения предлагают обучение техническим профессиям, краткосрочные технические программы повышения квалификации, рассчитанные на обучение в течение нескольких недель или месяцев.

Двухгодичные колледжи предлагают обширный выбор программ, которые рассчитаны обычно на год или более с отрывом от производства.

Обычно колледжи предлагают четырехгодичную программу обучения, позволяющую получить степень бакалавра.

Интересно и то, что в высших учебных заведения, США сочетают заочную, вечернюю и очную форму обучения. Такой тип получения образования предпочитает рабочая молодежь. Такие студенты могут учиться даже во время выходных и каникул.

Обучение в американских вузах ведется по трем основным уровням. Первые четыре года высшего образования в США — это первый уровень образования. Студенту, который прошел четырехгодичную программу обучения в колледже или в университете присуждается степень бакалавра. В Америке колледжем называют учебное заведение, которое присуждает всего лишь степень бакалавра (возможно магистра), или первый этап обучения в университете сроком в 4 года, хотя некоторые вузы сокращают этот срок. Первые два года студентами изучаются общеобразовательные предметы: гуманитарные дисциплины, математика, естественные науки, информатика, языки. В конце второго года обучения студенты выбирают предметы для более глубокого изучения.

Обучение на втором уровне ведется по специальной программе, ориентированной на практическую деятельность в различных областях. Студенты, уже имеющие степень бакалавра, должны учиться еще два года, что получить степень магистра. Для получения степени магистра студент должен написать и защитить диссертацию.

Наивысшая ступень образования в США — докторантура, предполагающая специализированное обучение и самостоятельную научную деятельность.

Американские студенты не тратят время и силы на предметы, которые никогда не пригодятся им в их профессии. Они за весь период учебы получают узкую специализацию, изучая те предметы, которые им точно пригодятся в будущем. В школах России напротив не предоставляют свободу в выборе предметов. Поэтому считается, что американские студенты лучше подготовлены к самостоятельной жизни. 

Не менее интересен опыт получения высшего образования в Японии. В Японии получение высшего образования, как и в России, не является обязательным. Это может вызвать удивление, ведь Япония достигла высокого уровня научно-технического прогресса и невольно возникает, что в этой стране каждый гражданин просто обязан иметь высшее образование. Но это не так. Каждый житель Японии, обязан закончить только 9 классов школы. Учиться дальше или пойти работать, человек решает сам. 

Получить высшее образование в стране восходящего солнца не так уж и легко. Если в России студенты зачисляются в высшие учебные заведения по результатам ЕГЭ. То в Японии, чтобы поступить в вуз необходимо пройти «Общий тест достижений первой ступени», который проводит Национальный центр по приему в университеты. И если тест успешно пройден, необходимо сдать вступительные экзамены в самом университете. Плюс образование в Японии очень дорогое. Все вузы платные. Государство помогает лишь неимущим, выплачивая им стипендию. Но, когда студент, окончив обучение в ВУЗе, начинает работать по своей специальности, он должен вернуть полную сумму стипендии в государственную казну. 

Особенностью учебного процесса в Японии можно назвать деление дисциплин на общенаучные, которые изучается в первые два года (историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные языки), и специальные, позволяющие освоить студенту его будущую профессию. 

Сроки обучения в Японии такие же, как и в странах Европы, в США и в России. Степень бакалавра присуждается по окончании 4 лет обучения. Получив степень бакалавра, студент может продолжить свое обучение в ВУЗе на степень магистра, которое длится два года. 

Степень доктора философии (Hakushi) требует уже трех лет обучения для тех, кто имеет степень магистра, и не менее 5 лет для бакалавров. Докторантура предполагает 3 года обучения для магистров и 5 лет для бакалавров. 

Высшее образование в Японии можно получить: 

  1. в университетах полного цикла, обучение в которых продолжается 4 года, после чего студенту присуждается степень бакалавра, при желании студент может окончить аспирантуру и докторантуру;
  2. в технических институтах, где студенты учатся 5 лет и получают широкую подготовку в области техники, в дальнейшем их профессия будет связана с разработками новых передовых технологий.

В России поступить в высшее учебное заведение могут граждане, получившие среднее полное общее образование (11 классов школы) или среднее профессиональное образование, которое получают в техникумах, колледжах и училищах. 

Обучение в нашей стране осуществляется на бюджетной и на платной основе. Обычно на бюджетные места претендуют лица, в отношении которых действуют государственные социальные гарантии — инвалидам, круглым сиротам, участникам боевых действий. Также бюджетное место могут получить абитуриенты, предъявившие высокий результат ЕГЭ. 

В России существует три вида высших учебных заведений — университет, академия и институт. 

Существует три ступени высшего образования в России:

  • неполное высшее — сроком обучения 2 года;
  • бакалавриат — сроком обучения 4 года, следует отметить, что бакалавр не получает глубоких знание в своей специальности, а лишь имеет общий теоретический подход;
  • дипломированный специалист, срок подготовки дипломированного специалиста составляет 5 лет, выпускник, которому присуждена данная степень, является специалистом-практиком и может приниматься на работу по своей специальности;
  • магистр, срок обучения на магистра составляет 2 года, в магистратуру может поступить студент, уже имеющий степень бакалавра, в магистратуре получают широкие знания в области научной теории.

Чем же отличается бакалавр от специалиста? Тем, что бакалавр в отличие от специалиста соответствует стандартам международной классификации и приветствуется за рубежом.

Если говорить о достоинствах и недостатках высшего образования в России, то среди плюсов можно выделить:

  • доступность;
  • расширение кругозора студента, получение хороших знаний о своей профессии;
  • творческая деятельность студентов.

К минусам можно отнести:

  • низкий уровень комфорта и инфраструктуры;
  • неготовность выпускников к практической работе;
  • изучение, по мнению студентов, «лишних» предметов (вероятность того, что эти предметы пригодятся студенту в будущем, крайне мала).

Таким образом, каждая страна имеет свою специфическую систему высшего образования. Тем не менее, каждая система имеет свои плюсы и минусы. Основное отличие высшего образования в России от образования за рубежом заключается в том, что «там» стремятся подготовить практиков. У нас в основном готовят теоретиков.