ГОТОВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СЕЛЬСКОМ УРОВНЕ
Секция: 4. Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ГОТОВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СЕЛЬСКОМ УРОВНЕ
Система оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья не была создана вплоть до XX века. Не была она создана и за время советской власти, когда помощь ребенку со специфическими нуждами сводилась к его изоляции в специальной школе интернаторного типа. Это вело не только к развитию личного осознания своей неполноценности, но и созданию в обществе стереотипа об этом. Поэтому современный мир пытается бороться со сложившимся многими годами опытом изоляции детей, имеющим инвалидность. Мы считаем, что общество способно полноценно принять детей с ограниченными возможностями с помощью сложившейся практики социальной работы, которая включает непосредственное включение во все процессы самих детей. Этот метод называют инклюзивным.
Цель: исследование возможности применения инклюзивной модели социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на сельском уровне (на примере с. Шипуново Алтайского края).
Задачи:
- Обосновать применение инклюзивной модели социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Проанализировать реальную ситуацию применения инклюзии в с. Шипуново.
Объект исследования: инклюзивная модель социальной работы.
Предмет исследования: применение инклюзивной модели социальной работы (на примере с. Шипуново).
Гипотеза исследования заключается в том, что сельский социум пока не готово к применению инклюзивной модели социальной работы.
Методы исследования: наблюдение, экспертный опрос.
Ведущей идеей модели социальной работы является превращение субъектная включенность в нее всех участников процесса, в том числе и ребенка. Т. е., к примеру, социальный работник может предложить ребенку с ОВЗ быть участником детского лагеря, где он будет находиться не в изоляции от здоровых людей, а вместе с ними. Это, так скажем базовый уровень — практическая социальная работа. Следующий уровень — общественный. Здесь ребенок с особыми нуждами — полноценный участник всех общественных процессов. Социальная работа же предполагает проведение акций, концертов, создание клубов и т. д., где человека с ОВЗ не ограничивают. И к третьему уровню социальной работы относится законодательство, направленное на успешную адаптацию. Это законы, федеральные программы и пр. На этой ступени мы рассматриваем возможность применения инклюзивного образования [2] и Федеральную программу «Доступная среда» [1].
Для того, что выяснить готовность села Шипуново к применению инклюзивной модели социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы провели исследования, благодаря которому гипотеза исследования нашла свое подтверждение. С.И. Уколов (эксперт на 3 уровне социальной работы) отметил, что «Инклюзивное образование пока невозможно в стенах школы. Т. к. существует проблема с квалифицированным персоналом. Сложно заинтересовать профессией учитель в селе. Поэтому 60 % учителей нашей школы уже не в том возрасте, чтобы учиться принципиально новому методу преподавания. Я хотел бы поддержать инклюзивное образование, но здесь необходимо создать условия, а район пока не в состоянии себе это позволить».
Стоит отметить, что действительно условий для детей с ограниченными возможностями нет. Конечно, квалифицированные кадры играют не последнюю роль, но инфраструктура тоже необходима. К примеру, элементарное — пандусы, лифт (в 3-х этажном здании) отсутствуют. А также дверные проемы очень узкие и не соответствуют СНИП [3].
Общественная инициатива в селе Шипуново для детей с ОВЗ имеет место быть, но она скорее направлена на изоляцию таких детей. Эксперт на 2 уровне социальной работы, организатор ежегодных праздников, Н.А. Кротько ответила, что «все их мероприятия направлены только на деток с ограниченными возможностями здоровья. Состав волонтеров постоянен и не меняется. Это подготовленные люди, которые не будут смеяться, и осуждать наших ребят. Мы не призываем новых людей, т. к. отрицательный опыт уже был и не хотел бы его повторять».
Н.А. Кротько на протяжении многих лет является организатором мероприятий, таких как Новый год и день защиты детей. Она начала этим заниматься для своего племянника, имеющего диагноз Дауна. Наталья Алексеевна как никто другой понимает проблемы таких детей, но, тем не менее, продолжает проводить праздники, в которых участвуют только узкий не меняющийся круг волонтеров. Боясь приглашать новых людей, тем самым она препятствует инклюзии.
Последний уровень — практический. Мы обратились в Территориальный центр социальной помощи семье и детям Шипуновского района. И выяснили, что в селе Шипуново 128 детей официально признаны инвалидами. К огромному сожалению, это единственный вопрос, на который специалист (эксперт на 1 уровне социальной работы) дал нам полноценный ответ. Выяснилось, что по вопросам инклюзии специалист по работе с детьми с ограниченными умственными и физическими возможностями Мартынова М.В. не компетентна. Специалист сказала, что в районе не реализуется программа «Доступная среда». Судить о некомпетентности в вопросе инклюзии специалиста по социальной работе можно и потому как она называет термины — «Инклюзорное образование».
В центре ведется работа, но она так же имеет изолированную направленность. Организация не практикует совместную работу детей с ОВЗ и здоровых детей.
Для сравнения — Комплексный Центр социальной помощи семье и детям г. Барнаула имеет практику инклюзивной работы. Они организуют летние лагеря дневного пребывания, совмещают занятия в комнате Мантессори, а так же на всех праздниках Центра можно увидеть как здоровых, так и детей-инвалидов. Можно сделать вывод, что территориальная принадлежность так же играет немало важную роль.
Социальная работа в с. Шипуново с детьми с ОВЗ проводится. Но она имеет ярко выраженный индивидуальный характер работы «по-старинке», т. е. в районе, если и найдется энтузиаст с новыми видениями на социальную работу, ему очень быстро помогут избавиться от прогрессивных взглядов. Нужно обучать специалистов работе по-новому не индивидуально, а коллективно, постепенно оттесняя старые стереотипы в прошлое. Таким образом, острота и специфика проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, проживающих в пространственно-ограниченном социуме с. Шипуново обусловлена рядом объективных и субъективных причин.
Объективные факторы: ограниченный доступ к услугам общественных социальных организаций, изолированность и территориальная отдаленность, отсутствие работы у родителей. К числу объективных факторов необходимо отнести также кризис традиционных семейных институтов, большое количество разводов в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Субъективные факторы: отсутствие конфиденциальности, недостаточная анонимность частной жизни, желание скрыть факт ребенка с инвалидностью, стереотипное общественное восприятие наличия ребенка с ограниченными возможностями, как показатель ущербности семьи. К тому же подростки и молодежь без инвалидности, не найдя возможности для самореализации, обращаются к девиантным формам поведения по отношению к детям с ОВЗ, ревностно реагируя на их льготы и пособия.
Итак, можно сделать вывод, что абсолютно все уровни оказались не готовы к практике инклюзии, по разным, очень веским обстоятельствам. Это говорит о том, что гипотеза подтвердилась.
Закон об образовании в РФ от 29.12.2012 года гласит: инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. И нововведения должны коснуться не только больших городов, но и малых населенных пунктов, но главное, что должно произойти — переворот в умах, головах, в первую очередь взрослого поколения, а затем уже и ребенка. В этом случае важность социальных реклам сложно переоценить. Ведь как говориться в одной из них: «хотелось бы, чтобы детки делились на тех, кто любит кашу и не любит...». Именно такого отношения в обществе недостает.
Список литературы:
- Доступная среда на 2011—2015 годы: Государственная программа Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. — 2014. — 24 апреля.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета — Федеральный выпуск № 5976. — 2012. — 31 декабря.
- Строительные нормы и правила — СНиП 2.08.02 — 89*.