Статья:

ГОТОВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СЕЛЬСКОМ УРОВНЕ

Конференция: XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Михайлец Д.И. ГОТОВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СЕЛЬСКОМ УРОВНЕ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(23).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 26 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОТОВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СЕЛЬСКОМ УРОВНЕ

Михайлец Дарья Ивановна
студент Алтайского государственного университета, РФ, Алтайский край, г. Барнаул
Антонович Ирина Владимировна
научный руководитель, доц. Алтайского государственного университета, РФ, Алтайский край, г. Барнаул

 

Система оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья не была создана вплоть до XX века. Не была она создана и за время советской власти, когда помощь ребенку со специфическими нуждами сводилась к его изоляции в специальной школе интернаторного типа. Это вело не только к развитию личного осознания своей неполноценности, но и созданию в обществе стереотипа об этом. Поэтому современный мир пытается бороться со сложившимся многими годами опытом изоляции детей, имеющим инвалидность. Мы считаем, что общество способно полноценно принять детей с ограниченными возможностями с помощью сложившейся практики социальной работы, которая включает непосредственное включение во все процессы самих детей. Этот метод называют инклюзивным.

Цель: исследование возможности применения инклюзивной модели социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на сельском уровне (на примере с. Шипуново Алтайского края).

Задачи:

  1. Обосновать применение инклюзивной модели социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Проанализировать реальную ситуацию применения инклюзии в с. Шипуново.

Объект исследования: инклюзивная модель социальной работы.

Предмет исследования: применение инклюзивной модели социальной работы (на примере с. Шипуново).

Гипотеза исследования заключается в том, что сельский социум пока не готово к применению инклюзивной модели социальной работы.

Методы исследования: наблюдение, экспертный опрос.

Ведущей идеей модели социальной работы является превращение субъектная включенность в нее всех участников процесса, в том числе и ребенка. Т. е., к примеру, социальный работник может предложить ребенку с ОВЗ быть участником детского лагеря, где он будет находиться не в изоляции от здоровых людей, а вместе с ними. Это, так скажем базовый уровень — практическая социальная работа. Следующий уровень — общественный. Здесь ребенок с особыми нуждами — полноценный участник всех общественных процессов. Социальная работа же предполагает проведение акций, концертов, создание клубов и т. д., где человека с ОВЗ не ограничивают. И к третьему уровню социальной работы относится законодательство, направленное на успешную адаптацию. Это законы, федеральные программы и пр. На этой ступени мы рассматриваем возможность применения инклюзивного образования [2] и Федеральную программу «Доступная среда» [1].

Для того, что выяснить готовность села Шипуново к применению инклюзивной модели социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы провели исследования, благодаря которому гипотеза исследования нашла свое подтверждение. С.И. Уколов (эксперт на 3 уровне социальной работы) отметил, что «Инклюзивное образование пока невозможно в стенах школы. Т. к. существует проблема с квалифицированным персоналом. Сложно заинтересовать профессией учитель в селе. Поэтому 60 % учителей нашей школы уже не в том возрасте, чтобы учиться принципиально новому методу преподавания. Я хотел бы поддержать инклюзивное образование, но здесь необходимо создать условия, а район пока не в состоянии себе это позволить».

Стоит отметить, что действительно условий для детей с ограниченными возможностями нет. Конечно, квалифицированные кадры играют не последнюю роль, но инфраструктура тоже необходима. К примеру, элементарное — пандусы, лифт (в 3-х этажном здании) отсутствуют. А также дверные проемы очень узкие и не соответствуют СНИП [3].

Общественная инициатива в селе Шипуново для детей с ОВЗ имеет место быть, но она скорее направлена на изоляцию таких детей. Эксперт на 2 уровне социальной работы, организатор ежегодных праздников, Н.А. Кротько ответила, что «все их мероприятия направлены только на деток с ограниченными возможностями здоровья. Состав волонтеров постоянен и не меняется. Это подготовленные люди, которые не будут смеяться, и осуждать наших ребят. Мы не призываем новых людей, т. к. отрицательный опыт уже был и не хотел бы его повторять».

Н.А. Кротько на протяжении многих лет является организатором мероприятий, таких как Новый год и день защиты детей. Она начала этим заниматься для своего племянника, имеющего диагноз Дауна. Наталья Алексеевна как никто другой понимает проблемы таких детей, но, тем не менее, продолжает проводить праздники, в которых участвуют только узкий не меняющийся круг волонтеров. Боясь приглашать новых людей, тем самым она препятствует инклюзии.

Последний уровень — практический. Мы обратились в Территориальный центр социальной помощи семье и детям Шипуновского района. И выяснили, что в селе Шипуново 128 детей официально признаны инвалидами. К огромному сожалению, это единственный вопрос, на который специалист (эксперт на 1 уровне социальной работы) дал нам полноценный ответ. Выяснилось, что по вопросам инклюзии специалист по работе с детьми с ограниченными умственными и физическими возможностями Мартынова М.В. не компетентна. Специалист сказала, что в районе не реализуется программа «Доступная среда». Судить о некомпетентности в вопросе инклюзии специалиста по социальной работе можно и потому как она называет термины — «Инклюзорное образование».

В центре ведется работа, но она так же имеет изолированную направленность. Организация не практикует совместную работу детей с ОВЗ и здоровых детей.

Для сравнения — Комплексный Центр социальной помощи семье и детям г. Барнаула имеет практику инклюзивной работы. Они организуют летние лагеря дневного пребывания, совмещают занятия в комнате Мантессори, а так же на всех праздниках Центра можно увидеть как здоровых, так и детей-инвалидов. Можно сделать вывод, что территориальная принадлежность так же играет немало важную роль.

Социальная работа в с. Шипуново с детьми с ОВЗ проводится. Но она имеет ярко выраженный индивидуальный характер работы «по-старинке», т. е. в районе, если и найдется энтузиаст с новыми видениями на социальную работу, ему очень быстро помогут избавиться от прогрессивных взглядов. Нужно обучать специалистов работе по-новому не индивидуально, а коллективно, постепенно оттесняя старые стереотипы в прошлое. Таким образом, острота и специфика проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, проживающих в пространственно-ограниченном социуме с. Шипуново обусловлена рядом объективных и субъективных причин.

Объективные факторы: ограниченный доступ к услугам общественных социальных организаций, изолированность и территориальная отдаленность, отсутствие работы у родителей. К числу объективных факторов необходимо отнести также кризис традиционных семейных институтов, большое количество разводов в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Субъективные факторы: отсутствие конфиденциальности, недостаточная анонимность частной жизни, желание скрыть факт ребенка с инвалидностью, стереотипное общественное восприятие наличия ребенка с ограниченными возможностями, как показатель ущербности семьи. К тому же подростки и молодежь без инвалидности, не найдя возможности для самореализации, обращаются к девиантным формам поведения по отношению к детям с ОВЗ, ревностно реагируя на их льготы и пособия.

Итак, можно сделать вывод, что абсолютно все уровни оказались не готовы к практике инклюзии, по разным, очень веским обстоятельствам. Это говорит о том, что гипотеза подтвердилась.

Закон об образовании в РФ от 29.12.2012 года гласит: инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. И нововведения должны коснуться не только больших городов, но и малых населенных пунктов, но главное, что должно произойти — переворот в умах, головах, в первую очередь взрослого поколения, а затем уже и ребенка. В этом случае важность социальных реклам сложно переоценить. Ведь как говориться в одной из них: «хотелось бы, чтобы детки делились на тех, кто любит кашу и не любит...». Именно такого отношения в обществе недостает.

 

Список литературы:

  1. Доступная среда на 2011—2015 годы: Государственная программа Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. — 2014. — 24 апреля.
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета — Федеральный выпуск № 5976. — 2012. — 31 декабря.
  3. Строительные нормы и правила — СНиП 2.08.02 — 89*.