Статья:

СОПЕРНИЧЕСТВО США И КНР В РАЙОНЕ ЮЖНО-КИТАЙСКОГО МОРЯ

Конференция: XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 9. Регионоведение

Выходные данные
Паушева А.В., Концова Е.А., Паршина М.В. СОПЕРНИЧЕСТВО США И КНР В РАЙОНЕ ЮЖНО-КИТАЙСКОГО МОРЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(23).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОПЕРНИЧЕСТВО США И КНР В РАЙОНЕ ЮЖНО-КИТАЙСКОГО МОРЯ

Паушева Александра Викторовна
студент Санкт-Петербургского государственного университета, РФ, г. Санкт-Петербург
Концова Елизавета Андреевна
студент Санкт-Петербургского государственного университета, РФ, г. Санкт-Петербург
Паршина Мария Валерьевна
студент Санкт-Петербургского государственного университета, РФ, г. Санкт-Петербург
Дунаева Юлия Генриховна
научный руководитель, канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры мировой политики, РФ, г. Санкт-Петербург

 

В последнее время становится очевидным, что основной вектор международных отношений смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. Администрация Б. Обамы также объявила о «возвращении в АТР» [7]. На сегодняшний день азиатский вектор американской политики становится все более заметным. Однако такой внешнеполитический курс США наталкивается на интересы Китая, который позиционирует себя лидером в регионе.

Несмотря на то, что Китай и США являются друг для друга важными экономическими партнерами, американо-китайские отношения характеризуются отсутствием взаимного доверия и наличием противоречий в различных сферах. Например, борьба за африканскую нефть, конфликт интересов вокруг Тайваня, экономическая конкуренция, соперничество за доступ к энергетическим ресурсам на Ближнем Востоке и даже в традиционном регионе американского влияния — Латинской Америке. Так, район Южно-Китайского моря стал одним из пунктов столкновения интересов. Дело в том, что проблема ЮКМ осложняется тем, что здесь находятся острова — Спратли и Парасельские, принадлежность которых оспаривается Китаем и другими странами ЮВА. Право на острова Спратли оспаривается сразу 6-ю государствами: Китаем, Филиппинами, Брунеем, Вьетнамом, Малайзией и Тайванем. При этом целиком на острова Спратли претендуют: КНР, Тайвань и Вьетнам; на восточный сектор — Филиппины, на южный — Малайзия, Бруней претендует только на один остров из группы. Главными и наиболее активным участником территориального спора является Китай, вступивший в процессе развития в стадию превращения не только в мощную экономическую, но и военную державу. Его основным оппонентом выступает Вьетнам, считающий оба оспариваемых архипелага — Спратли и Парасельские острова своей исконной территорией и активно разрабатывающий месторождения нефти и газа на своем континентальном шельфе. В настоящее время можно констатировать, что территориальные споры по поводу принадлежности островов трансформировались по своему содержанию в споры по поводу права на разработку ресурсов континентального шельфа ЮКМ, на котором расположены спорные острова, а также в споры по поводу контроля морской навигации.

Для КНР Южно-Китайское море имеет огромное значение, которое заключается как в экономической, так и военно-стратегической значимости.

Так, китайское правительство придает огромное значение хозяйственному освоению ЮКМ. Быстро развивающаяся китайская экономика требует все большего доступа к энергетическим ресурсам. Стоит сказать о документе правительства КНР «Китайская политическая стратегия по энергетическому положению» [4], в котором указывается на то, что на сегодняшний день Китай — это самое большое развивающееся государство с развивающейся экономикой, второй производитель и потребитель энергоресурсов, но перед которым стоит главная задача борьбы с бедностью и повышения уровня жизни населения. При этом рост потребления энергоресурсов Китая является необходимым условием для ликвидации данных проблем.

Так, учитывая геостратегическую и экономическую значимость района ЮКМ, данный район может стать зоной борьбы и противостояния КНР и США не только за региональное лидерство, но также перерасти в борьбу за мировое глобальное доминирование. Как отмечает профессор международных отношений Китайского народного университета Сяохэ Чэн, территориальный спор в Южно-Китайском море стал испытанием для американо-китайских отношений. «Это плохие симптомы для отношений между Китаем и США, — отмечает аналитик, — в особенности, когда обе страны пытаются создать так называемую новую модель международных отношений, а риторика Вашингтона и Пекина в отношении друг друга становится все более резкой» [10].

Позиция США заключается в том, что они пытаются выступать медиатором в разрешении конфликта, призывая к соблюдению свободы морских навигаций в ЮКМ и поддерживают интересы стран-участников спора с Китаем. Таким образом, США закрепляют свои позиции в районе ЮКМ и сдерживают Китай. Такая позиция США вызывает негативную реакцию Пекина, которые придерживается позиции двухстороннего решения проблемы Южно-Китайского моря.

Противостояние КНР и США в районе ЮКМ объясняется его важным геостратегическим и экономическим положением. Так, через Южно-Китайское море проходят судоходные трасы углеводородов, которые доставляются в США из Ближнего Востока. ЮКМ является своего рода коридором Тихого океана и Индийского, где проходит 1, 2 триллиона долларов американской торговли [12, с. 5] Важной особенностью ЮКМ является обширный и неглубокий континентальный шельф, что предопределяет экономическое значение архипелагов Спратли и Парасельский. Юридическое обладание любым из его участков сулит тому или иному государству суверенитет над соответствующей экономической зоной [1, с. 84]. В случае с Парасельскими островами и островами Спратли, это позволит осуществлять контроль почти над всей акваторией ЮКМ, как исключительной экономической зоной.

Более того, ЮКМ также богато биологическими и минеральными ресурсами: морепродукты, минералы и редкие металлы. По некоторым оценкам, в акваториях ЮКМ содержится до 10 % мировых запасов рыбы [2] Так, по некоторым оценкам, численность рыбаков в Юго-Восточной Азии достигает 10 млн. человек, в то время как от рыбного промысла зависит благосостояние 100 млн. человек [13, с. 315—330].

Более того, Парасельские острова и острова Спратли обладают военно-стратегической значимостью. Так, контроль только над островами Спратли дает возможность контролировать (по крайней мере, с воздуха) практически всю акваторию Южно-Китайского моря, за исключением Сиамского и Тонкинского заливов [6].

В настоящее время КНР оспаривает около 80 % акватории ЮКМ. Китай не только говорит о праве владения островами Спратли и Парасельские, основанном на исторических источниках [9], а также выдвигает концепцию «исторических вод», по которой ЮКМ должно входить во внутренние воды Китая [14, с. 19—26]. Для КНР вопрос ЮКМ — это проблема «возвращения утраченных земель» и «великого возрождения китайской нации и воплощения китайской мечты». К 2015 году позиция правительства китайского правительства по проблеме Южно-Китайского моря ужесточилась, как и предсказывали многие эксперты. Так, с января 2014 года Пекин ввел новое правило, которое подразумевает, что все рыбаки иностранных государств должны запрашивать разрешение у КНР прежде чем пересечь воды Южно-Китайского моря [11] Госдепартамент США считает эти действия неправомерными и ничем не обоснованными.

Также в 2014 году Китай начал создавать искусственные острова на спорных территориях в районе Южно-Китайского моря. Китай с помощью драг и бульдозеров расчищает участки у кораллов и рифов в Южно-Китайском море, засыпает их песком, заливает бетоном, строит гавани, причалы, вертолетные площадки и по крайней мере один аэродром. В последние месяцы Китай создал искусственную земельную массу площадью в 1,5 кв. миль, иными словами, возвел в море Великую китайскую песчаную стену [3] Китай опровергает любые претензии, говоря, что проводит необходимые работы на «своих территориях».

Такая позиция китайского руководства явно противостоит интересам США. Дело в том, что через акваторию Южно-Китайского моря также проходят важные для американских ВМС морские коммуникации. Также ЮКМ является «выходом» на рынки стран ЮВА, торговый оборот с которыми составляет существенную долю в бюджете США. Более того через Южно-Китайское море проходят судоходные трасы, которые используются для транспортировки углеводородов в США с Ближнего Востока. При этом, в рамках нынешнего американского курса «возвращения в Азию», интерес к району ЮКМ приобретает еще большую значимость.

Важной чертой нового подхода стала диверсификация форм вовлеченности США в регионе. Во-первых, США использует территориальные разногласия Китая и других стран ЮВА по вопросу использования акватории ЮКМ для закрепления своих собственных интересов в регионе. США выступают тут в роли защитника интересов малых стран от гегемонной политики Пекина и в роли защитника принципа открытого моря. При этом, странным является тот факт, что США призывают Китай и другие страны соблюдать международные нормы права Конвенции ООН по морскому праву 1982 года [5], сами которую так и не ратифицировали. В целом же, защищая свободу судоходства ЮКМ и интересы и права отдельных участников спора островам, например, Вьетнама или Филиппин, США укрепляют свои позиции в регионе. Однако Пекин выражает неприемлемость интернационализации проблемы Южно-Китайского моря и вмешательства третьей стороны. В ходе выступления Хуа Чуньин заявила, что «США не являются стороной, вовлеченной в территориальный спор в Южно-Китайском море». «Поэтому этой стране следует воздерживаться от поддержки какой-либо из сторон, вовлеченных в территориальный спор, и прилагать больше усилий для поддержания мира в этом регионе», — подчеркнула официальный представитель МИД КНР [8]. Несмотря на то, что США не являются претендентом на право владения островами, американские интересы в данной проблеме нельзя недооценивать.

В настоящее время как США, так и КНР увеличивают свое военное присутствие в регионе, применяют методы «мягкой дипломатии» для установления своих интересов в районе ЮКМ, а также развивают экономическое сотрудничество со странами данного района. Например, в рамках проекта «Инициативы Нижнего Меконга» (Lower Mekong Initiative) США активно оказывают финансовую помощь странам региона, тем самым укрепляя доверие у союзников. Вашингтон в рамках данного проекта финансирует проведение многих социальных программ развития, здравоохранения, образования и защиты окружающей среды в группе стран региона Меконга (Китай, Лаос, Камбоджа, Мьянма, Таиланд, Вьетнам). Так, США в 2010 г. организовали конференцию по здравоохранению, спонсируют программы по лечению малярии, туберкулеза и ВИЧ-инфекций в данных странах. Также США активно выделяют средства на студенческие обмены для стран АСЕАН. Что касается, КНР, то она также активно использует политику «мягкой дипломатии», которая, главным образом, заключается в использовании инструмента китайской диаспоры, а также интенсификацию политики по продвижению культуры, которая заключается в деятельности Институтов Конфуция, а также деятельности по привлечению иностранных студентов стран АСЕАН на учебные программы в КНР.

Таким образом, с дальнейшем «возвышением Китая», продолжением американской политики по «возвращению в Азию» можно прогнозировать, что американо-китайские противоречия в районе Южно-Китайского моря будут только обострятся, что будет негативно сказываться на региональной безопасности АТР. К сожалению, уже вряд ли можно рассчитывать на мирное сосуществование двух держав в регионе ЮКМ, претендующих на глобальное лидерство. Сможет ли Китай занять место США на мировой арене, и кто пойдет на уступки в конфликте ЮКМ, покажет время.

 

Список литературы:

  1. Васильев Л.Е. АСЕАН в начале 21 века. Актуальные проблемы и перспективы. — М.: Форум, 2010 г. С. 84.
  2. Габуев А. Штормовое предупреждение // Коммерсант Власть. 03.09.2012 № 35 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kommersant.ru/doc/2009573/print.
  3. Китай строит Великую песчаную стену в море 03.04.2015 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ng.ru/world/2015-04-03/1_china.html.
  4. Китайская политическая стратегия по энергетическому положению. 2007 (на кит. яз.) // Правительство КНР — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gov.cn/zwgk/2007-12/26/content_844159.htm.
  5. Конвенция ООН По Морскому Праву. 1982 г // ООН — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea.shtml.
  6. Корецкий А. Спорят многие, договариваются двое // Коммерсант Власть. 15.07.1995. № 131 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kommersant.ru/doc/113435.
  7. Мамонов М.: Возвращение США в Азию // РСМД — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=708#top.
  8. МИД КНР: США не следует вмешиваться в территориальный спор в Южно-Китайском море 14.02.2014 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/966717.
  9. Неоспоримый суверенитет Китая над островами Сиша и Наньша. Документ МИД КНР. 30 января 1980 г.
  10. США недовольны введенными КНР ограничениями для рыбаков в Южно-Китайском море 10.01.2014 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://oane.ws/2014/01/10/ssha_nedovolny_vvedennymi_knr_ogranicheniyami_dlya_rybakov_v_yuzhno-kitayskom_more.html.
  11. Patrick M. Cronin: Cooperation from StrengthThe United States, China and the South China Sea // — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.cnas.org/files/documents/publications/CNAS_CooperationFromStrength_Cronin_1.pdf P.5.
  12. Rahman Ch., Tsamenyi M. A Strategic Perspective on Security and Naval Issue. Р. 319 // Ocean Development & International Law. 2010. Vol. 41. Issue 4. P. 315—333.
  13. Zhao G. Analysis of the Sovereign Dispute over the Spratlys under the Present Law of Sea. P. 22 // Asian Review. 1999, vol. 9, 1999. P. 19—26.