СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ИМИДЖА ВУЗА
Секция: 10. Реклама и PR
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ИМИДЖА ВУЗА
В настоящее время многие вузы, особенно региональные, в связи со сложной демографической ситуацией, единым информационным пространством и как следствие обострением конкуренции на рынке образовательных услуг испытывают все большие сложности с привлечением абитуриентов. Современный вуз должен соответствовать достаточно высоким требованиям потребителей, ему необходимо подстраиваться под быстро меняющуюся среду, готовить востребованных высококвалифицированных специалистов и иметь позитивный имидж в глазах широкой общественности.
Позитивный имидж образовательного учреждения и отдельных направлений профессиональной подготовки напрямую влияет на «спрос» у потребителей, то есть у абитуриентов и их родителей, то есть на получение образования. Поэтому, повышая имидж образовательного учреждения, можно решить некоторые актуальные вопросы. Целенаправленная, регулярная работа над имиджем ВУЗа, а также повышение имиджа блока определенных специальностей в конце концов приведет к:
- положительному мнению о вузе, то есть его репутации;
- лояльному отношению к нему;
- позитивному образу, сформированному в сознании общественности;
что будет способствовать повышению количества поданных заявлений на отдельные направления и в целом на направления специальностей вуза, и возможно, увеличению специалистов различных профилей.
Имидж — это не просто образ, а целенаправленно сформированный образ кого-либо или чего-либо, содержащий некоторые ценностные характеристики и призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на целевую аудиторию в целях популяризации, рекламы и т. д. [2, с. 8]. Имидж можно рассматривать с двух сторон: с одной — отношение к нему внешних аудиторий, которые собственно и являются целевыми аудиториями, и с другой — имидж в представлении самого учебного заведения [3]. Из этого можно сделать выводы: если мнения сторон совпадают, то эффект (общественный и коммерческий) получается положительным; если существует расхождение между мнениями — желаемый результат не достигается. Также профессиональный подход к формированию желаемого имиджа учебным заведением должен строится на полномасштабном и всестороннем изучении аудитории, которой данный имидж адресован.
Изучив целевую аудиторию необходимо определиться с инструментами и каналами, через которые будет идти работа по повышению имиджа. В этих целях создается концепция повышения имиджа, в которую могут входить следующие направления:
- прямая реклама:
- Видео реклама (в том числе и вирусные ролики в сети интернет);
- Наружная реклама (баннеры, мобилкэты, растяжки, вывески и т. д.);
- Печатная реклама (создание собственного ежемесячного печатного издания);
- Онлайн реклама (вирусные ролики, работа в социальных сетях с целевой аудиторией, сайт образовательно учреждения и т. д.);
- Сувенирная продукция;
- Неформальная символика вуза;
- Прямые, личные рассылки (при работе с абитуриентами).
- PR:
- Событийные мероприятия (фестивали, благотворительные мероприятия, тренинги, семинары, мастер-классы и т. д.);
- Работа с абитуриентами (дни открытых дверей);
- Работа с прессой;
- Работа с социальными сетями.
Отдельного рассмотрения требует работа в социальных сетях, так как основная целевая аудитория молодежь и для них актуально получать большую часть информации из сети интернет, а именно из социальных сетей. Поэтому необходимо тщательно налаживать коммуникации именно в социальных сетях.
Социальная сеть — это онлайн-сервис, сайт, позволяющий создавать социальные связи, строить взаимоотношения, распространять информацию и др. Главные особенности социальных сетей:
- практически неограниченные возможности для обмена самой разнообразной информацией (текстовой, фото, видео; сервисы сообществ и микроблогов; возможность указывать место, отмечать фотографии и т. д.);
- индивидуальные профили с максимальным количеством личной информации (ФИО, вуз, место работы, фото и т. д.);
- добавление в «друзья» в первую очередь по принципу наличия реальной связи (друзья, знакомые, одноклассники или одногруппники, родственники и т. д.) и во вторую — по принципу схожести интересов (группы, сообщества и т. д.) [4].
Принципы работы с аудиторией в социальных сетях такие же, как и в других сферах: определиться с целевой аудиторией, каналами коммуникации и создать коммуникацию (контент, общение, баннерная реклама в сети интернет, создание группы или сообщества и т. д.). Стоит отметить, что для бюджетного учреждения немаловажным является то, что данный метод повышения имиджа вуза не требует значительных финансовых затрат. Основное направление работы с целевой аудиторией в социальных сетях — привлечение ее к жизни вуза через группы и сообщества. Грамотно оформленная и выстроенная группа создаст благоприятное впечатление у тех, кто впервые зайдет на ее страницу, а поддерживаемая постоянная активность усилит его. Ключевыми позициями в ведении группы или сообщества можно считать:
- Увлечение в контент. Через группу можно привлекать уже состоящих в ней участников (студентов и не только) к общественной жизни вуза, например, предстоящим мероприятиям: фестивалям, мастер-классам, тренингам и т. д. Также в группе можно наладить коммуникацию — «студент-студент», «руководство вуза-студент», «студент-абитуриент» и «руководство вуза-абитуриент».
- Точки контактов. Стоит отметить, что важными в ведении сообщества или группы являются точки контактов — это определенные «маркеры», которые ненавязчиво привлекают внимание реципиента и доносят какую-либо идею, или побуждают к какому-либо действию. Например, одно из самых важных — это название группы или сообщества, оно должно быть простым и лаконичным, но в тоже время нести определенную смысловую нагрузку. В описание также не стоит «лить много воды», все должно быть кратко и информативно. Следующая точка контакта — это обсуждения. Их названия должны быть адекватны объекту, который вы продвигаете с помощью группы. Далее, «аватар» [1] или визуализация группы в идеале должна сочетать в себе и информативность (на ней по возможности должна быть обозначена группа, не дублируя ее названия, краткое и самое главное УТП и адрес сайта университета) и привлекательность изображения (сочетание логотипа и основного фона). Еще одной точкой контакта должны быть адреса сайтов полезных для участников группы в ссылках. И наконец, аудиозаписи и видеозаписи, которые должны постоянно дополняться, а в подписях к видео и фотографиях необходимо ненавязчиво обозначать ссылки на основной сайт.
- Личный бренд. Немаловажным в работе с группами в социальных сетях является личный бренд человека, который ведет группу. Его профиль также должен быть привлекательным: качественные фото, полезный и интересный контент, уделено внимание всем точкам контакта и как можно больше ссылок на группу в профиле (но опять же не навязчиво).
Таким образом, в связи со сложностью и многогранностью современной среды для поддержания конкурентоспособности образовательного учреждения, необходима постоянная работа по повышению имиджа. Социальные сети — это идеальное место для привлечения и удержания целевой аудитории, а сообщества и группы в них — отличный инструмент повышения имиджа, который не требует особых усилий и затрат. Грамотно оформленная и выстроенная группа позволит: 1) создать благоприятное впечатление у тех, кто впервые окажется на ее странице, а поддерживаемая, постоянная активность усилить этот эффект; 2) наладить двухстороннюю коммуникацию между вузом и потребителем; 3) сформировать индивидуальный формат общения и обмена информацией; 4) повысить лояльность целевой аудитории; 5) увеличить востребованность вуза.
Список литературы:
- Аватар — это картинка, которую пользователь выбирает себе в качестве «лица» на форумах, социальных сетях и блогах.
- Менеджмент имиджа образовательного учреждения — [Электронный ресурс] // Некоммерческое партнерство гильдии маркетологов marketologi.ru. URL:http://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/menedzhment-imidzha-obrazovatelnogo-uchrezhdenija/ (Дата обращения: 24.11.2014).
- Наумова С.А., Имиджелогия: Учеб. Пособие [Текст] / С.А. Наумова; Том. Политехн. Ун-т. — Томск, 2004. — 116 с.
- Социальные сети — [Электронный ресурс] // сервис анализа сайтов CY.