РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ КАК ВАЖНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИКИ
Секция: 11. Экономика
XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ КАК ВАЖНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИКИ
И покупка в небольшом магазинчике, и многомиллионная международная сделка представляет собой торговую операцию. На ранних этапах развития обществу было достаточно обмена товарами, а сегодня торговля — глобальное явление, определяющее уровень развития любого государства, и, вместе с этим, уровень относительного достатка или бедности миллионов людей.
Международная торговля представляет собой некую форму связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературных источниках часто дается следующее определение: Международная торговля — это процесс купли и продажи товаров и услуг (обмен), осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.
В данной статье мы рассмотрим сущность и значение международной торговли в экономике и проанализируем путь развития международной торговли как важного элемента внешней политики государства.
Торговля — неотъемлемая составляющая современной мировой экономики. На международном уровне она дает возможность странам получать необходимые ресурсы, поставляя готовые товары или оказывая услуги. Например, государства Персидского залива имеют значительно больше нефти, чем могут потребить, но не имеют развитой промышленности и поэтому не производят многих жизненно важных товаров. Деньги для их приобретения они получают от продажи нефти и нефтепродуктов. Это пример торговли на международном уровне. Другой ее уровень (локальный) — это хорошо знакомая нам повседневная розничная торговля.
К торговле в широком смысле этого слова относятся не только операции купли-продажи и обмен одного товара на другой товар посредством денег, но и размещение рекламы в печатных изданиях, и использование труда наемных работников.
Первоначально торговля имела форму обмена подарками. Для нас подарок — это вещь, переданная бесплатно и никак не связанная с обменом. Но в обществах с простой социальной организацией обмен подарками представляет собой, по сути, растянутый во времени обмен товарами и услугами. Человек оказывает помощь другому человеку, ожидая, что в будущем получит от него подарок. Такая система позволяет членам группы специализироваться в выполнении разных работ, то есть в обществе начинается разделение труда.
На бартерной основе (простом обмене товарами) могут осуществляться рыночные сделки на самом нижнем уровне. Однако даже на примитивных рынках самая распространенная форма торговли — торговля за деньги. В некоторых обществах с недостаточно развитыми товарно-денежными отношениями существовали общепризнанные товары, берущие на себя часть функций денег. Ярким примером тому являются всем известные раковины моллюсков каури и связки раковин тамбу. Продавец тыкв мог получить за свой товар нитку бус из таких раковин, а затем без труда обменять их на необходимый товар, например, на ананасы.
В процессе развития цивилизации появились правила, регулирующие рыночную торговлю. В Древней Греции, например, в пределах рыночной площади было запрещено любое насилие. Кроме того, во время Олимпийских игр, организовывались ярмарки для участников и зрителей, на которых иногда торговало до тысячи купцов. В большинстве случаев торговля происходила под строгим надзором городских властей.
С развитием транспортных сообщений в торговлю вовлекались все больше территориально обособленных регионов с различными ресурсами, как природными, так и созданными человеком. Легкие, компактные дорогие товары перевозились не только морским транспортом, но и сухопутными торговыми путями. Самый известный из них — Великий шелковый путь, по которому в Европу поступал китайский шелк, специи, семена растений.
Становление мировой экономики, связанное в единое целое международной торговлей, началось с успехов итальянских и арабских купцов XIII—XIV вв. В те времена контролирующие торговые пути племенные вожди и монархи часто предпочитали покровительствовать иностранным купцам, которые должны были платить большие пошлины и вести торговлю через посредников из местного населения, также получающих часть прибыли.
В Европе Великий шелковый путь пытались контролировать итальянские торговые города: Пиза, Генуя, Венеция, Неаполь и другие. Венеция также стремилась установить контроль над р. По, в бассейне которой находились богатые города Феррара, Мантуя, Кремона и Павия.
В XVI—XVII вв. многие восточные правители дали согласие на основание в своих странах колоний европейских купцов. После этого богатые торговцы больше не сопровождали товары лично, а контролировали движение товаров с помощью писем. Велась интенсивная переписка, фиксировались различные сделки, проводимые в факториях, складывалась система учета, появились специальные торгово-финансовые документы: коносаменты (сопроводительные документы на груз) и переводные векселя. В это же время началось страхование груза, перевозимого морем. Дальнейшему росту международной торговли способствовало развитие средств связи: телеграфа и телефона в XIX ст., радио и спутниковой связи в XX ст.
Рост международной торговли сопровождался усложнением и дифференциацией финансовых механизмов. Появились новые виды контрактов, такие как фьючерсы (срочные котракты); их суть состоит в том, что соглашение заключается на поставку товаров к определенному сроку по цене, устанавливаемой в момент заключения сделки. Например, производитель сухих завтраков гарантирует цену, по которой он через несколько месяцев приобритет партию зерна. Поставщик, подписывая такой контракт, надеется, что ко времени выполнения поставок зерно подешевеет, и он получит дополнительную прибыль.
Оплата товара обычно производится в валюте страны покупателя. В таком случае, планируя объемы производства, производитель надеется на получение определенной суммы в иностранной валюте, но не может точно спрогнозировать, какой курс обмена сложится ко времени платежа. Срочные контракты позволяют заранее оговорить и гарантировать курс обмена.
Успешность в торговле всегда рождает конкуренцию. Война всегда была эффективным, но не единственным способом устранения торговых конкурентов. С этой целью используют также протекционистские тарифы и импортные квоты. Применение протекционистских тарифов ведет к повышению цены импортного товара до уровня, когда он теряет кокурентоспособность. Импортные квоты — это ограничение импорта заранее установленными объемами, которые оставляют неудовлетворенной часть потребительского спроса, обеспечивая тем самым возможность устойчивого развития отечественных производителей.
Другое ограничение свободной торговли — монополия. Она может быть установлена законодательством (государственная монополия) на какие-то товары или возникнуть в результате конкурентной борьбы. Классический пример монополиста — компания американского финансиста Джона Рокфеллера «Стандарт ойл». В конце XIX в., скупая независимые нефтяные компании, Рокфеллер добился полного контроля над рынком нефти и нефтепродуктов США.
В роли монополистов могут выступать и покупатели товаров. Так, несколько крупных компаний иногда образовывали картель, контролирующий цены на определенный вид сырья. В этом случае производители вынуждены продавать свой товар по цене, не отражающей ни соотношение спроса и предложения, ни фактические затраты на производство.
Распространенная форма ограничения свободной торговли — ценновая поддержка. Она используется для сохранения низких цен на определенные товары. Например, согласованная сельскохозяйственная политика стран Европейского союза предусматривает выделение производителям субсидий, позволяющих поддерживать кокурентоспособность продуктов независимо от производственных затрат. Цель этой политики: сохранить стратегически важное сельскохозяйственное производство.
В каком же направлении движется мировая торговая политика? Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) — это международный договор, направленный на снижение тарифов и содействие мировой торговле. Он был оформлен поначалу 26 странами и вступил в силу в 1948 г., имея начальной целью создание Всемирной торговой организации в рамках ООН. Эта организация тогда так и не появилась на свет, а ГАТТ «выжил» и стал международным форумом, где можно было обсудить и решить вопросы, связанные с торговыми барьерами и спорами.
И вот в 1995 году Всемирная Торговая Организация была наконец организована. На начало 2003 г. членами этой всемирной организации были 145 государств, а также Европейское Сообщество (помимо своих стран-членов по отдельности). В 2014 году число членов достигло 160 и еще несколько стран «стоят на листе ожидания». Таким образом, соглашение ГАТТ охватывает свыше 95 % мировой торговли.
ГАТТ следует двум главным принципам. Принцип «национального режима» означает, что страны-участницы должны относиться к иностранным компаниям, задействованым в их экономике, так же, как к своим фирмам. Согласно второму принципу «наибольшего благоприятствования», они предоставляют одинаковые льготы всем своим партнерам.
Международная торговля, особенно в странах с открытой экономикой, где высока доля продукции, реализуемой на мировых рынках, оказывает огромное влияние на общее состояние мировой экономики. Ухудшение условий экспорта товаров (снижение цен, уменьшение спроса на них) или импорта (его удорожание) может вести к падению национального производства, ухудшению состояния платёжного баланса, снижению курса национальной валюты. Особенно тяжело снижение объёмов внешней торговли отражается на положении стран с однобокой структурой экспорта, порождает нестабильность их экономики.
Структурные изменения, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технического прогресса, усовершенствование промышленного производства способствуют активизации международной торговли. Объёмы мировой торговли, движущей все международные товарные потоки, растут быстрее производства. Кроме того, меняется и сама структура торговли. Сейчас преобладает торговля готовой продукцией над торговлей сырьём и материалами. Основной товарооборот развивающихся стран направляется на развитые, они же, в свою очередь, торгуют по большей части между собой, переориентируясь при этом все в большей степени на рынок услуг, успешно развивают сферу международного туризма. Кроме того, развивающиеся и постсоциалистические страны расширяют свой экспорт рабочей силы.
Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда, сосредоточения производства определенных продуктов в отдельных странах с целью их последующей продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, создающих спрос на этот продукт. Участниками международной торговли выступают все субъекты мирового хозяйства. Общее, частное и единичное разделение труда лежит в основе международной торговли. Совершенствование специализации международного производства порождает множество различных направлений и форм торговли.
Таким образом, место международной торговли в системе мировой экономики определяется динамикой международного обмена услугами, международной экономической интеграцией, научно-техническим сотрудничеством, реализацией всех форм мирохозяйственных связей, подчеркивая, тем самым, неоспоримую значимость на этапах становления и развития мировой экономики.
Список литературы:
- История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 727 с.
- Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник для вузов. — М.: ИНФРА — М, 2004. — 474 с.
- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. / Пер. с 14-го англ. изд. — М.: ИНФРА — М, 2003. — 972 с.
- Современная экономика: учебное пособие / кол. авторов; под ред. О.Ю. Мамедова. — М.: КНОРУС, 2012. — 320 с.
- Уильям Бернстайн. Великолепный обмен. История мировой торговли. — М.: АСТ, 2014. — 516 с.