Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Конференция: XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Зварыкина Т.С., Чеховская И.А. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(23).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 72 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Зварыкина Татьяна Семеновна
студент «Белгородского государственного национального исследовательского университета» Алексеевского филиала, РФ, г. Белгород
Чеховская Ирина Анатольевна
студент «Белгородского государственного национального исследовательского университета» Алексеевского филиала, РФ, г. Белгород
Рысикова Ирина Васильевна
научный руководитель, доц. «Белгородского государственного национального исследовательского университета» Алексеевского филиала, РФ, г. Белгород

 

В связи с ухудшением экономической обстановки в России, вызванной резким спадом мировых цен на электроресурсы, а также введением экономических санкций в отношении России в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины, оценочная деятельность приобретает всё большую роль в развитии бизнеса. Так как все экономические сделки, совершающиеся в условиях финансового кризиса, производятся «на страх и риск» их участников, и продавец, и покупатель хотят знать заранее, какова будет цена сделки.

В связи с вышеизложенным можно сделать однозначный вывод о том, что оценка стоимости предприятия (бизнеса) в современном мире является актуальной темой.

Основная составляющая рыночной цены — это стоимость объекта, являющегося предметом сделки. Рыночная цена — в свою очередь, это совершившийся факт, т. е., результат уже состоявшейся сделки. Она занимает промежуточное значение между ними. Эту величину принято называть рыночной стоимостью, и именно ее чаще всего и пытается определить оценщик [7].

Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации имеет следующую иерархическую структуру:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Кодексы Российской Федерации (к оценочной деятельности прямое отношение, прежде всего, имеют Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс, Земельный Кодекс, а опосредованно — все остальные, в том числе, Градостроительный и Уголовный Кодексы);
  • Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ);
  • Федеральные стандарты оценки (ФСО);
  • Стандарты и правила оценочной деятельности саморегулируемых организаций оценщиков (далее — СРОО);
  • прочие документы уполномоченных органов (например, методические рекомендации Минэкономразвития или Национального совета по оценочной деятельности) [1].

Для определения рыночной или другого вида стоимости оценщики применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки.

Выбор метода оценки во многом зависит от того, в каком финансовом состоянии находится предприятие в данный момент и каковы его перспективы, а также большую зависимость оказывают внешние факторы. К таким факторам можно отнести: значительное снижение курса рубля относительно иностранных валют, увеличение инфляции, уменьшение реальных доходов населения и значительное ухудшение ситуации в ряде отраслей российской экономики на современном этапе развития.

Например, мировые компании, ведущие бизнес в России, зафиксировали падение прибыли из-за сокращения потребительской активности населения, а часть из них сообщила о выводе своего капитала из России. В частности, настроения на российском фондовом рынке в декабре 2014 года формировались под влиянием единственного фактора — обвального падения российской валюты на торгах «Московской Биржи». Снижение стоимости рубля привело к серьезной переоценке рублевой стоимости российских акций [8].

Таким образом, в зависимости от состояния и перспектив развития бизнеса расчет стоимости предприятия может строиться на применении следующих подходов:

  • Затратный подход в оценке анализирует стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Стоимость предприятия при этом признается равной стоимости активов предприятия, оставшихся после погашения всех обязательств.
  • Доходный подход считается наиболее приемлемым с инвестиционной точки зрения, поскольку под стоимостью предприятия в нем понимается оценка потока будущих доходов.
  • Сравнительный подход предполагает, что стоимость предприятия обусловливается тем, за сколько оно может быть продано при наличии достаточно сформированного рынка, т. е., в сравнении с предприятиями-аналогами [5].

Оценщик при проведении оценки обязан применять (или обосновать отказ от использования) все три подхода к оценке, но он вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки.

В качестве примера рассмотрим анализ оценки бизнеса (предприятия) на примере предприятия ЗАО «Краски».

Лакокрасочное предприятие ЗАО «Краски» было создано в 2002 г. в городе Шебекино Белгородской области, которое в 2004 г. провело реконструкцию производства с установкой оборудования испанской фирмы.

Промышленное предприятие располагается в индустриально развитом районе России — в городе Шебекино Белгородской области. Предприятие имеет удобное географическое расположение с развитой транспортной инфраструктурой, по сути дела в географическом центре Европейской части России.

В настоящее время предприятие выпускает строительные эмали и краски широкой гаммы цветов, пропитки по дереву, грунтовки. Основной ассортимент продукции — это эмали на пентафталевой основе, водосодержащие эмали, водорастворимые краски, в том числе на плюолитовой основе, используемые для внутренних и наружных работ, также выпускаются фактурные отделочные материалы и шпаклевки.

Чтобы иметь представление о качестве финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Краски», проанализируем следующие показатели, определённые по данным годовой отчётности за период 2011—2013 годы, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Краски» за 2011—2013 гг.

 

 

 

Годы

Отклонение

 

Показатели

Абсолютное (+,-)

Относительное (%)

 

 

2011

2012

2013

2012 г.

от

2011 г.

2013 г.

от

2012 г.

2012 г.

от

2011 г.

2013 г.

от

2012 г

1

Выручка от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб.

90393

85271

76410

-5122

-8861

94,3

89,6

2

Среднесписочная численность работников, чел.

45

45

45

0

0

100,0

100,0

3

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

4831

4519

4081,5

-312

-437,5

93,5

90,3

4

Среднегодовая стоимость дебиторской задолженности, т. руб.

3736,5

4652,5

6420

916

1767,5

124,5

138,0

5

Среднегодовая стои-

мость кредиторской задолженности, тыс. руб.

8324

19795

37189,5

11471

 17394,5

237,8

187,9

6

Себестоимость продукции (работ, услуг), тыс. руб.

85212

81090

73383

-4122

-7707

95,2

90,5

7

Прибыль от продажи продукции, тыс. руб.

1443

1068

255

-375

-813

74,0

23,9

8

Чистая прибыль, тыс. руб.

807

239

342

-568

103

29,6

143,1

9

Фондоотдача, руб.

18,71

18,87

18,72

0,16

-0,15

100,8

99,2

10

Фондоёмкость, руб.

0,05

0,05

0,05

0

0

100,0

100,0

11

Уровень рентабельности продукци, %

1,7

1,3

0,3

-0,4

-1

76,5

23,1

12

Рентабельность продаж, %

0,9

0,3

0,4

-0,6

0,1

33,3

133,3

 

По данным таблицы, очевидно, что основные средства на данном предприятии используются недостаточно рационально. Финансово-хозяйственную деятельность ЗАО «Краски» за рассматриваемый период следует признать неудовлетворительной, т.к. работа завода нерентабельна, о чем свидетельствует уменьшение прибыли во всех периодах.

Выручка от реализации продукции в 2012 году по отношению к 2011 году уменьшилась на 5122 тыс. рублей, а в 2013 году в сравнении с 2012 годом уменьшилась на 8861 тыс. рублей.

Одновременно с уменьшением выручки наблюдается уменьшение показателя себестоимости в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4122 тыс. рублей, а в 2013 году по отношению к 2012 году на 7707 тыс. рублей.

Здесь важно подчеркнуть, что снижение себестоимости продукции является положительным фактором роста эффективности и результативности производства. Потому что именно себестоимость продукции является базой для исчисления отпускных цен и формирования финансовых результатов.

Фондоотдача предприятия ЗАО «Краски» в 2013 году составила 18,72 рублей валовой продукции на 1 рубль фондов, это на 0,15 рубля меньше, чем в 2012 году, но больше на 0,16 рубля в 2011 году.

Рентабельность продукции в 2013 г. уменьшилась по сравнению с 2012 г. на 1, а в 2012 г. по сравнению с 2011 г. уменьшилась на 0,4. Это свидетельствует о средней себестоимости продаж, а также трудностях со сбытом продукции. Рентабельность продаж за рассматриваемый период уменьшилась на 0,5 %. Данный показатель указывает, какую долю чистая прибыль занимает в общем объеме продаж.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данное предприятие развивается медленным темпом, а в структуре капитала основную часть занимают заемные средства.

Для любого предприятия оценка стоимости бизнеса (предприятия) может стать тонким инструментом планирования и управления финансово-хозяйственной деятельностью. Так как применение данной оценки способно не только повысить эффективность использования ресурсов, но и обеспечить более высокий уровень безопасности и контроля.

Определим стоимость предприятия ЗАО «Краски» затратным подходом с помощью метода чистых активов, который составляет определение разницы между балансовой стоимостью всех активов предприятия и суммой долговых обязательств (табл. 2).

Порядок расчета размера чистых активов для акционерных обществ установлен Приказом Минфина России № 10н, ФКЦБ России № 03-6/пз от 29 января 2003 г.

Таблица 2.

Пример расчета чистых активов предприятия

Показатели баланса

Данные баланса

Актив баланса

 

  1. Внеоборотные активы (раздел I)

 

  • остаточная стоимость основных средств

3864

  • финансовые вложения

17753

  1. Оборотные активы (раздел II)

 

  • запасы

31570

  • дебиторская задолженность

7373

  • денежные средства и денежные эквиваленты

6

  • прочие оборотные активы

26390

Пассив баланса

 

  1. Краткосрочные обязательства (раздел V)

 

  • заемные средства

44172

  • кредиторская задолженность

48166

 

Актив = 3 864 + 17 753 + 31 750 + 7 373 + 6 + 26 390 = 87 136 тыс. руб.

Сумма активов составит 87 136 тыс. руб.

Пассив = 44 172 + 48 166 = 92 338 тыс. руб.

Сумма пассивов составит 92 338 тыс. руб.

ЧА = 87 136 000 – 92 338 000 = - 5 202 000 руб.

Стоимость чистых активов предприятия составляет (-) 5 202 000 руб., данный показатель является отрицательным, так как обязательства предприятия превышают сумму активов.

Далее определим стоимость предприятия ЗАО «Краски» доходным подходом. В данном случае при оценке стоимости предприятия ЗАО «Краски» целесообразнее и понятнее будет использовать метод капитализации доходов.

При оценке рыночной стоимости предприятия ЗАО «Краски» попробуем использовать метод капитализации чистого дохода (валовой прибыли) до налогообложения, выплаты процентов и капитализации затрат по следующей формуле:

Стоимость = Доход предприятия / Коэффициент капитализации                         (1)

В качестве капитализируемой величины выбирается валовая прибыль. Валовая прибыль ЗАО «Краски» в 2013 г. составила 3027 тыс. руб. Коэффициент капитализации необходимый для дальнейших расчетов находим методом кумулятивного построения:

К=Сб+Рл+Рр                                                                 (2)

где: Сб — безрисковая ставка (в качестве «безрисковой» взята ставка по депозитам для юридических лиц в банках высокой надежности, по данным «ВТБ24» на 31.12.13 г. составляла 9,25 %);

Рл — риск ликвидности (возможность потери, при реализации объекта — в данном случае предприятия ЗАО «Краски» из-за недостаточной развитости рынка, несбалансированности, неустойчивости — 10 %);

Рр — региональный риск, присущ для конкретного региона (Белгородская область — 8 %).

Таким образом, исходя из проведенного анализа, получаем:

Коэффициент капитализации К = 9,25 %+10 %+8 % = 27,25 %

Стоимость ЗАО «Краски» = 3 027 000 / 0, 2725 = 11 108 256, 88 руб.

Следовательно, рыночная стоимость предприятия ЗАО «Краски», рассчитанная методом капитализации, в 2013 г. составила ≈ 11 108 256,88 руб.

Провести оценку исследуемого предприятия сравнительным подходом не представляется возможным в связи с отсутствием необходимой информации.

При определении итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки можно скорректировать рыночную стоимость предприятия ЗАО «Краски», которая была определена на основании двух подходов, следующим образом (табл. 3):

Таблица 3.

Расчет рыночной стоимости ЗАО «Краски»

Подход

Рыночная стоимость, тыс. руб.

Затратный подход (чистые активы)

- 5 202 000

Доходный подход (капитализация)

11 108 256

Скорректированная величина

2 953 128

 

Исходя из приведенных аналитических расчетов, объект стоимостной оценки — Шебекинское предприятие химической промышленности ЗАО «Краски» имеет рыночную стоимость в размере 2 953 128 руб.

Отметим, что на полученный результат оказали влияние такие факторы, как: региональный риск Белгородской области; безрисковая ставка (по депозитам для юридических лиц в банках высокой надежности), а также внутренняя учетная политика предприятия.

Таким образом, в условиях нестабильности российской экономики, оценка бизнеса становится все более важной для предпринимательской среды, поэтому необходимо также учитывать внешнеэкономические факторы, оказывающие большое влияние на рыночную стоимость оцениваемых объектов. Так, в настоящее время положительным фактором является повышение ставки по депозитам для юридических лиц. Например, в «ВТБ24», в зависимости от вида вклада, существуют следующие ставки на период 2014 года: выгодный вклад — 13,65 %; накопительный — 11,78 %; комфортный вклад — 10,73 %. Однако на практике пока невозможно провести расчеты за 2014 год, так как еще не сформирована отчетность за этот период.

 

Список литературы:

  1. Васильева Л.С. Финансовый анализ [Текст]: учебник / Л.С. Васильева. — М.: КНОРУС, 2011. — 880 с.
  2. Вашакмадзе Т., Подходы к оценке стоимости бизнеса 10.09.2013 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cfin.ru/appraisal/business/intro/Valuation_Standard.shtml.
  3. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж., Управление стоимостью. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cfin.ru/finanalysis/valuebook-4.shtml.
  4. Лозгачева Т.М., Необходимость формирования современной Российской системы оценки бизнеса. Информационное агенство BankStars. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bankstars.ru/spravka/4029-news.html.
  5. Шпилевская Е.В., Оценка стоимости предприятия (бизнеса) [Текст]: учеб. Пособие / Е.В. Шпилевская, О.В. Медведева; под ред. Е.В. Шпилевской. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 165 с.
  6. Щербаков В.А., Оценка стоимости предприятия (бизнеса) [Текст] / В.А. Щербаков, Н.А. Щербакова. — 3-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство «Омега-Л», 2009. — 217 с.
  7. Федеральный стандарт оценки. Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1) утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. № 256). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.expertgroup.ru/ru/fso_1_2_3.html.
  8. Финансовый кризис в России (2014—2015 гг.): свободная энциклопедия — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%%%B8_(2014%E2%80%942015)?veaction=edit.