ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Секция: 11. Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В связи с ухудшением экономической обстановки в России, вызванной резким спадом мировых цен на электроресурсы, а также введением экономических санкций в отношении России в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины, оценочная деятельность приобретает всё большую роль в развитии бизнеса. Так как все экономические сделки, совершающиеся в условиях финансового кризиса, производятся «на страх и риск» их участников, и продавец, и покупатель хотят знать заранее, какова будет цена сделки.
В связи с вышеизложенным можно сделать однозначный вывод о том, что оценка стоимости предприятия (бизнеса) в современном мире является актуальной темой.
Основная составляющая рыночной цены — это стоимость объекта, являющегося предметом сделки. Рыночная цена — в свою очередь, это совершившийся факт, т. е., результат уже состоявшейся сделки. Она занимает промежуточное значение между ними. Эту величину принято называть рыночной стоимостью, и именно ее чаще всего и пытается определить оценщик [7].
Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации имеет следующую иерархическую структуру:
- Конституция Российской Федерации;
- Кодексы Российской Федерации (к оценочной деятельности прямое отношение, прежде всего, имеют Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс, Земельный Кодекс, а опосредованно — все остальные, в том числе, Градостроительный и Уголовный Кодексы);
- Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ);
- Федеральные стандарты оценки (ФСО);
- Стандарты и правила оценочной деятельности саморегулируемых организаций оценщиков (далее — СРОО);
- прочие документы уполномоченных органов (например, методические рекомендации Минэкономразвития или Национального совета по оценочной деятельности) [1].
Для определения рыночной или другого вида стоимости оценщики применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки.
Выбор метода оценки во многом зависит от того, в каком финансовом состоянии находится предприятие в данный момент и каковы его перспективы, а также большую зависимость оказывают внешние факторы. К таким факторам можно отнести: значительное снижение курса рубля относительно иностранных валют, увеличение инфляции, уменьшение реальных доходов населения и значительное ухудшение ситуации в ряде отраслей российской экономики на современном этапе развития.
Например, мировые компании, ведущие бизнес в России, зафиксировали падение прибыли из-за сокращения потребительской активности населения, а часть из них сообщила о выводе своего капитала из России. В частности, настроения на российском фондовом рынке в декабре 2014 года формировались под влиянием единственного фактора — обвального падения российской валюты на торгах «Московской Биржи». Снижение стоимости рубля привело к серьезной переоценке рублевой стоимости российских акций [8].
Таким образом, в зависимости от состояния и перспектив развития бизнеса расчет стоимости предприятия может строиться на применении следующих подходов:
- Затратный подход в оценке анализирует стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Стоимость предприятия при этом признается равной стоимости активов предприятия, оставшихся после погашения всех обязательств.
- Доходный подход считается наиболее приемлемым с инвестиционной точки зрения, поскольку под стоимостью предприятия в нем понимается оценка потока будущих доходов.
- Сравнительный подход предполагает, что стоимость предприятия обусловливается тем, за сколько оно может быть продано при наличии достаточно сформированного рынка, т. е., в сравнении с предприятиями-аналогами [5].
Оценщик при проведении оценки обязан применять (или обосновать отказ от использования) все три подхода к оценке, но он вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки.
В качестве примера рассмотрим анализ оценки бизнеса (предприятия) на примере предприятия ЗАО «Краски».
Лакокрасочное предприятие ЗАО «Краски» было создано в 2002 г. в городе Шебекино Белгородской области, которое в 2004 г. провело реконструкцию производства с установкой оборудования испанской фирмы.
Промышленное предприятие располагается в индустриально развитом районе России — в городе Шебекино Белгородской области. Предприятие имеет удобное географическое расположение с развитой транспортной инфраструктурой, по сути дела в географическом центре Европейской части России.
В настоящее время предприятие выпускает строительные эмали и краски широкой гаммы цветов, пропитки по дереву, грунтовки. Основной ассортимент продукции — это эмали на пентафталевой основе, водосодержащие эмали, водорастворимые краски, в том числе на плюолитовой основе, используемые для внутренних и наружных работ, также выпускаются фактурные отделочные материалы и шпаклевки.
Чтобы иметь представление о качестве финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Краски», проанализируем следующие показатели, определённые по данным годовой отчётности за период 2011—2013 годы, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Краски» за 2011—2013 гг.
|
|
Годы |
Отклонение |
|||||
№
|
Показатели |
Абсолютное (+,-) |
Относительное (%) |
|||||
|
|
2011 |
2012 |
2013 |
2012 г. от 2011 г. |
2013 г. от 2012 г. |
2012 г. от 2011 г. |
2013 г. от 2012 г |
1 |
Выручка от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
90393 |
85271 |
76410 |
-5122 |
-8861 |
94,3 |
89,6 |
2 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
45 |
45 |
45 |
0 |
0 |
100,0 |
100,0 |
3 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
4831 |
4519 |
4081,5 |
-312 |
-437,5 |
93,5 |
90,3 |
4 |
Среднегодовая стоимость дебиторской задолженности, т. руб. |
3736,5 |
4652,5 |
6420 |
916 |
1767,5 |
124,5 |
138,0 |
5 |
Среднегодовая стои- мость кредиторской задолженности, тыс. руб. |
8324 |
19795 |
37189,5 |
11471 |
17394,5 |
237,8 |
187,9 |
6 |
Себестоимость продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
85212 |
81090 |
73383 |
-4122 |
-7707 |
95,2 |
90,5 |
7 |
Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. |
1443 |
1068 |
255 |
-375 |
-813 |
74,0 |
23,9 |
8 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
807 |
239 |
342 |
-568 |
103 |
29,6 |
143,1 |
9 |
Фондоотдача, руб. |
18,71 |
18,87 |
18,72 |
0,16 |
-0,15 |
100,8 |
99,2 |
10 |
Фондоёмкость, руб. |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0 |
0 |
100,0 |
100,0 |
11 |
Уровень рентабельности продукци, % |
1,7 |
1,3 |
0,3 |
-0,4 |
-1 |
76,5 |
23,1 |
12 |
Рентабельность продаж, % |
0,9 |
0,3 |
0,4 |
-0,6 |
0,1 |
33,3 |
133,3 |
По данным таблицы, очевидно, что основные средства на данном предприятии используются недостаточно рационально. Финансово-хозяйственную деятельность ЗАО «Краски» за рассматриваемый период следует признать неудовлетворительной, т.к. работа завода нерентабельна, о чем свидетельствует уменьшение прибыли во всех периодах.
Выручка от реализации продукции в 2012 году по отношению к 2011 году уменьшилась на 5122 тыс. рублей, а в 2013 году в сравнении с 2012 годом уменьшилась на 8861 тыс. рублей.
Одновременно с уменьшением выручки наблюдается уменьшение показателя себестоимости в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4122 тыс. рублей, а в 2013 году по отношению к 2012 году на 7707 тыс. рублей.
Здесь важно подчеркнуть, что снижение себестоимости продукции является положительным фактором роста эффективности и результативности производства. Потому что именно себестоимость продукции является базой для исчисления отпускных цен и формирования финансовых результатов.
Фондоотдача предприятия ЗАО «Краски» в 2013 году составила 18,72 рублей валовой продукции на 1 рубль фондов, это на 0,15 рубля меньше, чем в 2012 году, но больше на 0,16 рубля в 2011 году.
Рентабельность продукции в 2013 г. уменьшилась по сравнению с 2012 г. на 1, а в 2012 г. по сравнению с 2011 г. уменьшилась на 0,4. Это свидетельствует о средней себестоимости продаж, а также трудностях со сбытом продукции. Рентабельность продаж за рассматриваемый период уменьшилась на 0,5 %. Данный показатель указывает, какую долю чистая прибыль занимает в общем объеме продаж.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данное предприятие развивается медленным темпом, а в структуре капитала основную часть занимают заемные средства.
Для любого предприятия оценка стоимости бизнеса (предприятия) может стать тонким инструментом планирования и управления финансово-хозяйственной деятельностью. Так как применение данной оценки способно не только повысить эффективность использования ресурсов, но и обеспечить более высокий уровень безопасности и контроля.
Определим стоимость предприятия ЗАО «Краски» затратным подходом с помощью метода чистых активов, который составляет определение разницы между балансовой стоимостью всех активов предприятия и суммой долговых обязательств (табл. 2).
Порядок расчета размера чистых активов для акционерных обществ установлен Приказом Минфина России № 10н, ФКЦБ России № 03-6/пз от 29 января 2003 г.
Таблица 2.
Пример расчета чистых активов предприятия
Показатели баланса |
Данные баланса |
Актив баланса |
|
|
|
|
3864 |
|
17753 |
|
|
|
31570 |
|
7373 |
|
6 |
|
26390 |
Пассив баланса |
|
|
|
|
44172 |
|
48166 |
Актив = 3 864 + 17 753 + 31 750 + 7 373 + 6 + 26 390 = 87 136 тыс. руб.
Сумма активов составит 87 136 тыс. руб.
Пассив = 44 172 + 48 166 = 92 338 тыс. руб.
Сумма пассивов составит 92 338 тыс. руб.
ЧА = 87 136 000 – 92 338 000 = - 5 202 000 руб.
Стоимость чистых активов предприятия составляет (-) 5 202 000 руб., данный показатель является отрицательным, так как обязательства предприятия превышают сумму активов.
Далее определим стоимость предприятия ЗАО «Краски» доходным подходом. В данном случае при оценке стоимости предприятия ЗАО «Краски» целесообразнее и понятнее будет использовать метод капитализации доходов.
При оценке рыночной стоимости предприятия ЗАО «Краски» попробуем использовать метод капитализации чистого дохода (валовой прибыли) до налогообложения, выплаты процентов и капитализации затрат по следующей формуле:
Стоимость = Доход предприятия / Коэффициент капитализации (1)
В качестве капитализируемой величины выбирается валовая прибыль. Валовая прибыль ЗАО «Краски» в 2013 г. составила 3027 тыс. руб. Коэффициент капитализации необходимый для дальнейших расчетов находим методом кумулятивного построения:
К=Сб+Рл+Рр (2)
где: Сб — безрисковая ставка (в качестве «безрисковой» взята ставка по депозитам для юридических лиц в банках высокой надежности, по данным «ВТБ24» на 31.12.13 г. составляла 9,25 %);
Рл — риск ликвидности (возможность потери, при реализации объекта — в данном случае предприятия ЗАО «Краски» из-за недостаточной развитости рынка, несбалансированности, неустойчивости — 10 %);
Рр — региональный риск, присущ для конкретного региона (Белгородская область — 8 %).
Таким образом, исходя из проведенного анализа, получаем:
Коэффициент капитализации К = 9,25 %+10 %+8 % = 27,25 %
Стоимость ЗАО «Краски» = 3 027 000 / 0, 2725 = 11 108 256, 88 руб.
Следовательно, рыночная стоимость предприятия ЗАО «Краски», рассчитанная методом капитализации, в 2013 г. составила ≈ 11 108 256,88 руб.
Провести оценку исследуемого предприятия сравнительным подходом не представляется возможным в связи с отсутствием необходимой информации.
При определении итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки можно скорректировать рыночную стоимость предприятия ЗАО «Краски», которая была определена на основании двух подходов, следующим образом (табл. 3):
Таблица 3.
Расчет рыночной стоимости ЗАО «Краски»
Подход |
Рыночная стоимость, тыс. руб. |
Затратный подход (чистые активы) |
- 5 202 000 |
Доходный подход (капитализация) |
11 108 256 |
Скорректированная величина |
2 953 128 |
Исходя из приведенных аналитических расчетов, объект стоимостной оценки — Шебекинское предприятие химической промышленности ЗАО «Краски» имеет рыночную стоимость в размере 2 953 128 руб.
Отметим, что на полученный результат оказали влияние такие факторы, как: региональный риск Белгородской области; безрисковая ставка (по депозитам для юридических лиц в банках высокой надежности), а также внутренняя учетная политика предприятия.
Таким образом, в условиях нестабильности российской экономики, оценка бизнеса становится все более важной для предпринимательской среды, поэтому необходимо также учитывать внешнеэкономические факторы, оказывающие большое влияние на рыночную стоимость оцениваемых объектов. Так, в настоящее время положительным фактором является повышение ставки по депозитам для юридических лиц. Например, в «ВТБ24», в зависимости от вида вклада, существуют следующие ставки на период 2014 года: выгодный вклад — 13,65 %; накопительный — 11,78 %; комфортный вклад — 10,73 %. Однако на практике пока невозможно провести расчеты за 2014 год, так как еще не сформирована отчетность за этот период.
Список литературы:
- Васильева Л.С. Финансовый анализ [Текст]: учебник / Л.С. Васильева. — М.: КНОРУС, 2011. — 880 с.
- Вашакмадзе Т., Подходы к оценке стоимости бизнеса 10.09.2013 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cfin.ru/appraisal/business/intro/Valuation_Standard.shtml.
- Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж., Управление стоимостью. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cfin.ru/finanalysis/valuebook-4.shtml.
- Лозгачева Т.М., Необходимость формирования современной Российской системы оценки бизнеса. Информационное агенство BankStars. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bankstars.ru/spravka/4029-news.html.
- Шпилевская Е.В., Оценка стоимости предприятия (бизнеса) [Текст]: учеб. Пособие / Е.В. Шпилевская, О.В. Медведева; под ред. Е.В. Шпилевской. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 165 с.
- Щербаков В.А., Оценка стоимости предприятия (бизнеса) [Текст] / В.А. Щербаков, Н.А. Щербакова. — 3-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство «Омега-Л», 2009. — 217 с.
- Федеральный стандарт оценки. Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1) утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. № 256). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.expertgroup.ru/ru/fso_1_2_3.html.
- Финансовый кризис в России (2014—2015 гг.): свободная энциклопедия — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%%%B8_(2014%E2%80%942015)?veaction=edit.