РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Секция: 11. Экономика
XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Лидирующее место в XXI столетии занимает постиндустриальная социально-экономическая система, основанная на знаниях. Россия сохраняет передовые позиции по ряду наукоемких областей. Об этом свидетельствует то, что она входит в число мировых лидеров в ракетно-космической области, участвует в международных космических программах, поддерживает научную инфраструктуру для создания авиационно-космической продукции, а также конкурентоспособность военной авиации. Достаточно прочные позиции Россия занимает в области оптоэлектронных и лазерных технологий, поддерживает мировой уровень военной радиоэлектроники. Поэтому теме модернизации и инноваций уделяется большое внимание руководством страны [2, с. 59].
В настоящее время Минэкономразвития представило проект Стратегии инновационного развития до 2020 года. Целью новой Стратегии был заявлен перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, в рамках которого доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 5—10 % в 5—7 и более секторах, а доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40—50 %.
Для России сейчас наиболее актуальным является не создание инноваций, а их внедрение. Среди перспективных направлений развития инновационной экономики следует назвать направления, получившие поддержку государства — нанотехнологии, атомная энергетика, космос, информационные технологии. Перспективными направлениями инноваций являются биотехнологии и нанотехнологии в той части, в которой они связаны со здоровьем человека и отдельными направлениями рационального природопользования и экологии.
Так результатом деятельности инновационного центра «Сколково» (Российская Кремниевая долина) должна стать самоуправляющаяся и саморазвивающаяся Экосистема, благоприятная для развития предпринимательства и исследований, способствующая созданию компаний, успешных на глобальном рынке. Наш технопарк формируется под новый, шестой, технологический уклад: био- и нанотехнологии, робототехника, высокие гуманитарные технологии, новая медицина и новое природопользование. И потому копировать технопарки прошлого нет никакой надобности. Если действительно хочется создать что-то новое, смотреть надо не в прошлое, а в будущее и рисковать [5, с. 27].
Теперь наиболее подробно остановимся на развитии инновационной сферы в Республике Адыгея. Объём инновационных товаров, работ и услуг в 2011 году сократился по сравнению с 2010 годом на 12,5 % и составил 930,1 миллиона рублей. В 2011 году инновационную деятельность осуществляло 18 организаций. А в 2012 году основными объектами инвестирования являлись: ООО «Южгазэнерджи» в Кошехабльском районе, ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» и ООО «Новые технологии» Тахтамукайском районе, ЗАЩ «Киево-Жураки» в Теучежском районе, ООО «МайкопИнвестСтрой» в городе Майкопе [1; 3].
Несмотря на то, что за период с 2007 по 2012 год в экономику Республики Адыгея вложено более 85,5 миллиарда рублей инвестиций, по сравнению с 16 миллиардами рублей за предшествующие 6 лет, в 2012 году объем инвестиций в основной капитал снизился на 24 % к уровню 2011 года. Основной причиной снижения объема инвестиций в основной капитал является завершение крупного проекта — ООО «Южгазэнерджи» [1; 3].
В настоящее время состояние инновационной сферы в Адыгее характеризуют следующие тенденции:
- низкая инновационная активность предприятий;
- невысокий удельный вес инновационной продукции в общем объеме;
- низкая доля затрат на технологические инновации, а также отсутствие экспорта инновационной продукции.
Учитывая весь комплекс проблем, в регионе осуществляется разработка сценарных условий и параметров прогноза развития инновационной сферы в 2014—2018 годах по трем основным вариантам: инерционный, оптимистический и инновационный [1].
Первый сценарий предполагает сохранение низкой инновационной активности предприятий, сохранение значительных инфраструктурных ограничений, точечную модернизацию на отдельных хозяйствующих субъектах, замедление темпов роста производства продукции по основным секторам промышленности ввиду ухудшения ее конкурентоспособности и как следствие спад инвестиционной активности предприятий и дальнейшее увеличение доли импорта товаров из-за пределов РА для удовлетворения внутреннего спроса.
Сохранение хоть и не высоких, но положительных темпов роста объемов производства промышленности возможно в случае благоприятной конъюнктуры на мировых рынках и реализации в связи с этим крупных инвестиционных проектов на территории Республики Адыгея. Индекс промышленного производства предусматривает снижение до 1,6—2 % в 2014—2018 годах.
Оптимистический сценарий предполагает реализацию мероприятий по увеличению доли инновационной продукции, по обеспечению опережающих темпов роста приоритетных видов деятельности промышленного комплекса, по развитию секторов экономики, имеющих потенциал роста, формирование привлекательного имиджа региона для привлечения инвестиций независимо от конъюнктуры на мировых ранках. Индекс промышленного производства находится на стабильном уровне и колеблется от 4,3 до 4,6 %.
Третий сценарий предполагает повышение инновационной активности предприятий реального сектора, ускорение темпов модернизации промышленного комплекса, реализации ряда крупных инфраструктурных проектов, создания новых производств и новых рабочих мест, реализации потенциала Республики в развитии туризма, предприятий переработки, строительства, снижение доли импорта и увеличение доли экспорта. Данный сценарий предполагает сохранение стабильности на мировых рынках. Реализация инновационного варианта развития позволяет сохранить средние темпы индекса промышленного производства в 2014—2018 годах на уровне 5—6 %.
Основными направлениями инновационной политики в Республике Адыгея должны стать:
- разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;
- осуществление комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности наукоемкой продукции;
- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им господдержки на начальном этапе деятельности;
- развитие и совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов.
Исходя из обозначенных выше основных направлений и приоритетов, целью государственной политики является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику РА.
Для развития и поддержки инноваций на региональном уровне можно использовать такой инструмент, как государственно-частное партнерство в создании инфраструктуры к парковым зонам, содействии привлечению инвесторов;
Инвестиционная политика в Республике направлена на всестороннее привлечение инвестиций в экономику региона, их концентрацию на перспективных направлениях инвестиционной деятельности и эффективное целевое использование, а также на предоставление мер государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.
Список литературы:
- Государственная программа Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014—2018 годы.
- Дедова И.Н., Бессонов И.В. «Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности» — М.: МИИТ, 2007. — 160 с.
- Приложение к постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 ноября 2013 года № 269 Государственная программа Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014—2018 годы.
- Якоцев Ю.В., Кузык Б.Н. «Россия-2050: стратегия инновационного прорыва» — М.: Экономика, 2012. — 147 с.