Статья:

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

Конференция: XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Кислякова Н.С. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(23).pdf (дата обращения: 03.10.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

Кислякова Надежда Сергеевна
студент Майкопского Государственного технологического университета, РФ, Республика Адыгея, г. Майкоп
Карпович Наталья Константиновна
научный руководитель, доц. Майкопского Государственного технологического университета, РФ, Республика Адыгея, г. Майкоп

 

Важнейшим фактором успешного социально-экономического развития Республики Адыгея (РА), повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности ее экономики является наличие эффективно функционирующей системы стратегического управления.

В рамках реализации стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием РА была утверждена Стратегия социально-экономического развития до 2025 года.

Заданные Стратегией целевые ориентиры обеспечили возможность увязки среднесрочных и краткосрочных прогнозов, среднесрочных планов и прогнозных показателей деятельности исполнительных органов государственной власти Адыгеи с долгосрочными целями и приоритетными направлениями развития.

Одним из основных элементов системы стратегического планирования в Республике является прогнозирование. Разработка прогнозов социально-экономического развития региона осуществляется на среднесрочный и долгосрочный период.

Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах на основе сложившихся тенденций и перспектив социально-экономического развития в прогнозируемом периоде с учетом вероятного воздействия внутренних и внешних политических, экономических, социальных и других факторов на развитие Республики Адыгея.

Прогноз социально-экономического развития РА на долгосрочный период содержит ожидаемые показатели по всем направлениям социально-экономической деятельности, отражающие планируемые количественные и качественные результаты реализации намеченных в Стратегии целей и задач.

Корректировка прогноза социально-экономического развития Республики Адыгея на среднесрочный период осуществляется ежегодно с учетом итогов социально-экономического развития Республики Адыгея за предшествующий период, а также актуализации перечня показателей.

Достижение приоритетных стратегических целей социально-экономического развития осуществляется преимущественно через механизм реализации программно-целевых методов управления. Такие методы ориентированы на использование инструментария государственных программ, направленных на комплексное решение ключевых социально-экономических проблем развития Республики Адыгея.

В то же время отмечается недостаточное использование программно-целевых подходов (в частности, менее 30 % расходов республиканского бюджета Республики распределены по программному принципу), что снижает эффективность и результативность бюджетных расходов.

Принятие государственных программ позволит в регионе повысить эффективность государственного регулирования, исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, межведомственной координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, расширить возможности по использованию потенциала организаций все форм собственности в целях обеспечения достижения стратегических целей социально-экономического развития.

Кроме того, продолжится развитие механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, с целью обеспечения четкой взаимосвязи между приоритетами государственной политики, результатами деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея и бюджетными средствами, выделяемыми на их достижение.

Важным направлением расширения использования программно-целевых методов является дальнейшее совершенствование процедур подготовки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Адыгея и механизмов осуществления бюджетных инвестиций.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он направлен на существенное повышение качества обеспечения государственных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных контрактов, обеспечения прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки результатов. Эти меры призваны предотвратить коррупцию и другие злоупотребления в сфере обеспечения государственных нужд.

В предстоящие годы планируется завершить переход к формированию республиканского бюджета РА по программно-целевому принципу расходования бюджетных средств.

С учетом приоритетов государственной политики можно выделить следующие приоритетные направления совершенствования стратегического управления:

  • обеспечение координации стратегического планирования и мер бюджетной политики на основе развития нормативной правовой базы стратегического планирования;
  • внедрение и расширение использования инструмента государственных программ для бюджетного планирования с учетом стратегических приоритетов инновационного развития экономики;
  • усиление скоординированности социальной и экономической политики;
  • создание условий для эффективного использования государственных инвестиций;
  • создание условий для модернизации экономики и снятия инфраструктурных ограничений [1; 2].

Развитие государственного стратегического планирования предполагает совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей разработку и реализацию целевых программ региона, проведение экспертизы и внедрение автоматизированной информационной системы мониторинга реализации таких программ, научно-аналитическое обеспечение развития стратегического планирования и прогнозирования и др.

Контроль за реализацией Программы может быть осуществлен при помощи мониторинга достижения целевых показателей социально-экономического развития, оценки эффективности деятельности исполнительных органов гос. власти на трехлетний период, проведения проверок, предусмотренных федеральным законодательством, разъяснений по вопросам, касающимся законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

При реализации Программа может быть подвергнута влиянию некоторых рисков.

Высокая зависимость показателей социально-экономического развития РА от внешних факторов, в том числе цен на энергоносители и другие сырьевые товары, динамика которых не может быть точно спрогнозирована, снижает достоверность и точность прогнозов социально-экономического развития РА, ставит под угрозу достижение стратегических целей, снижает эффективность системы стратегического управления.

Данный риск является существенным и может быть лишь частично минимизирован путем реализации мероприятий подпрограммы в части совершенствования методов прогнозирования социально-экономического развития.

Традиционное преобладание ведомственных подходов к разработке и реализации государственной политики, низкая степень межведомственной координации может привести к «усечению» целей и задач разрабатываемых государственных программ РА к уровню целей и задач исполнительных органов государственной власти РА, ответственных за их разработку.

Данный риск может быть минимизирован в рамках реализации основного мероприятия «Развитие государственного стратегического планирования» при согласовании проектов государственных программ РА с Министерством экономического развития и торговля РА.

Не выполнение исполнительными органами государственной власти РА требований постановления Кабинета Министров РА от 13 августа 2013 года № 180 «О порядке принятия решений о разработке государственных программ РА, их формирования и реализации».

Существует вероятность, что данный фактор повлияет на сроки достижения заявленных результатов подпрограммы. Минимизация данного риска возможна путем реализации мероприятий подпрограммы по методическому обеспечению внедрения государственных программ РА, а также на основе постоянного мониторинга степени готовности государственных программ РА.

Таким образом, создание системы стратегического управления региона является одной из приоритетных задач в рамках реализации Указа Президента РФ «О долгосрочной экономической политике». Залогом успешности данной системы является наличие действенных инструментов практической реализации положений стратегических документов с использованием программно-целевых методов управления. Внедрение таких инструментов управления обеспечивает комплексную реализацию задач по осуществлению перехода к формированию регионального бюджета по программно-целевому принципу.

 

Список литературы:

  1. Государственная программа Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014—2018 годы — Режим доступа — http://www.sbra.ru.
  2. Приложение к постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 ноября 2013 года № 269 Государственная программы Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014—2018 годы.