КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА КЫЗЫЛОРДИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Секция: 11. Экономика
XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА КЫЗЫЛОРДИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Кызылординская область обладает природными, социально-экономическими, культурно-историческими туристскими ресурсами. На их основе можно создать качественный и устойчивый внутренний туризм, отвечающий требованиям местного населения.
Неразвитость внутреннего туризма ведет к ограничению возможности и въездного туризма (приема и зарубежных гостей). Средства размещения, туристская инфраструктура и сервис едины для отечественных и зарубежных туристов. Услуги внутреннего туризма должны быть доступны для всех слоев населения.
Анализ существующего состояния и прогноз потока туристов по въездному, выездному и внутреннему туризму (статистика).
В 2014 году (январь-июнь) в области с целью:
· въездного туризма было обслужено — 647 человек;
· выездного — 202 чел.;
· внутреннего туризма — 13770 человек.
Наметившаяся в последние годы в международном туризме тенденция к увеличению путешествий внутри стран, наглядно видна на рисунке 1. Положительная динамика по внутреннему туризму связана с потоком командировочных из других регионов Казахстана и поездок жителей внутри региона — 92,9 %.
Рисунок 1. Количество обслуженных туристов за 2012—2014 гг.
Люди приезжают сюда в основном с деловыми целями. Это благоприятный фактор для развития доли «настоящего» туризма с целью проведения досуга.
Въездной туризм составляет порядка — 5 %, это связано с общими проблемами по развитию туризма в РК, так и с проблемами не сформированного регионального турпродукта, слабой рекламы области на республиканском и международном туристском рынках.
Таблица 1.
Распределение туристов внутри области за 2014 г. (январь-июнь)
|
Внутренний |
Выездной |
Въездной |
Кызылординская область |
13 770 |
202 |
647 |
Кызылорда |
8 179 |
202 |
627 |
Аральский район |
189 |
- |
9 |
Жанакорганский район |
912 |
- |
11 |
Казалинский район |
1 431 |
- |
- |
Кармакшинский район |
228 |
- |
- |
Сырдарьинский район |
105 |
- |
- |
Шиелийский район |
2 726 |
- |
- |
В 2014 г. (январь-июнь) больше тысячи туристов в Кызылординской области приняли:
1. г. Кызылорда.
2. Шиелийский район.
3. Казалинский район.
Менее тысячи приняли:
1. Жанакорганский район.
2. Аральский район.
3. Сырдарьинский район.
Регион может представлять интерес для иностранных туристов, путешествующих с экотуристскими целями, с целью знакомства с флорой, фауной, с самобытной культурой, если будут решены как страновые проблемы по развитию туризма, так и проблемы области:
1. Сравнительно дорогая виза в РК.
2. Регистрация паспортов иностранных граждан.
3. Качество услуг обслуживания туристов на местах.
4. Не соответствие цены качеству.
5. Отсутствие инфраструктуры для проведения деловых мероприятий.
6. Отсутствие категорийных мест размещения.
7. Неразвитая система точек питания.
8. Отсутствие качественного турпродукта области.
9. Отсутствие бренда области.
Прогноз потока туристов по въездному и внутреннему туризму:
Таблица 2.
Данные по въездному туризму
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1712 |
1685 |
1592 |
Создание общих благоприятных для развития туризма условий может значительно увеличить поток туристов.
Область является одним из исторических центров Великого Шелкового Пути. Туристские центры организуют поездки по этому маршруту, который включает исторические места: города Сауран (в соседней ЮКО) и Шыганак, археологические памятники и мавзолеи Сунак Ата, Айкожа Ишан, Карасопы, Окшы Ата, Досбал бий, Есабыз, мечеть Актас, а также мемориальный комплекс Коркыт Ата.
В целом, в регионе 543 памятника, 495 из которых представляют историческую и религиозную ценность. Космодром Байконур находится поблизости.
Завершение строительства автомобильной дороги Западная Европа-Западный Китай будет способствовать увеличению количества ночевок в сервисных точках, проезд транзитных пассажиров, по данным официального сайта http://www.europe-china.kz/info/86 сократится до 10 дней, соответственно дальнобойщики будут пользоваться услугами проживания, питания, ремонта автотранспорта, это принесет доход средствам размещения и питания.
Прирост туризма в Кызылординской области мог бы увеличиваться в среднем на 10 % ежегодно, однако на скорость увеличения потока туристов будет влиять развитие самой области, развитие инфраструктуры, средств размещения, национальной сувенирной продукции, центров досуга, качественных точек питания с безопасной и разнообразной кухней, событийного туризма, региональных мероприятий, мероприятий республиканского значения.
Туристский кластер — это крупный самостоятельный межотраслевой хозяйственный комплекс, включающий предприятия и организации разной отраслевой принадлежности, взаимодействующие в целях развития туристского продукта в определенных географических границах [1].
Создание туристского кластера способствует организации и развитию конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей туристов.
Кластерный подход является современным действенным инструментом для стимулирования регионального развития: роста занятости населения и заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышения устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности и сферы услуг.
Кластерный подход для индустрии гостеприимства, как свидетельствует международный опыт, один из самых эффективных инструментов организации взаимодействия университетской науки, современных маркетинговых исследований, производства, сервиса, бизнеса и социокультурной сферы [2].
Современный туристский кластер способен решить ряд важных задач, среди которых:
· проведение инвентаризации туристского потенциала Кызылординской области;
· мониторинг наиболее перспективных ресурсов;
· создание современного туристского рынка;
· приоритетное развитие внутреннего и въездного туризма на территории;
· формирование системы государственного регулирования туристской деятельности;
· развитие различных видов туризма;
· поддержка развития различных видов предпринимательства (прежде всего среднего и малого) в туристской сфере;
· интеграция территории в систему казахстанского и мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в этой области;
· привлечение внебюджетных источников для реконструкции и нового строительства туристских объектов;
· создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров;
· осуществление комплексных базовых научных исследований в сфере туризма с учетом территориальных особенностей.
Особенности кластеров по сравнению с другими формами организации заключаются в следующем:
· необычно широкий состав участников;
· географический размер кластера может варьироваться от масштаба города до уровня страны или группы соседних стран;
· наличие синергетического эффекта;
· гибкость и динамичность функционирования;
· конкурирующие фирмы идут на сотрудничество в целях реализации потенциала территории и ее конкурентных преимуществ.
Эффективная работа всех элементов туристского кластера поможет пополнить бюджет области и образовать новую сферу занятости населения, стимулировать вовлечение в оборот дополнительных капиталов. Кроме того, функционирование кластера позволит сохранить культурно-исторические памятники, заповедники, оздоровить экологическую обстановку, развить сферу услуг, совершенствовать инфраструктуру области [3].
Кластерный подход к развитию туризма в нашей стране с учетом ее специфики является одним из реальных механизмов развития туристских услуг.
Концепцию туристского кластера Кызылординской области можно обозначить как предоставление широкого спектра туристских услуг высокого качества с целью создания прочного, длительного сотрудничества с целевыми рынками на макро-, мезо- и микроуровне экономического, социального и гуманитарного развития.
Для достижения целей и задач создания и развития в Кызылординской области туристического кластера рекомендуется реализовать следующие мероприятия:
1. Развитие системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности:
· совершенствование законодательства по вопросам развития въездного и внутреннего туризма, миграции, упрощения визовых и регистрационных процедур, таможенного и пограничного контроля;
· финансирование из бюджета научных исследований и социологических опросов в сфере туризма.
2. Создание уникального конкурентоспособного турпродукта Кызылординской области.
3. Развитие инфраструктуры туризма:
· строительство и реконструкция транспортных путей и сопутствующей инфраструктуры;
· формирование на базе крупных концентраций рекреационных ресурсов территориальных зон с рекреационной хозяйственной специализацией;
· создание сети гостиниц категории туркласса.
4. Повышение инвестиционной привлекательности сферы туризма:
· повышение информированности международного бизнес-сообщества о туристских возможностях области;
· разработка генеральных планов застройки районов, наиболее привлекательных для развития въездного туризма, объектами туристской инфраструктуры, соответствующими мировым стандартам.
5. Информационное и научно-методическое обеспечение туристской отрасли:
· создание единой туристско-информационной сети на территории области и ее интегрирование с аналогичными республиканскими и международными сетями;
· разработка WEB-сайта по туризму на официальных языках Всемирной туристской организации;
· разработка и издание презентационного туристского паспорта региона на цифровом и бумажном носителях;
· оказание содействия участию ведущих турфирм области в международных туристских выставках, ярмарках, конференциях и т. д.
· обеспечение размещения рекламно-информационных указателей вдоль дорог, ведущих к туристским объектам и достопримечательностям.
6. Развитие предпринимательства:
· оказание содействия субъектам МСБ в развитии и продвижении проектов по развитию туристской отрасли, финансируемых из средств институтов развития и банков второго уровня;
· возрождение народных ремесел и развитие отрасли конкурентоспособной сувенирной продукции [5].
Список литературы:
1. Туризм Казахстана // Статистический сборник // на казахском и на русском языках / 61 с. 2009—2013 гг.
2. Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 года № 211-II «О туристской деятельности в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2011 г.).
3. Закон Республики Казахстан от 15 июля 1997 года № 162-1 «Об особо охраняемых природных территориях».
4. Приказ Министра туризма и спорта Республики Казахстан от 11 ноября 2008 года № 01-08/200 «Об утверждении Правил классификации мест размещения туристов».
5. Зеленые маршруты — Greenways. Практическое руководство. Белорусское общественное объединение «Отдых в деревне», Минск, 2009.
6. Экотуризм в Казахстане. Защита окружающей среды и устойчивое развития сельских регионов. Фонд Евразии Центральной Азии, Алматы, 2008.