Статья:

УКРАИНА — НОВАЯ ГРЕЦИЯ ДЛЯ МИРА

Конференция: XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Осипов А.В., Московкина Ю.Ю. УКРАИНА — НОВАЯ ГРЕЦИЯ ДЛЯ МИРА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(23).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 12 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УКРАИНА — НОВАЯ ГРЕЦИЯ ДЛЯ МИРА

Осипов Алексей Владимирович
студент УлГТУ, РФ, г. Ульяновск
Московкина Юлия Юрьевна
студент УлГТУ, РФ, г. Ульяновск
Смоленская Светлана Владимировна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. кафедры «Экономическая теория» УлГТУ, РФ, г. Ульяновск
 

Год за годом ЕС успешно разбирался со своими трудностями. Однако теперь он столкнулся с двумя источниками существенного кризиса: Грецией и Украиной. Этого может оказаться слишком много.

Давно гноящийся кризис в Греции воспринимался неверно всеми сторонами с самого начала. Сейчас эмоции накалились настолько, что единственная конструктивная альтернатива — разобраться с ним.

А вот ситуация с Украиной — совершенно другая. Это черно-белый случай. Путинская Россия является агрессором, а Украина, защищая себя, отстаивает ценности и принципы, на которых был построен ЕС.

До сих пор Европа воспринимала Украину как еще одну Грецию. Это неверный подход, и он ведет к неверным результатам. Путин набирает обороты на Украине, а Европа так занята Грецией, что едва ли уделит этому какое-то внимание.

Предпочтительным результатом для Путина является управляемый финансово-политический крах, который дестабилизирует страну, и за который ему не придется отвечать, а не военная победа, которая оставит в его распоряжении — и под его ответственностью — часть Украины. Он показал это дважды, превратив военную победу в прекращение огня.

Ухудшение положения на Украине между двумя соглашениями о прекращении огня Минск I, которое было подписано в сентябре прошлого года, и Минск II, подписанное в феврале, — отражает успехи Путина. Однако этот успех носит временный характер, а Украина является слишком ценным союзником для ЕС, чтобы отказываться от него.

В политике ЕС присутствует фундаментальная ошибка. Как еще путинская Россия могла бы переиграть союзников Украины, которые вели за собой весь свободный мир?

Проблема заключается в том, что Европа давала Украине крохи, так же, как и Греции. В результате, Украина едва держится на ногах, в то время как Путин пользуется преимуществом первого шага. Он может выбирать между гибридной войной и гибридным миром, а Украина и ее союзники с трудом подбирают ответ.

Ухудшение ситуации на Украине ускоряется. Финансовый крах, о котором я предупреждал за несколько месяцев, произошел в феврале, когда стоимость гривны упала на 50 % в течение нескольких дней, и Национальный банк Украины был вынужден задействовать большие суммы денег, чтобы спасти банковскую систему. Кульминация была достигнута 25 февраля, когда центральный банк ввел контроль над импортом и повысил процентные ставки до 30 %.

С тех пор жесткое давление со стороны президента Петра Порошенко вернуло обменный курс к уровню, близкому к тому, на котором основывался бюджет Украины на 2015 год. Но это улучшение крайне нестабильно.

Этот временный крах пошатнул общественное доверие и поставил под угрозу балансы украинских банков и компаний, которые имеют долги в твердой валюте. Он также подорвал расчеты, на которых основаны совместные программы Украины и Международного валютного фонда. Расширенное финансирование МВФ стало недостаточным еще до принятия решения о его выделении.

Однако государства-члены ЕС, которые столкнулись со своими собственными финансовыми ограничениями, не показали готовность рассмотреть дополнительную двустороннюю помощь. Поэтому Украина продолжает балансировать на краю пропасти.

В то же время радикальная программа реформ на Украине набирает обороты и постепенно становится видна как для украинской общественности, так и для европейских властей. Существует разительный контраст между ухудшением внешней ситуации и продолжающимся прогрессом в области внутренних реформ. Это придает ситуации на Украине ощущение нереальности.

Один их вероятных сценариев заключается в том, что Путин добьется своей оптимальной цели, и сопротивление Украины будет подавлено. Европу заполонят беженцы — два миллиона по вполне реалистичной оценке. Многие люди ожидают, что это положит начало второй холодной войне. Куда вероятнее, что победивший Путин найдет много друзей в Европе, и санкции против России будут сняты.

Это худший из возможных исходов для Европы, которая станет еще более разделенной и превратится в поле битвы за влияние между путинской.

Россией и Соединенными Штатами. ЕС перестанет функционировать в качестве мировой политической силы (особенно если Греция покинет еврозону).

Более вероятный сценарий подразумевает, что Европа справится с этой проблемой с помощью капельного подпитывания Украины. Украина не столкнется с крахом, но олигархи вновь заявят о себе, и новая Украина начнет напоминать старую Украину.

Для Путина это будет почти так же хорошо, как и полный крах Украины. Однако его победа стала бы менее безопасной, так как она привела бы ко второй холодной войне, которую Россия проиграет так же, как Советский Союз проиграл первую. Путинской России необходимо продавать нефть не дешевле 100 долларов за баррель, иначе валютные резервы начнут истощаться в течение 2—3 лет.

Последней главой в том, что я назвал «Трагедией Европейского Союза», будет потеря новой Украины. Принципы, которые защищает Украина — и которые лежат в основе ЕС — будут отброшены, и ЕС придется потратить гораздо больше денег на защиту себя, нежели пришлось бы тратить на поддержание успеха Украины.

Существует и более обнадеживающий сценарий. Новая Украина выживет и сохранит желание защищать себя. Хотя Украина не идет ни в какое сравнение с мощью российской армии, ее союзники могли бы решиться «сделать все необходимое», чтобы помочь, за исключением вовлечения в прямую военную конфронтацию с Россией или нарушения минского соглашения. Это не только поможет Украине, это поможет ЕС вернуть те ценности и принципы, которые он, кажется, утратил. Излишне говорить, что я выступаю именно за этот сценарий.

Пути выхода Украины из кризиса.

Недавно Международный валютный фонд (МВФ) одобрил новый кредит помощи для Украины. Он составляет $ 17,5 млрд., который они должны будут погасить за 4 года. Так же ни разработали план развития для Украины.

Первое, что ожидает МВФ, это дефицит бюджета на Украине. Они ожидают, что «первичный» дефицит бюджета (без учета процентных выплат) полностью должен исчезнуть к следующему году, устанавливая долг на устойчивом нисходящем пути.

В прошлом году первичный дефицит правительства и «Нафтогаз», государственной газовой компании, составлял 6,9 %. Это довольно большой долг (у Португалии был примерно тот же самый бюджетный дефицит в 2009).

 

Рисунок 1. Бюджетный дефицит

 

Диаграмма показывает, что происходит с бюджетным дефицитом, когда кризис совершает нападки (первый год — тот перед кризисом). Пять лет после кризиса, бюджетные дефициты четырех выдвинутых на первый план стран упали, поскольку эффекты кризиса смягчились. Когда страна падает ниже нуля на диаграмму, она управляет основным бюджетным профицитом. Греция и Португалия видели особенно большие падения. МВФ ожидает, что Украина достигнет греческого уровня регулирования, которое заняло четыре года, во всего один. И его предсказания для экономического роста дико оптимистичны.

Какую форму эта строгость примет? Сокращение крупного дефицита Нафтогаза, государственной газовой компании, должно экономить много денег. У Нафтогаза есть большая финансовая черная дыра (5,7 % ВВП в прошлом году), потому что эта компания продает газ украинцам намного ниже стоимости его импорта. Необузданная коррупция сделала это еще хуже. МВФ, однако, ожидает, что дефицит Нафтогаза сократится на нет к 2017. Подъем цен на газ является эффективным способом сделать это. За две недели розничные цены на газ для домашних хозяйств вырастут на 284 %. Новые расчеты показывают, что для достижения рыночного уровня, потребители скоро увидят рост цен более чем на 200 % в долларовом выражении.

Где ещё будет регулировки? МВФ не хочет, чтобы налоги сильно увеличились, и хочет, чтобы сокращение расходов несло бремя вместо этого. Например, расходы на безработицу и страхование по нетрудоспособности, к 2017, упадут приблизительно на 30 % от его уровня 2013 года. Это не хорошая новости, тем более, что МВФ также ожидает, что безработица поразит 11,5 % в этом году (от 7,3 % в 2013). Другими словами, будет меньше денег, чтобы распределить среди большего количества инвалидов и безработных.

Тем не менее, финансовый план утверждает, что «компенсационные меры, чтобы защитить самое уязвимое увеличиваются». План предсказывает что:

Полные расходы на программы социальной помощи достигнут 4,1 % ВВП в 2015. Кроме того, расходы пособия по безработице повысятся на 15 %.

Это звучит великолепно. Но на более близком контроле, который не кажется совершенно правильным. В заявлении не говорится, приспособлены ли к инфляции эти увеличения или нет. Это действительно важно, так как украинский уровень инфляции теперь вытянулся 30 % в год.

Таким образом, что фактически произойдет? Данные в другом месте в документе показывают, что это — действительно 30 %-е повышение номинально. Расходы на социальные программы поразят 4,1 % в этом году, но это — только повышение 0,3 процентных пунктов от в последний раз. (И собственный бюджет правительства в настоящее время ожидает, что он упадет на 0,1 процентных пункта.) Проектирования МВФ показывают, что пропорция ВВП, потраченного на полные социальные пособия, упадет от 21,1 % в 2014 к 18,4 % в следующем году.

Есть некоторые яркие пятна. Правительственное капиталовложение, например, должно повыситься. Но в целом все это выглядит довольно болезненным. Это — неизбежный результат Запада, пытающегося полагаться на МВФ, чтобы поддержать экономику. Совет фонда, возможно, не одобрил бы кредита, если бы они думали, что фонд потеряет деньги. Именно поэтому они настаивают на такой строгости. И финансирование МВФ ограничено бюджетной поддержкой: это не может предложить долгосрочные инвестиции, в которых отчаянно нуждается Украина. Организации, такие как Европейский союз и Америка должны делать это, но до сих пор они держались в тени. Но без большей программы долгосрочных инвестиций, экономика Украины продолжит колебаться.

 

Список литературы:
1.    Батанова А.А., Илларионов Д.А., Смоленская С.В. Международное развитие и глобализация экономики / В сборнике: Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права. Материалы 4 международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2014. С. 14—17.
2.    Сорос Джордж Последний шанс для Украины и Европы — [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL:http://cont.ws/post/806711216c27_0. html (Дата обращения 04.03.15).
3.    Новая Греция на Востоке — [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http://ukraina.ru/opinions/20150315/1012417459.htm (Дата обращения 04.03.15).
4.    МВФ требует от Украины преодоления кризиса — [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL:http://euroua.com/ukraine/economic/3827-mvf-trebuet (дата обращения 04.03.15).