Статья:

ИСТОРИЯ РОССИИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 1. История

Выходные данные
Алексеева М.А., Вербитская А.К., Протасов Н.М. ИСТОРИЯ РОССИИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(24).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 189 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЯ РОССИИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Алексеева Мария Андреевна
студент Красноярского института железнодорожного транспорта, РФ, г. Красноярск
Вербитская Анастасия Константиновна
студент Красноярского института железнодорожного транспорта, РФ, г. Красноярск
Протасов Никита Михайлович
студент Красноярского института железнодорожного транспорта, РФ, г. Красноярск
Шевченко Нина Петровна
научный руководитель, доц. Красноярского института железнодорожного транспорта, РФ, г. Красноярск

 

В настоящее время на государственном уровне активно обсуждается вопрос о воспитании патриотизма, в первую очередь у молодёжи. Политики вместе с учёными решают, что важно знать молодым людям о прошлом, и какую давать оценку отдельным событиям истории. Одной из главных тем обсуждений является концепция единого учебника истории, а также методического пособия, которое определяло бы темы для изучения в школьном курсе, трактовки отдельных периодов, оценки политических лидеров. В связи с присоединением Крыма к России, В.В. Путин поручил дополнить концепцию нового учебника истории информацией «о роли Крыма и Севастополя в судьбе Российской империи, СССР и современной России».

В Украине тоже идёт процесс переоценки истории. В школьные учебники вносятся значительные изменения.

  • Акцентируется внимание на том что голодомор был создан искусственно, и как инструмент геноцида именно украинского народа.
  • Полностью удаляется термин Великая Отечественная война (это была не наша война), и заменяется немецко-советской войной. «Походные группы» — имеется в виду, деятельность коллаборационистов ОУН.
  • Увеличивается количество учебных материалов, посвященных борьбе украинских националистов, а выселение крымских татар из Крыма, представляется как выселение всех, нерусских. Опять же — война 1941—45 годов, для украинского народа не была Отечественной. Увеличивается количество учебного материала, посвященного Степану Бандере. «Бандеровщина» подается как освободительное движение, а её ликвидация — как карательная операция против Украины. Эта война — была нашей.

В связи с ревизией истории на разных уровнях проводятся всевозможные опросы и интервью. Особый интерес представляет конечно мнение молодёжи. При всём многообразии этих исследований не так много работ, в которых бы содержание представлений о прошлом использовалось бы для реконструкции ценностных парадигм страны в мировой истории. Интерес представляет социологическое исследование, проведённое — Высшей школой экономики в котором выявляются особенности восприятия прошлого студенческой молодёжью — в частности студентами престижных вузов МГУ, МГИМО и ВШЭ.

В данной работе мы попытались выявить мнение студентов Красноярского института железнодорожного транспорта о прошлом нашей страны и сравнить результаты опроса с выводами Национального исследовательского университета.

Представители этой поколенческой группы, состоящие из рождённых после распада Советского Союза, — ровесники новой России, и важно понимать, как молодые россияне оценивают политическую историю нашей Родины, какие из исторических событий для них значимы, а какие выпадают из исторической памяти.

Согласно опросам общественного мнения, почти половина опрошенных россиян (около 46 процентов) считают, что всемирная история должна составлять не больше 25-ти процентов в школьных программах по истории, а основные часы надо посвящать истории отечества. Это бесспорно свидетельствует об интересе к своему прошлому.

Но при этом представления россиян о прошлом достаточно фрагментарно. В них нет связного толкования и критического взгляда на основные исторические события, отсутствую логические связи.

Аналогичная фрагментация исторической памяти была выявлена и в ходе опроса студентов КрИЖТ, которым было предложено два открытых вопроса:

  • какими событиями отечественной истории вы гордитесь;
  • какие события вызывают у вас чувство стыда.

Прежде чем начинать содержательный анализ, необходимо отметить плохое знание студентами отечественной истории, в чём они сами признаются. Некоторые студенты напрямую о плохом знании истории не заявляли, но в своих ответах могли перенести, например, Анну Иоанновну и Екатерину II из 18 века в 16 век, а также «похоронить» ныне здравствующего Михаила Сергеевича Горбачёва. Поскольку знание истории не является коньком наших респондентов, то неудивительно, что активнее всего они обсуждали темы, интенсивно освещаемые СМИ. Украинские события и спортивные победы на сочинской олимпиаде повысили интерес к современным политическим проблемам.

Скорее всего, как только данная тема перестанет быть главным пунктом повестки дня федеральных каналов, опросы общественного мнения по-прежнему будут фиксировать отсутствие символических событий, сплачивающих российское общество.

Все остальные исторические периоды упоминались значительно реже. Самым ранним историческим событием, пришедшим в голову участникам исследования, оказалось: крещение Руси в 988 году.

Всего студенты упомянули около 16 событий.

Исторические представления как московских студентов, так и наших сфокусированы на одном «триумфальном» символическом событии — Победе в Великой Отечественной войне (60 упоминаний). Далее по убыванию стоят: полёт Гагарина в космос (23), Период правления В.В. Путина (18). Из представленной таблицы видно, что 2 из 8 самых поминаемых событий, вызывающих у студентов чувство гордости, локализованы в советском прошлом. 3 из 8 связаны с современной Россией, — достижение в спорте, олимпиада в Сочи, период правления В.В. Путина и возвращение Крыма, эти три варианта всё же можно объединить в один.

 Таким образом, историческая память студентов достаточно сильно милитаризована. Ничто не вызывает у них таких ярких, эмоций и переживаний, как военные победы, и демонстрация государством силы и мощи.

Отмечая Победу в войне и полёт в космос, студенты зачастую затруднялись назвать 3 исторических события, которые по масштабу и значимости можно было бы поставить в один ряд с двумя предыдущими.

В то же время, о победе в Великой Отечественной войне говорят, по мнению участников исследования, настолько часто, что это только усиливает ощущение что, в современности совсем не за что ухватиться.

Конец двадцатого века ассоциируется также с распадом СССР, попыткой государственного переворота 1991 года, война в Чечне, авария на Чернобыльской АЭС.

По словам респондентов, за последнее время в нашей истории страны не произошло ничего такого, что вызвало бы чувство гордости и уважения к России.

При ответе на вопрос, какие события вызывают у респондентов чувства стыда, наиболее популярными стали распад СССР(28) и продажа Аляски(21).

Некоторые студенты вопрос о постыдных страницах нашей истории воспринимали в штыки и всячески демонстрировали нежелание критически рассматривать спорные моменты российской истории.

По их мнению, если человек считает себя патриотом, то у него должен быть позитивный взгляд на историю России, и не одно событие из жизни своей страны нельзя называть позорным.

На наш взгляд, такая позиция была защитой и компенсаторной реакцией. С одной стороны, такое мироощущение помогает респондентам чувствовать себя гражданами «великой державы», повышает самооценку и придает чувство уверенности в завтрашнем дне. С другой стороны, это один из способов закамуфлировать свое незнание истории, сказав, что ничего плохого в стране не происходило.

Как уже говорилось, 20 век оказался самым дискуссионным историческим периодом. Именно на него приходится наибольшее упоминание событий, вызывающих у респондентов чувства, как гордости, так и стыда.

Поэтому в дальнейшем имеет смысл провести количественное исследование среди студентов и нестуденческой молодежи, а также среди взрослого населения. Во-первых, чтобы выявить, насколько для нынешнего молодого поколения характерна относительно высокая ценностная однородность в политических взглядах, свойственная населению страны в целом. Во-вторых, чтобы оценить поколенческую динамику представлений о прошлом, настоящем и будущем страны.

Таким образом, в ходе анализа ответов, мы поняли, что у многих студентов есть чувство патриотизма, но уровень политических оценок, к сожалению, оказался низким.

Было замечено, что знания истории, у опрошенных поверхностные, т. к. в основном, упоминались темы, которые часто освещаются СМИ. Мнения о некоторых событиях разделились, это зависело от того, как первокурсникам рассказывали о тех или иных событиях в школе и в вузе.

Мы считаем, что для того чтобы, знания наших школьников и студентов были менее фрагментарны, нужно издать единый учебник истории, в котором были бы непредвзято отражены события истории.

 

Список литературы:

  1. Касамара В.А., Сорокина А.А. Российский политический процесс [Текст] / В.А. Касамара, А.А. Сорокина // Общественные науки и современность. — 2014. — № 6. — С. 57—69.
  2. Очередные изменения в учебниках истории в угоду националистам — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: swip.su/ocherednye-izmeneniya-v-uchebnikax-istorii...ugodu-nacionalistam/.