ИСТОРИЯ РОССИИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ
Секция: 1. История
XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ИСТОРИЯ РОССИИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ
В настоящее время на государственном уровне активно обсуждается вопрос о воспитании патриотизма, в первую очередь у молодёжи. Политики вместе с учёными решают, что важно знать молодым людям о прошлом, и какую давать оценку отдельным событиям истории. Одной из главных тем обсуждений является концепция единого учебника истории, а также методического пособия, которое определяло бы темы для изучения в школьном курсе, трактовки отдельных периодов, оценки политических лидеров. В связи с присоединением Крыма к России, В.В. Путин поручил дополнить концепцию нового учебника истории информацией «о роли Крыма и Севастополя в судьбе Российской империи, СССР и современной России».
В Украине тоже идёт процесс переоценки истории. В школьные учебники вносятся значительные изменения.
- Акцентируется внимание на том что голодомор был создан искусственно, и как инструмент геноцида именно украинского народа.
- Полностью удаляется термин Великая Отечественная война (это была не наша война), и заменяется немецко-советской войной. «Походные группы» — имеется в виду, деятельность коллаборационистов ОУН.
- Увеличивается количество учебных материалов, посвященных борьбе украинских националистов, а выселение крымских татар из Крыма, представляется как выселение всех, нерусских. Опять же — война 1941—45 годов, для украинского народа не была Отечественной. Увеличивается количество учебного материала, посвященного Степану Бандере. «Бандеровщина» подается как освободительное движение, а её ликвидация — как карательная операция против Украины. Эта война — была нашей.
В связи с ревизией истории на разных уровнях проводятся всевозможные опросы и интервью. Особый интерес представляет конечно мнение молодёжи. При всём многообразии этих исследований не так много работ, в которых бы содержание представлений о прошлом использовалось бы для реконструкции ценностных парадигм страны в мировой истории. Интерес представляет социологическое исследование, проведённое — Высшей школой экономики в котором выявляются особенности восприятия прошлого студенческой молодёжью — в частности студентами престижных вузов МГУ, МГИМО и ВШЭ.
В данной работе мы попытались выявить мнение студентов Красноярского института железнодорожного транспорта о прошлом нашей страны и сравнить результаты опроса с выводами Национального исследовательского университета.
Представители этой поколенческой группы, состоящие из рождённых после распада Советского Союза, — ровесники новой России, и важно понимать, как молодые россияне оценивают политическую историю нашей Родины, какие из исторических событий для них значимы, а какие выпадают из исторической памяти.
Согласно опросам общественного мнения, почти половина опрошенных россиян (около 46 процентов) считают, что всемирная история должна составлять не больше 25-ти процентов в школьных программах по истории, а основные часы надо посвящать истории отечества. Это бесспорно свидетельствует об интересе к своему прошлому.
Но при этом представления россиян о прошлом достаточно фрагментарно. В них нет связного толкования и критического взгляда на основные исторические события, отсутствую логические связи.
Аналогичная фрагментация исторической памяти была выявлена и в ходе опроса студентов КрИЖТ, которым было предложено два открытых вопроса:
- какими событиями отечественной истории вы гордитесь;
- какие события вызывают у вас чувство стыда.
Прежде чем начинать содержательный анализ, необходимо отметить плохое знание студентами отечественной истории, в чём они сами признаются. Некоторые студенты напрямую о плохом знании истории не заявляли, но в своих ответах могли перенести, например, Анну Иоанновну и Екатерину II из 18 века в 16 век, а также «похоронить» ныне здравствующего Михаила Сергеевича Горбачёва. Поскольку знание истории не является коньком наших респондентов, то неудивительно, что активнее всего они обсуждали темы, интенсивно освещаемые СМИ. Украинские события и спортивные победы на сочинской олимпиаде повысили интерес к современным политическим проблемам.
Скорее всего, как только данная тема перестанет быть главным пунктом повестки дня федеральных каналов, опросы общественного мнения по-прежнему будут фиксировать отсутствие символических событий, сплачивающих российское общество.
Все остальные исторические периоды упоминались значительно реже. Самым ранним историческим событием, пришедшим в голову участникам исследования, оказалось: крещение Руси в 988 году.
Всего студенты упомянули около 16 событий.
Исторические представления как московских студентов, так и наших сфокусированы на одном «триумфальном» символическом событии — Победе в Великой Отечественной войне (60 упоминаний). Далее по убыванию стоят: полёт Гагарина в космос (23), Период правления В.В. Путина (18). Из представленной таблицы видно, что 2 из 8 самых поминаемых событий, вызывающих у студентов чувство гордости, локализованы в советском прошлом. 3 из 8 связаны с современной Россией, — достижение в спорте, олимпиада в Сочи, период правления В.В. Путина и возвращение Крыма, эти три варианта всё же можно объединить в один.
Таким образом, историческая память студентов достаточно сильно милитаризована. Ничто не вызывает у них таких ярких, эмоций и переживаний, как военные победы, и демонстрация государством силы и мощи.
Отмечая Победу в войне и полёт в космос, студенты зачастую затруднялись назвать 3 исторических события, которые по масштабу и значимости можно было бы поставить в один ряд с двумя предыдущими.
В то же время, о победе в Великой Отечественной войне говорят, по мнению участников исследования, настолько часто, что это только усиливает ощущение что, в современности совсем не за что ухватиться.
Конец двадцатого века ассоциируется также с распадом СССР, попыткой государственного переворота 1991 года, война в Чечне, авария на Чернобыльской АЭС.
По словам респондентов, за последнее время в нашей истории страны не произошло ничего такого, что вызвало бы чувство гордости и уважения к России.
При ответе на вопрос, какие события вызывают у респондентов чувства стыда, наиболее популярными стали распад СССР(28) и продажа Аляски(21).
Некоторые студенты вопрос о постыдных страницах нашей истории воспринимали в штыки и всячески демонстрировали нежелание критически рассматривать спорные моменты российской истории.
По их мнению, если человек считает себя патриотом, то у него должен быть позитивный взгляд на историю России, и не одно событие из жизни своей страны нельзя называть позорным.
На наш взгляд, такая позиция была защитой и компенсаторной реакцией. С одной стороны, такое мироощущение помогает респондентам чувствовать себя гражданами «великой державы», повышает самооценку и придает чувство уверенности в завтрашнем дне. С другой стороны, это один из способов закамуфлировать свое незнание истории, сказав, что ничего плохого в стране не происходило.
Как уже говорилось, 20 век оказался самым дискуссионным историческим периодом. Именно на него приходится наибольшее упоминание событий, вызывающих у респондентов чувства, как гордости, так и стыда.
Поэтому в дальнейшем имеет смысл провести количественное исследование среди студентов и нестуденческой молодежи, а также среди взрослого населения. Во-первых, чтобы выявить, насколько для нынешнего молодого поколения характерна относительно высокая ценностная однородность в политических взглядах, свойственная населению страны в целом. Во-вторых, чтобы оценить поколенческую динамику представлений о прошлом, настоящем и будущем страны.
Таким образом, в ходе анализа ответов, мы поняли, что у многих студентов есть чувство патриотизма, но уровень политических оценок, к сожалению, оказался низким.
Было замечено, что знания истории, у опрошенных поверхностные, т. к. в основном, упоминались темы, которые часто освещаются СМИ. Мнения о некоторых событиях разделились, это зависело от того, как первокурсникам рассказывали о тех или иных событиях в школе и в вузе.
Мы считаем, что для того чтобы, знания наших школьников и студентов были менее фрагментарны, нужно издать единый учебник истории, в котором были бы непредвзято отражены события истории.
Список литературы:
- Касамара В.А., Сорокина А.А. Российский политический процесс [Текст] / В.А. Касамара, А.А. Сорокина // Общественные науки и современность. — 2014. — № 6. — С. 57—69.
- Очередные изменения в учебниках истории в угоду националистам — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: swip.su/ocherednye-izmeneniya-v-uchebnikax-istorii...ugodu-nacionalistam/.