Статья:

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Марчук Ю.Н. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(24).pdf (дата обращения: 31.03.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Марчук Юлия Николаевна
студент Уральского государственного педагогического университета, РФ, г. Екатеринбург
Королева Светлана Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры технологий социальной работы Уральского государственного педагогического университета, РФ, г. Екатеринбург

 

Социальная политика государства направлена на социальную помощь и поддержку семьи. Семья представляет огромную значимость для развития общества, выступая основным институтом становления личности. Вопросами изучения многодетных семей занимались следующие ученые: Павленок П.Д. и Руднева М.Я. В своих исследованиях они определили, что на данный момент в России в результате преобладания малодетных семей произошло смещение понятия «многодетная семья» — сейчас так называют семью с тремя детьми и более, хотя в демографии и социологии принято считать малодетной семью с 1—2 детьми, среднедетной — семью с 3—4 детьми, многодетной — семью с 5 детьми и более [4]. В связи с чем, возникает проблема оказания социальной помощи и поддержки многодетным семьям. Многодетные семьи нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства.

В настоящее время происходят стремительные изменения в политической, духовной и социально-экономических сферах жизни, под которые каждая семья вынуждена подстраиваться. Семьи могут сталкиваться с определенными трудностями, и, к сожалению, не каждая обычная семья в полной мере адаптируется к происходящим переменам, а многодетная семья тем более сталкивается с некоторыми сложностями в процессе организации быта, воспитания и социализации детей. Данные проблемы семья не может решить самостоятельно, возникает трудная жизненная ситуация, этим и объясняется необходимость социальной работы с данной категорией граждан.

Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», принятым в целях проведения целенаправленной и адресной политики в условиях либерализации цен, субъектам РФ было предложено с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке. Согласно региональному законодательству многодетной именуется семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 16 (18) лет. Следовательно, если в такой семье со временем остаются несовершеннолетними лишь двое детей, она утрачивает статус многодетной [6].

При исследовании характеристик, присущих многодетной семье, Павленок П.Д. и Руднева М.Я. выделили основные типы этих семей:

  • семьи, в которых родители любят детей и хотели бы их иметь. В таких семьях дети являются ценностью, и родители делают все, чтобы их дети жили в хороших условиях;
  • семьи, в которых родители не стремились иметь нескольких детей. Они могут образоваться в результате рождения двойни либо тройни, отсутствия планирования семьи, а также сохранение беременности по показаниям врачей;
  • семьи, образовавшиеся в результате слияния двух неполных семей с детьми. В подобных семьях адаптация детей друг к другу может проходить достаточно долго, но в результате взаимоотношения в семье стабилизируются;
  • семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Такой тип семьи является источником отклонений в процессе воспитания и социализации детей. В подобных семьях желание родить еще одного ребенка обусловливается либо стремлением получить право на различные пособия, льготы и блага, либо психологическим самоутверждением в случае повторного или неудачного брака. При этом после рождения ребенка такие родители считают свою миссию выполненной и не задумываются о том, что его надо растить, воспитывать и дать ему образование [4].

Таким образом, многодетные семьи в современном обществе сталкиваются с теми же проблемами, возникающими в семьях, имеющих 1—2 ребенка. Однако дополнительные трудности возникают по причине большего по сравнению с обычными семьями количества детей. Родители в многодетных семьях несут повышенную нагрузку по содержанию и воспитанию большого количества детей, уходу и присмотру за ними.

Среди проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи, Павленок П.Д. и Руднева М.Я. выделили следующие: материальная, жилищная, отношения с социальной микросредой, проблемы здоровья, проблемы в сфере образования, проблемы взаимоотношений в семье, проблемы юридического характера [4].

Возникновение материальных проблем обусловлено взаимосвязью между числом проживающих в семье детей и доходами на каждого члена семьи. Многодетные семьи являются менее обеспеченными, с низким уровнем дохода, поэтому отсутствует возможность удовлетворения в полной мере первичных потребностей в еде, одежде и др. Структура питания таких семей не отличается разнообразием [4]. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и употребляют больше углеводной пищи. А недостаточное получение основных продуктов питания вызывает определенные трудности в семье, связанные с психологическим и физическим состоянием родителей и детей. Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование, а также на летний отдых. Кроме того, увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги, что увеличивает социальную напряженность. Невозможность удовлетворить свои потребности в одежде, развлечениях, товарах, которые имеют сверстники, может развить у детей чувство зависти, ненависти, агрессивности и требование невозможного.

Достаточно острой проблемой становится жилищная проблема. Это касается, в первую очередь, многодетных семей, в особенности, молодых семей, которые часто вообще не имеют жилья и вынуждены арендовать его. Стоит отметить, что проблемы с жильем оказывают и прямое, и косвенное влияние на развитие ребенка. Прямое влияние оказывается в период, когда ребенок становится более активным, начинает с большим интересом осваивать жизненное пространство. Если семья имеет ограниченные жилищные условия, то у ребенка вырабатывается пассивность, что, в свою очередь сказывается на развитии индивидуальности ребенка. Косвенное влияние заключается в том, что в стесненных жилищных условиях складываются более конфликтные отношения между членами семьи, что может вызвать у ребенка тревогу и психологический дискомфорт [4].

Также можно обозначить еще одну проблему ее отношения с социальной микросредой. Многодетные семьи зачастую формируют круг своего общения, испытывая дискомфорт в общении, установлении контакта с окружением. Дети из многодетных семей предпочитают оставаться дома, в то время, как сверстники из малодетных семей ведут активный образ жизни. Довольно сложным является общение многодетных (особенно женщин) с коллегами [1]. Окружающие люди в профессиональной среде и родственники многодетных семей не всегда одобряют многодетность, особенно в современных условиях. Вследствие чего многодетные родители отмечают отсутствие доброжелательного отношения к своей семье. Дети из многодетных семей сталкиваются с негативным отношением, трудностями в общении и несовпадениями интересов со сверстниками.

Зачастую в связи с трудным материальным положением многодетные семьи сталкиваются с проблемами со здоровьем. В таких семьях дети болеют гораздо чаще по многим причинам: наличие меньших материальных средств на лечение и уход за детьми; недостаточное внимание, уделяемое заболевшему ребенку из-за большого количества детей; стесненные условия, когда один ребенок в скученности может заразить другого. Однако на здоровье влияет и тот фактор, что в многодетных семьях дети могут приобрести вредные привычки, связавшись по причине недостатка внимания с плохой компанией. Прослеживается зависимость здоровья детей от здоровья родителей. В многодетных семьях отмечается самолечение, поздняя обращаемость в медицинские учреждения в случае болезни, недостаточное санаторно-курортное лечение, а также отсутствие систематического наблюдения за детьми специалистами [2].

Многие многодетные семьи часто сталкиваются с проблемами в сфере образования. Подобные семьи имеют меньшую возможность для обучения детей, их образования и воспитания вследствие отсутствия высоких доходов. Зачастую дети не посещают детские сады, неподготовлены к школе из-за ограниченного духовного и культурного развития, поэтому они плохо учатся, имеют пробелы в знаниях, подвергаются отрицательному влиянию улицы. Поэтому в многодетных семьях могут вырасти дети с асоциальным поведением. Такие семьи являются объектом работы специалиста по социальной работе и потребителями социальных услуг. Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Как показывают исследования, чаще всего несовершеннолетние правонарушители и преступники воспитывались в неполных семьях по причине недостатка должного надзора со стороны родителя, тем более в многодетных семьях. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков, что затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни при построении отношений с социальным окружением, сверстниками и создании собственной семьи.

Важной и очень сложной проблемой многодетных семей является проблема взаимоотношений детей друг с другом, детей с родителями, родителей между собой, а также взаимоотношения с другими родственниками. Дети в многодетных семьях, оказываясь под строгим контролем родителей, старших сестер и братьев, бабушек и дедушек, имеют меньше свободы в принятии решений, в своих действиях и поведении. В результате личность ребенка будет формироваться с отклонениями: дети вырастают скованными, замкнутыми, закомплексованными и неразговорчивыми. Кроме того, на старших детей родители возлагают дополнительные обязанности по дому, заботе о младших детях и их воспитании. Поэтому старшим детям приходится отказываться от своих дел, желаний, что может ухудшить отношения между старшими и младшими детьми, породить ненависть друг к другу. Среди старших детей из многодетных семей наблюдается снижение социального возраста. Они рано взрослеют и менее связаны со своими родителями. На внутрисемейные отношения влияет также загруженность родителей как обязанностями по дому, уходу за остальными членами семьи, так и необходимостью много работать, чтобы обеспечить семью материальными благами [4].

Многодетная семья в настоящее время сталкивается с проблемами правового или юридического характера. Огромное количество многодетных семей не знают законодательства, не представляют, какие необходимы документы для реализации своих прав. Именно поэтому они нуждаются в помощи специалиста по социальной работе для разъяснения вопросов трудоустройства, порядка получения различных выплат, льгот, пособий, улучшения жилищных условий, получения ребенком образования, предоставления медико-социальной, психологической, юридической помощи; срочного социального обслуживания (обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, разовое оказание материальной помощи, содействие в получении временного жилого помещения); а также вопросы информирования по выплате пенсий, пособий, компенсаций, льгот и т. п. [3].

Исходя из вышесказанного можно заключить следующее, многодетная семья сталкивается с огромным количеством трудностей, но все же обладает достаточным потенциалом для нормального воспитания детей. Родителям в силу сложившихся обстоятельств необходимо осознавать психологические особенности данной ситуации и делать все, чтобы не допустить негативных последствий в процессе воспитания и социализации детей, чтобы сформировать личность с правильными жизненными установками и ценностями.

Итак, все перечисленные проблемы, так или иначе, сказываются на функционировании, развитии и жизнеспособности современных многодетных семей. К сожалению, в настоящее время такая семья не в состоянии самостоятельно решать проблемы такого характера. Вот почему многодетная семья является одним из объектов социальной работы. Нарушение функционирования семьи как социального института может отрицательно сказаться на функционировании общества. Многодетной семье в современной России требуется помощь общества и государства в восстановлении нормального функционирования, путем качественного оказания социальных услуг и внедрением инновационных социальных технологий по работе с семьей на уровне социальных учреждений.

 

Список литературы:

  1. Андреева Т.В. Семейная психология[Текст]: учеб. пособие Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
  2. Бурменская В.Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  3. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы — [Текст]: учеб. пособие. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. — 92 с.
  4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 272 с.
  5. Семьеведение / под общ. ред. П.Я. Циткилова. — Новочеркасск: Ростов н/Д. — 2002.
  6. Практическое пособие для юристов. Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://of-law.ru/stati/mnogodetnaya-semya-i-problemy-ee-sotsialnogo-obespecheniya.html (Дата обращения 06.05.2015).