Статья:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИА

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Яковлева П.В. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(24).pdf (дата обращения: 09.07.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИА

Яковлева Полина Владимировна
магистрант Новосибирского Государственного Технического Университета, РФ, г. Новосибирск
Рязанова Татьяна Александровна
научный руководитель, старший преподаватель, Новосибирского Государственного Технического Университета, РФ, г. Новосибирск

 

Образ города носит комплексный характер, он складывается из множества аспектов. Каждый город — это сложный организм, состоящий из множества разнообразных элементов, которые в меньшей или большей степени влияют на восприятие территории в сознании людей. Каждый аспект жизни города — от чистоты улиц до работы предприятий — оказывает влияние на образ города [1].

Процесс формирования образа города, который происходит в современных экономических условиях, как и любой другой процесс, подвергается влиянию различных факторов и, соответственно, формируется под их воздействием.

В условиях конкуренции за инвестиции, туристов, квалифицированных кадров, в борьбе за ресурсы, при помощи которых возможно улучшить социальную среду комфортного проживания и социальное самочувствие жителей как показывает практика, наиболее эффективным средством является образ города.

Для города Новосибирска, крупнейшего муниципального образования России, центра Сибирского федерального округа, формирование положительного, позитивного образа города имеет особую актуальность. Ведь по структуре своего социально-экономического портрета Новосибирск является многогранным городом с диверсифицированной экономикой и целой палитрой социально-профессиональных групп, сложившихся за историю его развития, вследствие чего, он может успешно доминировать в конкурентной борьбе за всевозможные ресурсы, при помощи которых он может успешно развиваться и совершенствоваться, быть уникальным, привлекательным и процветающим [2].

Следует отметить, что Новосибирск в последнее время стал терять свои позиции в конкуренции с другими городами Сибири за инвестиции и субсидии от федерального центра. В недавнем времени Томск получил десятки миллиардов рублей на создание в Томской области Центра образования, исследования и разработок, боролся за данный грант так же и Новосибирск, но к сожалению, не получил его. Данный пример в полной мере показывает, что выигрывает тот, кто умеет лучше себя подать [3].

Если провести мониторинг по инвестициям, то можно обнаружить, что в основном инвестиции Новосибирска — это собственные средства, и они почти совпадают с привлеченными средствами. В то время как в Красноярске привлеченные инвестиции более чем в 2,5 раза превосходят собственные средства, а в Томске привлеченные средства почти в два раза [2].

Как уже было отмечено, электронные медиа на сегодняшний день являются одним из наиболее влиятельных источников, формирующих и репрезентирующих образ города. Насколько они популярны и востребованы на сегодняшний день можно обнаружить в результатах исследований, которые на протяжении нескольких лет проводит ВЦИОМ.

В 2012 году ВЦИОМ представил данные о том, из каких СМИ россияне чаще всего получают информацию и каким они доверяют в большей степени. Главный источник информации для россиян остается пока телевидение, но электронные медийные ресурсы в последнее время демонстрируют рост доверия.

По результатам опроса, самым востребованным СМИ остается телевидение: из центрального телевидения информацию получают 98 % опрошенных, из регионального — 88 %. На втором месте — пресса (70 % и 68 % соответственно). Интернет (59 %), радио (центральное — 53 %, региональное — 46 %). Реже россияне получают информацию из зарубежных СМИ (26 %).

В ходе данного исследования был выявлен рост доверия к электронным медиа ресурсам. В 2008 году информации, получаемой из сети доверяли 49 % опрошенных, а на 2012 год этот показатель увеличился до 64 % [5].

В июле 2013 года ВЦИОМ вновь провел исследование предпочтений российских потребителей информации. По результатам исследования электронные медиа уже второй по популярности источник получения информации о событиях в стране после телевидения, на третье место переместилась печатная пресса.

Телевидение — наиболее востребованный источник получения информации прежде всего для селян (67 %), респондентов старше 45 лет (72—76 %), а также россиян с начальным уровнем образования (74 %). Интернету отдают предпочтение, как правило, жители крупных мегаполисов (35 %), 18—24-летние (50 %) и высокообразованные респонденты (32 %).

Если говорить о россиянах, активно пользующихся интернетом, то среди них получать информацию из сети предпочитают 48 %, а телевидение занимает второе место (40 %) [6].

Вполне очевидно то, что их стремительное развитие и общественное признание продолжается, о чем говорят постоянно обновляемые статистические данные. Таким образом, можно сказать, что электронные медиа, появление и развитие которых обусловлено созданием и стремительно быстрым развитием компьютерных коммуникационных сетей, набирают все большую популярность, и на сегодняшний день занимают в медийной системе заметное место, вследствие чего на сегодняшний день электронные медиа превращаются в важнейший фактор формирования образа современного города. Для того, чтобы определить, какие именно образы современного города репрезентируют электронные медиа было принято решение воспользоваться качественно-количественным методом — контент-анализом.

Применение данного документационного метода было необходимо для того, чтобы подтвердить/опровергнуть гипотезу о том, что электронные медиа формируют не соответствующий приоритетным направлениям комплексной целевой программе «Формирование имиджа города Новосибирска до 2020 года» образ города, которыми являются инновационный, а также научно-образовательный потенциал [3].

Генеральную совокупность данного исследования составили региональные электронные медиа Новосибирской области. В выборочную совокупность попали 2622 пресс-релиза, опубликованных в 6 электронных медийных ресурсах Новосибирской области: Интерфакс-Сибирь, ИТАР-ТАСС Сибирь, НГС, РИА-Новости Сибирь, Сибкрай.ru, Тайга.info.

Анализируя полученные данные в ходе исследования контента электронных медийных ресурсов можно говорить о том, что в электронные медиа формируют образ города Новосибирска как фрагментарный, размытый и не ярко выраженный.

В количественном отношении, наиболее ярко и практически в равной степени проявляется политический суб-образ (31,7 %), и криминально-девиантный (31,5 %), который преподноситься через призму различных отрицательных происшествий.

Что касается политического суб-образа, то в нем нет ярко выраженных положительных или отрицательных коннотаций, об этом говорят примерно одинаковые показатели, 8,2 % и 7,7 % соответственно. Нейтральных характер носит 15,8 % проанализированных статей, к которым относятся рабочие поездки, нейтрализированные кадровые перестановки, и т. д.

Криминально-девиантный суб-образ, в силу своей специфики не может положительно отражаться на формировании положительного образа города, показатель 31,5 % говорит о том, что тематика громких происшествий и преступности является значимой. Репертуарный контекст достаточно разнообразен: взятки, убийства, мошенничество (12,4 %), ЧП (13,4 %), ДТП (4,7 %), морально этические девиации (1 %).

Почти каждая четвертая статья проанализированного массива посвящается суб-образу среды — это 26,5 % от всех публикаций. Наиболее ярко выраженной в этой категории темой оказались проблемы, касающиеся транспорта и дорог (6,6 %), носящих преимущественно положительный окрас, примерно одинаково освещены проблемы жилья и ЖКХ, благоустройства, безопасности и здравоохранения, около 4,5 % каждая. Привлекает внимание то, что проблемы ЖКХ и жилья в пять раз чаще проявляются с негативным окрасом (2,6), чем с положительным (0,6), а категория безопасности наоборот, практически в пять раз чаще в положительном контексте (2,2%), чем в отрицательном (0,5). Благоустройство и здравоохранение так же носят ярко выраженный положительный характер.

Экономический суб-образ — 16,1 % от общего числа статей, 9,5 % из которых имеет положительный окрас, 4,2 % нейтральный и 2,4 % отрицательный, что говорит о том, что данный суб-образ формирует в большей степени благоприятный образ города. В данной категории больше всего внимания уделено таким вопросам как строительство 5,7 % (из которых 3,8 % носят положительный характер), например, возведение новых коттеджных поселков под Новосибирском, строительство новых гостиниц, детских садов. Финансовой политике, бюджетам и тарифам 3,4 % (из которых 2,3 % носят положительный характер), например, выделение властями определенных сумм из бюджета на строительство дорог, поднятие здравоохранение.

Почти каждая девятая статья проанализированного материала преподносятся через призму различных культурных мероприятий — 12,3 % (культурный суб-образ). Из всего массива данных 2,3 % изученных пресс-релизов были приурочены к Дню города Новосибирска (обусловлено это тем, что 29 июня в г. Новосибирске было празднование 120-летия города), 1,8 % посвящены театральным премьерам и концертам, 1,7 % фестивалям, таким как военно-исторический фестиваль «Сибирский огонь», посвященный 300-летию основания Чаусского острога, театральный фестиваль имени Чехова, и др. 2,7 % различных не классифицируемых культурных мероприятий, к таким например относились: танцевальные акции, флешмобы, празднование дня рождения Александра Пушкина, оказали значительное влияние на формирование положительного культурного суб-образа города Новосибирска.

Совсем немного культурному суб-образу уступает суб-образ, который преподноситься через призму различных событий — событийный суб-образ (10,5 %), его основные составляющие это спортивные мероприятия, форумы, съезды, конференции. Данный суб-образ один из самых важных, так как такие встречи как конференции, съезды и форумы вносят вклад в узнаваемость образа города Новосибирска не только в пределах Российской Федерации, но и на международной арене. Конференции упоминались лишь в 0,6 % от всех пресс-релизов. Форумы всего в 0,5 % случаев, а съезды упоминались всего 6 раз — это 0,2 % от публикаций. В среднем 4 % публикаций от всего проанализированного массива конструируют образ Новосибирска в привязке к спортивным событиям, таким как «Сибирь» проведет домашний матч против московского «Торпедо» и т. д.

Следующий по степени выраженности суб-образ, это научно-образовательный суб-образ 10,3 % от всех проанализированных статей. Чаще всего из данной категории в электронных медийных средствах фигурируют ВУЗы — 3 %, а также научные центры — 2,5 % от всех статей, в 1,5 % пресс-релизов упоминается система школьного образовании, практически все из которых связаны с ЕГЭ, половина из них носит отрицательных характер, этому способствовали различные попытки списывания на ЕГЭ, и скандальные апелляции. В 1,4 % публикаций упоминается Академгородок, в этих упоминаниях отсутствуют отрицательные оценки, далее в порядке убывания следует отметить научные открытия (0,9 %), технопарк, система дошкольного образования, и наукоград Кольцово.

Природно-экологическому суб-образу отводится 4 % от всех событий, 2,2 % из которых, то есть больше половины формируют негативный образ города, так как таким проблемам, как химические выбросы, неблагоприятным погодным условиям и загрязнению посвящено больше тем, нежели тем, в которых освящаются мероприятия по охране животного мира, экологическим акциям и очистки водоемов.

Инновационный суб-образ находится практически на последнем месте, упоминается он лишь в 3,1 % статей, практически половина из которых (1,5 %) посвящена инновациям в сфере образования и науки, 0,7 % в сфере информатизации и связи, 0,5 % в сфере бизнеса и предпринимательства 0,4 %, в медицине 0,3 % и в др. — 0,1 %.

Исторический суб-образ оказался аутсайдером из всех суб-образов, и от всех публикаций он занял последнее место (1,8 % от всех публикаций).

Таким образом, доминирующими являются «политический», «криминально-девиантный», «экономический» а так же суб-образ среды. В меньшей степени проанализированные пресс-релизы электронных медийных средств конструируют «культурный», «событийный», «научно-образовательный», «природно-экологический», «инновационный» и «исторический» суб-образы.

Согласно комплексной целевой программе «Формирование имиджа города Новосибирска до 2020 года» первоочередными характеристиками, продвигаемых в медийных ресурсах являются инвестиционная привлекательность города Новосибирска как динамично развивающегося города с высоким качеством жизни, а также город Новосибирск как центр интеллектуальной и деловой активности Сибири [3].

Одним из механизмов формирования положительного образа города в программе представляются медийные ресурсы, которые должны целенаправленно его формировать, посредством увеличения количества публикаций в федеральных, региональных и международных средствах массовой информации, и в содержательном отношении в которых будет говориться о достижениях, потенциале и перспективах развития города Новосибирска [3].

Таким образом, наиболее перспективными характеристиками для формирования положительного образа города определяются инновационный и научно-образовательный потенциал, которым обладает город Новосибирск, но полученных данных следует, что ни одному, ни второму направлению не уделено должного внимания, так как научно-образовательный потенциал в электронных медиа находиться на 7 месте по количеству упоминаний, а инновационный суб-образ оказался на предпоследнем 11 месте.

Результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу, и показывают, что электронные медиа формируют фрагментарный образ города, который не соответствует приоритетам разработанных комплексных программ по созданию благоприятного имиджа города Новосибирска, из чего следует, что электронные медиа не способствуют формированию положительного, ярко выраженного образа города.

 

Список литературы:

  1. Акулич Е.М., Коновалов В.В. Социальные ожидания жителей Тюмени как условие формирование имиджа города. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elibrary.ru/download/69875161.pdf.
  2. Василенко И.А. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта. // Василенко И.А., Василенко Е.В., Емельянова Н.Н. 2013. — 259 с.
  3. Комплексная целевая программа «Формирование имиджа города Новосибирска до 2020 года». Решение № 457 от 26.10.2011 г.
  4. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта. Василенко И.А., Василенко Е.В., Емельянова Н.Н. 2013. — 358; 235 с.
  5. ВЦИОМ: Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения. Пресс-выпус № 2088. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112941.
  6. Портал российской прикладной социологии SocioLogos. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sociologos.ru/novosti/Dannye_oprosa_VCIOM_ob_istochnikah_polucheniya_informacii_rossiyanami.