ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В РОССИИ. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Секция: 9. Регионоведение
XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В РОССИИ. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В истории религии взаимоотношения между государством и церковью принимали крайне разнообразные формы. К этим формам можно отнести теократические монархии, в которых власть государства и господствующая религия были единым целым. В государствах с демократическим режимом основой взаимоотношений религиозных институтов и политических структур является их независимость друг от друга, а к одним из прав личности относится возможность исповедовать всякую веру либо существовать атеистом. XX в. с его тоталитарными строями породил прежде неизвестную форму взаимоотношений такую, как подневольный атеизм, который стал национальным миропониманием, неотъемлемым для каждого человека.
На сегодняшний день мы можем наблюдать строительство и возрождение храмов, а так же усиление авторитета и влияния Русской Православной Церкви.
Духовная жизнь, господствующая в современном российском обществе, значительно отличается от духовной жизни советских времен.
Существенную роль в данном течении выступило установление Конституции РФ, согласно статье 14 в которой РФ считается светской страной. Никакая вера не имеет возможности находится в качестве национальной или неотъемлемой. Религиозные организации независимы от страны и равноправны пред законодательством.
На сегодняшний день проблема взаимодействия церкви и государства остра как никогда. Это связано с тем, что наиболее крупной и структурированной церковной организацией в нашем государстве считается Русская Православная Церковь, которая осуществляет достаточно активное взаимодействие с государством, из чего становится совершенно очевидным потребность в исследовании ее конституционно-правового статуса в Российской Федерации через научный подход.
В российском государстве практически в течение всего периода его существования, начиная еще от Киевской Руси, религия и политика всегда были тесно сопряжены между собой. Православие несло собой не только идеологическую составляющую, но считалась символом русской культуры и народного самосознания, оно было выше иных конфессии и вероисповеданий, но и само оставалось, зависимым как при императоре, так и при советской власти.
На сегодняшний день взаимоотношения между церковью и государством достаточно наполнены как политическими, так и исключительно духовными делами, принимающие напрямую участие,как представители политической элиты России, так и епископат РПЦ. Официально церковь и ее священнослужители не имеют возможности принимать участие в тех или иных политических организациях, но она заведомо приняла собственное место в политической сфере общества.
Духовные иерархии находятся на всех торжественных процедурах государственной власти, по побуждению церкви ведутся, как только «духовные процедуры, так иобщероссийские, где нахождение уполномоченных гос. власти и политической элиты достаточно велико. В сущности, не одно мероприятие в государстве не происходит без внимания церкви. Праздники Рождество Христово, формально, а Пасха Христова, неофициально, были признаны, по сущности, исключительно российскими духовными государственными торжествами.
Если в советский период деятельность церкви жестко регламентировалась государством и ее внешняя и внутренняя работа подлежала строгому контролю, то сегодня обстановка во внутренней жизни церкви неподвластнадирективам органов государственной власти, да и они не желают этого.
Главный концепт взаимоотношений церкви и государства основывается на призме общественного, духовного и нравственных аспектов, однако участи в данных областях затрагивает непосредственно политическую жизнь страны. Увеличение влияния Русской православной церкви сопряжено с ее культурным и историческим вкладом в создании государственности России. Взаимоотношения государства и церкви, которые состоят в непосредственной зависимости обоих институтов друг от друга.
Так же стоит отметить, что на сегодняшний день взаимоотношения между Русской Православной Церковью и государством вышли на новый уровень, где государство косвенно предлагает церкви идеологическую роль в социальной жизни и активно сотрудничает с Русской Православной Церковью в сфере религиозно-нравственного воспитания.
У Русской Православной Церкви впервые за тысячелетнюю историю ее существования появилась идеологическая теория «Основы Социальной концепции РПЦ». Все это стало базой для изучения Русской Православной Церкви с позиции процесса ее индустриализации как сферы гражданского общества, которое обладает собственной стройной теорией в обосновании и способностях решения особенно важных проблем современности.
В этой концепции отображается служебная позиция Московского Патриарха в области отношений со страной и светским обществом. Изготовленный документ презентует долговременный проект социального служения церкви, которая опирается на православное духовное понимание заявления церкви в плюралистическом секулярном обществе. В основах социальной концепции Русской Православной Церкви церковь показала собственную теорию взаимоотношений государства и церкви и отобразила собственные убеждения на ее природу.
Ключевой составляющей доктрины Русской Православной Церкви считается нынешняя трактовка православного учения о «симфонии» религиозной и гос. власти — как обоюдной совместной работе и ответственности при абсолютном паритете и «невмешательстве в дела друг друга.
На сегодняшний день Церковь, в лице ее священнослужителей изолировавшись от страны, защищала и защищает в собственных взаимоотношениях с властью конституционное право верующих исповедовать собственные религиозные верования и воздействовать на жизнь социума.
Даже больше, страна обеспечивает равноправие человека и гражданина и независимого от его отношения к вере. Воспрещаются всевозможные фигуры лимитирования прав граждан по религиозной принадлежности.
Церкви обязаны согласиться с тем, что государство больше не ставит собственной целью защиту и поддержку христианства. Но государство обязано помогать и защищать культурные и религиозные формы жизни собственных граждан. На сегодняшний день христианство уже не считается преобладающей религиозной силой, а только меньшинством, которое состоит их многообразных, иногда противоречивых направлений. Но, вопреки тому, что государство независимо стало мирской силой, церковь не может снять с себя религиозную ответственность за состояние общества.
Государству в свою очередь пришлось согласиться с тем, что оно уже не может и не должно основываться на божественном авторитете, как это было прежде. Оно приобретает собственный авторитет не от церкви и не может прямо выведено от Бога. Соответственно,по мирским законам, оно обязано служить всем гражданам неверующим, верующим, инаковерующим.
Список литературы:
- Верховский А.Б. Церковь в политике и политика в церкви — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.panorama.ru (Дата обращения 10.10.2014).
- Костюк К.Н. Русская Православная Церковь в гражданском обществе // Социально-политический журнал. — 1999. — № 4. — С. 100—108.
- Щипков А.Д. Регулирование церковно-государственных отношений — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.religare.ru/2_167.html (Дата обращения 25.10.2014).