Статья:

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В РОССИИ. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 9. Регионоведение

Выходные данные
Канзычакова С.А., Перевышина О.П., Тишкина А.О. [и др.] ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В РОССИИ. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(24).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В РОССИИ. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Канзычакова Светлана Александровна
студент Томского политехнического университета, РФ, г. Томск
Перевышина Ольга Петровна
студент Томского политехнического университета, РФ, г. Томск
Тишкина Ангелина Олеговна
студент Томского политехнического университета, РФ, г. Томск
Ерёменко Елена Игоревна, Сафронова Екатерина Владимировна
студент Томского политехнического университета, РФ, г. Томск
Панькова Наталья Михайловна
научный руководитель, старший преподаватель Томского политехнического университета РФ, г. Томск

 

В истории религии взаимоотношения между государством и церковью принимали крайне разнообразные формы. К этим формам можно отнести теократические монархии, в которых власть государства и господствующая религия были единым целым. В государствах с демократическим режимом основой взаимоотношений религиозных институтов и политических структур является их независимость друг от друга, а к одним из прав личности относится возможность исповедовать всякую веру либо существовать атеистом. XX в. с его тоталитарными строями породил прежде неизвестную форму взаимоотношений такую, как подневольный атеизм, который стал национальным миропониманием, неотъемлемым для каждого человека.

На сегодняшний день мы можем наблюдать строительство и возрождение храмов, а так же усиление авторитета и влияния Русской Православной Церкви.

Духовная жизнь, господствующая в современном российском обществе, значительно отличается от духовной жизни советских времен.

Существенную роль в данном течении выступило установление Конституции РФ, согласно статье 14 в которой РФ считается светской страной. Никакая вера не имеет возможности находится в качестве национальной или неотъемлемой. Религиозные организации независимы от страны и равноправны пред законодательством.

На сегодняшний день проблема взаимодействия церкви и государства остра как никогда. Это связано с тем, что наиболее крупной и структурированной церковной организацией в нашем государстве считается Русская Православная Церковь, которая осуществляет достаточно активное взаимодействие с государством, из чего становится совершенно очевидным потребность в исследовании ее конституционно-правового статуса в Российской Федерации через научный подход.

В российском государстве практически в течение всего периода его существования, начиная еще от Киевской Руси, религия и политика всегда были тесно сопряжены между собой. Православие несло собой не только идеологическую составляющую, но считалась символом русской культуры и народного самосознания, оно было выше иных конфессии и вероисповеданий, но и само оставалось, зависимым как при императоре, так и при советской власти.

На сегодняшний день взаимоотношения между церковью и государством достаточно наполнены как политическими, так и исключительно духовными делами, принимающие напрямую участие,как представители политической элиты России, так и епископат РПЦ. Официально церковь и ее священнослужители не имеют возможности принимать участие в тех или иных политических организациях, но она заведомо приняла собственное место в политической сфере общества.

Духовные иерархии находятся на всех торжественных процедурах государственной власти, по побуждению церкви ведутся, как только «духовные процедуры, так иобщероссийские, где нахождение уполномоченных гос. власти и политической элиты достаточно велико. В сущности, не одно мероприятие в государстве не происходит без внимания церкви. Праздники Рождество Христово, формально, а Пасха Христова, неофициально, были признаны, по сущности, исключительно российскими духовными государственными торжествами.

Если в советский период деятельность церкви жестко регламентировалась государством и ее внешняя и внутренняя работа подлежала строгому контролю, то сегодня обстановка во внутренней жизни церкви неподвластнадирективам органов государственной власти, да и они не желают этого.

Главный концепт взаимоотношений церкви и государства основывается на призме общественного, духовного и нравственных аспектов, однако участи в данных областях затрагивает непосредственно политическую жизнь страны. Увеличение влияния Русской православной церкви сопряжено с ее культурным и историческим вкладом в создании государственности России. Взаимоотношения государства и церкви, которые состоят в непосредственной зависимости обоих институтов друг от друга.

Так же стоит отметить, что на сегодняшний день взаимоотношения между Русской Православной Церковью и государством вышли на новый уровень, где государство косвенно предлагает церкви идеологическую роль в социальной жизни и активно сотрудничает с Русской Православной Церковью в сфере религиозно-нравственного воспитания.

У Русской Православной Церкви впервые за тысячелетнюю историю ее существования появилась идеологическая теория «Основы Социальной концепции РПЦ». Все это стало базой для изучения Русской Православной Церкви с позиции процесса ее индустриализации как сферы гражданского общества, которое обладает собственной стройной теорией в обосновании и способностях решения особенно важных проблем современности.

В этой концепции отображается служебная позиция Московского Патриарха в области отношений со страной и светским обществом. Изготовленный документ презентует долговременный проект социального служения церкви, которая опирается на православное духовное понимание заявления церкви в плюралистическом секулярном обществе. В основах социальной концепции Русской Православной Церкви церковь показала собственную теорию взаимоотношений государства и церкви и отобразила собственные убеждения на ее природу.

Ключевой составляющей доктрины Русской Православной Церкви считается нынешняя трактовка православного учения о «симфонии» религиозной и гос. власти — как обоюдной совместной работе и ответственности при абсолютном паритете и «невмешательстве в дела друг друга.

На сегодняшний день Церковь, в лице ее священнослужителей изолировавшись от страны, защищала и защищает в собственных взаимоотношениях с властью конституционное право верующих исповедовать собственные религиозные верования и воздействовать на жизнь социума.

Даже больше, страна обеспечивает равноправие человека и гражданина и независимого от его отношения к вере. Воспрещаются всевозможные фигуры лимитирования прав граждан по религиозной принадлежности.

Церкви обязаны согласиться с тем, что государство больше не ставит собственной целью защиту и поддержку христианства. Но государство обязано помогать и защищать культурные и религиозные формы жизни собственных граждан. На сегодняшний день христианство уже не считается преобладающей религиозной силой, а только меньшинством, которое состоит их многообразных, иногда противоречивых направлений. Но, вопреки тому, что государство независимо стало мирской силой, церковь не может снять с себя религиозную ответственность за состояние общества.

Государству в свою очередь пришлось согласиться с тем, что оно уже не может и не должно основываться на божественном авторитете, как это было прежде. Оно приобретает собственный авторитет не от церкви и не может прямо выведено от Бога. Соответственно,по мирским законам, оно обязано служить всем гражданам неверующим, верующим, инаковерующим.

 

Список литературы:

  1. Верховский А.Б. Церковь в политике и политика в церкви — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.panorama.ru (Дата обращения 10.10.2014).
  2. Костюк К.Н. Русская Православная Церковь в гражданском обществе // Социально-политический журнал. — 1999. — № 4. — С. 100—108.
  3. Щипков А.Д. Регулирование церковно-государственных отношений — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.religare.ru/2_167.html (Дата обращения 25.10.2014).