Статья:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Жаркова А.Н., Петрусенко М.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(24).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Жаркова Анастасия Николаевна
студент Сибирского государственного университета путей сообщения, РФ, г. Новосибирск
Петрусенко Мария Владимировна
студент Сибирского государственного университета путей сообщения, РФ, г. Новосибирск
Цевелев Владимир Викторович
научный руководитель, канд. экон. наук Сибирского государственного университета путей сообщения, РФ, г. Новосибирск

 

Статья посвящена понятийному уточнению производственного менеджмента. Определению его функций и задач, а также составляющим производственного менеджмента. А также рассмотрению перспектив его развития.

Чтобы создать результативную организацию, нужно заменить власть ответственностью. (Питер Друкер)

За прошедшие десятки лет созрели необходимые предпосылки для осмысления фундаментальных основ науки об управлении производством или, как принято говорить в настоящее время, производственного менеджмента.

Так же возникли вопросы что такое производственный менеджмент, каковы его задачи и функции?

В научных работах А.П. Тяпухина ранее [3, с. 31] было дано определение «производственный менеджмент-вид деятельности субъекта управления, ориентриванный на управление промышленным предприятием долгосрочных конкурентных преимуществ на рынке за счет формирования эффективной системы закупок, переработки и использования различных видов ресурсов (в том числе кадрового потенциала предприятия), функционирования и оптимизации этой системы в условиях ее постоянной готовности к удовлетворению потребностей физических и юридических в продукции и услугах».

В настоящее время задачами производственного менеджмента являются [4, с. 54]:

1.  Пoстoяннoе изyчeниe и ввод в пpoизвoдствo нoвых видoв издeлий;

2.  Cнижeниe зaтрaт нa изгoтoвлeниe пpoдyктa;

3.  Пoвышeниe кaчecтвa прoдукции, cooтвeтcтвyющee пoтрeбитeльcким хaрaктepиcтикaм и cпpocy;

4.  Cнижeниe издepжeк нa вceх этaпax пpoизвoдствeннo-cбытoвoгo циклa, пpи этoм пocтoяннoe ocвoeниe нoвых видoв издeлий, pacширeниe нoмeнклaтpы выпycкaeмoгo пpoдуктa и измeнeниe eгo accopтимeнтa.

Следовательно, из задач вытекают и функции производственного менеджмента, которые представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Функции производственного менеджмента

 

Также каждая функция содержит множество подфункции.

Тактические функции содержат:

·     тактику управления запасами и ресурсами, рассматривающая запасы в качестве необходимого атрибута производственной системы, а управление ими — как один из элементов управления материальными составляющими производства;

·     тактику расчета необходимости в элементах изделий, которая определяет процесс планирования в организации в рамках существующего спроса;

·     тактику «точно в срок», которая ориентируется на минимизацию запасов и рассматривает возможность работать без них. Данная тактика позволит снизить издержи производства.

·     тактику агрегатного планирования, позволяющую принимать решения, направленные на эф­фективное планирование темпов производства за определенный период в условиях колеблющегося рыночного спроса;

·     тактику составления производственного расписания на исполнительном уров­не в зависимости от возникающих очередей, а также степени загру­женности рабочих центров.

Стратегические функции включают:

·     стратегию товара. Данная стратегия направлена на анализ всего жизненного цикла товара и осуществление мар­кетинговых исследований по выводу данного товара на рынок, его рекламы, внешнего вида и т. д;

·     стратегию процесса, направленную на определение выбора способов производ­ства товаров, т. е. на каком оборудование производить? как? с помощью чего?;

·     стратегию расположения новых производств в рамках регионального и международного аспекта с учетом выполнения требований надежности и гибкости распределительной, а также снабженческой сети, что оказывает определенное влияние на благоприятное развитие бизнеса;

·     стратегию организации производства, определяющая органи­зационную структуру предприятия, выбор методов и форм существующей производственной деятельности, построение рабочих центров и максимально возможное обеспечение их ресурсами;

·     стратегию обслуживания производства, выявляющую фор­мы, способы организации и методы технического, складс­кого, транспортного обслуживания и обеспечения предприятия;

·     стратегию качества, которая за последнее время приобрела все большее значение в связи с теми кардинальными изменениями, которые наблюдаются в бизнесе.

Все вышеперечисленные функции производственного менеджмента не только составляют единое целое, но и тесно взаимосвязаны друг с другом так, что иногда их практически невозможно разделить.

Их осуществление плани­руется, мотивируется, организуется, координируется и контро­лируется. А успешность их реализации зависит от способов приведения их в исполнение.

Было выяснено, что составляющими цикла производственного менеджмента являются: планирование, определение условий, организация, исполнение и руководство [1, с. 30].

Рассмотрим каждую составляющую производственного менеджмента.

1.  Планирование.

Любой процесс управления связан с планированием, организацией выполнения планов и контролем конечных результатов. Планирование позволяет определить дальнейшие планы и действия по решению данных планов.

Однако, планирование предполагает:

1.  формулировку целей и разработку стратегий по достижению поставленных целей;

2.  установление задач и определение действий по их решению.

Результатом планирования является система планов таких как: долгосрочных, среднесрочных, оперативных.

Наиболее сложной проблемой на данном этапе является разработка стратегии, которая определяет главные направления и действия развития организации на длительный период.

2.  Определение условий, организация, исполнение.

После того, как был разработан необходимый план, наступает следующая фаза производственного менеджмента — Определение условий, организация, исполнение. На данном этапе необходимо оценить условия выполнения плана и приступить к организации его выполнения. Для этого в первую очередь необходимо оценить внешние и внутренние факторы, которые могут оказать огромное влияние на реализацию плана.

При определении условий реализации плана организация должна знать и собрать всю необходимую информацию о положении ее на рынке товаров, работ и услуг. Это обусловлено тем, что от данной информации зависят действия по достижению поставленной цели. Предприятие должно быстро реагировать на изменение ситуации на рынке и предпринимать необходимые действия по улучшению его позиции.

Определяя условия реализации плана полезно и важно располагать следующей информацией:

·     Динамика численности населения по районам и возрастным группам.

·     Потребление товаров и услуг на одного человека, что позволит выявить предпочтения потребителей.

·     Динамика доходов населения (клиентов). Данная информация поможет в разработке стратегии производства и планирования затрат.

·     Динамика покупательной способности.

·     Спрос на сопоставимые на рынке товары и услуги.

Важнейшей составляющей фазы «определение условий и организация» является оценка собственной конкурентной позиции на рынке. Оценка необходима для того, чтобы определить положение предприятия на отраслевом рынке; привлечь инвесторов; разработать новые и улучшенные программы для выхода на рынки сбыта.

Заключительной фазой цикла производственного менеджмента является руководство (анализ, контроль, приятие решений). Рассмотрим эту фазу.

3.  Руководство.

Для того чтобы рассмотреть данную составляющую цикла производственного менеджмента, уточним понятие «руководство».

Руководство — такое поведение, при котором один человек реально влияет на деятельность других, обеспечивая движение к поставленной цели [2, с. 57].

Прежде всего, руководителю следует обратить внимание на постановку цели.

Для того чтобы цели были четко поставленными, они должны удовлетворять следующим требованиям:

1.  Конкретность — быть ясными, четкими, однозначными:

2.  Обозримость — доступные обозрению;

3.  Согласованность — связанные, непротиворечивыми;

4.  Реалистичность — иметь возможность их реализовать.

Руководитель и сотрудники вместе определяют цели организации, либо отдела и/или цели планируемой работы, определяют ответственных лиц и результаты, которые они ожидают получить. Результаты в дальнейшем будут использоваться для руководства отделом/подразделением;

Как правило, методы управления посредством цели предполагают наличие обратной связи между руководителем и подчиненными. Руководителю необходимо обращать внимание на отношение к работе, ее выполнение, а не на личные качества подчиненного. Следует быть конкретным и точным. Обязательно нужно стимулировать каждого сотрудника, как говорил Г. Форд: «Я никогда не говорю: «Мне нужно, чтобы вы это сделали». Я говорю: «Мне интересно, сумеете ли вы это сделать»», укреплять веру в собственные силы и чувство собственного достоинства. Ведь в дружной команде «рождаются» новые идеи, работа выполняется быстро и качественно, а следовательно предприятие работает эффективно и прибыльно.

Руководство любой деятельностью фирмы будет являться так же эффективным и при рациональном использовании времени руководителя и подчиненных. В данной связи следует напомнить принцип В. Парето и принцип Д. Эйзенхауэра, широко применяющиеся в различных областях менеджмента.

В. Парето считал, что на достижение желаемых результатов больше всего влияет сосредоточение на жизненно важных проблемах. Он разработал правило 20/80: концентрация 20 % времени на жизненно важных проблемах обеспечивает 80 % успеха [1, с. 68].

Принцип Д. Эйзенхауэра связан с распределением задач по их важности и срочности. Он определил, что:

A.задачи: важные и срочные их следует выполнить немедленно;

B. задачи: важные, но не срочные. Нужно установить сроки их выполнения;

C. задачи: менее важные, которые следует выполнять позже остальных.

Отметим, что принципы Парето и Эйзенхауэра широко применяются в управлении запасами, управлении качеством и других задачах производственного менеджмента.

Так же следует акцентировать внимание на том, что в практике менеджмента обычно применяют следующие методы более рационального использования времени руководителя:

·     Доскональный анализ структуры затрат времени.

·     Распределение предстоящих задач по принципу АВС (Д. Эйзенхауэра).

·     Определение долгосрочных целей.

·     Составление плана использования времени.

·     Сокращение (снижение) нерациональных затрат и потерь времени.

Если же вы заинтересованы в производственном менеджменте, то вы можете специализироваться в данной области. Вы можете стать планировщиком работы или организатором производственного процесса, а также руководителем организации. 

В заключении хотелось бы отметить, что внутренний производственный менеджмент предполагает управление людьми и управление оборудованием. Производство будет эффективным только тогда, когда процесс производства будет проанализирован и разбит на составные части. Каждая из этих частей документируется и разрабатываются необходимые действия для их завершения.

Применение методов планирования, анализа и контроля является необходимым условием для четкого функционирования производственных систем. Все составляющие цикла производственного менеджмента взаимосвязаны друг с другом, выполнив одну фазу необходимо сразу же переходить на другую.

Перспективами совершенствования производственного менеджмента являются:

Во-первых, применение автоматизации с помощью компьютерных средств позволит предприятию планировать, руководить и контролировать работу производства.

Во-вторых, применение компьютеризации, поспособствует повышению производства и, возможно, снизит издержки, даст возможность быстрого программирования оборудования на новые виды работ, что позволит быстро производить товары и меньше задействовать трудовых усилий.

Вложение средств в производственное управление стало одним из центральных факторов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Существует и отрицательная сторона производственного менеджмента, она указывает на то что техническое обслуживание и ремонт оборудования является основным фактором в планировании производственного процесса.

Поэтому каждому руководителю стоит подумать включать ли производственный менеджмент в составляющую организации и какие при этом методы использовать для наилучшего результата.

«Разгадывая секрет успеха управленцев, стоит смотреть не на решение, а на способ, который позволил к нему прийти» (Джастин Менкес)

 

Список литературы:
1.    Воронина Э.М. «Менеджмент предприятия и организации» / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. — М., 2002.3/.
2.    Михалева Е.П. Менеджмент Конспект лекций // г. Тула.
3.    Тяпухин А., Аникева А. Производственная логистика // РИСК — 2003. — № 1. С. 31—38.
4.    http://www.up-pro.ru/encyclopedia/proizvodstvennyj-menedzhment.html-Энциклопедия производственного менеджера.