КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЦЕННЫХ БУМАГ
Секция: 11. Экономика
XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЦЕННЫХ БУМАГ
К настоящему моменту в сфере рынка ценных бумаг получили огромное развитие разнообразные труды, учения и теории помогающие определить поведение ценных бумаг на фондовом рынке. Среди основных, теория, именуемая моделью оценки капитальных активов (CAPM), теория арбитражного ценообразования (APT), гипотеза эффективных рынков, теория портфельного анализа, и многие другие. Однако вопрос о том, какие из них эффективны и имеют место на практике, до сих пор является спорным.
Исходя из данной проблемы, целью статьи является определение перечня применяемых сегодня медотов, теорий, описывающих поведение цены, и наглядное их представление.
Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:
· выявить имеющиеся на данный момент теории и классифицировать их;
· проанализировать актуальные концепции на фондовом рынке;
· проранжировать данные концепции.
Проведя библиографическое исследование, был выявлен перечень теорий, описывающих процесс ценообразования на фондовом рынке. Традиционно все теории классифицируют по фундаментальному или техническому методам прогнозирования стоимости кампании. Фундаментальный анализ при прогнозировании поведения рыночной стоимости кампании прибегает к оценке основных финансовых и производственных показателей организации, анализу отчётности организации, а также таких макроэкономических показателей, как ВВП, уровень безработицы, инфляции, темпы экономического роста, состояние государственного бюджета и платёжного баланса страны. Использование технического метода подразумевает анализ тенденций изменения цен и объема торговли ценными бумагами в прошлом для выявления динамики цен в будущем. Преимуществом технического анализа является его способность при прогнозе цены учитывать возможную нерациональность поведения инвестора [2, с. 228]. Теории ценообразования на финансовом рынке представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Теории ценообразования на рынке ценных бумаг
Фундаментальный анализ |
Теория рефлексивности |
Технический анализ |
Теория честной игры |
|
Теория агентских отношений |
Структурная теория временных циклов |
|||
Теория фундаментального анализа |
||||
Теория арбитражного ценообразования (APT) |
||||
Теория конкурентного преимущества |
Теория случайных блужданий |
|||
Ортодоксальная теория фондовых цен |
||||
Структурная теория волн |
||||
Теория капитализации дивидендов |
||||
Теория CAPM |
||||
Теория портфеля |
||||
Шумовая теория Блэка |
||||
Теория катастроф |
Структурная теория сезонных ожиданий |
|||
Теория конъюнктурного анализа и прогноза |
Составлено по библиографическим источникам
В наши дни большинство из представленных теорий устарело, другие получили развитие и применяются до сих пор. Одной из современных концепций является теория портфельного анализа, разработанная Гарри Марковицем в 1950-х годах. Согласно теории, совокупный риск по ценным бумагам может быть снижен путём объединения рисковых активов в портфели.
Основными постулатами теории являются:
· для минимизации риска инвесторам необходимо объединять рисковые активы в портфели;
· уровень риска по каждому отдельному виду активов следует измерять не изолированно от остальных активов, а с точки зрения его влияния на общий уровень риска дифференцированного портфеля [1, с. 240].
Особенностью портфельной теории является возможность извлечения максимальной прибыли при формировании эффективного портфеля, при условии, что инвестор правильно оценит ожидаемую доходность элементов, входящих в портфель с учётом присущей им доли риска. И если риск можно измерить, используя математический аппарат, то определение ожидаемой доходности зависит лишь от уровня интуиции инвестора.
Несмотря на то, что теория Марковица, позволяет нам понять, как следует измерять уровень риска, она не уточняет взаимосвязь между уровнем риска и требуемой доходностью.
Эту связь конкретизирует и обосновывает модель оценки доходности капитальных активов (Capital Asset Pricing Model, CAPM), известная также как МОДА. Концепция нашла широкое применение при оценке прибыльности проектов, оценке предприятий, портфельных инвестиций [7, с. 436].
Величина взаимосвязи определяется с помощью специального коэффициента бетта, который улавливает различия между рыночными ценами акций в зависимости от индивидуального риска по отношению к систематическому риску на фондовом рынке в целом. Основная проблема метода — расчёт данного коэффициента, поскольку для его определения организация должна иметь достаточно статистических данных, либо располагать информацией об аналогичной ей организации, чей коэффициент бетта мог бы использоваться в расчётах. Согласно модели, при допущении о существовании эффективного рынка, инвестор должен учитывать риск характерный в целом фондовому рынку, а не конкретному активу.
Модель CAPM ограничивает влияния рынка на величину доходности до одного фактора — риска, величину которого показывает коэффициент бетта, что делает данную модель достаточно простой в применении. Однако существуют и другие факторы. Например, страновые и политические риски, ставки доходности, не учитываемые моделью.
Дальнейшим развитием модели САМР стала модель арбитражного ценообразования, обещающая инвестору возможность увеличить свою доходность без увеличения уровня риска.
Преимуществом данной модели перед САМР является наличие меньшего числа предпосылок и возможность учесть большее количество факторов, влияющих на доходность, что делает её более реалистичной и позволяет уменьшить несистематический риск. Однако многофакторность здесь и является камнем преткновения, так как совершенно непонятно какие факторы следует использовать. Список факторов до сих пор является не закрытым и разными организациями используются разные перечни. Например, компания Salomon Brothers в своё время использовала такие факторы как: темп роста ВВП, процентная ставка, изменение цен на нефть, темп роста расходов на оборону, инфляция [5, с. 487]. Другие пять факторов использовала кампания Roll&Ross Asset Management Corporation (R&R), среди которых темп прироста промышленного производства, величина процентных ставок, доверие инвестора, краткосрочная инфляция, долгосрочные инфляционные ожидания [6, с. 1028].
Смысл применения тех или иных факторов никак не обосновывается, а применение арбитража не всегда возможно, поэтому сфера применения данной теории гораздо уже, чем CAPM.
Применение метода возможно в ситуации наличия акций и портфелей с одинаковой чувствительностью к всевозможным факторам, но с разным уровнем доходности. Использование арбитража в условиях равновесного рынка невозможно, но если такая возможность появляется, то рынок мгновенно ликвидирует её. Отсюда следует ещё один вывод об ограниченности возможности применения арбитража. До тех пор, пока есть такие акции и портфели, и чем больше участников рынка пытаются использовать данные возможности, тем быстрее они иссякнут.
И наконец, всеобъемлющей и являющейся почвой для остальных теорий и концепций является гипотеза эффективного рынка. Теория описывает состояние рынка, при котором появившаяся информация получает мгновенное отражение на цене акций и как следствие отсутствие возможности извлечения сверхдоходов. Так называемая эффективность обусловлена выполнением четырех условий. Информация об изменениях на рынке становится доступной одновременно всем участникам рынка, и её получение не связано с какими-либо затратами, отсутствуют трансакционные затраты, налоги, препятствующие совершению сделок, сделки совершённые отдельным участником рынка не влияют на общий уровень цен, и наконец поведение всех объектов рынка рационально и направлено на максимизацию прибыли [3, с. 229].
Исходя из этого, можно предположить, что при действительном существовании эффективных рынков, рынок был бы не интересен для инвесторов, однако мы видим совершенно другую ситуацию. Это обусловленно тем, что большинство игроков не верят в существование эффективного рынка и продолжают инвестировать в него. Тем временем рынок делает своё дело и включает механизм уравновешивания, смысл которого в том, что неудача одного инвестора будет означать выигрыш другого. Это служит уроком для других инвесторов и заставляет ещё тщательнее анализировать информацию. В попытке обыграть рынок один игрок может много потерять, дав кому-то шанс хорошо заработать. Ни один участник игры при этом не может заявить о неэффективности рынка, имеет место лишь неэффективность личной стратегии игроков. Таким образом, побеждает сильнейший, тот, кто успел принять правильное решение, на этом и строится глубинная причина эффективности рынка. Можно сделать вывод: любой действующий рынок является эффективным. Неэффективный рынок, это не рынок, это — отсутствие рынка [4].
По итогам проделанной работы было проведено ранжирование актуальных теорий ценообразования на фондовом рынке (рисунок 1).
Рисунок 1. Актуальные теории ценообразования на фондовом рынке
Из рисунка 1 видно, что основой анализа рынка является гипотеза эффективных рынков, в рамках которой существуют теория портфельного анализа, модель CAPM и APT. Однако, перечисленные теории имеют право на самостоятельное существование, в рамках другого, отличного от эффективного, рынка.
Следует отметить, что данные теории, лишь сейчас являются принципами работы современного игрока на фондовом рынке, но, как и другие теории они могут быть заменены более эффективными, поскольку фондовый рынок развивается быстротечно, и требует всё новых инструментов для извлечения прибыли.
Список литературы:
1. Басовский Л.E. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник — М.: ИНФРА-М., 2009. — 240 с.
2. Берзон Н.И. Фондовый рынок [Текст]: учебное пособие / Н.И. Берзон, Е.А. Буянова, М.А. Кожевников, А.В. Чаленко. — М.: Вита-Пресс, 1998. — 397 с.
3. Бернстайн У. Манифест инвестора: Готовимся к потрясениям, процветанию и всему остальному /. Bernstein William J. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 229 с.
4. Гипотеза эффективных рынков — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.cfin.ru/finanalysis/lytnev/4-3.shtml.
5. Ричард Д.Т. Фондовый рынок. — М.: ВИТА — ПРЕСС, 2008. — 487 с.
6. Шарп У. Инвестиции: учебник: пер. с англ. / У. Шарп, Г. Александер, Дж. Бэйли. — М.: ИНФРА — М, 2009. — 1028 с.
7. Project Management Institute, Руководство PMBOK, пятое издание — М.: Project Management Institute Ink, 2013. — 436 c.