Статья:

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ ИСЛАМА И БУДДИЗМА

Конференция: XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 3. Религиоведение

Выходные данные
Халиулина В.Р., Гаспарян Р.С., Макаркина А.С. [и др.] СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ ИСЛАМА И БУДДИЗМА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(29).pdf (дата обращения: 09.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 29 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ ИСЛАМА И БУДДИЗМА

Халиулина Василя Радиковна
студент Томского политехнического университета, РФ, г. Томск
Гаспарян Роза Саркисовна
студент Томского политехнического университета, РФ, г. Томск
Макаркина Анна Сергеевна
студент Томского политехнического университета, РФ, г. Томск
Липина Елизавета Андреевна
студент Томского политехнического университета, РФ, г. Томск
Котова Анна Сергеевна
студент Томского политехнического университета, РФ, г. Томск
Ардашкин Игорь Борисович
научный руководитель, д-р филос. наук, проф. Томского политехнического университета, РФ, г. Томск

 

Процессы глобализации и идеология постмодернизма стали причиной цивилизационного кризиса не только европейского, но и мирового масштаба. В настоящее время происходят унификация социально-политических, социально-психологических структур, разрушение форм культурной, исторической, духовной идентификации человека, размывание всяких мировоззренческих основ его самоопределения – вырождение народа в этнографическую массу, духовно-нравственный кризис общества, кризис культуры, религии и религиозности. Одним из вызовов нашего времени является требование прямого и профессионального обеспечения решения проблем формирования духовности и нравственности, религии и религиозности для воспроизводства человечности и человеческого. Антропологический подход в сфере гуманитарного знания представляет собой ориентацию на человеческую реальность во всей ее полноте, во всех ее духовно-телесных измерениях; это поиск средств и условий становления человека как субъекта, личности и индивидуальности перед лицом собственного бытия. Другими словами, предметом антропологии в собственно теологическом смысле слова является человек, созданный по образу и подобию Божьему. В земной жизни человек должен осуществить образ Божий в своей индивидуальности – преодолеть силы греха, стяжательства, озлобленности, а также непрощение, непослушание, несмирение, неумение любить ближнего, поддерживать его в старости и болезнях и т. д.

В психологическом смысле буддизм имеет большие возможности и практику. В основе этой древней религии находится человек с его желаниями, страстями, болезнями. Духовные, психологические практики буддизма направлены именно на внутренний мир человека, на его восприятия, на эмоциональное состояние, что представляет собой интерес для практикующих психологов.

Ислам – это и вероисповедание, и особый образ жизни и мышления. Мусульманские нормы направлены на регулирование самых различных сторон жизни, оказывая влияние на особенности психологии людей. Ислам формирует повседневные навыки поведения, бытовые привычки.

Буддизм не проводит различий между эмоциями и другими психическими процессами. Вместо этого упор делается на понимание того, какие виды психической активности ведут к благополучию самого субъекта и благополучию окружающих, а какие вредят, особенно в долгосрочной перспективе.

В буддизме проводится ясное различие между аффективными состояниями, напрямую возникающими под воздействием приносящих удовольствие стимулов и состоянием суккха, возникающим из сбалансированного внимания, эмоционального и когнитивного равновесия. Переживание удовольствия зависит от времени, места и обстоятельств, и чувство легко может превратиться в нейтральное или даже неприятное. Когда приходится расстаться с приносящим удовольствие стимулом, ощущение удовольствия немедленно исчезает, независимо от того было ли оно связано, или нет, с любым негативным состоянием.

Цель мусульманина спасти свою душу и жизнь по шариату. Буддист хочет достичь просветления. Более того, буддист вообще не думает, что у него есть душа.

В исламе важное место занимает догматизм, неоспоримость которых ставится выше любого мнения. Соответственно, теологи других традиций придерживаются противоположного взгляда. Слова: «Я верю» в буддизме заменяются словами: «Я знаю» – он не верит концепциям и утверждениям, привнесенным извне, а доверяет только своему опыту. Именно это сказал Будда перед смертью – его самыми последними словами были слова: «И теперь не верьте всему, что я сказал, потому что я Будда, но проверяйте все на собственном опыте. Будьте сами себе путеводным светом».

В основе ислама лежат нормы, заложенные в Коране, которые определяют не только поведение, но и мысли человека, его образ жизни. Соответственно тот, кто придерживается этих правил, считается хорошим, добропорядочным, правильным, а кто их нарушает наоборот. Когда человек совершает проступок или грех его мучают муки совести. Буддизм же предполагает отсутствие чувства вины как определяющего в поступках. Человек учится на плохих и хороших ошибках, делает выводы. Следует отметить, что вина и ответственность в этом случае разные понятия.

В исламе большое значение имеет страх перед Богом. И человек, который принимает его в своем сердце, не боится ничего, даже смерти. Что может бояться имеющий страх Божий – ведь все в руках Бога. Даже смерть. Для буддистов иллюзорная природа страха очевидна. Невозможно бояться смерти, при осознании, что самое главное в человеке не имеет ни начала ни конца, и не может быть разрушено смертью. И это знание, а не вера.

В исламе есть понятие души, которую называют вечной. То есть однажды в этом мире появляется душа, которая живет в человеческом теле несколько десятилетий, а потом, уже навечно попадает в другой мир. В буддизме нет понятия души, но есть другое понятие – сознания, который существует и будет существовать всегда, он не был рожден, и потому не может умереть.

Ислам не определяет то, как одни люди при рождении получают все: хорошее здоровье, богатство, прекрасную внешность, добрых и любящих родителей, не прилагая к этому никаких усилий. У других же нет даже шанса выбраться из того болота, в которое они попали при рождении. Если все случается по Божьему разумению, то почему люди начинают жизнь в таких неравных условиях? Где же справедливость? Но как такого ответа нет, поскольку это высшая воля Бога. Минус в том, что при таком подходе человек начинает винить – себя, других, судьбу, систему или – самого Бога. Буддист сам создает свою сегодняшнюю жизнь прошлыми мыслями, словами и действиями.

В мире Корана существо, вещь и природа внезапно преображаются и обретают иную форму, человек и его духовные, материальные ощущения достигают иной глубины, разум, благодаря этому чудесному сведению обретает уровень восприятия окружающего мира таким какой он на самом деле, сердце, раскрывшись в этой атмосфере, может расшириться и душа, только этими поступлениями, окрылившись, может возвыситься.

Ислам предписывает быть человеку справедливым, воздавать за добро добром, за зло – злом, быть щедрым, помогать бедным и т. д.

В последние десятилетия в области социальной психологии и психологии религии наблюдается сближение научных и религиозных подходов к пониманию духовности, нравственности, веры, религии и религиозности. Эти подходы соотносятся с соответствующими социально-психологическими теориями, богословскими учениями. Важнейшие понятия буддизма и ислама, такие как сердце, дух, душа, личность, сознание, самосознание, могут быть рассмотрены в совместных трудах психологов и богословов.

Интеграция социальной психологии и психологии религии в том, что в настоящее время сама религия превращается из вспомогательного звена, обслуживающего государственную идеологию, в инициативу формирования нравственных стандартов и духовной жизни общества, что подразумевает не только политический вес на международной арене экономического, военного и духовного могущества страны, но и наличие идеологии и нравственного порядка в интересах народа. Стала возможна устойчивая практика осмысления взаимодействия двух феноменов: социальной психологии и пока малоизученной веры как феномена, исторически созидавшего культурные нормы и ценностные регуляторы поведения, выражавшего идентичность социальных институтов. При этом подчеркивается преемственность между православно-религиозными и социально-психологическими смыслами светскости, рожденными в процессе непрекращающихся исканий человеком и обществом в целом путей постижения высшей истины и своеобразия духовных и материальных форм. Современные социально-психологические исследования в рамках психологии религии, их результаты и перспективы дальнейшего развития свидетельствуют об активном интересе социальной психологии к выявлению фактов, влияющих на сознание и поведение людей.

Психология религии является той наукой, которая изучает психический мир верующих как в индивидуальных, так и в социальных проявлениях, одной из сторон общественного сознания, элементом общественной психологии, имеющим свою специфику, функции, средства воздействия и регулирования, что обосновывает существование религии в общественной жизни.

 

Список литературы:
1. Астахова Л.С., Политова С.П. К вопросу о предмете психологии религии // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – 158 с.
2. Буланова И.С. Смысловое содержание религиозной конверсии / И.С. Буланова // Религиоведение. – 2013. – Т. 4. – С. 132–138.
3. Еротич В. Психологическое и религиозное бытие человека. – М.: Библейско-богословский институт, 2013. – 212 с.
4. Олпорт Г. Теория личности // Психология личности в 2 тт. Т. 1. – М., 2013. – С. 445–453.
5. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – СПб.: Изд-во: «Питер», 2010. – 321 с.